Гуманитарная кафедра

СУНЦ НГУ. Гуманитарная кафедра
История России. 11-е классы

Темы рефератов

   


   I. Спорные вопросы истории науки

   
   1. Движущая сила "дела Лузина": учёные или политики?

   Критика известнейшего российского математика 1920-х гг. Н.Н. Лузина (кстати, среди выходцев "Лузитании" - и М.А. Лаврентьев) началась в 1936 году газетой "Правда". Значит, несомненно наличие политической подкладки. Но известно и другое: в числе самых яростных критиков академика были некоторые его ученики - учёные, внёсшие крупный вклад в математическую науку XX столетия. Задача автора реферата - разобраться: почему возникло "дело Лузина", кто определял его сценарий и развязку?
   Разобраться в этом поможет сборник документов. При работе с ним упор надо сделать не на авторское введение, а собственно на документы.
   Обязательная литература:

   Дело академика Николая Николаевича Лузина. / Сост.: Н.С. Ермолаева, А.И. Володарский, Т.А. Токарева. Отв. ред.: С.С. Демидов, Б.В. Левшин. СПб., 1999.
   Дополнительная литература:

   Лаврентьев М.А. Николай Николаевич Лузин // Успехи математических наук. 1974. Сентябрь-октябрь. Т. XXIX. Вып. 5 (179) http://prometeus.nsc.ru/akademgorodok/lavrentev/works/luzin.ssi
   Токарева Т.А., Володарский А.И. "Дело академика Н.Н.Лузина" и советская пресса (июль-август, 1936 г.) // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 1999. М., 1999. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/tk-vl99i.htm
   Юшкевич А.П. "Дело" академика Н.Н.Лузина // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.377-394. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/os/377-394.pdf
   
   2. Особый случай академика Капицы

   В начале 1930-х годов П. Л. Капица работал в Англии. В 1934 г. он приехал в СССР в отпуск - и не смог вернуться: его не выпустили из страны, невзирая на протесты иностранных учёных. Сталин создал для него институт, построил здание, купил технику. Ко времени задержания Капица был уже известен среди физиков. Но в это же время разворачивались гонения на других учёных, не менее, а то и более авторитетных в научном сообществе. Чем же Капица так привлёк Сталина, что ему в годы "большого террора" позволялось больше, чем другим? Почему в конце концов он попал в опалу, но не был уничтожен?
   Обязательная литература:

   А.Б. Кожевников. Ученый и государство: феномен Капицы // Философские исследования, 1993, № 3, с. 418-438. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/koj93sp.htm
   Есаков В.Д., Рубинин П.Е. Капица, Кремль и наука. Т.1. Создание Института физических проблем 1934-1938. М.: Наука, 2003.
   Петр Капица. Триста писем в Кремль. [документальный фильм с воспоминаниями С. П. Капицы] http://www.rutv.ru/video.html?d=0&vid=34040
   Дополнительные материалы:

   Подборка материалов в Музее П.Л. Капицы: http://www.kapitza.ras.ru/museum/
   Подборка материалов в проекте "Vivos voco!" http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/KAPITZA/KAPITZA.HTM
   
   3. Генетики в годы лысенковщины: методы выживания

   Известно, что научная генетика была при Сталине разгромлена Лысенко и его компаньонами, монополия которых продолжалась (даже если считать только от августовской 1948 года сессии ВАСХНИЛ) более полутора десятилетий. Многие видные генетики погибли. И тем не менее, после потери сторонниками "мичуринского учения" поддержки властей оказалось, что в стране есть люди, готовые вновь поднять знамя генетики. Каким же образом им удалось сохраниться? Какие методы выживания оказались успешными, какие - неудачными?
   Обязательная литература:

   Александров В.Я. Трудные годы советской биологии: записки современника. СПб, 1993. http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/ALEXANDROV/CONTENT.HTM
   Берг Р.Л. Суховей. М., 2003 (или др. издание). Главы: "Непокоренные", "Побежденные победители", "Кордебалет спящих мух", "Правда - ложь, а ложь - правда". http://modernproblems.org.ru/memo/119-syxov1.html?showall=1, http://modernproblems.org.ru/memo/120-syxov2.html?showall=1
   Струнников В.А. Шёлковый путь. М., 2009 (или др. издание). Главы: "Начало научной карьеры", "Трудовая деятельность", "Августовская сессия ВАСХНИЛ", "Работы, не связанные с генетикой", "Работы, связанные с генетикой".
   Рапопорт И.А. Сорок лет спустя - встреча со студентами ЛГУ // Иосиф Абрамович Рапопорт - учёный, воин, гражданин: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 2001. С. 123-143. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/rapoport.pdf
   
   4. Зачем Сталин разгромил генетику?

