Гуманитарная кафедра


Сочинения декабристов и о декабристах

    Движение декабристов - яркая страница истории России. К этому движению примкнули разные люди - по характеру, воззрениям, социальному положению. Все они были дворяне, но дворянство было неоднородным. Всех их связывало общее дело - борьба против самодержавия и крепостничества.
    После войны 1812 г. несколько офицеров Семеновского полка устроили "артель": в складчину готовили обеды, играли в шахматы, вслух читали иностранные газеты. В 1816 г. возникла первая тайная офицерская организация, названная "Союз Спасения" (возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев), а в 1818 г. на его основе был основан "Союз Благоденствия", в нем состояло около 200 человек. Был принят Устав Союза Благоденствия - "Зеленая книга" (названа на цвету обложки). Предполагалось, что Союз будет содействовать проведению правительственных реформ. Но между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. В 1821 г. Союз благоденствия был распущен и вскоре созданы два новых общества - Северное в Петербурге и Южное в армейских частях.
    Долгие годы восстание декабристов 14 декабря 1825 г. рассматривали как первый этап освободительного движения в России, в декабристах видели истоки русского революционизма. Теперь восстание декабристов многими исследователями рассматривается как попытка реализации группой молодых дворян либеральных идей раннего периода александровского правления, как альтернатива бездеятельности императора.
   
   Вопросы (для ответа на вопросы кроме приведенных ниже отрывков можно использовать дополнительную литературу и литературные произведения, например, "Горе от ума" А.Грибоедова, "Евгений Онегин" А.Пушкина):
   1. Почему декабристы получили такое название - "декабристы"? Что отражает этот термин? Как можно их назвать по-другому?
   2. Л.Н. Толстой задумывал написать роман о декабристах, впоследствии его замысел изменился и появился роман "Война и мир". С чем могла быть связана такая переориентация автора? С чем было связано появление первых декабристских организаций?
   3. Что хотели первые декабристы? К чему стремились? Какие идеи собирались воплощать? (Проанализируйте Устав Союза Благоденствия).
   4. Какие моральные, нравственные качества отличали декабристов как личностей? Выделялись ли они от остального общества своего времени? Если - да, то чем?
   5. Привлекают ли вас декабристы? Чем?
   6. Было ли само восстание 14 декабря 1825 года четко организовано, продумано?

Законоположение Союза Благоденствия

ЦЕЛЬ СОЮЗА БЛАГОДЕНСТВИЯ

   §1. Убедясь, что добрая нравственность есть твердый оплот благоденствия и доблести народной и что при всех об оном заботах правительства едва ли достигнет оное своей цели, ежели управляемые с своей стороны ему в сих благотворных намерениях содействовать не станут, Союз Благоденствия в святую себе вменяет обязанность распространением между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена.
   §2. Имея целью благо отечества, Союз не скрывает оной от благомыслящих сограждан, но для избежания нареканий злобы и зависти действия оного должны производиться втайне.

КНИГА 2-я

   §1. Союз Благоденствия, имея целью общее благо, приглашает к себе всех, кои честною своею жизнью удостоились в обществе доброго имени и кои, чувствуя величие цели Союза, готовы перенести все трудности, с стремлением к оной сопряженные.
   §2. Союз не взирает на различие состоянии и сословий: все те из российских граждан, дворяне, духовные, купцы, мещане и вольные люди, кои соответствуют вышеозначенному, исповедуют христианскую веру и имеют не менее 18-ти лет от роду, приемлются в Союз Благоденствия.
   §3. Женский пол в Союз не принимается. Должно, однако ж, стараться нечувствительным образом склонять его к составлению человеколюбивых и вообще частных обществ, соответствующих цели Союза.
   §4. Кто известен был за бесчестного человека и совершенно не оправдается, тот не может быть принят в Союз Благоденствия. Вообще все люди развращенные, порочные и низкими чувствами управляемые от участия в Союзе отстраняются.
   §7. Члены Союза не токмо не должны уклоняться от общественных обязанностей, но как истинные сыны отечества с удовольствием их принимать, с рачением исполнять и как непорочным поведением, так правосудием и благородством возвышать во мнении других занимаемое ими место.
   §12. Всякий член обязан, вступив в Союз, вносить ежегодно в общественную казну двадцать пятую часть своего дохода. Союз в сем случае полагается совершенно на честность каждого вступающего, ибо добродетель, а не иное чувство, побуждает каждого содействовать общему благу.

