Предисловие
Cogito, ergo historicus sum!

   Данное пособие написано в соответствии с программами курсов "История средних веков и "История средневековой европейской культуры" и затрагивает отдельные, наиболее важные проблемы и темы истории культуры Западной цивилизации. Оно составлено на основе тех лекций, которые читались в течение ряда лет студентам и преподавателям высших учебных заведений Новосибирска, и дает обзор вопросов, пользовавшихся наибольшим интересом со стороны слушателей.
   При подготовке пособия был учтен опыт обсуждения специалистами в области истории, философии, филологии, литературоведения, теологии и других гуманитарных дисциплин указанных проблем, возникших в последние годы. Сложность тем и определенная новизна подхода к их решению обусловила использование значительного круга источников и широкого спектра общенаучных и специально-исторических методов.
   Одной из особенностей курсов "История средних веков" и "История средневековой европейской культуры" является рассмотрение отдельных проблем западноевропейской культуры в корреляции с соответствующими аспектами западноевропейской и мировой истории. Это становится особенно важным в настоящее время в связи со широко распространившимся методом "мир - системного анализа", предусматривающим построение единой и максимально непротиворечивой картины развития сообщества евразийских цивилизаций. Сказанное повлияло на выбор тем для настоящего пособия.
   В первой главе пособия дан обзор основных, наиболее известных и влиятельных концепций истории Западного средневековья, и читатель таким образом вводится в курс ее проблематики.
   Во второй - рассмотрен один из важнейших феноменов западноевропейской средневековой истории - империя как специфическая форма государства, связанного с особой феодальной, преимущественно, аграрной экономикой.
   В третьей главе представлена концепция "Возрождения" как особенности развития культуры, показана эволюция отношения к европейским средневековым "ренессансам" и медленное формирование концептуально нового восприятия средневековой культуры.
   В четвертой главе показывается становление в новозаветной литературе той картины истории, которая станет базовой для средневековой цивилизации.
   Пятая - посвящена детальному рассмотрению во многом новой для научной медиевистики и особенно для учебной литературы темы, посвященной взаимодействию христианского Запада и мусульманского Востока. Данная тема в последние десятилетия актуальна не только в научном, но и в политическом и культурологическом плане.
   Шестая глава касается актуальной в последние годы теме "чужого" и рассказывает о представлениях и отношении средневековых людей к народам, которые появляются на европейском этнокультурном горизонте на протяжении средневековья (арабы, монголы, индейцы).
   В седьмой главе на основе материала так называемого "остготского возрождения" рассматривается проблема взаимодействия христианства и античной культуры и оформление важнейшей для средневековой культуры теории "трансляции Римской империи".
   Восьмая - посвящена специфической и мало исследованной странице истории педагогики, а именно педагогической мысли эпохи Каролингского Возрождения и роли в ее формировании и развитии Алкуина.
   Девятая глава рассматривает основные проблемы истории средневековой западноевропейской педагогики, базовые ее идеи, формирование и развитие основных форм образовательных учреждений (школы и университеты).
   Заключительная десятая глава связана с проблемой взаимодействия различных культур во времени и отражает взгляд историка на проблему восприятия испанской возрожденческой культуры в России в начале 19в. (на материале трагедии А. С. Пушкина "Каменный гость").
   Каждая глава содержит также ключевые слова и понятия, контрольные вопросы и краткий список новейшей и особенно важной литературы, что, безусловно, должно облегчить изучение соответствующего материала. Эти работы, как правило, легко доступны и находятся в библиотеках вузов и библиотеках города - ГПНТБ, Областной научной библиотеке.

к оглавлению