   История гонений на генетиков стала хрестоматийной ещё в годы Советского Союза. В подробностях описаны гонения 1930-х гг., разгром 1948 г. и дальнейшее господство лысенковщины. Но остаётся вопрос: зачем это было нужно И.В. Сталину? Для чего он уничтожил в нашей стране научную генетику и тем самым отказался от возможности использовать таланты генетиков на благо советского сельского хозяйства? Задача автора реферата - представить существующие точки зрения на этот счёт и убедительно обосновать собственное мнение.
   Обязательная литература:

   Рапопорт И.А. Сорок лет спустя - встреча со студентами ЛГУ // Иосиф Абрамович Рапопорт - учёный, воин, гражданин: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 2001. С. 123-143. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/rapoport.pdf
   Кожевников А.Б. Игры сталинской демократии и идеологические дискуссии в советской науке: 1947-1952 гг. // Вопросы истории естествознания и техники. 1997. № 4. С. 26-58. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1997/4/26-58.pdf
   Есаков В.Д. Новое о сессии ВАСХНИЛ 1948 года // Репрессированная наука. Вып.2. СПб.: Наука, 1994, с.57-75. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/esak94os.htm
   Вавилов Ю.Н. Август 1948. Предыстория // Человек. 1998. № 3. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/MEN/LYSENKO.HTM
   Резник С.Е. Снова о Вавилове и Лысенко // Природа, 1992. №11. С. 88-98. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1992/11/88-98.pdf
   Дополнительная литература:

   Музрукова Е.Б., Чеснова Л.В. Советская биология в 30-40-е годы: кризис в условиях тоталитарной системы // Репрессированная наука, СПб.: Наука, 1994. С. 45-56. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/os2/45-56.htm
   Кременцов Н.Л. Равнение на ВАСХНИЛ // Репрессированная наука. Вып.2. СПб.: Наука, 1994. С. 83-96. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/krem94os.htm
   Левина Е.С. Трагедия Н.И.Вавилова // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.223-239. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/os/223-239.pdf
   Лебедев Д. В. Помогают ли опыты на простейших понять трагические события в отечественной биологии? (Реплика участника этих событий) // На переломе. Советская биология в 20-х-30-х годах. Вып.1. СПб., 1997. С. 165-170. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/naperelome/1/165-170.pdf
   Обмен письмами между Т. Д. Лысенко и И. В. Сталиным в октябре 1947 г. // Вопросы истории естествознания и техники. 1998. № 2. С. 153-166.
   http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1998/2/153-165.pdf
   Россиянов К.О. Сталин как редактор Лысенко (к предыстории августовской (1948 г.) сессии ВАСХНИЛ) // Вопросы философии, 1993. № 2. С. 56-69. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vf/1993/2/56-69.pdf
   Еще раз о Н.И. Вавилове и Т.Д. Лысенко [Волков В.А. У истоков "лысенковщины". Левина Е.С. Некоторые уточнения] // Природа. 1997. № 11. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/LYSVAV.HTM
   Социальная история отечественной науки. Биология и медицина // http://www.ihst.ru/projects/sohist/bio.htm
   Левина Е.С. Вавилов, Лысенко, Тимофеев-Ресовский. М.: 1995.
   Сойфер В.Н. Власть и наука. История разгрома генетики в СССР. М., 1993 или др.
   
   5. Физики и политики в эпоху сталинских "научных дискуссий"

   Вторая половина 1940-х гг. - время, когда в самых разных науках проводились "научные дискуссии", имевшие непременную особенность: их результат определялся партийно-государственными органами. Почему же физикам удалось миновать это время относительно благополучно? Задача автора реферата - показать, какие существуют мнения по этому вопросу и убедительно обосновать собственную точку зрения.
   Обязательная литература

   Всесоюзное совещание физиков 1949 г. Проект решения // http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/vs1949pr.htm
   Визгин В.П. Ядерный щит в "тридцатилетней войне" физиков с невежественной критикой современных физических теорий // Успехи физических наук. 1999. Т. 169. № 12. С.1363-1389. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/ufn/1999/12/r9912i.pdf
   Сонин А.С. Совещание, которое не состоялось // Природа, 1990, №3, с.97-102; №4, с.91-98; 1990, №5, с.93-101 (с предисловием С.П.Капицы и послесловием М.А. Маркова). http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1990/3/97-102.pdf
   Кожевников А.Б. Игры сталинской демократии и идеологические дискуссии в советской науке: 1947-1952 гг. // Вопросы истории естествознания и техники. 1997. № 4. С. 26-58. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1997/4/26-58.pdf
   Горелик Г. Е. Неэлементарный вопрос физики элементарных частиц // http://ggorelik.narod.ru/Dau/Tamm_Ivanenko_1934_ Priroda_2004.htm
   Дополнительная литература:

   Томилин К.А. Физики и борьба с космополитизмом // Физика XIX-XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах: Физика XX в. М.: Янус, 1997, с.264-304. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/tom97ph.htm
   Сонин А.С. Советская история физики и борьба с "космополитизмом" // Исследования по истории физики и механики. 2005. М.: Наука, 2006, с.146-176. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/iifm/2005/146-176.pdf
   Ахундов М.Д. Спасла ли атомная бомба советскую физику? // Природа, 1991, №1, с.90-97. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1991/1/90-97.pdf
   Визгин Вл.П. Спасенная дважды: советская теоретическая физика между философией и ядерным оружием // История советского атомного проекта, вып.1, М.: "Янус-К", 1998, с.329-391.
   
   6. Академик Павлов: диссидент или верноподданный?

   Широко известны факты резко критического отношения нобелевского лауреата физиолога И.П. Павлова к советской власти. Даже в 1930-е гг. он писал председателю Совнаркома В.М. Молотову такие письма, за которые любой другой советский гражданин немедленно попал бы в "компетентные органы". С другой стороны, известны похвальные слова, сказанные Павловым перед лицом делегатов Всемирного физиологического конгресса 1935 г. - о советском правительстве как авторе перспективных социальных экспериментов. Задача автора реферата - показать, какие объяснения этого удивительного сочетания предлагаются историками науки, и убедительно обосновать собственную точку зрения.
   Обязательная литература:

   "Пощадите же родину и нас". Протесты академика И.П.Павлова против большевистских насилий // Источник. 1995. №1(14). С.138-144. http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/letters/pav95ist.htm
   Тодес Д. Павлов и большевики // Вопросы истории естествознания и техники. 1998. №3. С. 26-59. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1998/3/26-59.pdf
   Григорьян Н.А. Противостояние системе. К оценке социально-политической позиции И.П.Павлова // Философские исследования, 1993. № 4. С. 399-417. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/grig93sp.htm
   Самойлов В.О. О патриотизме и диссидентстве Павлова. // Природа. 1999. № 8. С. 104-118. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1999/8/pavlov.pdf
   Дополнительная литература:

   Павлов И.П. О русском уме // Природа. 1999. № 8. С. 93-103. http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/MIND.HTM

наверх


   II. Лица людей науки

   
   7. Владимир Николаевич Ипатьев: исследователь и организатор промышленности

   "In memory of the Russian genius, Vladimir Nikolayevich Ipatieff, inventor of the octane gasoline" - написано на его надгробии в Нью-Джерси. Интересен Ипатьев не только своими научными успехами. Но также тем, что успешно находил общий язык и с царским правительством, и с большевиками, будучи в 1910-е - 1920-е годы крупным организатором химической промышленности. Но в 1930-е стал "невозвращенцем" и ещё два десятилетия плодотворно работал в США. Задача автора реферата - показать, за счёт чего В.Н. Ипатьев добился успеха, и за счёт чего в итоге вынужден был эмигрировать.
   Обязательная литература:

   Ипатьев В.Н. Жизнь одного химика. Воспоминания. Том 1, 2. Нью-Йорк, 1945.
   Дополнительная литература:
   Кузнецов В.И. Превратности творчества академика В.Н.Ипатьева // Репрессированная наука. Л.: Наука, 1991. С. 367-376. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/os/367-376.pdf
   
   8. Андрей Дмитриевич Сахаров: физик и правозащитник

   Один из ключевых участников престижного военно-научного проекта по созданию термоядерной бомбы, в 32 года он был уже академиком и героем социалистического труда. Этим высоким положением он пожертвовал, став одним из крупнейших диссидентов. Задача автора реферата - показать, какие личные качества и особенности биографии Сахарова обусловили столь крутой поворот.
   Обязательная литература:

   Сахаров А.Д. Воспоминания. Т. 1, т. 2. М., 1996 (или другое издание). http://www.sakharov-archive.ru/Raboty/Vospominaniy_Sod.htm
   
   9. Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский в науке и в житейских бурях

   Писатель Даниил Гранин под впечатлением от знакомства с ним написал книгу, названную "Зубр". В возрасте нынешних младших студентов этот "матёрый человечище" ещё рубился в Гражданской войне, а в возрасте нынешних старших аспирантов уже руководил берлинской лабораторией и работал на острие мировой биологической науки. После принудительного возвращения в СССР он едва не умер в лагере, но выжил и продолжал своё дело во главе отдела в закрытом городке на Урале, а затем и в Москве. Задача автора реферата - раскрыть "секрет Тимофеева-Ресовского", позволивший ему, несмотря на ни на что, стать авторитетным учёным.
   Обязательная литература:

   Тимофеев-Ресовский Н.В. Воспоминания. М., 2008 (или другое издание).
   Дополнительная литература:

   Социальная история Российской науки (Интернет-проект) http://www.ihst.ru/projects/sohist --> Учёные
   

наверх


   III. Российская история в местном приложении

   
   10. СО АН СССР: почему и для чего?