Отрасль первая
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ

   §9. Сия добродетель есть не только отличное качество истинного христианина, но даже и самых непросвещенных людей. Нет такого на свете человека, который бы совершенно был равнодушен к несчастию ближнего и в котором бы сострадание не возбудилось при виде подобного себе творения, в самых крайних потребностях нуждающегося. Всякий при виде несчастного подаст ему помощь, нищему милостыню - но такое единовременное вспоможение может ли навсегда успокоить получающего оное; - кроме того, сколько видим и таких беспутных людей, которые для удовлетворения своей лености скитаются по миру и снискивают нужное себе подаянием, тогда когда бы они могли трудолюбием сами в свою очередь принести пользу отечеству и другим истинным несчастливцам; - но вместо того они только тяготят отечество, возбуждают в других охоту к праздности и истребляют даже до остатков доброй нравственности. Сие-то зло искоренить и заменить его всеми противными ему благами есть предмет сей отрасли и попечение членов, к оной приписавшихся, и для того Союз бдительным оком надзирает за всеми заведениями в отечестве, к сей отрасли относящимися, и старается о их усовершенствовании.
   §11. Члены сей отрасли обращают внимание помещиков на отклонение крестьян бродить по миру: - и тех, у коих более таковых, подвергают суждению соотечественников, дабы тем заставить их взять меры к прекращению праздношатания.
   §12. Вообще стараются склонять помещиков к хорошему с крестьянами обхождению, представляя: что подданные такие же люди и что никаких в мире отличных прав не существует, которые дозволили бы властителям жестоко с подвластными обходиться.
   §13. Уговаривают соотечественников к составлению человеколюбивых обществ и заведений и вступают во все уже ныне существующие.
   §14. Снабжают праздношатающихся людей работами, стараясь помещать их сообразно их способностям и учреждая рабочие заведения, в которых бы упражняющиеся находили верное и безнужное пропитание.
   §15. Для таких, которые уже не в силах кормиться трудами своими, устраивают пристанища. В сем числе находятся много дряхлых и изувеченных воинов, кои, употребя цветущие годы жизни своей на охранение отечества, лишены бывают всех способов провести остатки дней своих в спокойствии и большею частию вынуждены добывать пропитание подаянием. Сим благодарное отечество обязано оказать признательность за полученные от них услуги и успокоить их старость. Союз старается помещать их к казенным и частным спокойным местам и сооружать для них общими силами спокойные убежища.
   §18. Члены сей отрасли в путешествиях своих осматривают заведения, к оной принадлежащие, и о состоянии их уведомляют Союз.
   §19. Прививанье коровьей оспы, как важная предосторожность к сохранению жизни младенцев, распространяется членами сей отрасли.

