Формирование представления об исторической эпохе через систему ключевых понятий.
Аблажей Н.Н., к.и.и.

  Цель статьи состоит в постановке методологических проблем, связанных с формированием представлений об исторической эпохе у школьников через систему ключевых понятий. При этом последние должны быть способными реализовать следующую задачу: представить "панорамную" картину национальной истории через возможности культурной антропологии и "социальной" истории (понимаемой в широком смысле - от истории общественных институтов и социальных групп до истории повседневности), и тем самым нивелировать монополию "традиционной" истории с ее приматом политического фактора.
  Результаты тестирования учащихся-старшеклассников прошлых лет. проводимого ежегодно Гуманитарной кафедрой СУНЦ НГУ, хорошо иллюстрируют состояние отечественного гуманитарного образования в средней школе. Статистический анализ итогов тестового опроса, проведенного в конце первого семестра 2001 г., позволяет говорить о следующем процентном распределении знаний учащихся-старшеклассников. Процентное распределение составило: по разделу "Россия во второй половине XIX в." уровень общих знаний (т.е. количество частичных и полных ответов) 70%; по разделу "Российская империя в начале XX в." - 74%; по разделу "Россия в 1917 - 1920-е гг." - 52%. Таким образом, новейшая история страны усвоена учениками особенно фрагментарно. В целом можно говорить о среднем уровне знаний, соответствующем 65% от объема школьной программы. Однако проблема не столько во фрагментарности, усваиваемых знаний, сколько в методологических и методических проблемах как преподавания истории в школе, так и ее освещения в существующей учебной литературе.
  Содержательный анализ результатов тестирования, предпринятый студентами-выпускниками отделения истории гуманитарного факультета НГУ, характеризует полученные знания школьников как фрагментарные, кратковременные и "отчужденные". Студенты также дают свое толкование особенностей исторического сознания современной молодежи через анализ его структуры и господствующей парадигмы. Историческое сознание молодых людей складывается в результате процессов социализации. Следовательно, это - формирующееся сознание, где превалирует некритическое восприятие информации. Полученные в ходе тестирования данные наглядно отражают доминирующую в данный момент парадигму оценки исторического прошлого. При интерпретации истории России отмечено влияние двух идеологем: господство националистической парадигмы применительно к досоветской истории и абсолютное доминирование тоталитарной концепции при интерпретации советского периода, что исключает панорамное и целостное восприятие исторического процесса. Соответственно, историческое сознание молодежи является крайне неоднородным, будучи следствием столкновения противоречащих друг другу концепций. Представляется, что главная цель школьной образовательной практики состоит не только в получении набора знаний о предмете и унификации исторических категорий и понятий, но и в выработке первоначальных навыков самостоятельною и критического мышления.
  В западной образовательной традиции национальным историям предшествуют курсы истории цивилизаций, что позволяет сформулировать понятийный аппарат глобальной истории и истории хозяйствования человечества. Благодаря тому, что у школьников заложены начальные представления о макроистории, для них вполне логичным представляются не только проблемы развития цивилизаций, переходных эпох, технологических революций, по и национальная специфика. Все это позволяет усвоить как идеи глобального единства человечества, так и нелинейность его развития. Поэтому и отечественный школьный курс истории должен обладать широким набором общесоциологических понятий (цивилизация, историческое пространство, товарно-денежные отношения, частная собственность, урбанизация, империя, колониальная система, гражданское общество и т.п.).
  Выход из сложившейся ситуации видится также и в антропологизации школьной истории. Историческая наука не способна воссоздать реальность жизни. Однако современная история может дать информацию не только о состоянии государства, но и общества, воспроизвести жизнь человека, его повседневность, т.е. ответить на основной вопрос "как жили люди в то время". Безусловно, XX в. переполнен для России политическими катаклизмами, но общецивилизационное содержание истории страны было принципиально иным. Па протяжении трех-четырех поколений произошли радикальные изменения в среде обитания и образе жизни доминирующей части российского общества. Гак, например, "средний городской житель" начала XX в. - это житель малого города, представитель мещанского сословия, малограмотный, как правило, родившийся в деревне или имевший деревенских родителей, занятый в ремесле, мелкой торговле или состоявший на муниципальной службе. В конце 1930-х - 1950-х гг. средний горожанин - житель "среднего" города, недавний сельский житель, рабочий, занятый в строительстве, на фабрике или заводе, имевший несколько классов образования, проживавший в общежитии или коммуналке. Однако в 1980-е гг. средний горожанин -житель большого города, родившийся в нем, рабочий или служащий, со средним, среднеспециальным или высшим образованием, работающий в индустрии, сфере обслуживания или образования, проживающий в отдельной малогабаритной квартире "со всеми удобствами", имеющий телефон, телевизор, стиральную машину. Менялась доминирующая сфера занятости, характер труда, быт, образ жизни, средства и возможности связи, передвижения и т.п. Изменился бюджет времени, соотношение труда и отдыха, структура досуга и другие показатели повседневности. Поскольку социо-культурные представления, ценности и нормы социального поведения закреплены в знаках и символах, то без анализа символических систем невозможно восстановить картину эпохи (национальная, советская символика, монетная система, анекдоты и кинофильмы и т.п.). Поэтому школьный курс могут дополнить ключевые понятия, отражающие происходившие изменения в практиках повседневности, такие как червонец, нэпман, коммуналка, хрущевка, дефицит, новый русский и т.п., которые наглядно расскажут об эпохе. Все это поможет сформировать представление современного школьника о прошлом его семьи и стимулирует интерес к изучению отечественной истории.

к содержанию