Понятия и термины на уроках истории России.
Лазарев Ю.С.

  Формирование и использование понятийного аппарата на уроках истории России обусловлено тем, что, во-первых, учащиеся СУНЦ (я имею ввиду 10-классников-одногодичников) поступают к нам из разных школ и часто бывают слабо подготовленными к пониманию и использованию различных понятий и терминов, которые приходится разъяснять на уроках. Во-вторых, наши ученики перегружены домашними заданиями, поэтому основная работа по овладению историческим материалом проводится на уроках, которых у нас очень мало, а материал большой и сложный. Нужно добавить также, что современные учебники не годятся для самостоятельной работы. Поэтому основным способом изучения Отечественной истории является школьная лекция, где и проходит использование и разъяснение различных понятий и терминов. При этом, использование понятийного аппарата, с одной стороны, ускоряет изложение материала, с другой - затрудняет его понимание.
  Каков же круг понятий и терминов, а так же способ освоения и использования их на уроках истории?
  1. Так называемые исторические понятия и термины, характерные для определенных исторических явлений и событий (земство, крестьянская община, суд присяжных, либерализм, радикализм, кризис и прочие). Как правило, это ключевые слова к какой-либо узкой теме. Причем пояснения этим словам я даю попутно, в ходе лекции, чаще всего по просьбе учеников. Повторение и закрепление подобных исторических понятий и терминов проводится на контрольных работах и, после прохождения каждой темы.
  2. Особое значение в наши дни приобрело знание и использование понятий и терминов, характерных для второй половины XIX - начала XX веков, в связи с проводимыми в наше время реформами (судебная, аграрная, народного образования, местного самоуправления и т. д.) и повторением соответствующих им понятий и терминов, например, присяжные, гимназии. Это уникальное в истории нашей страны, а возможно и в истории человечества, явление - возврат к уже пройденному, причем, с повторением прошлых терминов и понятий дает возможность лучше понять при сравнении:
  а) необходимость реформирования тогда и теперь;
  б) суть и цели реформ;
  в) причины замедления процесса реформирования тогда и теперь.
  Таким образом, сравнивая эти процессы, можно успешней формировать у учащихся историческое мышление, что является одной из важных задач учителя истории.
  И наконец, сравнивая эти процессы, можно показать ученикам возможные результаты и последствия нынешнего реформирования.
  3. Значительно больше времени и внимания требует работа с философскими, экономическими, политическими и т.п. понятиями, связанными со сложными историческими, политическими, экономическими, общественными, культурными процессами, событиями и явлениями. При использовании и раскрытии таких понятий и терминов, как, например, революция, реформа, социализм, коммунизм, марксизм - ленинизм, диктатура, демократия, либерализм, которыми изобилует советский период Отечественной истории, приходится делать значительные отступления по ходу лекции, а иногда даже небольшие, отдельные лекции, например, о революциях и реформах XIX- XX веков, об их связи, взаимодействии и т.п.
  Очень важной особенностью работы с философскими, политическими, экономическими и подобными понятиями является доступность, простота объяснения, то есть объяснение не в виде формулировки, а описательное, пусть даже околонаучное, но, все таки, достаточно верное. Трудными для понимания современных учащихся являются понятия и термины, вызванные межпартийной, внутрипартийной, классовой борьбой, в основном советского периода: красные и белые, троцкизм, оппортунизм, космополитизм, тоталитаризм, энтузиазм, кулак, подкулачник и т. д. Я считаю, что не нужно углубляться в дебри этой борьбы и, соответственно, очень упрощенно объяснять вышеуказанные термины и понятия.
  Для формирования и использования понятийного аппарата в наших условиях я применяю два способа запоминания:
  1) в виде небольших заданий по установлению связей между различными терминами (с одной стороны) и явлениями, событиями, процессами - с другой.
  2) При разработке тематических программ обязательно определять и фиксировать необходимые для изучения данной темы понятия и термины и доходчиво объяснять их во время лекции, а затем, при проведении контрольной работы, давать учащимся задание объяснить значение тех или иных слов.
  При формировании понятийного аппарата следует осторожно относиться к использованию иностранных слов и, по возможности, избегать их употребления (альтернатива, адекватность, приоритет, толерантность и др.), тем более, если их можно заменить русскими словами и выражениями.
  И. наконец, учитель истории России (именно учитель, а не преподаватель), это, кроме всего прочего, еще и защитник - пропагандист русской культуры, русского языка. Он же - воспитатель гражданских чувств: чувство Родины, гордости или "обиды за Державу" - словом, образователь гражданина России. Но это уже вопрос о чистоте русского языка и воспитательной роли учителя.
  

к содержанию