Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
|
Коллективное бессознательное.
Обратимся теперь к важным, с точки зрения массовой психологии, понятиям "коллективное бессознательное" и "архетип", разработанным одним из лучших учеников Фрейда, его соратником, а потом и оппонентом - швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961).
В аналитической психологии Юнга бессознательному отводится большая роль, чем в психоанализе Фрейда, причем Юнг говорит, прежде всего, не об индивидуальном, а о коллективном бессознательном, в котором видит настоящий фундамент личности, народа и человечества. Юнг считает, что все люди имеют общее психическое наследие, общую, коллективную память.
|
"Ничто не исчезает бесследно, ничто нельзя переделать заново. Ни одному из нас не выйти за пределы той коллективной Тени, которую отбрасывает человечество"
Карл Густав Юнг
|
|
|
|
|
Согласно Юнгу, существует скрытый слой коллективной памяти, темные аспекты в человеческой психике, архаические пласты сознания. Именно в этом скрытом слое зашифровано прошлое человечества, психический опыт прошлых поколений. Коллективное бессознательное Юнг сравнивает с грибницей: оно связывает человеческий дух в единое целое; оно универсально, безлично и идентично у всех.
|
Содержание коллективного бессознательного никогда не входит в сознание. И в этом спасение: эти темные глубины, всплески подавленных чувств и коллективных состояний, далеко не безобидны, чреваты психическими потрясениями, возможно, даже безумием.
|
|
"В человеческом бессознательном просыпаются бесчеловечные силы"
Карл Густав Юнг
|
|
|
|
|
Человек задает вопросы.
Можно ли расшифровать язык коллективного бессознательного?
Архетипы.
На протяжении всей своей жизни Юнг ведет бесконечный анализ самых разных мифов, ритуалов, религиозных обрядов, произведений литературы и искусства - в них он ищет и находит однотипные, навязчивые сюжеты. Он исследует также сновидения, галлюцинации, мистические видения пророков и обычных людей, даже проявлений невротического бреда - маний (безумий) и фобий (страхов), - все с единственной целью - найти сходство смыслов, коллективные символы, общие для всего человечества первообразы.
|
Ученый одержим мыслью о том, что из недр бессознательного постоянно идут в человеческое сознание многочисленные сигналы, и их можно уловить. Надо только увидеть черты общего в особенном и единичном. Проникнуть мыслью в те слои бытия, где таится прошлое.
|
Слово "архетип" происходит от греч. "начало", "образ", "первообраз", "прообраз". В архетипах, этих универсальных картинах и символах, как раз и кристаллизуются сигналы коллективного бессознательного.
|
|
 |
| "обломок древней правды"
|
|
|
Человек задает вопросы.
Что это - генетическая память?
Природа архетипа Юнгу не ясна. Не генетическая память, скорее, аналог, подобие генетической памяти… Он утверждает, однако, что в архетипах запечатлен опыт человеческого рода: не нации, не отдельной расы, а всего человечества. Архетипы инвариантны для всех времен и народов.
|
"Науке еще предстоит открыть феномен коллективного бессознательного"
Фернан Бродель
|
|
Юнг отправился в Соединенные Штаты, где изучал… сны чистокровных афроамериканцев. И что же? Он пришел к выводу, что "эти образы не имеют никакого отношения к так называемой расовой или кровной наследственности, равно как и не являются продуктами личного опыта индивида. Они принадлежат человечеству в целом, поэтому имеют коллективную природу".
|
Эти чуткие локаторы невидимой воли далекого прошлого рассматриваются как единые для всех людей и во все исторические эпохи. Эти образы, эти символы присутствовали в жизни множества предков и, наконец, отчеканились в ходе бесчисленных повторений.
|
|
 |
| похищение огня
|
|
|
Человек задает вопросы.
Значит, архетипы могут преодолевать пространство и время?
Архетипы могут спать - до поры. Но возникает некая ситуация, и архетип активизируется. Он как бы дает сигнал о том, что в подобных ситуациях многие поколения предков действовали именно так, а не иначе.
Наделенный огромной психической энергией, архетип предшествует коллективному действию и как бы спускает курок коллективного поведения. Древние силы, до сих пор дремавшие в людях, приходят в движение.
Если архетип разбужен, из глубин массы может хлынуть поток неконтролируемой энергии. Казалось бы, ниоткуда, возникают всплески подавленных состояний, репрессированных некогда чувств, находившихся до этого в "запаснике". Последствия могут оказаться непредсказуемыми: "Нет, - писал Юнг, - такого безумия, жертвой которого не стали бы люди под властью архетипа". Не случайно режимы, делающие ставку на человеческое безумие, постоянно апеллируют к простейшим архетипам мифологического сознания.
|
Анализируя формы взаимодействия архетипов с сознанием, Юнг выделял две крайности, которые, с его точки зрения, равно опасны для индивидуального и социального бытия человека. Первую крайность он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало растворяется в коллективном бессознательном. Другая крайность - западное индивидуалистическое рациональное мышление, где, напротив, коллективное бессознательное подавляется.
|
|
|
|
|
Человек задает вопросы.
Непонятно все-таки, как знаки могут обладать энергией?
Знаки вообще обладают способностью энергетически мощного воздействия. Например, свастика. Или, еще проще: например, кейс, набитый пачками долларов.
Примеры архетипов.
Примеров особенно много в древних мифологических и религиозных сюжетах. Похищение огня. Жертва, жертвоприношение. Первоначальный хаос. Акт творения. Грехопадение, изгнание из рая. Союз мужского и женского начал. Смена поколений. Убийство вождя (цезаря, царя), отцеубийство, братоубийство. Возмездие. Богиня-дева, богиня Прародительница. Борьба богов между собой. Очищение, кровь, месть за отцов. Возрождение, или второе рождение. Воскрешение из мертвых. Всемирный потоп. Божественный суд.
|
Архетип может быть выражен в виде символа: крест, звезда, полумесяц, та же свастика. По мнению Юнга, настоящий символ указывает как раз на то, что неизвестно, - на некий архетип, который нельзя выразить яснее или точнее.
А самых мощных архетипа, возможно, всего четыре. Это архетипы: конца (Апокалипсис), инобытия (Ад, Рай), освобождения, спасения. Все мировые религии основаны на идее личностного спасения. Например, "ислам" буквально означает "путь к спасению". Христос у христиан часто именуется "Спаситель".
|
|
|
 |
| Архетипические фигуры
|
|
|
Человек задает вопросы.
И все они выражают опыт прошлого?
Архетипы могут быть и проекцией в будущее, знаком желанной мечты. "Золотой век" может находиться как в прошлом, так и в будущем. Другой пример - пришествие Христа: Мессия уже приходил в прошлом, но Второе Пришествие и связанное с ним воскрешение всего человечества - в будущем.
|
|
|
|