Поход Ивана III на Новгород (1471 г.): летописные версии события
Повести о присоединении Новгорода
Повести о присоединении Новгорода - летописные повести о походах великого князя Ивана III на Новгород в 1471. Победа московской рати в войне 1471 г. не привела, однако, к полной утрате Новгородом независимости; это произошло позднее - в 1478 г.
Московская и Новгородская повести о событиях 1471 г. - совершенно самостоятельные памятники, никак не связанные между собой. Московская повесть о походе Ивана III в 1471 г. читается в летописях, отражающих великокняжеские летописные своды конца XV в. Новгородский рассказ о тех же событиях, сохранившийся в одном из списков Новгородской IV летописи, составлен очевидцем событий.
Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород
Перевод на современный русский язык В.В. Колесова.
Комментарии Я.С. Лурье
(комментарии приводятся с небольшими сокращениями, что обусловлено учебными задачами).
В год 6979 (1471) впал князь великий Иван Васильевич во гнев на Великий Новгород [1], начал войско свое собирать и стал посылать на новгородские земли. И взяли сначала Старую Руссу и святые церкви пожгли, и всю Старую Руссу выжгли, и пошли на Шелонь, воюя; псковичи же князю помогали и много зла новгородским землям нанесли.
И новгородцы вышли навстречу им на Шелонь, а к Старой Руссе послали новгородцы рекою войско и в пешем строю бились долго и побили много москвичей; но и пешего войска новгородцев полегло много, а иные разбежались, а других москвичи схватили; а конное войско не подошло к пешему войску на помощь вовремя, потому что отряды архиепископа не желали сразиться с княжеским войском, говоря: "Владыка нам не велел на великого князя руки поднять, послал нас владыка против псковичей" [2]. И стали новгородцы кричать знатным людям, которые прибыли с войском к Шелони: "Сразимся сейчас", но каждый говорил: "Я человек небольшой, подрастратился конем и оружием".
Москвичи же до понедельника отложили бой, ибо было воскресенье [3].
|
битва на Шелони (1471) |
И начали они биться, и погнали новгородцы москвичей за Шелонь-реку, но ударил на новгородцев засадный татарский полк, и погибло новгородцев много, а иные побежали, а других похватали, а прочих в плен увели и много зла причинили; и все то случилось до приезда великого князя. И отправили новгородцы посла в Литву, чтобы король выступил в бой за Новгород [4]. И посол ездил окольным путем к немцам, к князю немецкому, к магистру, и возвратился в Новгород, говоря: "Магистр не позволит пройти через землю свою в Литву" [5].
И немного спустя пришел князь великий Иван Васильевич со всеми силами на Руссу, и больше того зла причинили. И поднялась в Новгороде смута великая, и смятенье большое, и многие слухи враждебные, и стали дежурить на стенах города и в каменных башнях по очереди денно и нощно. И разделились жители: иные желали за князя, а иные за короля за литовского. И узнав то, князь великий страшно разгневался и казнил четырех бояр: посадника новгородского Дмитрия Исааковича, Василия Ивановича, Киприана Сергеевича, Иеремию, архиепископского чашника, - пленным говоря: "Вы королю предаться хотели"; а иных с собой повел в Москву.
И спалили новгородцы все посады вокруг Новгорода, а в Зверинце церковь новая святого Симеона [6] погорела, и Антониев монастырь [7], и Полянка [8] вся, и Юрьев монастырь [9], и Городище [10] все, и Рождественский монастырь с церковью [11] сгорел. И многие беды обрушились на новгородцев: и хлеб вздорожал, и не было ржи в продаже в то время, ни ржаного хлеба, только пшеничный, да и того скудно. И поднялся на знатных людей ропот, будто те привели великого князя на Новгород, за то Бог-сердцеведец им судья, зачинающим рать и обижающим нас.
В то же время князь великий Иван Васильевич послал войско свое за Волок, и князь Василий Васильевич и воевода заволоцкий Василий Никифорович [12] вышли навстречу со своим войском и с жителями Заволочья и Печеры. И сошлись они в ратном бою, и пало многое множество с обеих сторон, а двиняне не пошли за князем за Василием Васильевичем и за воеводой за Василием за Никифоровичем, и ополченье выбилось из сил, и заволоцких порубили, и двинян порубили тоже. А князя Василия Васильевича и воеводу Василия Никифоровича Бог сохранил, и прибыли в Новгород с небольшой дружиной, а князь великий хотел пойти на Новгород.
