О зарождении представлений о душе у неандертальцев

   Первые свидетельства о человеческих погребениях восходят к эпохе Мустье (средний палеолит - начало верхнего палеолита). Это время появления неандертальцев, останки которых впервые были найдены на юге Европы. Из всех древних видов человекообразных неандертальцы изучены лучше всех, потому что в целом ряде случаев сохранность костей удивительна. Связано это именно с началом искусственных захоронений.
   Отметим ряд специфических черт. На местах стоянок неандертальцев найдены куски минеральной краски, которую, по всей видимости, использовали для раскраски какой-то поверхности. Важно отметить, что поблизости от стоянки не обнаружено ни одного месторождения похожего минерала. Краску добывали и приносили из далека. Найдены предметы, не имеющие утилитарного применения, на них изображены насечки, черты, пересекающиеся линии. В среднем палеолите появляются первый украшения - неандерталец стал заботиться о своем внешнем виде - бусы из зубов и фаланг животных. Есть единичные находки трубчатых костей животных с дырками - возможно, это древние музыкальные инструменты.
   Существуют археологические свидетельства о том, что эти племена заботились о раненых и возможно также и о стариках. Современный химический анализ позволяет определить, например, что кость была сломана за долго до смерти субъекта. Это может говорить о том, что возрастает внимание к субъекту как таковому. Если раньше такой член племени был обузой (тот, кто не может добыть пропитание и помогать в этом, изгонялся), то археологические данные о неандертальцах показывают иную картину - раненный или старик оставался в племени и, возможно, его лечили.
   Человеческие погребения - это важная черта в изменении поведения. Гипотез, почему это произошло, существует несколько.
   Первая гипотеза - хоронить умершего стали из гигиенических соображений. Тело разлагается, и от него нужно избавляться. Об этом долго говорить не стоит, все достаточно понятно. То, что в могиле оставляли посуду, тоже можно объяснить в рамках этой гипотезы - возможно умерший болел и все, что ему принадлежит, не чисто. У этой гипотезы выявился один недостаток, когда открыли, что часто захоронения делали именно в пещере, в которой жила группа родственников. К тому же по результатам некоторых анализов оказывается, что яму закрывали не сразу, а как бы продолжая заботиться о родственнике, продолжали приносить ему пищу.
   Тогда стала рассматриваться вторая гипотеза о том, что субъект оставался дорог и любим даже после смерти, поэтому о нем заботились, как и при жизни, оставляли рядом с собой и продолжали "кормить". Как правило тело складывали в позе зародыша - на левый или правый бок и спина и ноги согнуты по направлению друг к другу, руки, как правило, вдоль тела.
   Однако фактов больше, и все они не вмещаются в имеющиеся попытки объяснения, поэтому возникает ряд вопросов. Почему, если умершего продолжали любить и заботиться, его не оставляли на своем месте, а выделили для него отдельное место. Ведь раскопки показывают, что эти погребения были специально вырыты и оформлены деревом или костями. Кроме того, в могилах находят и предметы, не имеющие практического значения, а именно, различные украшения из костей, зубов и камня. Одно из захоронений особенно привлекло внимание и удивило исследователей, когда после химического анализа земли выяснилось, что в ней содержится большое количество цветочной пыльцы. Это говорит только о том, что в могилу складывали цветы.
   Итак, исходя из этого, ученые палеоантропологи предлагают третью гипотезу - захоронения стали устраивать из-за значительных изменений в мировоззрении, то есть из-за появления представлений о душе.
   Однако ничего из найденного напрямую об этом не свидетельствует. Что же нужно еще найти, что указало бы в самом незатейливом виде на зарождение представлений о душе? Какие это должны быть предметы или изображения? Как бы вы смогли показать, что причиной захоронения является именно представление если не о загробном мире, то о какой-то иной сущности, связанной с человеком и которую он теряет после смерти?

А.С. Кузнецова,
преподаватель.
7 декабря 2005 года

окна Гуманитарной кафедры