Латинская Америка и Россия. Экономический связи в 2000 году. Ежегодный справочник. М, 2001 (выдержки)

Демография

 

По данным Национального совета по народонаселению Мексики (НСНМ), 14 октября 2000г. в стране появился 100-миллионный житель, что вывело Мексику на 11 место в мире по числу проживающих в ней граждан.

            В феврале 1999г. на Международной конференции по народонаселению и развитию в Гааге в официальном документе мексиканской делегации отмечалось, что в стране происходит «тихая демографическая революция». Начиная с 1998г., прирост населения стал составлять всего лишь 1,8% в год или 2,5 ребенка на каждую женщину. В том же документе, подготовленном НСНМ, подчеркивалось достаточно сложное положение с демографической ситуацией в стране, что связано с «недостаточным и неравномерным развитием государства, а также последствиями высокого демографического роста населения, произошедшего в предшествующие годы». С середины XX в. прирост населения в Мексике составлял более 3%, что в 70 гг. заставило правительство приступить к активному поиску средств сдерживания этой тенденции.

            Согласно статистическим данным МВД, в 1998г. в Мексике проживало 96,3 млн. чел., родилось 2,2 млн., а умерло 427 тыс. чел., то есть прирост населения составил 1,8 млн. чел. или 1,88%. Кроме того, ежегодно из страны выезжает в среднем

300 тыс. чел., или 0,31% ее жителей. В результате в абсолютном исчислении общий прирост в указанный период достиг всего лишь 1,5 млн. чел. или 1,57%. За последние 70 лет в Мексике наблюдается устойчивая тенденция увеличения продолжительности жизни, которая составляет в среднем 73,8 лет. Сегодня мексиканские женщины живут в среднем 77 лет, а мужчины 70,7 лет, в то время как в 1930г. возрастные сроки соответственно составляли 38 и 35 лет.

            Детская смертность в 1998г. не превышала 26 умерших на тысячу новорожденных. Продолжительность жизни в различных районах неодинакова. В наиболее бедных штатах Чиапас и Оахака она составляет 72г., а в Федеральном округе, шт. Баха Калифорния и Новый Леон – 75 лет. Детская смертность в маргинализированных территориальных единицах в 2,5 раза выше, чем в более развитых. Высокая детская смертность в бедных районах, поскольку вызвана неадекватным уровнем питания, а также широко распространенными инфекционными заболеваниями. По оценкам сотрудников НСНМ, падение репродуктивного воспроизводства является основной причиной снижения роста населения страны, а

также некоторых отрицательных изменений в соотношении возрастных групп, что было особенно ярко выражено в конце 70 гг., когда пик рождаемости достигал рекордного уровня за всю историю Мексики и составлял в среднем 7 новорожденных на каждую женщину. В 1974г. эта цифра уменьшилась до 6 младенцев, в 1979г. – до5, в 1985г. – до 4, в 1993г. – до 3, а в 1999г. – до 2,25. Правительство одну из своих главных задач видит в дальнейшем снижении роста населения страны с тем, чтобы экономического развитие государства органично сочеталось с его численностью.

При этом подчеркивается, что каждая мексиканская семья вправе иметь столько детей, сколько ей хочется.

            Вторая важнейшая задача заключается в том, чтобы предусмотреть адекватное социальное обеспечение всего общества. Это требует от государства создания новых рабочих мест и улучшения пенсионного обеспечения. Каждый год в Мексике создается

700 тыс. новых семей, поэтому весьма острым является вопрос обеспечения их жильем. 90% домов в стране имеют дренажную систему, водопровод и электроснабжение (25 лет назад этот показатель равнялся 50%).

            Третью свою основную задачу правительство видит в более равномерном распределении населения страны по всей территории, поскольку, с одной стороны, заметна тенденция к чрезмерной концентрации людских ресурсов в небольшом числе населенных пунктов (70% мексиканцев проживает в 24 городах), а с другой – имеется около 150 тыс. поселений с числом жителей менее 100 чел. Это не дает возможности обеспечить людей соответствующей системой здравоохранения, образования, наладить снабжение продуктами питания, питьевой водой и т.д.

