История России
Развитие капитализма в России


   Оглавление

       Вторая половина XIX - начало XX века


- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.

- Развитие капитализма в России. - Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.
- Культура пореформенной России.
Промышленность

промышленные районы
промышленные районы
   Освобождение крестьян по-разному повлияло на промышленное развитие российских регионов.
   Сдал позиции Урал - металлургическая база дореформенной России. В 1867 году здесь выплавляли 65 % российского чугуна, в 1902 - лишь 28 %. Значительных новых производств здесь не возникло. До реформы 1861 года уральская металлургия работала за счёт принудительного труда приписных крестьян, и даже после отмены крепостного права избавиться от консервативного наследия полностью не удалось. Уральские предприятия не смогли конкурировать с новыми заводами. Впрочем, в абсолютных цифрах производство на Урале росло (за те же 35 лет - в 4 раза); именно уральским железом в значительной мере (после постройки Транссиба - полностью) снабжалась Сибирь.


Доменная печь на Саткинском заводе
Домна

   Другие старые промышленные районы Европейской России развивались более успешно. В каждом из них действовали предприятия разных отраслей, и всё же каждый имел своё лицо. Лицо Санкт-Петербурга - машиностроение. Самый известный завод этого профиля был реконструирован в 1860-х годах Николаем Путиловым, почему впоследствии получил название Путиловского (с 1934 - Кировский). В 1868 году он прославился необычайно быстрым запуском производства прочных и дешёвых рельсов, затем начал выпускать также вагоны, пароходы, паровозы. Накануне Первой мировой войны Путиловский завод запустил производство самых совершенных в мире миноносцев; выполнял и другие оборонные заказы.
   К числу крупнейших производителей паровозов и пароходов принадлежали также Коломенский и Сормовский заводы - это Московский промышленный район. Но главная особенность этого района - текстильное производство, традиционно сильное здесь ещё с дореформенных времён. Самая известная фамилия в этой отрасли - Морозовы. За счёт Морозовских фабрик вырос на месте двух посёлков город Орехово-Зуево. Здесь располагалось и самое известное их предприятие - Никольская мануфактура (традиционное для текстильных предприятий название "мануфактура" применялось и к фабрикам). После "Морозовской стачки" 1885 года (когда к управлению предприятием пришёл Савва Морозов) Никольская мануфактура стала не только крупнейшим текстильным предприятием, но и одним из самых благоустроенных по части условий труда.
   Предприятия лёгкой и тяжёлой промышленности успешно развивались в Западном крае, особенно - в Польше. Её политический центр, Варшава, соперничала с Петербургом по части финансовой развитости; из промышленных центров крупнейшим был город Лодзь, быстро разросшийся в пореформенное время.

паровоз Овечка
"Овечка"

 Богородско-глуховская мануфактура
Богородско-глуховская
мануфактура

   Новые районы промышленного развития оказались связаны с Югом. Ещё в 1850-е годы началась добыча нефти в районе Баку. Изначально этой добычей занимались отечественные предприниматели, в частности - Василий Кокорев, в конце 40-х годов сделавший имя и деньги на внедрении новой системы винных откупов. Однако в 1876 году сюда пришли обрусевшие шведские предприниматели Нобели. Созданное ими "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель" ("Бранобель") в конце XIX века уже было явным лидером отрасли. Закавказские (а потом и кавказские) нефтяные месторождения позволили России соперничать с США за звание крупнейшего мирового производителя нефти. Развивалась и нефтепереработка. Керосиновые лампы быстро вытеснили деревенскую лучину. Другой продукт нефтяной промышленности - солярное топливо - использовалось в дизельных двигателях, которые Нобели стали производить первыми в России на специальном заводе "Людвиг Нобель" (будущий "Русский дизель").
   Ещё более впечатляющие темпы роста явил южный промышленный район, включающий Донбасс и Южную Украину. Его развитие связано с приходом сюда опытного английского предпринимателя Джона Юза. В 1869 году он взял концессию (т.е. заключил договор с российским правительством) на создание на юге России рельсового завода. При этом Юз выяснил, что Донецкий бассейн содержит залежи не только угля, но и железной руды, что создаёт отличные условия для металлургического производства. Вслед за Юзом на юг потекли и другие капиталы; через 20 лет Донбасс уже прочно занял место главной металлургической базы страны.
назад вперёд

Бранобель

Харьковский паровозостроительный и механический завод