Вашему вниманию предлагаются два источника, посвященные одному и тому же событию - походу Ивана III на Новгород в 1471 г., но написанные авторами, которые принадлежали к противоположным лагерям - москвичом и новгородцем. Эти источники на сегодняшний день остаются практически неисследованными: хотя историки опираются на них в своих изысканиях, мало кто занимался изучением самих этих памятников.
Исследование информационных возможностей источника стоит в начале любого исследования. Мы попробуем проделать с источником те элементарные операции, которые делает каждый историк, приступая к работе над историческим сочинением, т.е. в меру сил и возможностей попытаемся произвести т.н. "историческую критику источника". Понятие "исторической критики" не означает, что источник надо критиковать в обыденном смысле, например, обвинять автора в том, что он пишет заведомо ложные сведения или дает не ту интерпретацию события, к которой мы привыкли. Даже если это так, мы должны выяснить,
почему он это делает. А для этого необходимо выяснение целей и задач написания источника, условий, в которых он был создан, исследования его содержания, по возможности, установление личности автора или хотя бы его примерной социальной принадлежности и идеологических взглядов.
Все это очень непростые вопросы: выводы здесь надо делать предельно осторожно, ведь от того, как проведена историческая критика, зависит во многом подход исследователя к источнику - можно ли доверять тем сведениям, которые содержатся в нем, годен ли он в качестве основы исторического исследования.
Задание состоит из трех разделов.
I часть вопросов - это элементарные вопросы проверяющие ваше знание текста. Она делается письменно и сдается в день семинара. Если проделана только эта работа, но нет II и III части, Вы можете получить только тройку.
II часть - это вопросы, обсуждаемые на семинаре устно.
III часть - это ваш письменный ответ на главный вопрос (он также делается дома заранее). За одну III часть (или ее сочетание с I частью), как бы хорошо она не была написана, больше четверки получить невозможно, т.к. главное - это ваша устная работа. Именно она может быть оценена пятеркой. Напоминаю, что
при устном ответе, также как при ответе на главный вопрос, опора на текст источника обязательна.
I часть (письменно).
- В какой день недели произошла битва на р. Шелонь?
- Как звали мужа и сына Марфы Посадницы?
- Какова сумма контрибуции, которую новгородцы уплатили Ивану III?
- Кто такой Вольтус фон Грезе и какое отношение он имеет к новгородцам?
- Что такое Полянка, Зверинец?
- Что случилось с князем Михаилом Борисовичем после присоединения Твери к Москве?
- Что общего между Петром, Феогностом, Алексием, Киприаном, Фотием и Ионой?
- Какого числа отмечается день архангела Михаила? Петров день? Рождество Иоанна Предтечи?
- В каких родственных отношениях с Иваном III находился "Морейский царь Фома"?
- Куда бежал двинянский князь после своего поражения от московских войск?
- Что такое "индикт"? Откуда пришло это понятие и в какой сфере применялось?
- Как звали человека, забившего железом все новгородские пушки? Какова его судьба?
- Кто такие "житьи люди"?
- Когда на Руси ждали конца света?
- Чем московский рубль отличался от новгородского? Получил ли выгоду Иван III, взяв контрибуцию в новгородских рублях?
- Что общего между Дмитрием Исааковичем, Василием Ивановичем, Киприаном Сергеевичем и Иеремией?
- На какой день в 1471 г. приходилась Троица?
- В какие города Иваном III посланы посольства с просьбой о помощи в походе против новгородцев?
- Что такое "Госпожин пост"?
- Кто остался в Москве вместо Ивана III во время его похода на Новгород?
- Какое событие, описанное в "Московской повести…" служит основанием для ее датировки?
- Какое отношение одна из библейских книг - 1 книга Царств имеет к "московской повести"?
- Сколько новгородцев и сколько москвичей, по сообщению источников, принимало участие в битве на р. Шелонь?
- Кто такой Михаил Олелькович и кем он приходился Ивану III?
- Что такое "разметные грамоты"?
- По какой реке проходила граница между Новгородской землей и Ливонией?
- Что общего между Данилой Дмитриевичем Холмским и Федором Давыдовичем?
- Чем стал знаменит поход вятчан по Волге?
- Какого дня Иван III выступил в поход против Новгорода, а в какой день вернулся?
- Чем известна Коростынь?
II часть (устно).
1. Сравните два источника: их основные сюжеты, структуру, манеру описания событий. Какие характерные особенности можно выявить у каждого из них?
2. Как оба источника определяют причины похода Ивана III на Новгород? Каким представляется тому и другому автору поведение москвичей и новгородцев? Цели их борьбы?
3. Какими аргументами обосновывается право Ивана III на новгородские земли? Какова, согласно источникам, позиция новгородцев по отношению к Московскому князю? Как тот и другой автор объясняют причины поражения новгородцев?
4. Как Вы думаете, кто мог быть автором той и другой летописной повести? Что Вы можете сказать о его социальном положении, политических взглядах, ментальных представлениях?
III часть (главный вопрос; выполняется письменно):
Как Вы думаете, можно ли на основании двух этих источников восстановить исторически достоверную картину похода Ивана III на Новгород? Какие детали этой картины кажутся Вам бесспорными, а каких деталей не достает? Какими предполагаемыми источниками, по Вашему мнению, их можно было бы восполнить? Аргументируйте свой ответ.
на страницу семинаров