История России
Культура пореформенной России


   Оглавление

       Вторая половина XIX - начало XX века

- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.
- Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.

- Культура пореформенной России.

Ученье - свет
Просвещение - Наука и техника.

   II. Наука и техника.
   "Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство" (К.А. Тимирязев, 1894).

   Самое яркое подтверждение слов Тимирязева - Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907). Семнадцатый ребёнок в семье директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. На практике применять химические познания ему доводилось в самых разных отраслях, везде - с успехом. А прославился он вкладом в теорию. 35 лет от роду он объединил все известные химические элементы в Периодическую таблицу. Особенно впечатляет то, что на практике химики получили к тому времени лишь некоторую часть элементов Периодической таблицы. Остальные Менделеев предсказал. Поначалу "чистая абстракция" Менделеева вызвала скептическое отношение. Но к концу 70-х годов, когда исследователи разных стран один за другим стали открывать элементы, свойства которых точно предсказал русский химик, авторитет Менделеева стал непререкаем.
   Вот эпизод из 1879 года. После введения чрезвычайного положения петербургский военный генерал-губернатор И.В. Гурко вызвал к себе профессора Петербургского университета Менделеева и начал отчитывать его за "потворство студенческим волнениям". В качестве защитной тактики Менделеев избрал нападение: "Как вы смеете мне грозить?! Кто вы такой? Солдат и больше ничего! В своём невежестве вы не знаете, кто я. Имя Менделеева навеки вписано в историю науки. Знаете ли вы, что он произвёл переворот в химии? Знаете ли вы, что он открыл периодическую систему элементов? Что такое периодическая система? Отвечайте!".
   Что такое периодическая система, покоритель турок не знал. Зато Менделеева с его характером на следующий год забаллотировали на выборах в российскую Академию наук. Так Менделеев и остался членом всего лишь девяти зарубежных Академий.
   На эту тему директор Музея-архива Д. И. Менделеева опубликовал очень большую статью, которая интересна отказом от упрощённого подхода к истории менделеевского неизбрания. На примере "дела Менделеева" автору удалось показать особенность Академии Наук в России. В отличие от европейских Академий, она выступает не клубом по интересам, а бюрократическим учреждением.

Менделеев Д.И. Портрет Крамского
"...нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев"

Менделеев Д.И. Портрет Репина
Периодический закон

   Нобелевской премией увенчалась работа российской физиологической школы. Её создатель - Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). Он первым доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений. Ни одно впечатление, ни одна мысль не возникают сами по себе, для этого нужен повод - действие физиологического раздражителя. Сеченов писал, что самые разнообразные переживания, чувства, мысли в конечном итоге ведут, как правило, к каким-то ответным действиям. Своему другу Н.Г. Чернышевскому Иван Михайлович послужил прототипом Кирсанова в романе "Что делать?". В 1863 Сеченов изложил свои взгляды в книге "Рефлексы головного мозга". Цензура немедленно запретила её за материалистические взгляды.
   Продолжателем идей Сеченова стал его ученик Иван Петрович Павлов (1849-1936). Он создал учение о безусловных и условных рефлексах. То есть он первый доказал, что рефлексы бывают не только врождёнными, что человеческий мозг сам их порождает, приспосабливаясь к внешним обстоятельствам. На фоне XX (тем более XXI) века Павловская техника выглядит простейшей (он измерял количество слюны, выделяющейся у собак в различных условиях). Но с её помощью Павлову удавалось изучать сложнейшие темы, важные для общественного устройства. Рефлекс свободы и его подавление, подавление болевого рефлекса за счёт воли, необходимость внешней дисциплины для воспитания разума - обо всём этом увлекательно рассказывал сам Павлов. В 1904 Иван Петрович получил Нобелевскую премию.

Сеченов Иван Михайлович
И.М. Сеченов
Нестеров. Портрет И.П. Павлова
Опыты Павлова

   В практической медицине учение о рефлексах применил Сергей Петрович Боткин (1832-1889). В доме его родителей собирался философский кружок Н.В. Станкевича, часто бывали друзья старшего брата - Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Дополнив российское образование европейским, он первым в России создал в 1860-1861 годах при своей клинике экспериментальную лабораторию, где производил физические и химические анализы и исследовал действие лекарств (из лаборатории вырос позже Институт экспериментальной медицины). Многочисленные результаты опытов Боткин объединил общей теорией медицины. А именно: он выдвинул положение, что болезни внутри организма развиваются по рефлекторным нервным путям, и чтобы искать способы борьбы с болезнями, надо рассматривать прежде всего центральную нервную систему. Именно Боткин открыл в головном мозге центры, отвечающие за различные физиологические процессы. Направление мировой медицинской науки, ставшее развиваться на основе взглядов Боткина, назвали физиологическим.

Боткин Сергей Петрович
Личный врач императрицы

   Русские исследователи работали почти одновременно с таким столпом западного естествознания, как Чарльз Дарвин. Его "Происхождение видов путём естественного отбора" вышло из печати в 1859. В России эволюционной проблематикой занимался Илья Ильич Мечников (1845-1916), в 23 года уже ставший доктором зоологии. Вместе с А.О. Ковалевским (1840-1901) Мечников, развивая эволюционную теорию, создал сравнительную эмбриологию. Но прославили его работы по другой тематике - иммунитет. В 1882 Мечников открыл явление фагоцитоза, т.е. процесса поглощения и переваривания клетками организма чужеродных для него частиц (к этому времени он уже вынужден был уехать в Европу, где провёл 27 лет). На этом открытии и основаны методы предохранения людей от инфекции. В 1886 Мечников совместно с Н.Ф. Гамалеей основал первую в России бактериологическую станцию. Именно за счёт массовых прививок, ставших обычным явлением уже в XX веке, удалось перевести смерть малолетних детей в разряд чрезвычайных событий. В 1908 году заслуги Мечникова получили признание в виде Нобелевской премии (совместно с немцем П. Эрлихом).

Мечников Илья Ильич
И.И. Мечников

   Один из основателей русской школы физиологии растений - Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920). Это он показал, что растения выступают "солнечными консервами". Явление фотосинтеза (превращение солнечных лучей в зелёную массу растений) было известно и до Тимирязева, однако механизм его оставался неясен. Лишь в 1961 году американец М. Кэлвин получил Нобелевскую премию за его окончательное раскрытие, Тимирязев же стал одним из его предшественников. Значение Тимирязева - в том, что он распространил закон сохранения энергии на органический мир. Он показал значение фотосинтеза как первоисточника органического вещества и запасаемой энергии, необходимых для жизнедеятельности всех организмов. Наглядные опыты Тимирязев показывал не только в узком академическом кругу, но и для самой широкой публики, охотно приходившей на его публичные лекции.
назад вперёд

Тимирязев Климент Аркадьевич
К.А. Тимирязев