Вашему вниманию предлагаются три текста. Два из них являются источниками, относящимися к 13 и 18 веку, третий - отрывок из современного (2004 г.) научного исследования (обратите внимание, что оно имеет иллюстративное приложение - номера иллюстраций соответствуют упоминаемым в тексте).
"Повесть о житии" является основным и самым древним из дошедших до нас источников об Александре Невском. Она принимается за своего рода "исходную точку отсчета", и вы должны обратить на нее внимание в двух аспектах: как на источник фактических сведений о жизни и деятельности князя и как на текст, зафиксировавший нечто более трудноуловимое для словесного выражения - характер его святости, те ее черты, которые характерны для самого раннего времени зарождения культа.
Житие, написанное в конце 13 века, неоднократно перерабатывалось с разными целями, соответственно, изменялся и характер сообщаемых сведений, образ князя и его культ приобретал новые черты. Современный немецкий исследователь Ф.Б. Шенк посвятил свою работу исследованию того, каким этот образ представал в разные периоды русской истории, как он взаимодействовал с изменявшейся культурной (в широком смысле - с социальной, политической и идеологической) ситуацией.
Эпоха Петра I имеет здесь особенно важное значение. Петр, решительно противопоставляя церковной традиции светскую культуру, тем не менее, фактически превратил культ св. благоверного князя Александра Невского в государственный, ставший обязательным для почитания. Вам предстоит поразмышлять на тему, почему это было сделано. Итогом ваших размышлений должен стать не пересказ выводов Ф.Б. Шенка о тех конкретных целях, которые преследовал Петр I (даже если вы с ними полностью согласны, для вас они должны являться не конечным авторитетным мнением, а толчком для собственных рассуждений), а на то, какие принципиальные изменения в сознании людей 18 века по сравнению с предшествующим периодом, отразились в восприятии образа князя Александра. В этом вам должно помочь "Слово" (проповедь) Феофана Прокоповича. Читая его, обратите внимание на тот контекст, в который вставлена похвала св. князю, ведь для Прокоповича воспоминание об Александре - хороший повод поговорить о насущных темах.
Порядок и условия работы на семинаре остаются прежними. Обратите внимание, что, как и в прошлый раз, ответы на несколько вопросов из первой части вам придется искать самим.
Необходимое добавление.
Ф.Б. Шенк в своей книге оперирует некоторыми научными понятиями и употребляет термины, требующие специального пояснения:
Этатизация - огосударствление; процесс экспансии государства, его учреждений на все сферы жизни общества.
Дискурс - социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени
Топос - категория культуры, культурный образ.
Синаксар (синаксарь, синаксарий) - сокращенное изложение житий святых или праздников.
Агиограф - составитель жития святого.
Genius loci (лат.) - "гений места", покровитель какой-либо местности, в более общем смысле - образ, связанный с конкретной местностью.
I часть.
- Назовите имя и родину человека, который накануне Невской битвы видел свв. князей Бориса и Глеба.
- Каково монашеское имя князя Александра?
- Чего лишил и чем наделил Александра Ломоносов в мозаичном портрете князя?
- Перечислите имена героев Невской битвы.
- Назовите: 1). место кончины князя Александра; 2). место его погребения.
- Когда русские государи обзавелись императорской короной и горностаевым плащом?
- Как звали магистра Ливонского ордена? Кто командовал шведами в Невской битве?
- Какова цель поездки Александра в Орду в 1262 г.?
- Кто, кроме св. благоверного князя Александра, по замыслу Петра, стал покровителем Санкт-Петербурга?
- В какой день недели произошла битва на Чудском озере?
- Когда состоялось перемещение мощей св. благоверного князя из Владимира в Петербург?
- Что такое духовная грамота?
- Чем ежегодно, с 1743 по 1921 г. сопровождалось в Петербурге празднование перенесения мощей Александра?
- Кого в Древней Руси называли римлянами?
- Когда совершаются дни памяти св. благоверного князя? К какому из них приурочена проповедь Феофана Прокоповича?
- Назовите имена двух кардиналов - посланников папы римского к князю Александру. Как звали папу? Какова была цель посольства?
- Кто является автором картины "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями"? Когда и с какой целью она была написана?
- Назовите современные названия морей: а). Хонужского, б). Варяжского.
- Кто такой приточник?
- С какими историческими деятелями сравнивает Александра его Житие?
- В каком месте находится Александро-Невская лавра? Когда началось строительство монастыря и когда закончилось?
- Кто такие амаликитяне и моавитяне, и какое отношение они имеют к князю Александру?
- Что такое рака? Оклад?
- В каком году на Русь пришла "Неврюева рать"? Какую из земель она разорила?
- В каком году и кем учрежден имперский орден Александра Невского? За какие заслуги он давался?
- Когда и в каких городах проходили 1 и 7 Вселенские соборы? Что это такое?
- Кто является автором "Краткого российского летописца"?
- Какие земли, согласно Прокоповичу, Александр сумел удержать в составе русского государства?
- Что общего между насадом и шнеком?
- Кто помог немцам захватить Псков в 1240 г.?
II часть:
1. Выявите основные черты личности и моменты общественной деятельности князя, которые нашли отражение в Житии. За что князь прославлен в лике святых? В чем состоят, согласно Житию, его заслуги перед Богом и людьми?
2. Почему из своих предшественников на российском престоле Петр I наиболее выделяет Александра Невского? Какие черты личности и культа св. благоверного князя находят в петровское время наибольший отклик в системе формирующейся государственной идеологии?
3. В чем состоит подвиг Александра Невского согласно Феофану Прокоповичу? Можно ли назвать эту тему основной темой его проповеди? Какова логика его рассуждений и характер приводимой аргументации в пользу своей точки зрения?
III часть (главный вопрос):
Как вы думаете, какими новыми явлениями общественного сознания обусловлена перемена, произошедшая в восприятии образа Александра Невского в 18 веке? Является ли, на ваш взгляд, эта перемена принципиальной (аргументируйте свою позицию)?
на страницу семинаров