О работе с понятием "мотив" на уроках литературы.
Брыкова Е.Н.

  Первая задача, с которой сталкиваются все преподаватели СУНЦ НГУ (о какой бы учебной дисциплине мы ни говорили) - унифицировать понятийную базу учащихся, прийти к некоему единому знаменателю, определить тот круг понятий и терминов, который будет необходим для успешной работы в выпускных классах и сдачи государственных (выпускных и вступительных в вузы) экзаменов, в какой бы форме те ни проводились. И если с кругом определений и терминов предметов естественнонаучного цикла достаточно ясная ситуация, то в гуманитарных дисциплинах единообразия достигнуть очень сложно.
  В данном докладе описаны некоторые используемые автором на уроках литературы в 9-10 классах СУНЦ НГУ приёмы работы с понятием "мотив". Почему вдруг вообще возникает необходимость работать с этим понятием? Школьный курс литературы состоит из трёх основных частей - история литературы, теория литературы и собственно сами литературные тексты. Как добиться прочтения книг, прочтения вдумчивого и внимательного, когда значительная часть детей знакомится с содержанием произведений по кратким пересказам? Считаю, что выбранный мною путь стимулирует учеников читать полный текст и вдумчиво с ним работать, обращать внимание на множество деталей и подробностей, разбросанных по всей книге автором как бы невзначай, но, как дети убеждаются зачастую, вполне системно и осмысленно.
  Прежде всего, начиная работу с этим понятием в 9 классе, приходится разграничивать такие литературоведческие понятия, как "мотив", "лейтмотив", "сквозные образы и детали".
  "Сквозные" детали - халат Обломова и ветку сирени, сопровождающую Ольгу Ильинскую, - мы находим с детьми уже в первом изучаемом в 9 классе произведении -романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов".
  Следующее задание, не требующее пространного изложения на бумаге, но вместе с тем построенное по тому же принципу, - это работа со сквозными деталями и образами в тексте романа Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети". Задача учителя - помочь осмыслить ученикам роль этих образов и деталей в тексте. И уже здесь мы говорим о том, что за повторяющимся настойчивым упоминанием, например, карт и карточных игр стоит мотив карточной игры и мотив игры вообще, теснейшим образом связанный с мотивом рока и судьбы (о крестах см. ниже).
  Итак, только после того, как дети научатся находить в тексте конкретные детали, можно приступать к работе с понятием "мотив".
  Детям предлагаются два определения понятия "мотив" - из Энциклопедического литературного словаря и Лермонтовской энциклопедии.
  Итак, первые выводы, к которым класс приходит при анализе этих определений (это коллективное обсуждение, возможна работа по группам, когда каждая группа предоставляет в письменном виде результаты учителю и тот "сводит" всё в единый перечень вариантов):
  1. Внутри одного произведения может быть не один, а несколько различных мотивов.
  2. Один из этого множества мотивов может быть ведущим,
  пронизывающим всё произведение от начала до конца, лейтмотивом .
  3. Мотивом может быть пронизано и отдельное произведение, и целый ряд произведений того же автора
  4. Может быть и так, что какой-то мотив, являющийся структуре- и
  смыслообразующим для одного из произведений конкретного автора, практически не встречается в других его же произведениях.
  5. Какой-либо мотив может быть реализован в произведениях разных
  авторов различных эпох и литературных направлений (например, мотив одиночества последовательно проводится многими писателями-романтиками различных стран).
  Таким образом, работая с текстом какого-либо произведения, находя и выделяя в нём фрагменты, связанные с реализацией того или иного мотива, мы должны применять следующий алгоритм:
  1. Провести анализ лексики: выделить слова-сигналы или ключевые слова.
  2. Обнаружить употребление этих слов не только в прямом, но и в переносном значении и объяснить эти случаи.
  3. Найти те места в тексте, где эти мотивные компоненты присутствуют, но не называются словами-сигналами, а присутствие это подтверждается контекстуально.
  4. Проанализировать найденные примеры, обратить внимание на связь их в
  контексте и сделать выводы о присутствии и реализации мотива в произведении.
