Страничка преподавателя гуманитарной кафедры СУНЦ. Демидова Лариса Денисовна

Повседневная жизнь средневекового новгородца. Вопросы к семинару
    1 часть.
   1. Что общего между сенником и овином?
   2. Кем приходились друг другу Есиф и Фома?
   3. Согласился ли Яков быть свидетелем в судебном деле Ивана?
   4. Что общего между веретищем, серью, зендянью, водмолом?
   5. Что случилось со слугой Василия Игнатьева?
   6. Назовите имена новгородцев, завещания которых дошли до нас.
   7. Кто опередил Максима в покупке Ещерского уезда?
   8. В чем новгородцы обычно измеряли вес (объем) зерновых?
   9. Что новгородцу не стыдно было подарить на свадьбу?
   10. Когда был заключен Ореховецкий мир и каковы его условия?
   11. Назовите имена новгородцев, которым пришлось потерпеть убытки от воров и разбойников.
   12. Чем могли выплачиваться подати?
   13. Кто такие Борис и Настасья? Кто из них умер раньше?
   14. Что такое бессудная грамота?
   15. За что упрекал Матфей Марка и Савву?
   16. На какое должностное лицо поступало в Новгородской земле больше всего жалоб?
   17. Что общего между письмами от Микиты к Анне и от Янки с Селятой к Ярине?
   18. На что Феврония жаловалась Феликсу?
   19. Кто такой испольщик? А изорник?
   20. Чем могли бы обрадовать Гаврилу Постню Григорий и Улита? Кем они ему приходились?
   21. Какие названия существовали для обозначения подати?
   22. Каково было положение дел в Матфеевых владениях?
   23. Что наказала жена Семену, а муж - Ульяне?
   24. В каких значениях употребляется слово "куница"?
   25. Кому из новгородцев пришлось выступать в суде в качестве свидетелей?
   26. Что такое деисус?
   27. Кому мог принадлежать повойник?
   28. Что представлял из себя выморочный участок?
   29. Что такое "русалья неделя" и почему она так называется?
   30. В каком значении употребляется слово "погост"?
   31. Когда празднуется Петров день?
   32. Перечислите новгородские денежные единицы.
   33. Что такое жеребьи?
   34. Какого характера вопросы приходилось решать Максиму Онцифоровичу?
   35. В какой день недели судился Филипп с Иваном Стойком?
   36. В каких выражениях новгородец мог выразить приветствие?
   37. Насколько мал дорогой золотник?
   38. В каких значениях употреблялось слово "соха"?
   39. Почему в грамоте № 752 возможны два варианта перевода одного и того же слова: неделя и воскресенье?
   40. Какова отгадка к загадке из грамоты 10?
   
   2 часть.
   
   1. Вспомните, какие исторические события происходили в рассматриваемый период в Новгороде и других землях. Нашли ли они отражение в грамотах? Если да, то как? Если нет, то почему?
   2. В чем отличие берестяных грамот от других видов источников, из которых мы черпаем знания о прошлом (летописей, официальных и правовых документов)? Что в них особенного?
   3. Какие виды занятий существовали в Новгородской земле?
   4. Какие социально-экономические, правовые реалии древней Руси, известные вам по другим источникам, отразились в грамотах?
   5. Что можно сказать о семейных и родственных отношениях, воспитании детей? Каким было положение женщины?
   6. Как происходило обучение грамоте?
   
   3 часть (главный вопрос).

   
   Каким видится Вам облик средневекового новгородца?

на страницу семинаров 

Rambler's Top100