Отрасль вторая
ОБРАЗОВАНИЕ
Отдел 1. Распространение правил нравственности

   §23. Хотя распространение правил нравственности и добродетели есть самая цель Союза и, следственно, обязанность каждого члена оного, однако ж, поелику члены других отраслей особенно занимаются обозрением и улучшением уже существующего по части человеколюбия, правосудия и общественного хозяйства, то распространение сказанных правил особенно входит в обя занность членов отрасли образования, и важность сего достославного добровольно принятого ига с избытком может вознаградить за труды и неприятности, с оными сопряженные.
   §24. Союз приглашает в сей отдел духовных особ и всех тех, кои по положению своему в обществе могут более действовать на нравственность.
   §25. Распространение принятых Союзом правил производится: личным примером, словом и письмом.
   §28. Каждый член второй отрасли должен стараться во всех речах своих превозносить добродетель, унижать порок и показывать презрение к слабости.
   §31. Он должен стараться:
   1. Показать неразрывность собственного блага с общим и ничтожность так называемых личных выгод.
   2. Убеждать в обманчивости и худых следствиях удовлетворения страстей.
   3. Обнаруживать всю подлость лицемерия и несогласие оного с истинной верой.
   4. Обращать внимание других на ужасные следствия лихоимства я необходимость противиться сему злу.
   5. Доказать всем, что жестокость с подвластными есть дело бесчестное, ибо участь их и без притеснений заслуживает не только сожаление, но и всевозможное старание улучшить оную.
   6. Осмеивать слишком обыкновенную теперь искательность удовольствий и те предметы, в коих оного ищут.
   7. Показывать всю нелепую приверженность к чужеземному и худые сего следствия, также стараться уверить, что добродетельный гражданин должен всегда предпочитать приятному полезное и чужеземному отечественное.
   8. Внимание родителей обращать на воспитание детей.
   Отвращать женский пол от суетных удовольствий и представлять ему новое поприще действий в распространении возвышенных чувствований, как то: любви к отечеству и к истинному просвещению.

Отдел II. Воспитание юношества

   §38. Члены сего отдела должны стараться получать вернейшие сведения о учебных заведениях, в государстве существующих, доставлять их в Союз и предлагать начертания к вознаграждению замеченных недостатков. О примерно хороших, также и о худых воспитателях дают сведения правлению Союза, дабы оно могло способствовать возвышению первых и унижению последних.
   §39. Они должны стараться получать по знакомству или службе участие в управлении учебными заведениями, дабы воспитанию юношества дать надлежащее направление и дабы учебные заведения, распространяя полезные познания, наибольшее внимание обращали на нравственное образование воспитанников.
   §40. Они по возможности обязаны сами заводить учебные заведения для воспитания молодых людей, и сии заведения должны быть склоняемы к цели Союза.
   §43. При воспитании должны они сколь возможно избегать чужестранного, дабы ни малейшее к чужому пристрастие не потемняло святого чувства любви к отечеству.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ХОЗЯЙСТВО

   §68. По сей отрасли Союз занимается изысканием непреложных правил общественного богатства, о которых в течение стольких веков множество было различных прений и рассуждений,-способствует усовершенствованию всякого рода полезной промышленности,- старается водворить общественную доверенность,- противится вредному единоторжеству, собирающему богатство в одни руки.
   §69. В сию отрасль приглашаются: члены, общественным хозяйством и промышленностью занимающиеся, служащие по торговой части и по части государственного хозяйства.
   §70. Они стараются предпочтительно ввести строгую честность в торговлю, ибо без оной всегда будет существовать недоверчивость.
   §71. О новых и полезных открытиях извещают соотечественников посредством сочинений или помещением их в повременных изданиях.
   §72. Потерпевшим по несчастному течению обстоятельств разорительные убытки стараются доставлять способы к вознаграждению их.
   §75 Члены сей отрасли заводят вольные общества для усовершенствования хлебопашества и прочих родов промышленности.

Н.И. Тургенев. Из книги "Россия и русские"

