Гуманитарная кафедра

  Аурелио Печчеи (1908-1984), общественный деятель, основатель транскультурной неформальной неполитической организации - Римского клуба, положившего начало изучению "глобальных проблем".

  Аурелио Печчеи родился и вырос в Турине, в семье среднего достатка, закончил экономический факультет Туринского университета, одного из древнейших в Европе, изучал труды Маркса и Ленина (темой докторской диссертации (1930) была ленинская новая экономическая политика). Участвовал в антифашистском движении в Италии. После войны начал работу в фирме "Фиат", возглавил ее филиал в Латинской Америке. Специалист в области управления промышленностью, занимавший ключевые посты в западноевропейских частнопромышленных компаниях.
  Участвуя в деле промышленного восстановления Италии, много ездил по свету. Пришел к пониманию несправедливости общественного мироустройства. В поисках "глобальной истины" выдвигал лозунги "нового гуманизма": нетерпимость к насилию, любовь к справедливости, чувство принадлежности к единому человечеству. Судьбы не только культуры, но и всей экосистемы Земли, согласно Печчеи, зависят от того, сумеют ли люди жить, не губя себя, не губя Природу, ценить и сохранять свое культурное наследие, трансформировать враждующие национальные государства в единое мировое сообщество и установить более справедливый экономический порядок, ибо капитализм, так же, как и социализм, не были для Печчеи идеалами.
  Возглавлял деятельность Римского клуба. Основал его в 1968 г. по собственной инициативе - около тридцати ученых и общественных деятелей - естественников, математиков, социологов, экономистов, специалистов в области планирования - получили его приглашение приехать в Рим. Часть из них как единомышленники стали первыми членами Римского клуба, положив начало изучению "глобальных проблем", захватывающих человечество независимо от политического строя или уровня экономического развития (из Устава: цель этой ассоциации - содействовать "пониманию проблем современного общества, рассматриваемых в их совокупности"). К этим проблемам относятся гонка вооружений и угроза ядерной войны; загрязнение окружающей среды и Мирового океана; истощение природных ресурсов; бесконтрольный рост народонаселения; углубление неравенства стран. Наука и техника, по Печчеи, развиваются столь стремительно и губительно для Природы, что им надо положить определенные и разумные "пределы роста".
  Вся эта проблематика находила отражение в регулярных докладах и проектах, разрабатываемых участниками Римского клуба, и была в популярной форме изложена Печчеи в его книге-бестселлере "Человеческие качества" (1977). Это рассказ либерально мыслящего интеллигента Запада о своем жизненном пути, который привел его в ряды людей, озабоченных будущим человечества, стремящихся предупредить об опасностях, подстерегающих цивилизацию на Земле.

Печчеи Аурелио
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Предисловие

  Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи ее предшествующего развития. И, пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развертыванию промышленной, научной и технической революций. Достигнув сейчас угрожающих размеров, они уподобились гигантским тиграм, которых не так-то просто обуздать. И тем не менее вплоть до недавнего времени общество умудрялось приручать их и, успешно подчиняя своей воле, понукало мчаться вперед и вперед. Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной легкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперед, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Так, появилась новая общественная формация - социализм, - широко использующая достижения научно-технического прогресса.
  Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций. Трудовая этика и прагматический стиль мышления послужили источниками непреодолимого напора тех идей и средств, с помощью которых она навязывала свои привычки и взгляды другим культурам и традициям. Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу. Ее нравы стали предметом поклонения и образцом для подражания; и, даже если их отвергают, то все равно именно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.
  … НТР становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь, сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие, так как впервые в истории от этого зависит судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих потребностей и желаний.
  … нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет, и не будет ему спасения, пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого.
  Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. Нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека. Задачи эти разрешимы, если поймем, что называться современными, соответствующими своему времени мужчинами и женщинами - значит постигнуть искусство становиться лучше.

ГЛАВА 2
Глобальная империя человека

  Если раньше человек был не более чем одним из многих живых существ, живущих на планете, то теперь человек превратил ее в свою безраздельную империю. Впервые в истории появился новый мощный фактор, который необходимо принимать во внимание, размышляя о судьбах человечества. Этот фактор - огромное и все возрастающее материальное могущество самого человека. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - весьма упрощенно - представить элементами: Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент - Техника. Она стала главным фактором изменений на Земле.
  Человеческая деятельность перерастает рамки стран и регионов, мир столкнулся с качественно новыми проблемами. Их называют глобальными (деградация биосферы, перенаселение, энергетический кризис, диспропорции в международной торговле, неграмотность, упадок моральных ценностей, а также непонимание этих проблем и их взаимосвязи). Решить их можно только объединенными усилиями. Почему? Ответ очевиден - масштаб реакции планеты как целостного организма на техногенное воздействие (и не только техногенное) требует адекватного уровня контроля этого воздействия. Люди разделены социальными, политическими, идеологическими, национальными, психологическими барьерами и, несмотря на это, чувствуют свою общность. Необходимость ответственности друг перед другом продиктована временем, так как комплекс проблем выходит за политические, расовые, экономические и иные рамки.
  Четыре тесно связанных между собой проблемы - это проблема роста, суверенитета, населения и ресурсов. Концепция роста ради роста уже на закате, хотя за ней все еще сохраняется достаточно высокий приоритет. Всегда ли правомерно отождествлять понятие "много" с понятием "хорошо", а "рост" рассматривать как символ "достижений"? Одна из сторон синдрома роста - вера, что непрерывная экспансия является обязательным атрибутом здоровой экономики и поэтому нужно мобилизовать лучшие умы общества на совершенствование технологий стимулирования потребления. При этом обычно игнорируют социальную и экологическую цену, которую приходится платить за "освобождение от забот" при экономическом росте. [...]

ГЛАВА 6

  Исследуя сложность беспредельно большого и проникая в тайны бесконечно малого, человек постиг единство Вселенной и открыл отдельные элементы того природного порядка, который объединяет все сущее на свете. Однако в этом процессе познания он не уделил достаточного внимания тому, что находится между двумя крайностями - его собственному миру и своему месту в нем.
  Для понимания кризиса человека необходимы более глубокие исследования, чем те, которые проводились ранее специалистами, включая и бихевиористов [1]. Кризис человека коренится не в самой человеческой природе, он не является каким-то неотъемлемым его свойством или неискоренимым пороком, это скорее кризис цивилизации или культуры, причина глубокого несоответствия между мышлением и поведением человека, с одной стороны, и изменяющимся реальным миром - с другой. Человечеству необходимо принять новую, высшую этику, которая обеспечивала бы условия для выживания всего рода человеческого - стремиться не к тому, чтобы больше иметь, а чтобы быть чем-то большим и лучше служить людям. Эти побуждения мотивированы совершенно иной системой ценностей, в корне отличной от той, которая принята современным человеческим обществом. [...]

Печчеи Аурелио. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.

  
[1]. Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., изучающее поведение человека (от англ. behaviour).

Rambler's Top100