Исторический календарь: неделя за неделей
апрель, 14 - 20

Пламенный протопоп

(14 апреля 1682 г. был сожжен протопоп Аввакум)

Двуперстное крестное знамение
Двуперстное крестное знамение
"Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю,
с сим живу и умираю"
   Страстный боец за правду, наделенный несгибаемой волей, огненным темпераментом и жаждой деятельности, Аввакум всю жизнь провел в борьбе. Со свойственной ему прямотой и бескомпромиссностью протопоп обличал злоупотребления местного начальства, боролся с распущенностью нравов, пережитками язычества, за что не раз был жестоко бит своими же прихожанами.
Трехперстное крестное знамение
Трехперстное крестное знамение
Старообрядческая рукопись
начала XIX в.

   Отказавшись принять церковную реформу, проведенную патриархом Никоном, Аввакум не побоялся выступить против самого царя: "Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек", - увещевал он Алексея Михайловича. Его то морили голодом и сажали на цепь, то задабривали, требуя признания нововведений или хотя бы молчания. Но протопоп держался стойко. Не сломила его ни десятилетняя сибирская ссылка, ни пятнадцатилетнее заключение в земляной тюрьме северного городка Пустозерска. Лишенный возможности проповедовать устно, он взялся за перо. Так появился на Руси удивительный писатель.
   Двуперстное крестное знамение стало для Аввакума символом всей старой религиозной, нравственной и бытовой традиции. Отстаивая традицию, он сам в чем-то выступил новатором: написал своё Житие - факт, немыслимый для древнерусского человека, воспитанного в пренебрежении к собственной личности, смело использовал на письме живую разговорную народную речь…
   Аввакум закончил свою жизнь на костре. Но его сочинения, призывающие к борьбе за сохранение истинной веры и мученичеству, продолжали распространяться по всей России, побуждая все новых и новых последователей уходить в глухие леса для спасения души в условиях наступившего "последнего времени".

М. В. Першина

окна Гуманитарной кафедры