    … Они решили объединить в союзе лиц, проявлявших рвение к общественному благу (Союз Благоденствия). Спешу поставить на вид, что русское правительство в то время внушало вообще так мало недоверия, казалось даже в такой мере настроенным в пользу благодетельных реформ, что среди основателей общества шла речь о том, не следует ли обратиться к правительству за поддержкой. Лишь из опасения, что их намерения будут не поняты, они решили действовать без помощи и без ведома императора. Если в этом обстоятельстве сказалась неопытность первых основателей тайных обществ в России, то этим доказывается также их искренность и безобидность их намерений...
   Очень ошибся бы тот, кто предположил бы, что на этих тайных собраниях только и делали, что составляли заговоры: здесь совсем не было заговорщиков. Если кто-нибудь из участников Союза думал о заговоре, то он вскоре должен был убедиться, что какой бы то ни было заговор был там невозможен. Обыкновенно начинали с того, что оплакивали бессилие общества предпринять что-либо серьезное. Беседа переходила потом на политику вообще, на условия, в которых находилась страна, на угнетавшее ее зло, на злоупотребления, действовавшие на нее растлевающим образом, наконец, на ее будущее... Делался обзор европейских событий, и мы с радостью приветствовали движение вперед цивилизованных стран по пути свободы. Если я жил когда-нибудь жизнью люден, чувствующих свое назначение и желающих исполнить его, то это было, главным образом, в течение этих редких минут общения с людьми, которых одушевлял разумный и бескорыстный энтузиазм к счастью своих ближних...
   Вступив в Союз Благоденствия, я не нашел там никакой организации. Статуты говорили о разделении членов на различные секции, из которых каждая должна была заниматься особыми предметами; они гласили также, что руководство обществом должно быть вверено верховному совету и т. д. Ничего из всего этого не существовало на самом деле. Члены Союза, близко знакомые между собой частным образом, вполне естественно искали общества друг друга, таким образом я виделся иногда с теми, с кем я раньше имел сношения. Вожаки или те, кого считали за таковых, были по большей части самыми старыми членами общества. Секретарь служил посредником между ними и другими участниками. Последние состояли почти исключительно из гвардейских офицеров и литераторов. В большинстве юноши, горевшие нетерпением, они не переставали требовать через секретаря указаний относительно того, что им делать, жалуясь на бездействие, в котором их оставляли, и упрекая вождей за недостаток рвения. Затруднительность положения последних равнялась пылу остальных; они не знали, что отвечать на подобные требования.

Катихизис Сергея Муравьева-Апостола.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
    Вопрос. Для чего Бог создал человека?
    Ответ. Для того, чтобы он в Него веровал, был свободен и щастлив.
    Вопрос. Что значит веровать в Бога?
    Ответ. Бог наш Иисус Христос, сошедши на землю для спасения нас, оставил нам святое свое Евангелие. Веровать в Бога значит следовать во всем истинному смыслу начертанных в нем заповедей.
    Вопрос. Что значит быть свободным и щастливым?
    Ответ. Без свободы нет щастия. Святый Апостол Павел говорит: ценою крови куплены есте, не будете рабы человекам.
    Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство нещастно?
    Ответ. От того, что цари похитили у них свободу.
    Вопрос. Стало быть, цари поступают вопреки воли Божией?
    Ответ. Да, конечно, Бог наш рек: Болий в вас да будет вам слуга, а цари тиранят только народ.
    Вопрос. Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воли Божией?
    Ответ. Нет! Христос сказал: не можете Богу работати и Мамоне; от того-то Русский народ и русское воинство страдают, что покоряются царям.
    Вопрос. Что ж святой закон наш повелевает делать Русскому народу и воинству?
    Ответ. Раскаяться в долгом раболепствии и, ополчась против тиранства и нещастия, поклясться: да будет всем един Царь на небеси и на земли - Иисус Христос.
    Вопрос. Что может удержать от исполнения святаго сего подвига?
    Ответ. Ни что! Те, кои воспротивятся святому подвигу сему, суть предателя, богоотступники, продавшия души свои нечестию, и горе им, лицемерам, яко страшное наказание Божие постигнет их на сем свете и на том.
    Вопрос. Каким же образом ополчиться всем чистым сердцем?
    Ответ. Взять оружие и следовать за глаголющим во имя Господне, помня слова Спасителя нашего: Блажение алчущие и жаждущие правды, яко те насытятся, и низложив неправду и нечестие тиранства, возстановить правление, сходное с законом Божиим.
    Вопрос. Какое правление сходно с законом Божиим?
    Ответ. Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными и, сошедши на землю, избрал Апостолов из простого народа, а не из знатных и царей.
    Вопрос. Стало быть, Бог не любит царей?
    Ответ. Нет! Они прокляты суть от Него, яко притеснители народа, а Бог есть человеколюбец.
    Вопрос. Стало, и присяга царям богопротивна?
    Ответ. Да, богупротивна. Цари предписывают принужденныя присяги народу для губления его, не призывая в суе имени Господня; Господь же наш и Спаситель Иисус Христос изрек: аз же глаголю вам, не клянитеся всяко, и так всякая присяга человеку противна Богу, яко надлежащей Ему одному.
    Вопрос. Что же наконец подобает делать христолюбивому Российскому воинству?
    Ответ. Для освобождения страждующих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христианскаго, помолясь теплою надеждою Богу, поборающему по правде и видимо покровительствующему уповающим твердо на него, ополчиться всем вместе против тиранства и возстановить веру и свободу в России. А кто отстанет, тот, яко Иуда предатель, будет анафема проклят. Аминь.

