Эссе. Тема для индивидуального поиска..
Другие.

   ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
   
    В романе А. и Б. Стругацких "Жук в муравейнике" описана такая ситуация. На далекой планете несколько десятков тысяч лет назад заложен саркофаг - своего рода эмбриональный сейф совершенно фантастической конструкции. В сейфе содержится тринадцать оплодотворенных яйцеклеток вида homo sapiens, причем все они представляются вполне жизнеспособными, хотя и пребывают в латентном состоянии. Сделано это неведомой нам сверхцивилизацией с неизвестными нам целями. Теперь этот эмбриональный сейф находится на Земле. Но в какой-то момент клетки начинают делиться. Как поступить? Уничтожить содержимое сейфа? Пустить дело на самотек? Попытаться организовать контроль, но возможно ли будет проконтролировать замысел сверхцивилизации?
    Прочитавший роман В.Голдинга "Повелитель мух" увидит, как, в сущности, тонка пленка цивилизации, покрывающая первобытный хаос. Идет вторая мировая война. В результате неудачной эвакуации группа английских подростков попадает на необитаемый тропический остров. Взрослых с ними нет. Поначалу они веселятся и играют, причем играют по строгим правилам чести: "Мы не какие-нибудь дикари". Сообща строят жилище, сообща поддерживают костер, старшие заботятся о младших. И все же им страшно. Им чудится зверь, которого никто не видел, но присутствие которого ощущают все. Незаметно лень и равнодушие овладевает ими: шалаш ветшает, костер гаснет, малышей обижают и не находится никого, чтобы их защитить. Один бесследно исчез и никто не спрашивает, куда. Все разваливается буквально на глазах. Главным занятием становится охота на диких свиней, главный азарт - дух преследования: "Крови, крови-то было!.."
    И вот уже племя размалеванных дикарей во главе с безжалостным вождем подчиняет всех своей воле. За малейшее неповиновение избивают. Один из мальчиков напоминает о правилах игры. - "Катись ты со своими правилами". Опять чудится неведомый зверь. И вдруг один из них говорит: "Может, зверь этот и есть… Может, это мы сами?" Надо задобрить "зверя". Для этого на кол поднимают окровавленную голову убитой свиньи, над которой вьется рой мух. Свиная голова с черными глазницами - это Повелитель мух, символ зла и смерти. Вокруг Повелителя мух подростки исполняют ритуальный танец: "Зверя - бей! Глотку - режь! Выпусти кровь! Зверя прикончь!". Заканчивается пляска смерти жестоким убийством одного из ребят: его бьют, кусают, рвут на части. Это уже не племя охотников, а свора зверей. Еще одно убийство - самого маленького и беспомощного. Преследование третьего. Дикари поджигают остров. Все горит. Спасает дело появление британского военного корабля. Дети возвращаются в цивилизацию.
    Что произошло с ними? Почему это могло произойти? Как вообще человек взаимодействует с другими людьми? Существуют ли какие-нибудь правила или идет "игра без правил"? Правильно ли это, что один человек может решать судьбы миллионов других? Какая модель поведения важнее для общественного прогресса: героическая, конформистская, диссидентская, маргинальная? При всех поразительных успехах науки: клонирование, поворот стрелок биологических часов, искусственное зрение, остановка светового луча и т. д., - далеко ли ушел современный человек от своих животных предков?
   

к оглавлению