Страничка преподавателя гуманитарной кафедры СУНЦ. Демидова Лариса Денисовна

Н.М. Карамзин: от литературы к истории
Предварительные замечания и вопросы к семинару

   Предварительные замечания и вопросы к семинару.

   
   Вашему вниманию предлагаются три текста. Первый - две главы из исследования Ю.М. Лотмана "Сотворение Карамзина". Предисловие к нему под названием "Роман-реконструкция" мы с вами читали на самом первом занятии. В виду того, что текст может помочь в рассуждениях, предлагаю вам его перечитать.
   Книга Ю.М. Лотмана - это не биографическая исследование. Это попытка понять, как молодой талантливый человек сотворил себя писателем, а заодно (и это даже более важно) создал русского читателя. Значительную часть книги занимает реконструкция путешествия молодого Н.М. Карамзина по Европе в 1789-1790 гг. и 10-летнего периода по возвращении.
   Две главы, которые вам предлагаются, посвящены 1790-м гг., когда Н.М. Карамзин был издателем "Московского журнала" (1791-1792 гг.) и периоду его пребывания в деревне Знаменское у ближайших друзей - семьи Плещеевых в 1793-1796 гг. Это время было для Карамзина довольно сложным: во время посещения Парижа он застал начало революции, когда, казалось, на практике могут быть реализованы идеалы Просвещения, приверженцем которых он себя считал, а позже, уже на родине, узнал об ужасах якобинского террора, в который вылилась революция. Раздумье о потерпевших крушение идеалах дополнялось внешними обстоятельствами - русское правительство начало преследование вольнодумства у себя на родине, в 1792 г. был арестован Н.И. Новиков, угроза нависла и над Н.М. Карамзиным. 1799 г., ставший годом не только душевных переживаний, но и тяжелой болезни, становится для писателя важным жизненным рубежом, в числе прочих событий отмеченным обращением к серьезным занятиям историей.
   Два других текста принадлежат самому Карамзину. Статья 1802 г. "О любви к отечеству и народной гордости" и предисловие к "Истории государства Российского" 1815 г. рисуют нам человека, всерьез вдохновленного и занятого историей. Статья 1802 г. предвосхищает его 12-томный труд, а предисловие 1815 г. подводит первые его итоги ("История" писалась в период с 1803 по 1826 гг.).
   
   Порядок работы на семинаре прежний. Обращаю ваше внимание на то, что один из вопросов I части требует вспомнить некоторые пройденные нами события русской истории.

   I часть.

  1. Что, по мысли писателя Мерсье, следовало сделать с историей Франции?
  2. Что такое "Арзамас"?
  3. Какое по счету письмо Вертера цитирует автор "Дорожной записки"? Какое происшествие он намеревался описать друзьям?
  4. Где находилось Знаменское?
  5. В чем Россия, по мысли Карамзина, сродни Америке?
  6. Сколько новых периодических изданий появилось в 1795 г.?
  7. Кому Н.М. Карамзин предпочел Фемистокла и Сципиона?
  8. В честь какого события И.И. Дмитриев написал оду, которую Карамзин счел недостойной "Муз и Аполлона"?
  9. Что такое "апофегма"?
  10. Чем "любопытны" как исторические памятники "хижины Ельца, Козельска, Галича"?
  11. Как назывался журнал, издававшийся А.А. Плещеевым и В.А. Жуковским?
  12. Чьи лучи славы падают на колыбель Петра?
  13. В каком году Карамзин вернулся в Петербург из европейского путешествия?
  14. Что такое "иеремиада"?
  15. Как и когда Римская империя узнала, что существуют славяне?
  16. Какое слово сделалось паролем карамзинистов и предметом насмешек над ними?
  17. В каком году Карамзин "надолго" распрощался с литературой?
  18. Где, по мнению Карамзина, "раздался первый глас любви к отечеству"?
  19. Что такое "людскость"?
  20. Какую кличку носил Александр Плещеев в "Арзамасе"?
  21. Кто такие "оранисты"?
  22. В каком году начал выходить альманах "Аглая"?
  23. Как называлась пьеса, написанная А.И. Плещеевой и чему она была посвящена?
  24. Кто из русских правителей, по мнению Карамзина, "был достоин своего счастия или несчастия"?
  25. Как переводятся имена литературных "я" Карамзина - Филалет и Мелодор?
  26. Сколько родов истории и сколько видов любви к отечеству насчитывает Н.М. Карамзин?
  27. Почему историк не летописец?
  28. На сколько периодов делит русскую историю Шлецер? А Карамзин?
  29. Что общего между Шефстбери и Бейлем?
  30. В связи с какими событиями Карамзин должен был впервые услышать имя Наполеона Бонапарта?

   II часть:
   1. В чем заключалась, согласно Карамзину, "вторая петровская реформа" - реформа "искусства жить"? Какие методы Н.М. Карамзин избрал, чтобы ее реализация завершилась успехом?
   2. Как оценивает Карамзин ценность европейского культурного наследия для русского человека? Можно ли, судя по текстам, говорить о какой-либо корректировке его взглядов в период с 1790-х гг. (возвращение из Европы) до 1803 г. (начало работы над "Историей")?
   3. Проанализируйте статью Карамзина 1802 г. и предисловие к "Истории… ". Есть ли различие во взглядах автора на цели и задачи истории, необходимость ее изучения?

   III часть (главный вопрос):
   Как Вы думаете, почему Н.М. Карамзин в расцвете лет "сломал" свою литературную биографию и предпочел писательскому труду труд историка?

на страницу семинаров 

Rambler's Top100