Александр Невский воплощал в имперском дискурсе идеал правителя, заботящегося об общем благе и государственной пользе:
Александр должен был служить образцом своим потомкам и всем подданным. Петр, стремившийся "пробудить в подданных сознание объективности государства и представление об отечестве, впервые в русской традиции понятийно отделенном от правителя"
, планировал создание российского ордена, который носил бы имя Александра Невского
. Император задумал этот знак отличия по аналогии с французским военным орденом Святого Людовика, однако не успел осуществить свой проект
. Орден был учрежден непосредственно после смерти Петра его женой Екатериной I, поводом стала свадьба их дочери Анны и герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха 21 мая 1725 г. Изображение Невского на центральном медальоне орденского креста могло бы послужить образцом для исторического полотна Угрюмова. Здесь изображен молодой, безбородый князь в императорской мантии на скачущем галопом белом коне
. С небес к нему протягивается благословляющая рука, что свидетельствует о том, что использование сакрального символа для секулярной цели не обязательно означает утрату им сакрального статуса.
Первыми кавалерами ордена Александра Невского стали герцог Карл-Фридрих Голштейн-Готторпский, сама императрица Екатерина I, многочисленные высшие российские сановники, а также представители европейских правящих домов, среди них - члены немецких и шведских фамилий
. Орден, в отличие от французского военного ордена Св. Людовика, являлся наградой за преданность государю и заслуги перед Отечеством. Во внутренней политике орден был средством укрепить связь подданных с абсолютной монархией, во внешней - поощрить готовность политических партнеров к сотрудничеству. Согласно Орденскому статуту 1797 г., он был наградой "За Труды и Отечество", т.е. за личные заслуги и труды на благо Российского государства, а не за военные подвиги
. Этим имперский орден Александра Невского отличался и от одноименного советского ордена, учрежденного в 1942 г., которым награждались командиры Красной армии за выдающиеся военные подвиги во время Великой Отечественной войны
. В памяти кавалеров первого ордена Александра Невского его фигура не должна была оставаться примером батальных заслуг. В торжественных проповедях XVIII в. им предлагался другой идеал героя. Как подчеркивал в своей проповеди 30 августа 1778 г. Иоасаф Заболоцкий, герои благодаря своим духовным способностям возвышаются над человеческой массой, как пастухи над стадом или государи над подданными. Они - "стражи всеобщей безопасности, защитники отечества, поборцы веры"
. Герои прославляют отечество и распространяют благочестие, они полны мужества, отваги и мудрости.
[1] См.: Cracraft J. Empire versus Nation. Russian Po-litical Theory under Peter I // Harvard Ukrainian Studies. 1986. Vol. 10. P. 536.
[2] Рикардо Николози интерпретирует символическое присвоение Алексан-дра Невского Петром I и его придворными панегиристами как знак направленной идейной "привязки" первого рос-сийского императора к истории Новгорода (см.: Nicolosi R. Die Petersburg-Panegyrik. Russische Stadtliteratur im 18. Jahrhundert, Frankfurt/Main, 2002. S. 96-97, 141-142). Однако можно оспорить это утверждение, учитывая уже произо-шедшую в московскую эпоху интеграцию истории вечевой республики Новгорода (и Александра Невского) в истори-ческий нарратив Московского царства. Петр и его придворные панегиристы мыслили Невскую битву не как победу Новгорода, но уже как победу русского войска под предводительством Александра Невского.
[3] Прокопович Ф. Слово в день святого благоверного князя Александра Невского, проповеданное Феофаном, епископом Псковским, в монастыре Александро-Невском при Санкт-Петербурге в 1718 году. СПб., 1720. Современное изд.: Прокопович Ф. Сочинения. М.; Л., 1961. С. 103. См. об этом также: Nicolosi. Petersburg-Panegyrik. S. 96-97.
[4] Прокопович Ф. Сочинения. С. 100.
