Княжеское служение в средневековой Руси.
Обязательные тексты к семинару
Житие Александра Невского

   Святые благоверные князья, в число которых входит Александр Невский, являются чисто русским феноменом: они прославлены и канонизированы за праведную жизнь и общественное служение.
   Древнее житие, относящееся к концу XIII - началу XIV века - представляет собой оригинальное произведение, не имеющее образцов в житийной литературе предшествовавшего периода. Со временем оно переделывалось, дополнялось многими подробностями, что служит доказательством почитания князя. Существует предположение, что житие возникло из светской повести, и, возможно, из двух самостоятельных сказаний - одно из которых принадлежит александрову дружиннику, а другое - иноку Владимирского Рождественского монастыря, где был погребен св. князь. Однако с уверенностью можно сказать, что во всех ранних редакциях светский, воинский элемент преобладает, хотя везде подчеркивается святость князя и рассказывается о чуде во время его погребения. Не оставляет сомнения и тот факт, что на создателя жития повлияла военная римско-византийская героическая повесть, в свою очередь впитавшая многое от исторических трудов древности и героических легенд.

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра

Перевод на современный русский язык и комментарии В.И. Охотниковой
(комментарии приводятся частично в сокращенном, частично в дополненном виде, что обусловлено учебными задачами)

   Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.
   Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник: "В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается". Хота и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра.
Невская битва
Невская битва
(изображение из Лицевого летописного свода, XVI век)
   Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего - кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: "Так говорит Господь: "Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я их веду". И воистину - не без Божьего повеления было княжение его.
   И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа [1], которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона [2], и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана [3], который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: "Оставили меня одного". Так же и князь Александр - побеждал, но был непобедим.
   Потому-то один из именитых мужей Западной страны [4], из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его [5]. Так и этот, по имени Андреаш [6], повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: "Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей".
   Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли [7] подумал про себя: "Пойду и завоюю землю Александрову". И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: "Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою".
   Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии [8], и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ". И, припомнив слова пророка, сказал: "Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне".
   И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон [9], он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: "Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: "Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо"". Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.
   Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу.
   И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий [10], ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.
   Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад [11], плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру". Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.
   Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: "Не рассказывай этого никому".
   После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами [12], и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.
   Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.
   Первый - по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек [13] и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.
   Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.
   Третий - Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.
   Четвертый - новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.
   Пятый - из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши падение шатра, возрадовались.
   Шестой - из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.
   Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве. Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сенахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли только мертвые трупы [14]. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя Имя своего Творца.
   На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой [15]. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих - одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.
   После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: "Покорим себе славянский народ".
   А был ими уже взят город Псков [16] и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: "Пойдем, и победим Александра, и захватим его".
   Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: "О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя". Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: "Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика [17] и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка".
Ледовое побоище
Ледовое побоище
(изображение из Лицевого летописного свода, XVI век)
   Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
   А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона [18]. А того, кто сказал: "Захватим Александра", - отдал бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя "Божьими рыцарям".
   И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь: "Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою".
   И сказал Александр: "О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского".
   И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского [19] и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского [20] и до великого Рима.
   В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали они с того времени бояться имени его.
   В то же время был в Всточной стране сильный царь [21], которому покорил Бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: "Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы. Что же - один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего".
   После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские [22] начали стращать детей своих, говоря: "Вот идет Александр!"
   Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: "Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему". Почтив же его достойно, он отпустил Александра.
   После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую [23]. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: "Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем подобен Богу". Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие Свое.
   Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою и продлил Бог дни его.
   Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима [24] с такими словами: "Папа наш так говорит: "Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших - Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о Законе Божьем"".
   Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: "От Адама до Потопа, от Потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия Его и воскресения, от воскресения же Его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого [25] - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем". Они же возвратились восвояси.
   И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.
   Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды [26].
   А сына своего Дмитрия послал в Западные страны [27], и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им; "Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей". И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большою добычею.
   Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним.
   Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять - схиму [28]. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.
   Митрополит же Кирилл говорил: "Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!" Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: "Уже погибаем!"
   Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы [29], в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия [30].
   Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную [31]. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил Бог угодника Своего.

Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 2000. Т. 5. С. 358-369.
http://old-rus.narod.ru/04-10.html
(проект: Древнерусская литература. Антология)


  [1] Согласно Библии, Иосиф, сын Иакова, был наделен необыкновенным умом и красотой. Ненавидимый братьями, он был продан ими в Египет. Фараон, после того, как Иосиф предсказал голод и указал пути спасения от него, "поставил его над всею землею Египетскою" (Быт. 30 - 50).
  [2] Самсон - ветхозаветный герой, обладавший необычайной силой, прославился в борьбе с филистимлянами (Кн. Судей, 13 - 16).
  [3] Веспасиан Тит Флавий (9 - 79 гг.) - римский полководец, затем император. Автор жития напоминает об одном эпизоде Иудейской войны (66 - 73 гг.) - осаде крепости Иоатапаты, который известен ему, вероятно, по "Истории Иудейской войны" Иосифа Флавия, древнерусский перевод этого произведения был распространен на Руси уже в XI - XII вв.
  [4] Ливонии.
  [5] Согласно Библии, царица южноаравийского государства Сабы (Царица Савская), наслушавшись о славе и мудрости Соломона, пришла в Иерусалим, чтобы испытать его, и была удивлена его мудростью.
  [6] Андрей (Andreas) фон Фельвен, магистр Ливонского Ордена.
  [7] Шведский король Эрих. Однако поход 1240 г. возглавлял не он, а его зять Биргер.
  [8] Софийский собор в Новгородском кремле.
  [9] Новгородский архиепископ (1229 - 1249 гг.)
  [10] Ижорская земля (к югу от Невы, по р. Ижоре) была населена финно-угорскими народами, часть из них приняла христианство.
  [11] Вид речного судна.
  [12] Т.е. с католиками, каковыми являлись шведы. Речь идет о Невской битве 15 июля 1240 г.
  [13] Вид судна.
  [14] 4-ая книга Царств 19.
  [15] Имеется ввиду крепость Копорье, построенная ливонцами в 1240 г. на земле, принадлежащей Новгороду. Разрушена Александром в 1241 г.
  [16] Псков был захвачен немцами в 1240 г., они имели в Пскове своих сторонников во главе с посадником Твердилой Иванковичем, которые и помогли немцам овладеть городом. Александр Невский освободил Псков в марта 1242 г.
  [17] Имеется ввиду битва с амаликитянами по исходе евреев из Египта: Исход 17, 8 - 13.
  [18] Согласно библейскому повествованию, Иерихон пал после того, как обойдя 7 раз вокруг его стен, израильтяне (во главе которых был Иисус Навин) воскликнули громким голосом: Книга Иисуса Навина 6, 1-19.
  [19] Каспийское море.
  [20] Балтийское море.
  [21] Батый. Здесь и далее царем называется хан Золотой Орды. Александр совершил туда поездку в 1246 г.
  [22] Здесь имеются в виду татары. Моавитяне - библейский народ, враждовавший с израильтянами, потомки Лота.
  [23] "Неврюева рать" прошла по Владимиро-Суздальской земле в 1252 г.
  [24] По-видимому, речь идет об одной из попыток папы Иннокентия IV подчинить католическому Ватикану Русь: за переход в католичество папа обещал помочь Руси против Орды.
  [25] Перечисляются основные периоды ветхозаветной и новозаветной истории. Константин Великий (ок. 285 - 337) - римский император, при котором христианство получило государственную поддержку (в конце жизни сам принял христианство, канонизирован). Вселенские соборы (первый в Никее в 325 г., седьмой - в 787 г. в Константинополе) - собрания пастырей и учителей церкви, на которых были утверждены догматические основы христианской веры. Православная церковь признает только 7 Вселенских соборов, хотя католики после разделения церквей продолжали созывать соборы, также именуя их вселенскими.
  [26] Т.е. от монголо-татар. По приказу золотоордынского хана русские князья должны были присылать свои полки для участия в татарских походах. В 1262 г. Александр поехал в Орду и добился освобождения русских от этой обязанности.
  [27] Имеется в виду поход на Юрьев в 1262 г.
  [28] Схима (греч. - образ), или "образ ангельского жития" - степень монашества. Различают малую и большую схиму. При пострижении в большую схиму дают более строгие обеты. На Руси принято называть схимниками только тех монахов, которые пострижены в большую схиму. Монашеское имя князя Александра - Алексий.
  [29] Александр Невский был погребен в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. До середины XVI в. Рождественский монастырь считался первым монастырем на Руси.
  [30] 6 декабря по новому стилю. В этот день празднуется память св. благоверного князя Александра Невского.
  [31] Во время обряда погребения читается разрешительная молитва о прощении грехов. Текст ее после прочтения вкладывают в правую руку умершего.

на страницу семинаров 

Rambler's Top100