            Наконец, едва ли не главной своей задачей правительство Мексики считает борьбу с бедностью (26 млн. чел. живут ниже прожиточного минимума) поскольку именно в бедных районах происходит наиболее быстрый прирост населения.

В этих целях разработана специальная государственная программа в области образования, здравоохранения и питания, которая ориентирована, прежде всего, на повышение жизненного уровня отсталых районов страны.

                                                          

О положении женщин.

 

 Согласно конституции (ст.4), мексиканские женщины пользуются равными правами с мужчинами во всех сферах экономической, политической и социальной жизни. В 1947г. (фактически в 1953г.) – значительно позже, чем во многих других странах Латинской Америки – мексиканские женщины получили право голоса. До сих пор в обществе сильны пережитки «мачизма» (системы взглядов, неписаных правил и норм, при которой женщине отводилась подчиненная роль и в семье, и в обществе). Все эти обстоятельства определили специфику, в которой с начала XX в. формировалось и развивалось женское движение. Несмотря на активное участие женщин в революционной борьбе, в тот период еще не сформировались предпосылки для создания самостоятельных женских организаций.

Поэтому первыми формами приобщения женщин к политической и общественной жизни (помимо довольно немногочисленных чисто женских клубов и ассоциаций, которые появились в начале века) стало их участие в партийных и профсоюзных организациях, в частности, в Институционно-революционной партии (ИРП) и связанной с ней Конфедерацией мексиканских трудящихся (КМТ). Женщины в Мексике составляют 50,1% населения страны. При этом в структуре государственных органов отсутствует единый институт, который бы занимался их проблемами, что ставит Мексику в своеобразное положение, т.к. в других странах региона такие структуры существуют. Правда, сами мексиканцы объясняют его отсутствие тем, что нет необходимости создавать спец. орган, поскольку ныне все граждане пользуются одинаковыми правами. На национальном уровне отдельными аспектами женской проблематики занимается Национальный совет по народонаселению который координирует действия МВД, министерства здравоохранения, министерства аграрной реформы, министерства социального обеспечения, комиссии по правам человека и ряда других структур. Значительный рост женских организаций наблюдался с 1950 по 1966 гг., что специалисты объясняют как повышением уровня образования, самосознания, так и общим демократическим подъемом в послевоенный период. Одним из основных мотивов создания женских клубов, ассоциаций, других объединений явился поиск альтернативных форм организации в противовес жесткой регламентации со стороны церкви (в духовной сфере) и государства (в сфере образования и трудоустройства).

            1975г. – Международный год женщин – явился водоразделом, после которого женское движение в стране приобрело широкий размах и социальную значимость.

Именно с этого времени в стране официально отмечается Международный женский день 8 Марта. В этот год правительством была принята специальная программа с целью способствовать решению женских проблем в сфере здравоохранения, образования, занятости.

            В 1979г. был создан Национальный фронт за освобождение и права женщин, который объединил различные группы и организации, в т.ч. женские секции профсоюзов. Последующие два года были периодом высокой активности женских организаций, выступивших с проектом закона о праве на семейное планирование, борьбе с насилием против женщин и свободе в вопросах секса. Однако этот

законопроект даже не обсуждался из-за давления католической иерархии и правых политиков.

            Была найдена новая форма деятельности женских организаций, успешно применявшаяся на протяжении последующих лет, – Национальная встреча женщин, которая представляла собой общенациональный женский форум. Первая такая встреча состоялась в 1981г. в г. Мехико. В ней приняли участие 500 женщин, представлявших региональные, профсоюзные, политические структуры, десятки неправительственных организаций и групп. Эта встреча породила волну других форумов по всей стране. В центре их внимания были уже не только вопросы защиты женщин от насилия, но и вопросы занятости, оплаты труда, продолжительности рабочего дня, участия в политическом процессе. В рамках этих национальных встреч проводились и профсоюзные форумы: так, например, в 1985г. состоялась первая встреча женщин-работниц сборочной промышленности, а также женщин, занятых в

сфере образования.