И поехал избранный на владычество архиепископ Феофил с посадниками новгородскими и с житьими людьми на Коростынь и заключил мир с князем великим; и дали князю великому Ивану Васильевичу новгородцы пятнадцать с половиною тысяч рублей, и целовали новгородцы крест князю великому в том, что королю новгородцам не предаваться и князей из Литвы не принимать; а все то случилось Божьим попущением за наши грехи.
А изменника Упадыша новгородцы казнили, потому что изменил Новгороду и хотел зла Великому Новгороду со своими единомышленниками: пять пушек железом забил, за что, награду приняв от искусителя-беса, в напасть впал и в заблуждение пагубное, света лишаясь, как Павел сказал: "Желающие обогатиться впадают во зло" [13]. Как не вострепетал, замышляя зло на Великий Новгород, ты, исполненный коварства? Ради мзды предаешь врагам Новгород, о Упадыш, сладкой жизни вкусив в Великом Новгороде! О, столько добра не вспомнив, немногого умом достиг ты! О беда, сказать, и беззаконная власть тогда обрела коварное зломыслие и обман нечестивый, не ранами поразить кого-то, но всех в городе погубить и сонму лукавых предать, с которыми тогда сражались. И злочестивому злосчастная гибель. Лучше бы тебе, Упадыш, не бывать в утробе материнской, и не был бы ты назван предателем Новгорода. Но не смог ни достичь свершения своих желаний, ни благословения не захотел, но предпочел проклятье и получил его; а христианская вера не гибнет, как погибли обманы те непотребные и безуспешное злодейство; Бог по милосердию щедрот своих человеколюбивое долготерпение и незлобивое око от нас не отвратит,- и не оставит благой Бог наш, не предаст нас в сети их и в помышление нечестивых. Проклятия устрашась, братья, плоды покаяния принесем.
Ты же, милостивый Спас, простри руку Свою невидимую, отведи нас от всякого зла и будь нам мирным помощником в день печали нашей, когда вострепещет душа наша, видя враждебные силы. Ты же, милостивый Господь, пошли нам от вышнего честного Престола Твоего помощь и оружие непобедимое, святой Крест, молитвами святой Богородицы и всех святых. Христос начало спасению, конец заблужденьям.
[1] В новгородской повести нет предыстории похода Ивана III на Новгород в 1471 г.; под предыдущим годом упоминается о смерти Ионы, избрании Феофила и приезде "князя литовского" Михаила Александровича (Олельковича), но эти события никак не комментируются.
[2] Такое поведение конного отряда, подчиненного архиепископу, объясняется двойственной позицией самого Феофила, связанного скорее с московской, чем с враждебной великому князю партией. Между новгородскими архиепископами и Псковом постоянно происходили столкновения из-за стремления псковичей избавиться от церковной власти Новгорода.
[3] Согласно московским известиям, Шелонская битва происходила как раз 14 июля 1471 г., в воскресенье.
[4] В противоположность московской повести новгородская повесть относит прямые переговоры с Казимиром ко времени после вступления великокняжеских войск в Новгородскую землю. Дошедший до нас в одном из сборников новгородских грамот договор, или, вернее, проект договора с Казимиром подкрепляет такую датировку, так как, судя по его тексту, он был составлен во время "розмирья" с Иваном III ("...а умиришь, господине честны король, Велики Новъгород с великим князем..."). Если бы этот договор был официально заключен, он сохранился бы в литовском архиве, но в составе этого архива ("Литовская метрика") его нет.
[5] Магистр Ливонского ордена Вольтус фон Герзе в принципе считал желательной помощь новгородцам, но решил задержать ответ на их запрос, дабы извлечь максимальную выгоду из создавшейся обстановки. Он снарядил в Новгород посольство, которое прибыло уже после Шелонской битвы и Коростынского мира.
[6] Церковь Симеона, построенная в 1467 г. в Зверинце (северной оконечности Софийской стороны, получившей название от сушествовавшего здесь в XI в. заповедника для охоты).
[7] Антониев монастырь на правом берегу Волхова, ниже Новгорода.
[8] Полянка, или Поле, - место за земляным валом, опоясывавшим Торговую сторону Новгорода.
[9] К югу от Новгорода, на левом берегу Волхова
[10] Княжеская резиденция на правом берегу Волхова, напротив Юрьева монастыря.
[11] Церковь в монастыре Рождества на Поле.
[12] Новгородский воевода В. В. Шуйский-Гребенка и Василий Никифорович Пенков, сын посадника, впоследствии (в 1476 г.) осужденный Иваном III за злоупотребления, но помилованный по ходатайству владыки и после этого выступавший в качестве сторонника великого князя; казнен в 1477 г. по решению веча за измену Новгороду.
[13] 1 Послание апостола Павла к Тимофею 6, 9.
на страницу семинаров