Программа курса "Человек и общество"

   1) Представление о человеке.
   Человек, его жизнь и здоровье. Индивидуальность. Свободное развитие человека. Самосозидание. Духовность. Способность к творчеству. Гуманизм. Взаимосвязь свободы и ответственности. Толерантность. Единство биологического и социального в человеке. Основные виды деятельности. Творчество.
   Половозрастные роли человека. Особенности подросткового возраста. Характер и его становление. Личность. Внутренний мир личности. Самопознание. Проблема смысла жизни. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Честь и достоинство. Долг и совесть. Самодисциплина. Порядочность. Патриотизм. Роль воспитания, образования и самообразования в социализации индивида. Выбор жизненного пути. Межличностные отношения. Общение как взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие. Пути достижения взаимопонимания. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Способы деятельности. Самопознание, самоидентификация, сознательное формирование собственной позиции и выбор жизненной перспективы, осмысление межличностных отношений. Опыт. Приобретение опыта самопознания, совместной деятельности; осмысление личного опыта эффективного общения.
   
   2) Представление об обществе.
    Ценностные ориентиры. Общество, ориентированное на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Гражданский мир и сотрудничество. Преемственность поколений. Социальная ответственность. Общество и природа. Типы обществ. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Эволюция и революция. Современное общество, его противоречия. Вызовы и угрозы XXI века: проблемы войны и мира, гуманитарные и экологические проблемы, опасность международного терроризма. Наблюдение и оценка общественных событий и явлений с опорой на полученные знания. Выявление связи и взаимозависимости различных общественных явлений. Приобретение опыта совместной деятельности в решении практических задач. Оценка опыта взаимодействия с основными общественными институтами; осмысление опыта позитивного экологического поведения.
   
   3) Духовная культура.
   Понятие культуры. Многообразие культур. Духовное развитие. Истина. Добро. Красота. Знания. Основные компоненты сферы духовной культуры, Показатели культуры общества и человека. Основополагающие принципы и нормы морали. Добро и зло. Гуманизм. Моральный идеал. Познание мира. Наука в жизни современного общества. Общее и профессиональное образование. Непрерывность образования. Свобода совести. Религия. Учреждения культуры. Соотнесение собственных представлений и действий с принятыми в обществе моральными нормами. Различение способов познания мира. Выбор направления дальнейшего продолжения образования. Осмысление опыта применения моральных норм в различных жизненных ситуациях. Приобретение опыта исследований учебного характера, использования учреждений культуры и дополнительного образования.
   
   4) Экономическая сфера.
   Свобода экономической деятельности. Равноправие различных форм собственности. Социально-регулируемый рынок. Труд. Ответственность за личное благосостояние. Товары и услуги. Ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические системы. Собственность. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Обмен, торговля, формы торговли. Реклама. Деньги. Инфляция. Обменные курсы валют. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Семейный бюджет. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Затраты, выручка, прибыль. Предпринимательство. Основные формы организации производства. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица. Экономические цели и функции государства Способы деятельности. Соотнесение доходов и расходов на примере семейного бюджета; решение элементарных расчетных задач с экономическим содержанием. Определение оптимального соотношения затрат и результатов. Осмысление опыта экономической деятельности в пределах дееспособности подростка, эффективности собственных экономических действий. Оценка собственного поведения в качестве потребителя, собственника, члена семьи.
   
   5) Социальная сфера.
   Социальное согласие. Социальное партнерство. Социальная защищенность. Конструктивное межнациональное взаимодействие. Семья, семейные традиции. Здоровый образ жизни. Социальная структура общества. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Условные группы. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы. Социальная ответственность. Социальный конфликт, пути его разрешения. Образ жизни. Отклоняющееся поведение. Наркомания, алкоголизм, их опасность для человека и общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Этнические общности. Межнациональные отношения.
   
   6) Политическая сфера.
   Демократия. Гражданское общество и гражданские инициативы. Гражданственность. Демократическое правовое государство Свободные выборы. Политический плюрализм и свобода слова. Политика. Власть. Государство. Суверенитет. Формы правления. Политический режим. Разделение властей. Демократия и формы ее проявления в современной жизни. Участие граждан в политической жизни. Опасность экстремизма. Многопартийность. Политические партии и движения. Выборы, референдум. Роль средств массовой информации в политике. Правовое государство и гражданское общество. Использование знаний для ориентации в политических реалиях Российской Федерации и современного мира. Анализ типичных ситуаций участия в политической жизни, осуществления политических прав и свобод. Приобщение к политическим ролям избирателя, читателя СМИ, участника детских общественных организаций. Развитие опыта работы с материалами СМИ по различным аспектам политической жизни.
   
   7) Правовая сфера.
   Верховенство закона. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Взаимная ответственность государства и гражданина. Юридическое равенство. Справедливость. Правосудие. Право, его роль в жизни общества. Правовая норма. Система законодательства. Понятие и виды правоотношений. Физические и юридические лица. Понятие прав и обязанностей. Понятие и виды юридической ответственности. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Признаки и виды правонарушений. Презумпция невиновности. Основы правового статуса человека в демократическом правовом государстве. Гражданство. Конституционные права и свободы человека и гражданина в России. Гарантии прав и свобод. Права ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина. Основы конституционного строя Российской Федерации. Формы государственно-территориального устройства Российской Федерации. Высшие органы государственной власти Российской Федерации. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Правоохранительные органы. Нотариат. Правовое регулирование гражданских отношений. Понятие и защита права собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Жилищные правоотношения. Права потребителей. Правовое регулирование семейных отношений. Правовое регулирование трудовых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Административные правонарушения и взыскания. Основные понятия и нормы уголовного права. Правовое регулирование отношений в области образования. Анализ текста Конституции при характеристике основ государственного устройства Российской Федерации и правового статуса ее гражданина. Доказательная аргументация собственной точки зрения с использованием правовых норм. Достижение основанных на нормах закона договоренностей, формулирование правил их соблюдения. Составление типовых форм юридических документов (заявление, доверенность, жалоба, иск). Самостоятельный поиск и применение полученной правовой информации. Приобретение устойчивых навыков правомерного социального поведения на основе знаний о правовом статусе несовершеннолетнего. Приобретение опыта оценки собственных действий и действий других с точки зрения их правомерности. Опыт применения правовых норм в реальных жизненных ситуациях. Опыт участия в выработке правил и норм, регулирующих отношения а классе, школе.
   
   Список литературы :

   
   Гречко П. К. Введение в обществознание. М., 2001.
   Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., 1997.
   Словарь-справочник "Человек и общество". Ростов-на-Дону, 1996.

на главную