  В качестве примера в докладе рассматривается работа по данному алгоритму с новеллой Бунина "Лёгкое дыхание". Мы можем говорить о мотиве (в данном случае, вероятно, о лейтмотиве, поскольку данный ведущий мотив с самого начала задан читателю названием произведения) "лёгкого дыхания", который подтверждается системой лексических, образных повторов в тексте. Применительно к этому тексту Бунина нужно упомянуть ещё вот о чём: для литературы рубежа XIX-XX веков и русской литературы XX века вообще (в частности, для творчества таких авторов, как И. А. Бунин, В. В. Набоков, И. А. Бродский, В. О. Пелевин, Б. Акунин) характерно широкое применение такого приёма, как литературные аллюзии и ассоциации (об этих терминах и конкретном наполнении работы с ними мы тоже говорим с учащимися на уроках).-^Faic, фамилия одного из персонажей новеллы - Шеншин - должна "отсылать" так называемого "просвящённого" читателя к тому, кто всю свою сознательную жизнь добивался возвращения себе этой фамилии, но известен стал под другой - Афанасию Афанасьевичу Фету, и к его стихотворению "Шёпот, робкое дыханье..."
  С понятием мотива мы с учениками работаем в продолжение всего времени их обучения в СУНЦНГУ. Примеры мотивов, о которых мы подробно говорим на уроках и пишем письменные работы: мотив двойничества в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и тот же мотив - в романе В. В. Набокова "Приглашение на казнь"; мотив зеркала в произведениях В. В. Набокова; мотив дома и бездомья в стихах Анны Ахматовой и произведениях М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Белая гвардия"; мотив смерти и воскрешения в романе А. П. Платонова "Котлован" и т. д.
  Как правило, в работе с литературными произведениями дети часто сталкиваются с такими устойчивыми, присущими не только русской, но мировой литературе в целом, мотивами, как мотивы жизни и смерти, рока и судьбы, игры, дороги, сна и так далее. Чем больше у нас за плечами прочитанных текстов, тем больше вариантов реализации различными авторами того или иного мотива видят дети. Поэтому в работах, связанных с этой темой, в выпускном классе всегда есть такое задание: вспомните, где ранее встречался тот или иной мотив, в чем разница реализации его данными авторами. Так, при анализе рассказа Л.Н. Андреева "Большой шлем" дети обнаруживают два основных мотива: мотив рока и судьбы и мотив карточной игры. Они вспоминают, что мотив карточной игры встречался им ранее в "Пиковой даме" А.С. Пушкина, в "Отцах и детях" И.С. Тургенева, в "Войне и мире" Л.Н. Толстого. Учащиеся дают свою трактовку (пусть иногда на довольно "примитивном" уровне) традиции данного мотива в русской литературе и о его значении.
  Итак, мотивы - это сюжето- и композиционнообразующие элементы произведений. Анализ отдельных мотивов, выделение ведущего (лейтмотива) и осмысление их (его) роли в тексте в целом дают возможность читателю проникать во второй, третий и т.д. смыслы произведения, не ограничиваясь тем, что лежит на поверхности. Глубокое, заинтересованное прочтение текста не только изучаемых школьной программой произведений - вот что должно стать целью уроков литературы в школе. Естественно, глубокое изучение и понимание текста требует владения соответствующим терминологическим аппаратом. Но цель преподавателя - не только сориентировать ученика на владение терминологией и демонстрацию этого умения, легко расчленяющего текст на отдельные обрывки и несвязные фрагменты, а именно путь синтетический: соединение всего, что узнал на протяжении школьной жизни, собственных опыта и ощущений для лучшего понимания и осмысления прочитанного. Пусть не всем фымышатам легко удается проникнуть в самую суть произведения, но результат, которого я добиваюсь на уроках - они начинают именно читать тексты, не просматривать их по диагонали (о каких деталях может идти речь при беглом чтении), а внимательно прочитывать книги, и это очень важно.
  

к содержанию