[5] Шляпкин ставит вопрос о том, какие еще "кандидатуры" святых мог рассматривать Петр (Шляпкин. Иконография. С. 98). Предположение Хитрова о том, что Петр крестил своего сына Алексея (род. 3 окт. 1691 г.) в честь св. Александра Невского, кажется сомнительным. См.: Хитров. Александр Нев-ский. Репринт. М., 1991. С. 246-247.
[6] См.: Becker H.-J. Stadtpatron // Handworterbuch zur deutschen Rechts-geschichte. Bd. 4. Berlin, 1990. Sp. 1861 - 1863.
[7] Кроме св. Александра оберегать город призваны были Андрей Первозванный и апостол Петр. При закладке Петропавловской крепости был захоронен ларец с мощами св. Андрея, кото-рый, по легенде, принес в Россию христианство. Еще до того, как Александр стал небесным покровителем Петербур-га, в XVII в. существовала легенда, называвшая его основателем Москвы. В "Повести о начале Москвы" сообщается об "обновлении Москвы в 1252 году после татарского разорения князем Александром" (Рогов. Александр Невский. С. 48). Однако эта легенда, не имеющая под собой никаких исторических оснований, видимо, не получила сколь-либо широкого распространения.
[8] Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. СПб., 1913. С. 6.
[9] См.: Там же. С. 11, Приложение. Предание о том, что Невский paзбил шведов именно на том месте, где сегодня стоит монастырь, можно найти, напр., в: Мальгин Т. Зерцало русских госу-дарей от Рождества Христова с 862 по 1791 год. СПб., 1791. С. 75. См. также главу 5.3.
[10] В устье Ижоры в 1711 г. по указу Петра также была установлена деревянная церковь Св. Александра Невского. Храм много раз горел и в 1798-1799 гг. был заново отстроен в камне, а в 1934 г. закрыт большевиками. В 1987 г. группа добровольцев занялась восстановлением практически разрушенного здания. Со дня нового освящения в 1995 г. в храме, переданном православной церкви, вновь проходят богослужения. См. также главу 12.2.
[11] Название проспекта, так же как и прозвище князя Александра, происхо-дит от названия реки Невы, т.е. улица названа не в честь покровителя города. Отличающуюся точку зрения см., на-пример: Мелентьев Ю. Скажите всем, что Русь жива...". К 775-летию Александра Невского // Правда. 1995. 15 апр.
[12] См.: Zemack. Aleksandr Nevskij. S. 78. Юго-восточная часть Невского проспекта сохранила черты первоначального плана. Его северный вектор указывает на Петропавловский собор.
[13] См.: Stokl. Russische Geschichte. S. 380; Wittram R. Peter I. Czar und Kai-ser. Zur Geschichte Peters des Gro?en in seiner Zeit. Gottingen, 1964. Bd. 2. S. 186ff.; Hughes L. Russia in the Age of Peter the Great. New Haven, 1998. P. 34Iff. О церковной политике Петра см. также: Живов В.М. Из церковной политики вре-мен Петра Великого. М.: НЛО, 2004.
[14] См.: Onasch. Grundzuge. S. 97. В монастыре размещалась не только пер-вая петербургская типография (1719), но и основанная в 1724 г. Духовная академия для обучения священнослужите-лей.
[15] Wittram. Peter 1. Bd. 2. S. 188ff.
[16] Цит. по: Wittram. Peter I. Bd. 2. S. 190.
[17] Общие сведения о строительстве см.: Рункевич. Александро-Невская лавра. С. 14 и далее; Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград. Энциклопедический справочник. СПб., 1992. С. 55-56.
[18] Указ от 29 мая 1723 г. // ПСЗ. СПб., 1830. Т. 7. С. 74-75. См.: Бегунов Ю.К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском // ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 74.
[19] Подробнее об этом см.: Рункевич. Александро-Невская лавра. С. 255 и далее; Хитров. Александр Невский. М., 1991. С. 233 и далее. Разногласия между Синодом и Сенатом, вероятно, каса-лись вопросов финансирования перемещения мощей. Если Синод настаивал на государственном финансировании, то Сенат распорядился об оплате из средств монастыря. См.: Рункевич. Александро-Невская лавра. С. 256 и далее.