            В 1999г. работало 39% от общего числа женщин. Женский труд в основном находит применение в сфере обслуживания, где занято 68,9% всех работающих женщин, в промышленности – 18,9%, и в сельском хозяйстве – 12,2%. Динамика

трудовых процессов в последние десятилетия свидетельствует об увеличении числа женщин, работающих в сельском хозяйстве и некотором снижении этого показателя в промышленности и сфере услуг. Причины этого следует искать в общем контексте миграции трудовых ресурсов: из сельской местности в города или в США в поисках работы уходят в основном молодые мужчины, а женщины и дети остаются. Именно в деревнях и селах неграмотные женщины составляют две трети от общего числа неграмотных взрослых. Это не позволяет им вписаться в другие сферы занятости, чем и объясняется значит. прирост их в общем числе работающих в сельском хозяйстве.

Те из них, кто не в состоянии обрабатывать землю, также уходят в города, где пополняют ряды маргиналов.

            Как и в других странах Лат. Америки, в Мексике высок процент женщин среди специалистов среднего звена (13,7% против 8% среди мужчин). Однако на более высокой проф. ступени мужчины по-прежнему составляют подавляющее большинство. Наиболее ярким примером в этом плане является система здравоохранения, где средний медицинский персонал – это в основном женщины, а врачи-специалисты – мужчины. Еще более резкая диспропорция наблюдается на уровне руководителей и администраторов компаний (среди которых женщины составляют 15,7%), а среди хозяев компаний – их только 2,2%. Еще менее ощутимо присутствие женщин в высших эшелонах бизнеса: по результатам обследования 600 крупнейших компаний Мексики, проведенного в начале 2000г., выяснилось, что в руководящем звене женщин – 0,02%.

            Гораздо более убедительно женщины представлены в партийных и административных структурах. Начало этому положила ИРП, где присутствие женщин (не только на уровне рядовых членов, но и в руководящих органах) на протяжении последних десятилетий постепенно возрастало – 10 - 12%. С 1996г. в Мексике действует регламент, в соответствии с которым в партийных списках кандидатов на выборные должности не менее 30% должно быть отдано женщинам. Присутствие женщин в сенате возросло с 3,1% в 1970г. до 16,5% в нижней палате конгресса ситуация примерно такая же. Весьма заметно присутствие женщин и в органах исполнительной власти: на уровне руководителей министерств женщины занимали в 1999г. 13,3%. В правительстве Федерального округа женщины занимают 20% постов, а на уровне глав администраций округов г. Мехико – 35,3%.

Представлены женщины и в судебной власти: среди членов Верховного суда их – 19,2%.

 

Положение коренного населения.

 

 По данным Национального института по делам индейцев, в Мексике проживает 8-10 млн. представителей коренных народов, которые принадлежат к 120 этническим группам. Наибольшая их часть сосредоточена в штатах Оахака, Герреро и Чиапас. В последнее время положение индейцев вызывает большую озабоченность национальных и международных неправительственных правозащитных организаций (НПО) в силу накопившихся проблем политического, экономического и социального характера. Главная задача заключается в гармоничном включении этих народов в общественную структуру, недопущении их окончательной маргинализации, исчезновения самобытной культуры и языка, обеспечении соблюдения их прав. По решению конференции НПО в Женеве, термином «индейцы» принято обозначать коренных жителей стран Северной и Южной Америки. 1992г. был провозглашен ООН «годом индейцев» с тем, чтобы привлечь внимание мировой общественности к этой тематике. В Мексике весь этот комплекс проблем имеет выраженную социальную окраску. Подавляющее большинство индейцев – сельские жители, и основным фактором, обусловливающим их выживание,

является вопрос о земле. Согласно мексиканкой конституции (ст.27), за крестьянскими общинами – эхидо – закреплялись земли, получившие статус общинных владений. Однако процесс отчуждения, выкупа или незаконного изъятия общинных земель зашел так далеко, что фактически ставит под вопрос само существование общин. Ежегодно только для нужд городской застройки используется 30 тыс. га общинных земель. В связи с 85 годовщиной провозглашения аграрной реформы президент Э.Седильо в янв. 2000г. предложил компенсировать общинам стоимость этих участков, что, однако, едва ли может способствовать улучшению их положения.

