Исторический календарь: неделя за неделей
сентябрь, 1-7

"Ей суждено совершить что-нибудь очень крупное"

1 сентября 1853 года родилась Софья Львовна Перовская

Перовская
   Пётр Кропоткин:
   Известный портрет Перовской очень похож на неё. Он хорошо передает её сознательное мужество, её открытый, здравый ум и любящую душу.
   Её отец дослужился до места столичного губернатора. А она 17-ти лет в знак протеста покинула отцовский дом.
   Её путь к террору типичен для молодых идеалистов обновлённой России. Нежелание мириться с угнетённостью народа, ведущее в социалистический кружок. Обучение крестьян грамоте в народной школе, арест и запрет работать учительницей. Фельдшерская работа в земской больнице и новый арест. Скамья подсудимых на знаменитом "процессе ста девяносто трёх", что подытожил "хождение в народ". Оправдание по суду, сразу же новый арест и высылка на пустынную северную окраину. Бегство из-под стражи и подпольная работа. Стремление к мирной пропаганде и переход к насилию в ответ на репрессии властей.
   Путь - типичный, личность - выдающаяся. Приветливость к товарищам сочеталась у неё с беспощадностью к врагам. Простота в общении - с серьёзностью в мыслях. Идеалистичность - с рассудительностью и ответственностью. Это она в критическую минуту довела дело "Народной воли" до логического конца. Сама составляла план операции, сама дала последний знак бомбометальщику.
   Её спокойствие обманчиво. Это не спокойствие - это хладнокровие: воля, устремляющая страсть к достижению осознанной цели. "Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придётся лечь на нём, но сделать его надо". Её казнили, но она ушла непобеждённой.
   Слово - ей самой: "Наши цели и тактика не имеют ничего общего с идеей о насильственном разрешении сверху главных вопросов общественной жизни. За собою мы оставляем лишь одно безусловное право - право свободной пропаганды своих идей, а во всем остальном готовы подчиниться верховной воле народа. Но во имя этого последнего, кроме непосредственной борьбы с современным политическим строем, встает еще другая задача: создать после падения этого строя такую общественную обстановку, при которой весь народ имел бы фактическую возможность выразить свободно волю и осуществить ее. Только в этом смысле и следует понимать пункт, трактующий о захвате власти".

А. К. Кириллов

окна Гуманитарной кафедры