Игровой элемент в формировании понятийного аппарата в курсе "Основы экономической теории".

Ерышова В.П.

  Курс "Основы экономической теории" является относительно новым в программах общеобразовательных школ. В каких-то школах он входит в число обязательных предметов, где-то он читается в качестве спецкурса или факультатива, а в ряде школ он отсутствует вовсе. Связано это с несколькими причинами: - в общеобразовательных учебных заведениях нет достаточного числа подготовленных преподавателей; - школьные библиотеки не укомплектованы необходимыми учебными пособиями; - слабо отработаны методики преподавания этого предмета.
  Последняя причина представляется мне не менее важной, чем первые две. Экономическая наука, как и большинство наук, не относится к числу простых. Изучение экономических дисциплин вызывает сложности даже в высшей школе, где аудитория более взрослая, с более значительным практическим опытом, частично сама уже включенная в реальные экономические отношения. Сделать экономический курс доступным для аудитории более младших ( 14 - 16 лет) возрастных групп - задача непростая. Во-первых, он не должен быть обременен сложным математическим аппаратом, хотя экономическая наука без расчетов и математических выкладок немыслима, и, в действительности, очень широко использует методы математики, теории вероятностей, статистики и математического моделирования. Курс также не должен быть оторванным от действительности. Он должен быть построен так, чтобы изучаемые экономические понятия аудитория могла спроецировать на реальную жизнь, выявить в ней анализируемые в данный момент закономерности и попытаться объяснить их. Кроме того, хотя изучаемый в школе экономический курс не должен быть инструкцией к тому, как вести себя в условиях рыночной экономики, он все же должен развивать в человеке экономическое мышление и экономические формы поведения.
  Хорошо работает на эти цели методика преподавания курса, основанная на достаточно активном использовании деловых игр и моделирующих упражнений.
  Деловая игра - это сложная разработка, многократно апробированная на практике с целью прогнозирования тех непредвиденных ситуаций, которые трудно предусмотреть теоретически, но которые могут возникнуть в ходе игры и к которым преподаватель, проводящий деловую игру должен быть заранее готов.
  Как правило, сама деловая игра достаточно затратна и требует не менее двух учебных часов. Во-первых, преподаватель должен очень четко описать роли всех участников игры и добиться того, чтобы каждый присутствующий в аудитории прекрасно понял свою собственную роль и достаточно хорошо представлял себе роли остальных участников игры. На эту процедуру обычно уходит 10-15 мин. Из практического опыта известно, что экономить время здесь не стоит, так как , если участвующие в игре не поймут своей роли, то их действия не будут отражать реальные экономические процессы и в результате игры будут получены искаженные данные.
  Наиболее продолжительный по времени блок - сама деловая игра, в которой моделируется какой-либо определенный экономический процесс, хотя и в достаточно упрощенном виде. При этом обязательно надо иметь в ввиду, что если
  предполагается в процессе игры менять какие-либо ее внутренние параметры, то есть вводить элемент динамики, то это потребует увеличить время проведения игры.
  Третий блок - подведение итогов игры и формулирование задания (теоретического или расчетного), которое участники игры должны выполнить, основываясь на своих действиях, наблюдениях, а также информации, полученной в ходе игры. Этот блок по продолжительности и важности аналогичен первому, так как основная ценность игры состоит не в осуществляемых в ходе игры действиях, а именно в последующем осмыслении происходящего в игре, в анализе поведения, принимаемых решений, выявлении ошибок, сопоставлении с личными результатами других игроков. Преподаватель, ведущий игру, должен внимательно следить за ходом игры, выявлять ошибки в поведении игроков, возможные нарушения инструкций, отмечать наиболее профессионально действующих игроков. При подведении итогов преподаватель должен сообщить учащимся о своих наблюдениях.
  Большое значение имеет формулировка задания, которое участвующие в игре получают на дом. Именно дома они должны поработать над теми категориями и понятиями, которые моделировались игровой ситуацией. Хорошо, если бы в задании специально была предусмотрена некоторая сложность, с которой столкнулось бы большинство учащихся. Это заставило бы их еще раз вернуться к новым понятиям и хорошо их осмыслить.
  Еще один важный момент при проведении ролевых деловых игр - это численность аудитории. Для получения более или менее объективного результата число участников должно находиться в пределах 25-30 человек.
  Моделирующие упражнения - более простой и доступный инструмент. Если деловые игры лучше использовать для более глубокого понимания сути происходящих в реальной жизни процессов, то моделирующие упражнения можно широко использовать для объяснения отдельных категорий и понятий. Моделирующие упражнения, как правило, менее затратны и в отношении времени (многие укладываются в 10 - 15 минут), и в плане материальной подготовки ( можно импровизировать с предметами, имеющимися у учащихся). Поэтому, если преподаватели ограничены во времени и в средствах, то моделирующие упражнения будут для них более подходящим инструментарием. Что же касается результативности применения такой методики, то она не менее высока, чем в случае использования деловых игр, так как при проведении подобных упражнений включенность аудитории в учебный процесс практически 100%-ная и очень высокая степень усвоения нового материала.
  

к содержанию