В 80-90 гг. прошлого века резко сократились государственные дотации производителям основных сельскохозяйственных культур (в первую очередь, кукурузы, которая является основой повседневного рациона мексиканцев). После вступления Мексики в Североамериканскую зону свободной торговли правительство стало осуществлять массовые закупки американской кукурузы, что сильно подорвало ее внутреннее производство. В результате во многих штатах произошла стихийная переориентация с производства традиционных культур на другие отрасли. Так, в штате Чиапас 45% площадей занятых ранее под посевы зерновых перешло к владельцам животноводческих ферм, десятки тысяч индейских семей остались без средств к существованию. Этим не замедлили воспользоваться наркоторговцы, силой заставлявшие крестьян засевать свои небольшие участки сырьем для производства наркотиков. Соц. последствия этого процесса оказались очень тяжелыми: массы индейского населения хлынули в города, в первую очередь, в Мехико, в поисках хоть какой-нибудь работы. Однако производственная сфера не смогла поглотить такое

количество неквалифицированной и неграмотной рабочей силы, в результате чего в городах выросла безработица, а столица страны оказалась в кольце

маргинальных поселений. Городские службы не справляются с волнами все новых и новых переселенцев: не хватает элементарного жилья, воды, света, не говоря уже о школах и больницах. Резко возросла преступность, что на фоне всепроникающей

коррупции (в т.ч. и среди полицейских) создает тяжелую криминогенную ситуацию.

В поисках работы тысячи мексиканцев отправляются в США, рискуя попасть под пули или оказаться в тюрьме за незаконный переход границы. В последнее время эта проблема приобрела такие масштабы, что стала предметом критики не только со стороны правозащитных организаций, но и госдепартамента США.

            Адаптация индейских переселенцев в городах осложняется разрывом с традиционным образом жизни и мышления, хозяйственными навыками, родным языком. Очень болезненно воспринимаются новые ценности, основанные на западных стереотипах, в основе которых лежит материальный успех, обогащение любой ценой. Свои собственные, устойчивые морально-этические и юридические нормы регулируют

жизнь индейцев не только внутри общин, но и лежат в основе контактов с другими племенами, а также обеспечивают равновесие с окружающим миром, природой. Вся их жизнь напрямую связана с годовым циклом сельскохозяйственных работ, что абсолютно не соответствует городскому образу жизни. В силу указанных обстоятельств большинство индейцев старшего возраста не в состоянии вписаться

в новую среду и вынуждены либо искать себе применение в качестве прислуги и мелких розничных торговцев, либо довольствоваться положением изгоев. Молодежь, напротив, стремится быстрее избавиться от своего родового прошлого, воспринимая его как своего рода «клеймо». Более того, молодые индейцы нередко сознательно избегают использования родного языка, стремятся овладеть элементами «западной культуры», в т.ч. в самых негативных ее проявлениях. В конечном итоге они часто становятся легкой добычей преступных группировок. Все эти факторы создают предпосылки для постоянного нарушения прав индейцев. Несмотря на формальное равенство всех граждан перед законом, индейскому населению гораздо труднее реализовать эти права. На деле ограничен его доступ к медицинскому обслуживанию, образованию, системе социального обеспечения, рынку рабочей силы. Особенно остро стоят эти проблемы в штате Чиапас, название которого стало едва ли не синонимом тяжелого положения коренного населения. Там особенно высок процент безземельного крестьянства, безработицы. Один врач приходится на 1130 чел., высока смертность от инфекций, анемии, недоедания. Положение усугубляется продолжающимся с 1 января 1994 г. вооруженным конфликтом между властями и Сапатистской армией национального освобождения (САНО), которая объявила

войну «антинародному» правительству. Многие крестьяне-индейцы, неискушенные в политике, выражают сочувствие сапатистам, воспринимая их как защитников народных интересов, за что, подвергаются преследованиям со стороны незаконных проправительственных военизированных формирований. На каждые 9 человек гражданского населения в Чиапасе приходится 1 солдат. О чрезмерной «милитаризо_

ванности» штата говорили Верховный комиссар ООН по правам человека М.Робинсон, председатель рабочей группы ООН по проблемам индейцев Э.Даэс, многочисленные представители НПО.

