Гуманитарная кафедра

  Гоббс Томас (Hobbes). Английский философ. Мировоззрение складыввалось под влиянием английской буржуазной революции XVII в. Социальное учение Гоббса значительно повлияло на развитие европейской общественной мысли. Научное понимание общества считал средством познания причин гражданских войн. Определял государство как "искусственное тело", а также как человеческое, а не божественное установление; по мысли Гоббса, оно возникло на основе общественного договора с целью обеспечения всеобщей безопасности; в основе нравственности - стремление к самосохранению. Установление параллелей между "законами естественными и политическими" характерно для господствовавшего механистического понимания мироустройства.

  Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 г. в семье сельского священника. Получив первоначальное образование в приходской школе, продолжил учебу в частной школе. За годы обучения в школе хорошо овладел древними языками - латинским и греческим. В 15 лет стал студентом одного из колледжей старейшего университета Англии - Оксфордского. Ученая степень бакалавра искусств предоставила Гоббсу право преподавания логики в том же Оксфордском университете. Однако молодой философ не воспользовался этим правом, так как схоластический характер образования был далек от его понимания целей научно-философского познания мира. Гоббс принял предложение барона Кавендиша, близкого к придворным кругам, взять на себя заботы по воспитанию его сына. Преимущества такой работы перед деятельностью университетского преподавателя состояли в том, что она оставляла больше свободного времени для продвижения в науке и философии.
  Социально-философское мировоззрение Гоббса формировалось в весьма насыщенный событиями период английской и европейской истории. Во второй половине XVI в. Англия пошла по пути колониальной экспансии и вступила в напряженную борьбу с другими державами, в особенности с Испанией. Школьные годы Гоббса приходятся на конец правления королевы Елизаветы I (1558-1603), когда борьба с Испанией достигла наибольшей остроты. Но для формирования социально-философского мировоззрения Гоббса еще большее значение имели события внутри самой Англии. В царствование преемника Елизаветы Якова I (1603-1625) страна стояла на пороге буржуазной революции (которая фактически и началась в 1640 г.). Она серьезно изменила социальную структуру Англии и оказала значительное историческое социально-психологическое и идеологическое влияние не только на собственно английское общество, но и на другие западноевропейские страны. Философ размышлял над социальной действительностью Англии, наблюдая жизнь некоторых стран европейского континента (прежде всего Франции и Италии). Первое путешествие состоялось в 1610 г., когда Гоббс вместе со своим воспитанником прожил во Франции и Италии около трех лет. Вторая поездка во Францию - в 1629 г. В 1636 г. во время поездки в Италию Гоббс встречается с Галилеем.
  Основное направление философских интересов Гоббса как теоретика общественной жизни - вопросы государственной власти. Не случайно опубликование своей философской системы он начинает с последней, третьей части, которую назвал "О гражданине" (издано в 1642 г. в Париже на латинском языке, через 5 лет в Нидерландах вышло второе издание). В 1651 г. в Лондоне было опубликовано самое обширное (и самое знаменитое) произведение Гоббса "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (на английском языке). Оно представляло расширенную радикально редакцию сочинения "О гражданине", включив вопросы истолкования человеческой природы и другие общефилософские вопросы. Государство Гоббса кажется его современникам настолько наглядным, что художник изображает на фронтисписе "Левиафана" огромного человека, тело которого состоит из тел множества людей. Мы видим не понятие государства, но тело, составленное из других тел. Через несколько лет философ завершил изложение своей системы, опубликовав в 1655 г. сочинение "О теле", "О человеке" (1658). "О гражданине" и "Левиафан" были включены папской курией в "Список запрещенных книг", а их автор обвинялся в атеизме.
  Философские контакты, оказавшие значительное влияние: знакомство с Ф. Бэконом, Г. Галилеем, Р. Декартом.