[20] Неизвестно, можно ли вообще говорить о сохранности останков после владимирского пожара 1491 г. При вскрытии раки с мощами в мае 1922 г. обнаружилось, что уцелело лишь несколько костей. См. гл. 7.2.
[21] 20 июля 1724 г. Петр поручил архиепископу Великого Новгорода и Ве-ликих Лук и архимандриту Александро-Невского монастыря Феодосию подготовку церемонии. См.: Там же. С. 265.
[22] Указ от 15 апреля 1724 г.: "...отныне того святого в монашеской персоне никому отнюдь не писать - и о том послать куда надлежит крепкие из Синода указы, а в Сенат для известия сооб-щить ведение немедленно.
А писать тот святого образ в одеждах великокняжеских" (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведом-ству православного исповедания Российской империи (ПСПР). Т. 4. С. 148. № 1318, № 1328. СПб., 1876. Цит. по: Шляпкин. Иконография. С. 99). Со времен церковной реформы Феофана Прокоповича любая иконопись подлежала надзору Синода. См.: Onasch. Grundzuge. S. 102.
[23] См.: Хитров. Александр Невский. С. 233. Ил. в: Князь Александр Нев-ский и его эпоха. Подробное описание: Рункевич. Александро-Невская лавра. С. 266 и далее.
[24] См.: Рункевич. Александро-Невская лавра. С. 266 и далее.
[25] "...многая победы показа над лукавыми и Богоборными Немцы, прихо-дившими с похвалами и со многочисленным войствы на реку Неву и на Великий Новъград и Псков и во иных различ-ных местах". Там же. С. 267.
[26] См.: Там же. С. 268. Фотографию раки с изображением Александра Нев-ского на иконе в монашеском облачении см. в альбоме: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. СПб.: Арт Деко, 2006. С. 15.
[27] См. об этом также: Шляпкин. Иконография. С. 101. Можно предположить, что этот иконописный тип восходит к специфической новгородской традиции. Шляпкин сообщает о новго-родском иконописном подлиннике XVI в., где присутствует указание изображать Александра Невского верхом ("как святого Георгия"). См.: Там же. С. 97 (см. также главу 3.2). Репродукцию иконы, изготовленной в мастерских Мос-ковской патриархии (XX в.), соответствующей этому образцу, см. в: Tausend Jahre Kirche in Ru?land. Katalog zur Ausstellung der evangelischen Akademie Tutzing und der Arbeitsgemeinschaft fur evangelische Erwachsenenbildung in Bayern e.V. Tutzing,1987. S. 167.
[28] Шведский эксперт по иконам Ульф Абель высказал предположение, что на этой иконе изображен не Александр Невский, а Дмитрий Фессалоникийский (Солунский) (частная беседа 11 сен-тября 1998 г.).
[29] См.: Шляпкин. Иконография. С. 100. До сих пор в собраниях прорисей представлен только тип изображения в виде монаха. См., например: Изображения Божьей Матери и святых право-славной церкви. М., 1996. С. 68, 328.
[30] Особенно заметны иконографические изменения 1724 г. в Святцах, на-глядно закреплявших в памяти верующих имена святых и их дни в календаре. На двенадцати больших печатных лис-тах святые распределялись по месяцам, на которые приходились дни их поминовения. На одном из листов календаря за 1714 г. Александр Невский изображен в поле "23 ноября" еще в монашеском облачении (см.: Отдел эстампов РНБ СПб.: Э Ал. Ис 547/3-7 эп. 16141). На другом листе, вероятно более позднем, он изображен уже в княжеской одежде, короне и со скипетром (Там же. Э Ал. Ис 547/3-10 эп. 44254).
[31] См.: Рункевич. Александро-Невская лавра. С. 269 и далее.
[32] Этот мотив Петра с ракой на галере повторяется на многих изображениях. См., например, рельеф И.П. Витали на одной из дверей Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. См. гл. 6.3.
[33] Банкет превратился в одну из любимых императором попоек. Сколько гостей присутствовало на празднике, неизвестно. Однако сохранился подробный перечень съеденных блюд и выпи-тых напитков. См: Рункевич. Александро-Невская лавра. С. 298.