Пример поведения декабриста в повседневной жизни.

   В посвященной декабристу М. Лунину литературе приводится эпизод, рассказанный декабристом Н. А. Белоголовым:
    "Лунин был гвардейским офицером и стоял летом со своим полком около Петергофа; лето жаркое, и офицеры, и солдаты в свободное время с великим наслаждением освежались купанием в заливе; начальствующий генерал-немец неожиданно приказом запретил под строгим наказанием купаться впредь на том основании, что купанья эти происходят вблизи проезжей дороги и тем оскорбляют приличие; тогда Лунин, зная, когда генерал будет проезжать по дороге, за несколько минут перед этим залез в воду в полной форме, в кивере, мундире и ботфортах, так что генерал еще издали мог увидать странное зрелище барахтающегося в воде офицера, а когда поровнялся, Лунин быстро вскочил на ноги, тут же в воде вытянулся и почтительно отдал ему честь. Озадаченный генерал подозвал офицера к себе, узнал в нем Лунина, любимца великих князей и одного из блестящих гвардейцев, и с удивлением спросил:
   - Что вы это тут делаете?
   - Купаюсь, - ответил Лунин, - а чтобы не нарушить предписание вашего превосходительства, стараюсь делать это в самой приличной форме".

Из статьи Ю. Лотмана "Декабрист в повседневной жизни".

    Отменяя господствующее в дворянском обществе деление бытовой жизни на области службы и отдыха, "либералисты" хотели бы превратить всю жизнь в праздник, заговорщики - в "служение".
    Все виды светских развлечений - танцы, карты, волокитство - встречают с их стороны суровое осуждение как знаки душевной пустоты. Так, М. И. Муравьев-Апостол в письме к Якушкину недвусмысленно связывал страсть к картам и общий упадок общественного духа в условиях реакции: "После войны 1814 года страсть к игре, так мне казалось, исчезла среди молодежи. Чему же приписать возвращение к столь презренному занятию?" - спрашивал он, явно не допуская симбиоза "карт" и "Платона" (философии).
    Как "пошлое" занятие, карты приравниваются танцам. С вечеров, на которых собирается "сок умной молодежи", изгоняется и то, и другое. На вечерах у И. П. Липранди не было "карт и танцев". Грибоедов, желая подчеркнуть пропасть между Чацким и его окружением, завершил монолог героя ремаркой: "Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". Очень характерно письмо Николая Тургенева брату Сергею. Н. Тургенев удивляется тому, что во Франции, стране, живущей напряженной политической жизнью, можно тратить время на танцы: "Ты, я слышу, танцуешь. Графу Головину дочь его писала, что с тобою танцевала. И так я с некоторым удивлением узнал, что теперь во Франции еще и танцуют".
    О том, что речь идет не о простом отсутствии интереса к танцам, а о выборе типа поведения, для которого отказ от танцев - лишь знак, свидетельствует то, что "серьезные" молодые люди 1818-1819 гг. (а под влиянием поведения декабристов "серьезность" входит в моду, захватывая более широкий ареал, чем непосредственный круг членов тайных обществ) ездят на балы, чтобы там не танцевать. Хрестоматийно известны слова из пушкинского "Романа в письмах": "Твои умозрительные и важные рассуждения принадлежат к 1818 году. В то время строгость правил и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы, не снимая шпаг (офицер, намеревающийся танцевать, отстегивал шпагу и отдавал ее швейцару еще до того, как входил в бальную залу) - нам было неприлично танцевать и некогда заниматься дамами". Вот реплика княгини-бабушки в "Горе от ума": "Танцовщики ужасно стали редки".
    Идеалу "пиров" демонстративно были противопоставлены спартанские по духу и подчеркнуто русские по составу блюд "русские завтраки" у Рылеева, "которые были постоянно около второго или третьего часа пополудни и на которые обыкновенно собирались многие литераторы и члены нашего Общества. Завтрак неизменно состоял: из графина очищенного русского вина, нескольких кочней кислой капусты и ржаного хлеба. Да не покажется Вам странным такая спартанская обстановка завтрака". Она "гармонировала со всегдашнею наклонностию Рылеева - налагать печать руссицизма на свою жизнь". М. Бестужев далек от иронии, описывая нам литераторов, которые, "ходя взад и вперед с сигарами, закусывая пластовой капустой". Однако это сочетание, в котором сигара относится лишь к автоматизму привычки и свидетельствует о глубокой европеизации реального быта, а капуста представляет собой идеологически весомый знак, характерно. М. Бестужев не видит здесь противоречия, поскольку сигара расположена на другом уровне, чем капуста, она заметна лишь постороннему наблюдателю - т. е. нам.
    Молодому человеку, делящему время между балами и дружескими попойками, противопоставляется анахорет, проводящий время в кабинете. Кабинетные занятия захватывают даже военную молодежь, которая теперь скорее напоминает молодых ученых, чем армейскую вольницу.

