"Каким человеку следует быть": ценностные ориентиры Древней Руси
(на материале "Изборника 1076 года" и "Поучений к простой чади").
Вопросы к семинару
   Предварительные замечания к семинару.
   Вашему вниманию предлагаются три текста - два из них являются источниками, третий - статья современного автора, посвященная одному из аспектов рассматриваемой проблемы. Цель семинара заключается в том, чтобы, прочитав и проанализировав текст, выявить идеал поведения древнерусского человека, а через поведение выявить те ценности, которые это поведение определяли. Вопрос о ценностях в данном случае является основной темой семинара, поэтому в ответе на главный вопрос вы не должны подменять рассуждение о ценностях рассуждением о логичности или нелогичности поведения. Последнее - пример, через который мы должны увидеть то внутреннее состояние, которое его определяет.
   Читая источники, вы не должны забывать, что они являются поучениями, т.е. рисуют картину того, как должно быть, но не так, как в большинстве случаев было на самом деле. Они задают некий идеал, высокую, но практически достижимую планку, которой и определяется система ценностей. Помня о многообразии реальности, нужно попытаться выявить именно этот идеал, увидеть, что именно лежит в основе системы ценностей древнерусского человека.
   
    Работа на семинаре состоит из двух частей. Первая часть - устная, делается на занятии и представляет собой свободное обсуждение: каждый может выступить, предварительно обдумав ответ на поставленный вопрос. Вторая - письменная (ответ на главный вопрос) делается дома заранее и сдается в день проведения семинара. На занятии, обсуждая вопросы первой части, мы вместе ищем ответ на главный вопрос семинара. Ответ на главный вопрос должен аргументировано выражать Ваше мнение, но отнюдь не обязательно должен совпадать с тем выводом, к которому мы пришли на занятии.
   
   I часть (вопросы, обсуждаемые на занятии устно):
   
   1. Найдите в текстах пары сопоставимых качеств и/или поступков, например, "богатство-бедность", "смирение-гордыня" и т.п. Определите, какое из качеств в составленной паре имеет отрицательный, а какое - положительный смысл. Всегда ли это можно четко определить? В каких случаях нельзя?
   2. В каких отношениях должны были находиться родители и дети, как это проецировалось на отношения в обществе в целом?
   3. Каким образом "средний" древнерусский человек, которому адресованы поучения, осмысливался в системе общественных отношений? Каким должно было быть его отношение: 1). к Церкви, 2). к князю, 3). к тем, кто стоит ниже его на социальной лестнице? Кого следовало включать в понятие "ближний" в древнерусском обществе?
   4. Можно ли выявить из текстов отношение к жизни и смерти? Что вкладывалось в эти понятия в Древней Руси? Какую роль играло в оппозиции "жизнь-смерть" отношение к убийству?
   
   II часть (главный вопрос, делается письменно в свободной форме):
   
   Попытайтесь выстроить иерархию ценностей древнерусского человека. Что для него в жизни должно было быть главным, а что - второстепенным? Как Вы думаете, отличается ли она от иерархии ценностей современного человека?
   

на страницу семинаров 

Rambler's Top100