[34] См.: Hughes. Russia P. 276.
[35] Распоряжение Синода от 2 сентября 1724 г. (ПСПР. Т. 4. С. 188. № 1347. СПб., 1876): "...по новой службе вместо [!] преждебывшей этому святому ноября 23 числа отныне праздновать 30 ав-густа". Цит. по: Бегунов. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII века.С. 74-75. См. также: Philipp. Heiligkeit und Herrschaft. S. 71. Этим же распоряжением регламентировался состав литургических текстов для нового праздника.
[36] Прокопович Ф. Слово в день святого благоверного князя Александра Невского... С. 102.
[37] "...Синаксарь, сочинить из обретающегося в Прологе жития его, проло-жив к тому из бывшей с шведами и окончившейся миром войны краткую историю и перенесение его святых мощей, по приличию". Предписание Синода (ПСПР. Т. IV. № 1453). Цит. по: Бегунов. Древнерусские традиции в произведе-ниях первой четверти XVIII века. С. 76.
[38] Месяца августа 30 дня. Служба благодарственная Богу в Троице Святей славимому на воспоминание заключенного мира между Империею Российскою и короною Шведскою. В той же день празднуется и перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Напечатася при Санкт-Петербурге в Троицком Александро-Невском монастыре 1725 лета, месяца апреля, в 24 день. См.: Бегунов. Древне-русские традиции в произведениях первой четверти XVIII века. С. 76 и далее. Бегунов называет этот текст, основав-ший "петербургскую версию жития", "шестнадцатой редакцией жития". См. также: Голубинский. Канонизация. С. 65-66. К сожалению, текст Бужинского не был нам доступен, поэтому мы основывались на пересказе и выводах Бе-гунова.
[39] См.: Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л., 1973. С. 121.
[40] Далее ср.: Бегунов. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. С. 80.
[41] См.: Там же. С. 77 и далее.
[42] См.: Там же. С. 80-81. О соответствующем месте у Василия Варлаама см. главу 4.2.
[43] Ср. ниже (глава 5.3) у Екатерины II и Щербатова.
[44] "...и много исцеления подавахуся от гроба его с верою приходящим". Цит. по: Бегунов. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. С. 79.
[45] Там же. С. 82.
[46] О легенде см.: Шляпкин. Иконография. С. 99.
[47] Распоряжение Синода от 18 сентября 1727 г. (ПСПР. Т. 6. С. 93. № 2041), в сентябре 1730 г. утратившее силу (ПСЗ. Т. 8. С. 324. №. 5621). См.: Philipp. Heiligkeit und Herrschaft. S. 71.
[48] См., например: Православный церковный календарь. 1997. С. 50, 63. Указание на то, что в 1917-1920 гг. практиковалось отправление обоих праздников, см.: Клепинин Н. Святой благо-верный великий князь Александр Невский. Париж, 1961. С. 202. Клепинин подчеркивает, что 30 августа отмечался во всех Александро-Невских церквях как престольный праздник. Часто ошибочно полагают, что в 1724 г. празднование дня Александра Невского было успешно перенесено на 30 августа. См., например Begunov. Aleksandr Nevskij im kun-stlerischen und geschichtlichen Bewu?tsein Ru?lands. S. 94. Или: The Modern Encyclopedia of Religions in Russia and in the Soviet Union. Bd. 1. Gulf Breeze, 1988. P. 143.
[49] Цит. по: Бегунов. Древнерусские традиции в произведениях первой чет-верти XVIII в. С. 76.
[50] Там же. С. 79, 83.
[51] ПСПР. СПб., 1889. Т. VI. № 2041. См.: Бегунов. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. С. 76.
[52] Указ от 31 августа 1730 г. ПСПР. Т. VII. № 2372. Ср.: Бегунов. Древне-русские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. С. 76-77.
[53] См.: Там же. С. 77. Интересно было бы исследование образа Александра Невского в старообрядческих общинах, считавших себя после церковного раскола XVII в. хранителями старой, ис-тинной Святой Руси. Работы по этому вопросу, к сожалению, отсутствуют.