Из записок Н. А. Бестужева о подготовке восстания.

    Не знаю, был ли Рылеев обманут сам, или желал другим представлять дела общества в лучшем виде, только из его пламенных разговоров о распространении числа членов, принадлежащих к союзу благомыслящих людей, я и другие заключали, что общество наше многочисленно и что значащие люди участвуют в оном. В сем положении дела застигла нас нечаянная смерть Александра. Более года прежде сего в разговорах наших я привык слышать от Рылеева, что смерть императора была назначена обществом эпохою для начатия действий оного, и когда я узнал о съезде во дворце, по случаю нечаянной смерти царя, о замешательстве наследников престола, о назначении присяги Константину, тотчас бросился к Рылееву; ко мне присоединился Торсон. Происшествие было неожиданно; весть о нем пришла совсем не оттуда, откуда ожидал я, и, вместо начатия действий, я увидел, что Рылеев не знал об этом. Встревоженный и волнуемый духом, видя благоприятную минуту пропущенною, не видя общества, не видя никакого начала к действию, я горько стал выговаривать Рылееву, что он поступил с нами иначе, нежели было должно.
   - Где же общество,-говорил я,-о котором столько рассказывал ты? Где же действователи, которым настала минута показаться? Где они соберутся, что предпримут, где силы их, какие их планы? Почему это общество, ежели оно сильно, не знало о болезни царя, тогда как во дворце более недели получаются бюллетени об его опасном положении? Ежели есть какие намерения, скажи их нам-и мы приступим к исполнению. Говори!
   Рылеев долго молчал, облокотясь на колени и положив голову между рук.
   Он был поражен нечаянностью случая и сказал:
   - Это обстоятельство явно дает нам понятие о нашем бессилии, я обманулся сам: мы не имеем установленного плана, никакие меры не приняты, число наличных членов в Петербурге невелико; но, несмотря на это, мы соберемся опять сегодня к вечеру. Между тем я поеду собирать сведения, а вы, ежели можете, узнайте расположение умов в городе и войске.
   Батенков и брат Александр явились в эту минуту, и первое начало происшествий, ознаменовавших период междуцарствия, началось бедным собранием пяти человек.
   С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он - душой оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако, без изъявления неудовольствия. В городе еще не знали, отречется ли Константин: тайна его прежнего отречения в пользу Николая еще не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении.
   Когда мы остались трое: Рылеев, брат мой Александр и я, то после многих намерений, положили было писать прокламации к войску и тайно разбросать их по казармам; но после, признав это неудобным, изорвали несколько исписанных уже листов и решились все трое идти ночью по городу, останавливать каждого солдата, останавливаться у каждого часового и передавать им словесно, что их обманули, не показав завещания покойного царя, в котором дана свобода крестьянам и убавлена до 15 лет солдатская служба.
   Это положено было рассказывать, чтобы приготовить дух войска для всякого случая, могшего представиться впоследствии. Я для того упоминаю об этом намерении, что оно было началом действий наших и осталось неизвестным комитету.
   Нельзя представить жадности, с какою слушали нас солдаты, нельзя изъяснить быстроты, с какою разнеслись наши слова по войскам; на другой день такой же обход по городу удостоверил нас в этом.
   Два дня сильного беспокойства, две бессонные ночи в ходьбе по городу и огорчение сильно подействовали на Рылеева. У него сделалось воспаление горла; он слег в постель; воспаление перешло в жабу; он едва мог переводить дыхание, но не переставал принимать участие в делах общества. Мало помалу число наше увеличилось; члены съезжались отовсюду, и болезнь Рылеева была предлогом беспрестанных собраний в его доме.
   Между тем сомнения на счет наследства престола возрастали. Нам открывался новый случай воспользоваться новою присягою. Мы работали усерднее: приготовляли гвардию, питали и возбуждали дух неприязни к Николаю, существовавший между солдатами. Рылеев выздоравливал и не переставал быть источником и главною пружиною всех действий общества.
   Но, несмотря на успехи наши, невзирая на то, что новые члены прибывали, что за многие полки сделаны были обещания, мы мало уверены были в наших силах: никто не мог ручаться за полный полк; ротные командиры, участвовавшие в заговоре, могли отвечать только за свои роты, и то при благоприятных некоторых обстоятельствах.
   Часто в разговорах наших сомнение на счет успеха выражалось очень положительно. Не менее того мы видели необходимость действовать; чувствовали надобность пробудить Россию. Рылеев всегда говаривал:
   - Предвижу, что не будет успеха; но потрясение необходимо. Тактика революции заключается в одном слове: "дерзай", и ежели это будет несчастливо - мы своей неудачей научим других.

