Психология отношений личности и развитие общества
Галин А.Л.

  Массы людей в развитии социально значимых отношений, прежде чем они отыщут варианты синтеза противоположностей, могут переходить от одного одностороннего отношения к другому.
  Торговля и другие экономические профессии не менее важны в обществе, чем и любые другие, в том числе, рабочие профессии. От пренебрежительного отношения к торговле, люди могут переходить к превознесению торговли и к переоценке ее значимости.
  Некоторое идеологическое руководство жизнью общества необходимо. От жесткого контроля, осуществлявшегося повсеместно через партийные органы, общество может переходить к "разброду и шатаниям", к неорганизованности, к анархии.
  Интересы дела (бизнеса), созидательной деятельности желательно увязывать с интересами национальных культур, присутствующих в данном обществе. От рабоче-крестьянского интернационализма и стирания всех "граней", которые только можно стереть, части общества переходят к чрезмерному подчеркиванию национальных интересов, вплоть до проявлений национализма.
  В школе, в высших учебных заведениях и в обществе в целом должно осуществляться разумное воспитание отношений мужчин и женщин. От того, что "дети - существа бесполые", от полного игнорирования этих вопросов в прошлом, общество переходит к чрезмерной развязности в обсуждении соответствующих вопросов, что с помощью средств массовой информации делает одностороннее поведение будто бы "принятым".
  Личностные крайности отношений в массовых процессах тиражируются и проявляются во многих сторонах жизни общества. Грузинской скрипачке и руководителю оркестра Лиане Исакадзе после разрушения Союза мешали проводить репетиции, настаивая на том, что они непременно должны проводиться на грузинском языке. Если бы она пошла на поводу у национализма, то можно было бы и уволить из оркестра всех русских! Чему равен ущерб от этого, если каждый музыкант рос до высокого профессионализма многие годы? Если односторонние идеи овладевают умами многих, они приводят к разрушительным действиям во многом, тормозят развитие многого.
  Линия развития отношений личности, - от одной крайности к другой, а затем к синтезу противоположностей, - проста и понятна, но в массовых процессах это развитие может происходить настолько медленно, что соответствующим образом, т. е. односторонне, воспитываются целые поколения людей. "Борьба" разных поколений между собою или влияние лиц с противоположными односторонними отношениями, - такие люди обычно хотя бы в небольшом проценте в любом обществе имеются, - или влияние людей гармоничных, уравновешенных, отыскивающих варианты синтеза противоположностей быстрее других, может корректировать развитие личностных отношений, проявляющихся массово.
  Учитывая нелинейный характер развития отношений личности, можно точнее определять состояние общества, лучше освещать историю его развития, а также прогнозировать изменения в поведении людей.
  В сложных ситуациях политические психологи должны прежде всего ориентировать представителей разных социальных групп на дискуссии, выявляющие, определяющие и сталкивающие противоположные позиции, вести к созданию картин синтеза, и это самое главное. При этом к участию в дискуссиях следует привлекать синтетиков, людей одаренных умением создавать представления в стиле синтеза знаний. Создание представлений в стиле синтеза знаний, подобно созданию изобретений в технике, часто не просто, оно предполагает труд, некоторые умения и навыки.
  На занятиях в школе следует двигаться к более полному показу связей психологии и современной истории.
  

к содержанию