Томас Гоббс
О ГРАЖДАНИНЕ

  …следует начать с самого предмета государства, а затем перейти к его возникновению и форме и к самым истокам справедливости. Ведь всякую вещь лучше всего можно понять, рассмотрев те части, из которых она складывается. Подобно тому, как в часах или в какой-нибудь другой достаточно сложной машине нельзя узнать, в чем состоит роль каждой детали и колесика, если не разобрать их и не изучить отдельно материал, форму и движение этих деталей, так и при изучении государственного права и гражданских обязанностей необходимо если и не расчленять самое государство, то по крайней мере рассматривать его как бы расчлененным, то есть постараться правильно понять, какова человеческая природа, что делает ее пригодной или непригодной для создания государства и каким образом люди должны объединяться между собой, если они хотят жить вместе. И вот, следуя этому методу, я прежде всего в качестве исходного пункта, понятного всем по собственному опыту и с которым никто не сможет не согласиться, выдвигаю положение о том, что люди от природы таковы, что, когда их не удерживает страх перед какой-то общей для них властью, они, не доверяя друг другу и испытывая взаимное опасение, необходимо предпочитают каждый защищать себя собственными силами, если бы им это было позволено делать по праву. Может быть, вы возразите, что некоторые с этим не согласны. Но разве это значит, что я противоречу сам себе, заявляя, что одни и те же люди утверждают и отрицают одно и то же? Отнюдь нет, это не я противоречу себе, а те, кто на деле признают то самое, что они отрицают на словах. Ведь мы видим, что все государства, даже если они находятся в мирных отношениях со своими соседями, тем не менее укрепляют свои границы, располагая вдоль нее войска, строят укрепления вокруг городов, запирают ворота, выставляют стражу. Зачем все это было нужно, если бы они ничего не опасались со стороны своих соседей? Да и внутри самих государств, где существуют законы и злодеев ожидает кара, мы видим, что каждый гражданин никогда не отправляется в путь, не взяв с собой оружия для самозащиты, и не отправляется спать, не заперев не только двери от своих сограждан, но и сундуки и шкатулки от своих домашних. Могли ли люди яснее показать, что они не доверяют ни самим себе, ни друг другу? А поскольку все поступают именно так, то и государства, и люди тем самым сознаются и в своем страхе, и в своем взаимном недоверии. В спорах же они отрицают это, то есть из желания возразить другим они противоречат сами себе. Некоторые, далее, выдвигают и следующее возражение: если допустить это положение, то из него с необходимостью вытекает, что все люди не только дурны (с этим, как это ни неприятно, вероятно, все же придется согласиться, тем более что о том же ясно говорится в Священном писании), но и дурны по природе, с чем нельзя согласиться, не впадая в нечестие. Это последнее утверждение о том, что люди дурны по природе, отнюдь не следует из нашего принципа. Ведь даже если дурных людей меньше, чем хороших, однако поскольку мы не в состоянии отличить хороших от дурных, то даже и перед людьми хорошими и скромными постоянно стоит необходимость не доверять другому, быть осторожным, предвосхищать действия другого, подчинять его себе, защищаться любым способом. И еще более неверным выводом было бы, что дурные люди являются дурными по природе. Ведь хотя от природы, то есть от самого рождения, благодаря тому, что они рождаются животными, люди сразу же стремятся к тому, что им нравится, и, насколько это в их силах, или в страхе бегут от угрожающего им зла, либо гневно его отражают, их, однако, обычно не считают дурными на этом основании: ведь те душевные аффекты, которые порождены животной природой, сами по себе не являются дурными, но дурными являются иногда действия, проистекающие из них, которые могут иной раз оказаться и вредными, и противоречащими долгу. Младенцы, если им не дать все, что они хотят, плачут и сердятся, бьют своих родителей, и поступать так заставляет их сама природа, но их нельзя винить, и они не являются дурными, во-первых, потому, что, будучи лишенными разума, они еще не несут никаких обязанностей. Но если же в зрелом возрасте, приобретя достаточно сил, позволяющих им наносить вред людям, они будут продолжать действовать таким же образом, вот тогда только они становятся дурными и могут быть названы так. Так что дурной человек - это почти то же самое, что и великовозрастное дитя либо мужчина с умом ребенка, а само это качество "быть дурным" есть по существу недостаток разума в том возрасте, когда люди уже обычно приобретают его естественным образом, благодаря учению и собственному горькому опыту. Следовательно, если мы не хотим сказать, что люди дурны по природе оттого, что по природе не способны к познанию и разумному мышлению, то нам придется признать, что люди от природы могут испытывать страсть, страх, гнев и прочие животные аффекты, но они не являются дурными от природы. Итак, заложенное мною основание остается незыблемым, и, исходя из этого, я прежде всего показываю, что положение человека вне гражданского общества, которое можно назвать естественным состоянием, не может быть ничем иным, как войною всех против всех (bellum omnium contra omnes), и во время этой войны у всех есть право на все. Далее, все люди, побуждаемые собственной природой, поняв весь ужас своего положения, необходимо стремятся выйти из этого несчастного и отвратительного состояния, но это оказывается возможным лишь в том случае, если они по взаимному соглашению откажутся от своего права на все.

Литература
Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. (Филос. наследие; Т. 107).

Rambler's Top100