Страничка преподавателя гуманитарной кафедры СУНЦ. Демидова Лариса Денисовна

Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века)
(по книге Ю.М. Лотмана)
Вопросы к семинару

   Предварительные замечания.
   Все тексты обязательны к прочтению. Порядок работы - тот же, что и в прошлый раз. Обратите внимание на первую часть - ответов на некоторые вопросы нет ни в тексте, ни в комментариях. Вам нужно искать их самостоятельно. В ответе на главный вопрос мне хотелось бы, чтобы вы попробовали побеседовать с автором, т.е. отталкиваясь от рассуждений М.Ю. Лотмана о культуре и быте, попытались выразить собственное мнение по поводу ценностей.

   1 часть.
  1. Во сколько лет ребенка начинали учить танцам?
  2. Чем окончилась дуэль А.С. Пушкина с С.Н. Старовым?
  3. Кому был обязан Жуковский тем, что его белые панталоны были безнадежно испорчены?
  4. Кто из русских императоров превратил военный парад в театральное зрелище?
  5. Почему дендизм Онегина наполовину поддельный?
  6. Кто носил поэтическое прозвание Лалла-Рук? Благодаря какому писателю?
  7. Что такое "четверная дуэль"?
  8. Участвовали ли сыновья генерала Раевского в битве под Дашковкой?
  9. Что такое "мазурочная болтовня"?
  10. Каким образом осуществлялся на балу выбор танцевального партнера?
  11. Кто такой бретер?
  12. Каким танцем традиционно открывался бал?
  13. Что такое "живые картины"?
  14. Какое из искусств особенно любил Николай I?
  15. Какие слова В.Л. Пушкина его племянник Александр желал слышать в качестве предсмертных?
  16. В каком танце молодой человек мог блеснуть умением делать антраша? Что это такое?
  17. В чьем доме проводились самые известные в Петербурге маскарады? Где он находился?
  18. Какое наказание по закону следовало за участие в дуэли?
  19. Почему современники уподобляли Александра I античному Протею?
  20. Что такое "коцебятина"?
  21. Бренчали ли на балу кавалергардские шпоры?
  22. Что хотел надеть К.Ф. Рылеев 14 декабря 1825 г. выходя на Сенатскую площадь?
  23. Благодаря какому литературному произведению граф Павел Сухтелен стал причиной появления живописного полотна?
  24. Как в начале XIX в. танцевали вальс?
  25. Чем провинился кот Ванька и как он был наказан?
  26. Что такое "фрунт"?
  27. Какая эпиграмма послужила поводом для дуэли А.С. Пушкина с лицейским другом В.К. Кюхельбекером? Найдите полный ее текст.
  28. Что нужно было сказать собеседнику, дабы показать, что продолжение разговора нежелательно?
  29. Кто такой Иов и о чем он горевал?
  30. Где, кроме аустерлицкого поля, младший офицер мог увидать плачущего императора?
  31. Что такое шнеллер?
  32. На расстоянии скольких шагов возможно было стреляться на дуэли?
  33. Кто был "грозой дозоров караульных"?
  34. Что такое "картель"?
  35. Что, согласно этикету, должен был надеть император (императрица), посещая гвардейский полк?
  36. У кого учились танцам дети из столичных дворянских семей в начале XIX в.?
  37. Благодаря чьим интригам был отправлен в отставку М.М. Сперанский?
  38. Что такое эспантон?
  39. Каковы два способа танцевального исполнения мазурки?
  40. Что объединяет имена Кухенрейтера и Лепажа?
   2 часть.
  1. В каких сферах деятельности русский дворянин XVIII - XIХ вв. проявлял себя как а). поданный государя, б). член общества, в). частное лицо?
  2. Назовите самые распространенные формы досуга в дворянском быту. В чем заключалась, по мнению Ю.М. Лотмана, их особенность?
  3. Что Вы можете сказать о понятии дворянской чести?
  4. Согласны ли Вы с утверждением Ю.М. Лотмана, что в начале XIX в. "театр вторгся в жизнь, активно перестраивая бытовое поведение людей"? В чем состоит смысл "театральности быта"?
  5. Можно ли говорить о неком идеале бытового дворянского поведения? Если да, опишите его. Как Вы думаете, на какие ценности (нравственные, культурные) он опирается?
   3 часть (главный вопрос).

   Можно ли говорить, что система ценностей русского дворянина XVIII - XIX вв. была принципиально отличной как от предшествующего, так и от последующего исторического периода?

на страницу семинаров 

Rambler's Top100