Психологические особенности человека сквозь призму чтения
Галин А.Л.

  В художественной литературе отражается прежде всего то, что пишущий видит, слышит и чувствует, это принимается за "систему отсчета", с которой строится изложение.
  В научной литературе чаще всего за основу принимается понятийно-логическое мышление, образы учитываются постольку, поскольку помогают ему.
  Поэзия - отражение целостности души, синтеза, она объединяет эмоциональное отношение, а также видение, слышание, чувствование с одной стороны и размышления - с другой, при этом выражает видение мира или его части с учетом ритмичности речи, с использованием рифм. Поэзия - внешне понятное, "огороженное" рифмами выражение интегративного. Использование рифм может казаться избыточным с точки зрения бесстрастных размышлений, но стремление к красоте, воспринимаемой аудиально, обусловливает учёт и этого. Если уж красивое и мысль объединяются в художественном произведении, то это объединение может выражаться не только в зрительных образах, но и в звучании речи.
  Развитие личности спиралевидно и потому в один период жизни человек может увлекаться чтением художественной литературы, в другой период - научной, в третий - поэзии. Но, чтобы развитие было возможно, на всех стадиях развития полезно обращаться к разным частям литературы. Если человек недооценивает тот или иной раздел литературы, он ограничивает себя, может развиваться односторонне, или его развитие затормозится, если не остановится. Причём правило разнообразия чтения, связанного с психологической гибкостью мышления, работает и на "верхнем" уровне развития, поскольку высшие Духовные движения, отражающиеся, в частности, в поэзии, возникают из "столкновения" или взаимодействия того, что человек видит, слишит и чувствует с тем, о чем он думает.
  Если человек читает регулярно в соответствующих пропорциях художественное, научное и поэзию, - речь идёт об основных делениях словесности, об оттенках можно говорить при более подробном обсуждении тех же вопросов, - он сохраняет подвижность, гибкость, переключаемость стилей мышления, ему доступно и близко одно, другое и третье, он сохраняет способность сопереживания, симпатии, любви к одному, другому и третьему. Если одно, другое и третье близко его душе, он сохраняет подвижность в переживаниях, способен жить полной жизнью и, в частности, давать отдых одной стороне мышления, когда работает другая, он обращается к поддержке разных людей, помогающих ему переключаться, к внешне социально фиксированным формам такого переключения.
  Если студент переставил на полках, загромождённых книгами, научную литературу в первый ряд, а художественную во второй, за неё, перестал читать художественную литературу и начал с годостью рассказывать об этом, не стесняясь и уверяя, что правильно понял значение научной литературы, то это означает что он стал развиваться односторонне. Всё бы ничего, но стиль рассудочного мышления со временем начинает распространяться на все стороны его поведения, на общение, которое становится односторонним, натянуто-интеллектуальным всегда, он перестает расслабляться, не замечая этого, некоторые стороны видения мира, стороны общения для него становятся закрытыми. Это может проявляться в том, что в обычном общении он становится "закомплексованным", со временем это может делать его профессиональное мышление сложным, громоздким, менее результативным.
  Конечно не только поэзия выражает интуитивное видение и понимание целого, к этому приближается публицистика, литературная критика, литературно-художественное эссэ, басни, притчи и некоторые другие жанры литературы. Для ясности изложения здесь уделено внимание основному.
  В физико-математической школе очень важно прививать учащимся вкус к чтению художественной литературы и поэзии.
  
  

к содержанию