[54] См.: Моисеева Г.Н. Образ Александра Невского в творчестве М.В.Ломоносова // Князь Александр Невский и его эпоха. С. 179-180; Begunov. Aleksandr Nevskij im kunstlerischen und geschichtlichen Bewu?tsein Ru?lands. S. 103.
[55] После возвращения из европейского путешествия Петр I в 1698 г, издал указ, согласно которому ношение бороды разрешалось только духовенству и крестьянам. Дворяне вынуждены были примерить одежду и внешность, принятую при других европейских дворах. Императорская корона, созданная в под-ражание западным образцам, а также отороченный горностаем пурпурный плащ были введены как новые регалии мо-нарха на церемонии коронации Екатерины I в 1724 г. Корона заменила шапку Мономаха, впервые возложенную на Ивана III. Введение новой короны завершило "европеизацию русских правящих регалий", начатую Алексеем Михай-ловичем в 70-е гг. XVII в. переносом скипетра и державы. См. об этом: The Modern Encyclopedia of Russian and Soviet History. Vol. 30. Gulf Breeze, 1982. P. 242, s.v. "Regalia". Горностай по западному образцу подчеркивает задуманную европеизацию образа монарха. См. также: Уортман Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. М., 2004. Т. 1. С. 104-112.
[56] Другой пример адаптации черт лица Петра для изображения Александра Невского - эскиз Карла Брюллова для росписи купола Исаакиевского собора (построен в 1843-1847 гг.). Александр изображен в сонме святых, собравшихся на небесах вокруг Богоматери. Ил. в: Brjullov К. Р. Paintings, Watercolours, Drawings. Leningrad, 1990. Табл. 163 (эскиз проекта). Однако расписывавший купол Петр Бассин не воспользовался идеей Брюллова (см. гл. 6.3).
[57] Ломоносов М.В. Краткий российский летописец. СПб., 1760.
[58] Эрик П.Д. Преподавание истории в русской школе в XVIII веке // Пре-подавание истории в школе. 1960. № 4. С. 71. См. также: Black J.L. The search for a "Correct" Textbook of National His-tory in 18th Century Russia // The New Review of East European History. 1976. Vol. 16. H. 3. S. 17; Schafer M. ?istorienmalerei und Nationalbewu?tsein in Russland. 1860-1890. Dis. Univ. Koln. Koln, 1985. S. 8; Rogger. National Con-sciousness. P. 217.
[59] Цит. по: Моисеева. Образ Александра Невского в творчестве М.В. Ло-моносова. С. 178.
[60] Цит. по: Там же. С. 179. Надпись по-русски и на латыни помещена на двух поддерживаемых ангелами щитах, расположенных на раке пирамидальной формы. Рака считается одним из ше-девров русского прикладного искусства XVIII в. Для создания раки было переработано около полутора тонн серебра колывановского рудника в Сибири. См.: Geschichte der russischen Kunst. Bd. 5. S. 406ff.; Рункевич. Александро-Невская лавра, С. 769ff; Завадская Л.А. Рака Александра Невского в собрании Эрмитажа // Александр Невский и ис-тория России. С. 84-92. Сегодня она находится в Эрмитаже, об истории этого произведения см. также гл. 7.2.
[61] О значении Александра Невского для Екатерины II см. гл. 5.3.
[62] См. об этом: Рункевич. Александро-Невская лавра. С. 722 и далее; Хит-ров. Александр Невский. С. 239 и далее.
[63] Мальгин. Зерцало. С. 76.
[64] Там же.
[65] См.: Рункевич. Александро-Невская лавра. С. 813.
[66] См.: Там же. С. 260. К сожалению, неизвестно, использовались ли новые императорские регалии уже при перемещении раки из Шлиссельбурга в Петербург. Рункевич указывает, что вместе с ракой в путь из Владимира были взяты княжеская шапка и крест. На изображениях переноса мощей в Петровскую галеру, выполненных уже в XIX в., постоянно присутствуют знаки власти XVIII в. (см. ил. в: Пашуто. Александр Нев-ский; Хитров. Александр Невский).