Из статьи В.М. Боковой "Декабристы и их время".

    …Религиозность, будь она сознательная или неосознанная, "друзей 14 декабря" обусловила и их принципиальное отличие от революционеров позднейших времен: неизмеримо более высоко развитое нравственное чувство. Даже затевая мятеж, они следовали лишь романтической установке "пожертвовать собой на благо Отечества" ("Ах, как славно мы умрем!"). Неромантическая действительность и пролившаяся чужая кровь моментально их отрезвили и стали причиной того полного и нелицемерного раскаяния, через которое прошли практически все декабристы, даже те из них, кои участия в мятеже не принимали. Как писал позднее А.П. Беляев, "я и теперь сознаю в душе, что если б можно было одной своею жертвою совершить дело обновления отечества, то такая жертва была бы высока и свята, но та беда, что революционеры вместе с собой приносят преимущественно в жертву людей, вероятно, большею частью довольных своей судьбой и вовсе не желающих и даже не понимающих тех благодеяний, которые им хотят навязать против их убеждений, верований и желаний... Я вполне убежден, что только с каменным сердцем и духом зла, ослепленным умом можно делать революции и смотреть хладнокровно на падающие невинные жертвы".
    "Ослепленный ум" в декабре 1825 г был налицо, но "каменным сердцем и духом зла" никто из мятежников, безусловно, не обладал.

К.Ф. Рылеев. "Прощальное письмо".

    Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на него, ни на Государя: ето будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не взроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня.
    Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе. Ето дивное спокойствие порукою, что Творец не оставит ни тебя, ни нашей малютки. Ради Бога не предавайся отчаянью: ищи утешения в религии. Я просил нашего священника посещать тебя. Слушай советов его и поручи ему молиться о душе моей...
    Ты не оставайся здесь долго, а старайся кончить скорее дела свои и отправиться к почтеннейшей матушке, проси ее, чтобы она простила меня; равно всех своих родных проси о том же. Екатерине Ивановне и детям кланяйся и скажи, чтобы они не роптали на меня за М.П. (Михаил Петрович Малютин): не я его вовлек в общую беду: он сам это засвидетельствует. Я хотел было просить свидание с тобою, но раздумал, чтобы не расстроить тебя. Молю за тебя и за Настеньку, и за бедную сестру Бога и буду всю ночь молиться. С рассветом будет у меня священник, мой друг и благодетель, и опять причастит. Настиньку благословляю мысленно Нерукотворным образом Спасителя и поручаю тебе более всего заботиться о воспитании ее. Я желал бы, чтобы она была воспитана при тебе. Старайся перелить в нее свои христианские чувства - и она будет щастлива, несмотря ни на какие превратности в жизни, и когда будет иметь мужа, то ощастливит и его, как ты, мой милый, мой добрый и неоцененный друг, ощастливила меня в продолжение восьми лет. Могу ль, мой друг, благодарить тебя словами: они не могут выразить чувств моих. Бог тебя наградит за все. Почтеннейшей Прасковье Васильевне моя душевная искренняя, предсмертная благодарность.

    Прощай! Велят одеваться. Да будет Его святая воля.
    Твой истинный друг К. Рылеев
    У меня здесь осталось 530р. Может быть, тебе отдадут.

Из "Евгения Онегина" Пушкина[1].

   …У них свои бывали сходки,
   они за чашею вина,
   они за рюмкой русской водки…
   Витийством резким знаменитым,
   сбирались члены сей семьи
   у беспокойного Никиты[2],
   у осторожного Ильи[3].
   Сначала эти разговоры
   Между лафитом и клико[4],
   все это были разговоры,
   и не входила глубоко
   в сердца мятежная наука.
   Все это было только скука,
   безделье молодых умов,
   забавы взрослых шалунов.
   Друг Марса, Вакха и Венеры
   тут Лунин дерзко предлагал
   свои решительные меры,
   читал свои ноэли[5] Пушкин.
   ………………..…Якушкин,
   казалось, молча обнажал
   цареубийственный кинжал.
   Одну Россию в мире видя,
   Хромой Тургенев им внимал
   и, слово "рабский" ненавидя,
   предвидел в сей толпе дворян
   освободителей крестьян.
   Так было над Невою льдистой,
   но там, где ранее весна
   блестит над Каменкой тенистой
   и над холмами Тульчина,
   где Витгенштейновы дружины
   Днепром подмытые равнины
   и степи Буга облегли,
   дела иные уж пошли.

А. Одоевский. Ответ на послание А.С. Пушкина "В Сибирь"

   Струн вещих пламенные звуки
   До слуха нашего дошли,
   К мечам рванулись наши руки,
   И - лишь оковы обрели.
   
   Но будь покоен, бард!- цепями,
   Своей судьбой гордимся мы,
   И за затворами тюрьмы
   Обет святой пребудет с нами.
   [В душе смеемся над царями.]
   
   Наш скорбный труд не пропадет,
   Из искры возгорится пламя,
   И просвещенный наш народ
   Сберется под святое знамя.
   
   Мечи скуем мы из цепей
   И пламя вновь зажжем свободы!
   Она нагрянет на царей,
   И радостно вздохнут народы!
1828-1829 гг.

М. Бестужев. М.И. Муравьеву-Апостолу.

   Еще ко гробу шаг - и, может быть, порой,
   Под кровом лар родных, увидя сии строки,
   Ты с мыслью обо мне воспомнишь край далекий,
   Где, брошен жизни сей бушующей волной,
   Ты взора не сводил с звезды своей вожатой
   И средь пустынь нагих, презревши бури стон,
   Любви и истины искал святой закон
   И в мир гармонии парил мечтой крылатой.
1829г.

http://decemb.hobby.ru/index.shtml?dec_doc

   Примечания:
   [1] Эти строфы относятся к X главе "Евгения Онегина", не увидевшей света. Пушкин сжег ее. Часть он записал условным шифром, который разобрали только в XX веке.
   [2] Никита Муравьев.
   [3] Илья Долгоруков.
   [4] Лафитом и Клико - французские вина.
   [5] Ноэли - особый вид сатирических стихотворений.

Rambler's Top100