Страничка преподавателя гуманитарной кафедры СУНЦ. Демидова Лариса Денисовна

Поход Ивана III на Новгород (1471 г.): летописные версии события
Предварительные замечания и вопросы к семинару

   Вашему вниманию предлагаются два источника, посвященные одному и тому же событию - походу Ивана III на Новгород в 1471 г., но написанные авторами, которые принадлежали к противоположным лагерям - москвичом и новгородцем. Эти источники на сегодняшний день остаются практически неисследованными: хотя историки опираются на них в своих изысканиях, мало кто занимался изучением самих этих памятников.
   Исследование информационных возможностей источника стоит в начале любого исследования. Мы попробуем проделать с источником те элементарные операции, которые делает каждый историк, приступая к работе над историческим сочинением, т.е. в меру сил и возможностей попытаемся произвести т.н. "историческую критику источника". Понятие "исторической критики" не означает, что источник надо критиковать в обыденном смысле, например, обвинять автора в том, что он пишет заведомо ложные сведения или дает не ту интерпретацию события, к которой мы привыкли. Даже если это так, мы должны выяснить, почему он это делает. А для этого необходимо выяснение целей и задач написания источника, условий, в которых он был создан, исследования его содержания, по возможности, установление личности автора или хотя бы его примерной социальной принадлежности и идеологических взглядов.
   Все это очень непростые вопросы: выводы здесь надо делать предельно осторожно, ведь от того, как проведена историческая критика, зависит во многом подход исследователя к источнику - можно ли доверять тем сведениям, которые содержатся в нем, годен ли он в качестве основы исторического исследования.
   Задание состоит из трех разделов. I часть вопросов - это элементарные вопросы проверяющие ваше знание текста. Она делается письменно и сдается в день семинара. Если проделана только эта работа, но нет II и III части, Вы можете получить только тройку. II часть - это вопросы, обсуждаемые на семинаре устно. III часть - это ваш письменный ответ на главный вопрос (он также делается дома заранее). За одну III часть (или ее сочетание с I частью), как бы хорошо она не была написана, больше четверки получить невозможно, т.к. главное - это ваша устная работа. Именно она может быть оценена пятеркой. Напоминаю, что при устном ответе, также как при ответе на главный вопрос, опора на текст источника обязательна.
   
   I часть (письменно).
  1. В какой день недели произошла битва на р. Шелонь?
  2. Как звали мужа и сына Марфы Посадницы?
  3. Какова сумма контрибуции, которую новгородцы уплатили Ивану III?
  4. Кто такой Вольтус фон Грезе и какое отношение он имеет к новгородцам?
  5. Что такое Полянка, Зверинец?
  6. Что случилось с князем Михаилом Борисовичем после присоединения Твери к Москве?
  7. Что общего между Петром, Феогностом, Алексием, Киприаном, Фотием и Ионой?
  8. Какого числа отмечается день архангела Михаила? Петров день? Рождество Иоанна Предтечи?
  9. В каких родственных отношениях с Иваном III находился "Морейский царь Фома"?
  10. Куда бежал двинянский князь после своего поражения от московских войск?
  11. Что такое "индикт"? Откуда пришло это понятие и в какой сфере применялось?
  12. Как звали человека, забившего железом все новгородские пушки? Какова его судьба?
  13. Кто такие "житьи люди"?
  14. Когда на Руси ждали конца света?
  15. Чем московский рубль отличался от новгородского? Получил ли выгоду Иван III, взяв контрибуцию в новгородских рублях?
  16. Что общего между Дмитрием Исааковичем, Василием Ивановичем, Киприаном Сергеевичем и Иеремией?
  17. На какой день в 1471 г. приходилась Троица?
  18. В какие города Иваном III посланы посольства с просьбой о помощи в походе против новгородцев?
  19. Что такое "Госпожин пост"?
  20. Кто остался в Москве вместо Ивана III во время его похода на Новгород?
  21. Какое событие, описанное в "Московской повести…" служит основанием для ее датировки?
  22. Какое отношение одна из библейских книг - 1 книга Царств имеет к "московской повести"?
  23. Сколько новгородцев и сколько москвичей, по сообщению источников, принимало участие в битве на р. Шелонь?
  24. Кто такой Михаил Олелькович и кем он приходился Ивану III?
  25. Что такое "разметные грамоты"?
  26. По какой реке проходила граница между Новгородской землей и Ливонией?
  27. Что общего между Данилой Дмитриевичем Холмским и Федором Давыдовичем?
  28. Чем стал знаменит поход вятчан по Волге?
  29. Какого дня Иван III выступил в поход против Новгорода, а в какой день вернулся?
  30. Чем известна Коростынь?

   II часть (устно).

   
   1. Сравните два источника: их основные сюжеты, структуру, манеру описания событий. Какие характерные особенности можно выявить у каждого из них?
   2. Как оба источника определяют причины похода Ивана III на Новгород? Каким представляется тому и другому автору поведение москвичей и новгородцев? Цели их борьбы?
   3. Какими аргументами обосновывается право Ивана III на новгородские земли? Какова, согласно источникам, позиция новгородцев по отношению к Московскому князю? Как тот и другой автор объясняют причины поражения новгородцев?
   4. Как Вы думаете, кто мог быть автором той и другой летописной повести? Что Вы можете сказать о его социальном положении, политических взглядах, ментальных представлениях?
   
   III часть (главный вопрос; выполняется письменно):

   
   Как Вы думаете, можно ли на основании двух этих источников восстановить исторически достоверную картину похода Ивана III на Новгород? Какие детали этой картины кажутся Вам бесспорными, а каких деталей не достает? Какими предполагаемыми источниками, по Вашему мнению, их можно было бы восполнить? Аргументируйте свой ответ.

на страницу семинаров 

Rambler's Top100