[67] См. также: Ровинский Д.А. Русские народные картинки. СПб., 1881. Т. 3. С. 541. № 1349. В каталоге Ровинского имеется еще семь лубков с и изображением Александра Невского. См.: Там же. Т. 3. С. 539 и далее. № 1348, 1350, 1352. С. 720. №. 53; Т. 4. С. 735-736. № 1348А 1350А 1353. Экземпляры гравюр, помещенные у Ровинского под номерами 53, 1348, I U9, 1350, 1352 и 1353, имеются в собрании Адама Васильевича Олсуфьева в Отделе эстампов РНБ Санкт-Петербурга.
[68] Меч следует интерпретировать здесь скорее не как военный атрибут, а как признак власти. В качестве имперского символа меч впервые упоминается в описании коронации императрицы Елизаветы. См.: The Modern Еncyclopedia of Russian and Soviet History. Vol. 30. P. 242, s.v. "Regalia".
[69] Комбинацию образа Александра Невского с архитектурными рисунками Санкт-Петербурга можно найти и в иконописи XVIII в. Ульф Абель рассматривает в своей статье икону, на которой в правой части изображен
шитой в доспехах и горностаевом плаще, со скипетром, державой и короной, а в левой части план Александре-Невского монастыря. См.: Abel U. En markelig Alexander Nevskij - ikon // Rysk Kulturrevy. 1977. Bd. 9. H. 1. s 5-8. Ил. S. 7. Изображение монастыря соответствует гравюре, изготовленной Питером Пикертом в 1723 г. по рисунку Тео-дора Шветфегера (ил. см.: Рункевич. Александро-Невская лавра. Ил. 9). Икона предположительно датируется середи-ной XVIII в.
[70] "Яко звезда пресветлая, от Востока днесь возсиявши, снятый Алесандр Невский просия на Западе и победил еси демонов полки..." (Рункевич. Александро-Невская лавра. С. 271).
[71] У Ровинского есть описания подобной гравюры, на которой, кроме того, имеется краткое Житие святого (очевидно, иллюстрированное). М.: Ровинский. Русские народные картинки. Т. 3. № 1348. С. 539 и далее. Шестнадцать эпизодов из Жития Александра, описанные Ровинским, практически полностью идентичны изображениям на первых одиннадцати клеймах житийной иконы конца XVI в. (см. гл. 4.2). На лубке XVIII в. отсутствует лишь сюжет с посещением папского посольства. Очевидно, оба художника пользовались одной и той же версией Жития.
[72] Jahn. Patriotic Culture. S. 12.
[73] См. об этом: Рункевич. Александро-Невская лавра. С. 763 и далее.
[74] Описание ежегодного празднования в указе Синода от 7 сентября 1743 г. см.: Там же. С. 767.
[75] "…а чтоб народ крестного хода не стеснял и чтоб какого бесчиния от кого не произошло, потребны по обе стороны хода, для охранения, унтер-офицеры и солдаты". (Там же. С. 768).
[76] После богослужения процессия вновь возвращалась к Казанскому собо-ру. Окончание празднования в 1770 г., например, было ознаменовано обедом в Летнем дворце в присутствии императ-рицы (в сопровождении "итальянской инструментальной и вокальной музыки") и вечерним балом кавалеров ордена Александра Невского в зале собрании (вновь в присутствии Екатерины II). В честь празднества дважды раздавались залпы пушек Петропавловской крепости. См. об этом: Церемониальный камер-фурьерский журнал 1770 года. Б.м., б.г. С. 195 и далее.
[77] См., например: Камер-фурьерский церемониальный журнал 1774 года. СПб., 1864 С. 490 и далее, особ. с. 495, 499. И в 1774 г. празднования 30 августа закончились балом в Зимнем дворце, на котором присутствовали императрица, "важные российские подданные обоего пола" и "господа министры ино-странных государств". Празднования в честь Александра Невского и именины царя проходили не только в Санкт-Петербурге. О праздничном "церковном параде" русской армии 11 сентября (30 августа ст. стиля) 1815 г. в Париже сообщает, например, в своем дневник, прусский король Фридрих Вильгельм III (Geheimes Stааtsarchiv Preu?ischer Kul-turbesitz, Brandenburg-Preu?isches Hausarchiv Rep. 49 Friedrich Wilhelm III. F. 25 (Tagebucher Konig Friedrich Wilhelm III. Vom 21. Marz 1813 - 1831. Marz 1840, Blatt 32).