   Создание Сибирского отделения Академии наук и строительство "с нуля" новосибирского Академгородка - один из самых громких и самых дорогих советских проектов конца 1950-х годов, находившийся на личном контроле Н.С. Хрущёва. В чём состоял замысел инициаторов этого проекта, и благодаря чему он увенчался успехом?
   Обязательная литература:

   Сибирское отделение Российской академии наук: создание (1957-1961 годы): Сборник документов. Новосибирск, 2007.
   
   11. Академгородок-1968: модели поведения

   Весной 1968 года 46 научных работников и преподавателей Академгородка подписали открытое письмо в высшие органы советской власти с требованием пересмотра только что вынесенного приговора группе диссидентов. Это была одна из попыток борьбы за свободу на том этапе, когда ресталинизация ещё не до конца заморозила ростки хрущёвской "оттепели".
   Власти устроили показательное осуждение "подписантов". В желающих осудить "отщепенцев" недостатка не было. Но между двумя полюсами (убеждённые борцы за свободу и убеждённые сторонники политической системы) существовали промежуточные ступени. Каковы были эти ступени, предлагается оценить автору реферата.
   Обязательная литература:

   Кузнецов И.С. Новосибирский Академгородок в 1968 году: "Письмо сорока шести". Новосибирск: Клио, 2007.
   
   12. Первая в СССР: история появления ФМШ.

   "Об организации физико-математического училища-интерната" - так назывался один из проектов создания того, что мы привыкли называть "ФМШ". В чём же состоял первоначальный замысел, как и почему менялся?
   Обязательные источники:

   Стенограммы заседаний Президиума и Бюро президиума СО АН СССР за 1960-е годы.
   Переписка СО АН СССР с партийными и советскими органами за 1960-е годы.
   Печатные выступления организаторов и преподавателей ФМШ.
   
   13. ФМШ на перекрестии школьной системы и Академии наук.

   Член бюро президиума СО АН СССР экономист Г.А. Пруденский во время одного из заседаний по вопросам Физматшколы не выдержал и возмутился: какой-то гараж, какие-то котлы для столовой - как можно выносить на обсуждение столь высокого органа власти такие мелкие вопросы? М.А. Лаврентьев ответил: "Надо, чтобы все директора [институтов] чувствовали, что для их сотрудников работа в [физико-математической] школе есть прямое дело каждого товарища".
   Чем же была важна ФМШ для Сибирского отделения, какие препятствия пришлось преодолеть её создателям, и каким образом это было сделано?
   Обязательные источники:

   Стенограммы заседаний Президиума и Бюро президиума СО АН СССР за 1960-е годы.
   Переписка СО АН СССР с партийными и советскими органами за 1960-е годы.
   Печатные выступления организаторов и преподавателей ФМШ.
   
   14. Отцы-основатели, или почему ФМШ стоит на улице А.А. Ляпунова?

   Известно, что СУНЦ НГУ носит имя М.А. Лаврентьева, а улица, на которой стоит ФМШ, недавно была переименована в улицу А.А. Ляпунова. Какова роль этих двух людей в создании ФМШ? Кто ещё может претендовать на включение в число отцов-основателей?
   Обязательные источники:

   Стенограммы заседаний Президиума и Бюро президиума СО АН СССР за 1960-е годы.
   Переписка СО АН СССР с партийными и советскими органами за 1960-е годы.
   Печатные выступления организаторов и преподавателей ФМШ.
   Дополнительная литература:

   Воспоминания об М.А. Лаврентьеве и А.А. Ляпунове.
   
   15. История семьи и история страны.

   Достоинство реферата по истории своей семьи - вовсе не в древности родословной: достаточно знать факты из жизни бабушек и дедушек, а может быть, и того ближе. И не в количестве титулов, полученных предками (хотя и титулы забывать не следует). Главное - надо увязать жизнь своих предков с историей России. Показать, на каких отрезках история семьи определялась поворотами "генеральной линии партии", а где сыграли роль личные качества отдельных людей. Понять, какие развилки доводилось миновать Вашим предкам, и какие обстоятельства определяли их выбор.
   Обязательный источник:

   Воспоминания родственников
   Дополнительный источник:

   Документы из семейных, государственных и ведомственных архивов
   
наверх

Rambler's Top100