1. Сформированный Министерством Образования Российской Федерации "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе" и основанные на нем "Требования к уровню подготовки выпускников средней школы" предполагают, что в процессе изучения этого школьного предмета учащиеся должны овладеть знаниями не только по истории, но и по теории литературы. Школьные пособия, учебники и справочники обычно содержат больший или меньший объем сведений из этой области. Однако далеко не всегда учащиеся (тем более в условиях ФМШ) относятся к подобным разделам курса с должным вниманием. В то же время любому из них неминуемо приходится сталкиваться с определенным кругом специальных понятий как на уроках, так и на экзамене, поскольку эти понятия входят в формулировки заданий и тем сочинений. Используемые часто, многие из терминов (например, такие как "сюжет", "конфликт", "композиция", "жанр" и т.п.) становятся привычными, но при этом вовсе не каждый старшеклассник сумеет при необходимости дать (или вспомнить) нужное определение, а порой только на экзамене обнаруживается, что "знакомый" термин понимается очень приблизительно. Это приводит и к локальным ("тактическим") недостаткам работы: неправильное словоупотребление - речевая ошибка, - и к промахам "стратегическим" - когда неверно воспринимается сама тема сочинения.
2. Отчасти ситуация может усугубляться и тем, что литературоведческая терминология по понятным причинам сфера не абсолютных, но относительных истин: нередко одно и то же понятие в разных словарях комментируется с большей или меньшей степенью расхождения. Если учащиеся гуманитарных классов (или, скажем, абитуриенты гуманитарных факультетов) к этому готовы, и стараются по мере сил и возможностей привести свой понятийный аппарат в порядок - по крайней мере к моменту поступления в вуз,- то ученики негуманитарных классов относятся к данной проблеме совершенно иначе. "Если строгих и четких определений нет, то литературоведение - не наука, если понятие истолковывается по-разному, то и я имею право понимать его как хочу", - с такими примерно рассуждениями мне приходилось сталкиваться неоднократно.
3. С целью получения иллюстративного материала мною был проведен небольшой письменный опрос в трех классах: двух девятых классах ФМШ и десятом гуманитарном классе 130 школы-лицея. Ученикам было предложено дать определения 12 наиболее часто встречающимся в учебной литературе понятиям из области литературоведческой терминологии. Анализ полученных результатов представлен в докладе. За редким исключением в негуманитарных классах ребята не могли (да и не стремились) воспроизвести "словарное" толкование термина. Однако, как мне кажется, далеко не всегда это может восприниматься как демонстрация незнания и непонимания терминологии. Работа с "литературоведческим минимумом" на уроках и должна строиться не на основе заучивания определений, а на основе выполнения творческих задач. Конечно, не факт, что изобретенный самостоятельно "велосипед" ездит лучше, чем готовый "фирменный". Зато в том, который ты создал сам, ты знаешь каждый винтик, и, возможно, по этой причине будешь чувствовать себя уверенней.
4. В заключение в докладе приведены примеры работы с конкретными художественными текстами из школьной программы, когда в ходе выполнения поставленных задач происходит и актуализация изученной ранее специальной лексики, и, по возможности, освоение новых понятий.