[78] Например, 30 августа 1891 г. См.: Придворный Kaлендарь на 1891 г. СПб, б.г. С. 37. Уже 30 августа 1778 г. Иоасаф Заболоцкий посвятил проповедь в Троицком соборе как именинам восьмимесячного великого князя Александра Павловича (Александра I), так и св. Александру Невскому. См об этом: Begunov. Aleksandr Nevskij im kunstlerischen und geschi Bewu?tsein Ru?lands. S. 98-99. Федор Туманский, автор первой биографии Александра на русском языке, посвятил в 1789 г. свое сочинение (Созерцание славной жизни святого бла-говерного великого князя Александра Ярославича Невского. СПб., 1789) великому князю Александру Павловичу. Ос-вящение Александровской колонны на Дворцовой площади, памятника Александру I, прошло 30 августа 1834 г., в день именин императора и день поминовения святого. См.: Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедиче-ский справочник. СПб., 1992. С. 54 ("Александровская колонна").
[79] См.: Бегунов. Человек и миф. С. 56.
[80] К "семье" европейских национальных святых причисляются, например, Дени (Франция), Эдуард (Англия), Олаф (Норвегия), Кнут (Дания), Эрих (Швеция), Вацлав (Чехия), Стефан (Венгрия) и т.д. См.: Becker H.J. Patrozinium // Handworterbuch zur deutschen Rechtsgeschichte. Bd. 3. Berlin, 1984. Sp. 1565-1566.
[81] См.: Ibid. Sp. 1566.
[82] Wittram. Peter I. Bd. 2. S. 177.
[83] 22 октября 1721 г. Петр 1 принял титул "Император Всероссийский", "Отец Отечества" и "Великий". Эти эпитеты отвечали почетным титулам римских императоров ("Imperator", "Pater Patriae" и "Magnus"). См.: Wittram. Peter I. Bd. 2. S. 462. Об идее translatio imperil из Рима в Россию в XVIII в. см.: Baehr S.L. From History to National Myth: Translatio imperii in liighteenth Century Russia // Russian Review. 1978. Vol. 37. P. 1 - 13. Тольц указывает, что к началу XVIII в. существовал только один император (Священной Римской империи германской нации) и Петр стал первым европейским правителем, создавшим первый императорский титул, связанный с одной страной. См.: Russia P. 41.
[84] См.: Cracraft. Political Theory.
[85] Для сравнения: изображение Александра на фреске Архангельского со-бора Кремля (ил. 6).
[86] См.: Lexikon der christlichen Ikonographie. Bd. 3. Freiburg u.a, 1971. Sp. 412.
[87] Мотив, который сыграл большую роль, например, и в фильме Эйзен-штейна (см. главу 9), имеет как мифологические, так и христианские корни (въезд в Иерусалим). Бернд Уленбрух ука-зывает на связь образа с мифом об "оплодотворении города-женщины солярным божеством". См.: Uhlenbruch В. My-thos als Subversion? S. 389.
[88] Картина Угрюмова детально совпадает с описанием этой воображаемой сцены в "Записках касательно российской истории" Екатерины Великой (часть V-VI). См.: Екатерина П. Сочинения на основании подлинных рукописей. СПб., 1901. Т. 10. С. 241. Две другие картины, изображающие сцены из жизни Александра, которые Екатерина повелела нарисовать для Троицкого собора, написаны Н.И. Уткиным ("Видение Пел-гусия") и Г. Скливою ("Невская битва"). См.: Рункевич. Александро-Невская лавра. С . 726.
[89] После Цезаря "император" стал устойчивой частью титулования прави-телей. См.: Georges K.E. Lateinisch-Deutsches Handworterbuch. Leipzig, 1902. Sp. 1222.
[90] См.: Уортман Р. Сценарии власти. Т. 1. С. 68 и далее.
[91] Там же. С. 71.
[92] Прокопович Ф. Слово в день святого благоверного князя Александра Невского. С. 99 и далее.
[93] Zemack. Polen und Ru?land. S. 239. См. также: Tolz. Russia. P. 5.
[94] После ордена святого Андрея Первозванного (1698) и дамского ордена мученицы Екатерины (1714), орден Александра Невского стал третьим российским знаком отличия за заслуги. См.: Werlich R. Russian Orders,
Decorations and Medals. Washington, 1981. P. 6. Многочисленные изображения различных вариантов орденских знаков и звезд см.: Спасский И.Л. Иностранные и русские ордена до 1917 года. Л., 1963. Табл. XXXIII.
[95] См.: Энциклопедический лексикон. СПб., 1835. Т. 1. С. 467. В первую годовщину Ништадтского мира (1722) Петр заказал одному из московских ювелиров проект орденского знака. Изна-чально первое вручение ордена было запланировано на 30 августа 1724 г. См. также: Придворный календарь на 1891 год. С. 427. Ордена Андрея и Александра предполагалось изготовить по образцу французской орденской пары Свято-го Духа (голубая лента) и Святого Людовика (красная лента). "Ordre militaire des St. Louis" был учрежден в 1693 г. Людовиком XIV и до 1830 г. вручался исключительно за военные заслуги войсковым офицерам. Орденский знак со-стоял из золотого креста на красной ленте. Вопрос о том, ориентировался ли Петр при переносе мощей Александра в Петербург на французский образец (перенос мощей св. Людовика в Сен-Дени), остается открытым. В любом случае, параллель эта представляет интерес.
[96] Шляпкин и Бегунов полагают, что конное изображение Невского укоре-нено в русской традиции. Шляпкин указывает, что основой лиги мотива стало сообщение о чуде, когда святой в 1491 г. покинул горящий Владимир, унесясь на лошади в небо (см. гл. 4.2), а также подчеркивая влияние иконографии св. Георгия. Бегунов, напротив, видит здесь влияние новгородской иконописной традиции (ср. гл. 3.2). См.: Шляпкин. Иконография; Бегунов. Иконография. С. 174.
[97] 30 августа 1725 г. орден получили князья Меншиков, Голицын, польский король Август II, датский король Фридрих IV, герцог Брауншвейг-Блакенбургский Людвиг-Рудольф и другие. В но-ябре 1725 г. этим знаком был отмечен посол шведского короля барон Цедеркройц. См.: Придворный календарь на 1891 год. С. 428.
[98] Установление императора Павла I для русских орденов (5 апреля 1797 г.) // Исторический очерк российских орденов и сборник основных орденских статутов / Сост. граф И.И. Воронцов-Дашков. СПб., 1891. С. 59-78. Или: Статут Императорского Ордена Святого Александра Невского // Придворный календарь на 1891 год. С. 422-425. Орден Александра Невского стоял в иерархии орденов на третьем месте после ордена Св. Андрея и Екатерины. Орденским праздником также стало 30 августа. Девиз "За Труды и Отечество" укра-шает и вход в Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге, где после освящения в 1790 г. находились мощи святого (и вновь возвращены теперь).
[99] См.: Begunov. Aleksandr Nevskij im kimstlerischen und geschichtlichen Be-wu?tsein Ru?lands. S. 95; Государственные награды СССР. М., 1987. 14-45. Также см. главу 10.3.
[100] См.: Слово в день тезоименитства его императорского высочества бла-говерного государя великого князя Александра Павловича и в кавалерский праздник святого благоверного великого князя Александра Невского, при котором торжестве воспоследовало заложение соборной Александро-Невского мона-стыря церкви во имя Святой Троицы, в высочайшем присутствии ея императорского величества и их императорских высочеств, говоренное Троицкой Сергиевой пустыни архимандритом Иоасафом. СПб., 1778. С. 5.
[101] Слово в день тезоименитства его императорского высочества. С. 8.
на страницу семинаров