            Всесилие местных властей (как пережиток традиционной системы «касикизма») делает коренных жителей практически беззащитными при покушении на их собственность (прежде всего землю), а зачастую и жизнь со стороны незаконных

военизированных формирований, находящихся на службе у местных латифундистов, а иногда и самих властей. Самым вопиющим случаем стала расправа в селении Актеаль в декабре 1997г., в результате которой были убиты 45 индейцев. Хотя по этому делу было арестовано и осуждено 102 чел. (в основном индейцы – непосредственные исполнители акции), практически никто из высокопоставленных армейских, полицейских и гражданских чинов не пострадал. Нельзя сказать, что правительство остается безучастным к положению коренного населения.

            Институт по делам индейцев проводит большую работу по изучению их языков, обычаев, культуры. В связи с празднованием 10-летия со дня учреждения Комиссия по правам человека в феврале 2000 г. был организован цикл лекций и «круглых столов»,

на которых выступали ведущие специалисты в этой области из Мексики и других стран. Путем осуществления некоторых административных реформ, строительства дорог и инфраструктуры правительство пытается создать видимость коренного изменения положения дел в Чиапасе. Губернатор штата прилагает большие усилия для привлечения иностранных инвестиций. Не проходит недели, чтобы этот штат не посетил какой-нибудь высокопоставленный чиновник, часто туда ездил и президент Э.Седильо (30 раз за время своего пребывания на посту). Практически все международные правозащитные организации считают своим долгом посетить Чиапас.

Но для кардинального улучшения положения коренных народов, по мнению мексиканских и иностранных экспертов, необходим комплексный подход, в частности, разработка долгосрочной программы, направленной на создание благоприятных условий для сохранения индейских общин, обеспечение им равных прав и возможностей, облегчение процесса адаптации индейского населения к современным условиям. Пока же миграция населения принимает все более угрожающие размеры, что на практике может привести к исчезновению целых племен и обезлюдению огромных районов. Уже сейчас, например, многие сельские населенные пункты штате Веракрус покинуты жителями, в ряде мест некому собирать урожай, для чего приходится нанимать сезонных рабочих из других стран (в частности, из Гватемалы).

            Положение в области прав человека. По фактам нарушений в этой сфере были подготовлены доклады неправительственных организаций, эти же вопросы были предметом специального обсуждения на 54-й сессии Комиссии по правам человека OOH (март-апрель 1999г.). Критике правозащитных организаций подверглись факты внесудебных расправ, применения пыток к подследственным, исчезновения гражданских лиц, привлечения вооруженных сил к решению задач, относящихся

к функциям полиции, притеснения коренных народов, коррумпированность чиновников, неэффективность правосудия. В течение длительного времени официальное Мехико старался избегать публичного обсуждения этой тематики, отвергая данные правозащитных организаций на том основании, что они не являются полным, отражают не общую картину, а лишь единичные случаи. Кроме того, выдвигался традиционный аргумент о недопустимости вмешательства во внутренние дела. Однако масштабы проблемы вышли далеко за рамки нарушения прав отдельных граждан, охватили целые слои населения. В первую очередь это относится к коренным народам – индейцам, нарушение прав которых обусловлено их крайней нищетой, отсталостью, тяжелыми социальными условиями, неразвитостью правовой сферы. Разрушение традиционных форм жизни вынуждает индейцев либо мигрировать в города, где они пополняют ряды маргиналов, либо «осваивать» производство нетрадиционных культур, в т.ч. для производства наркотиков. Уровень безработицы наиболее высок именно в штатах с преобладающим индейским населением (Оахака, Герреро, Чиапас), что создает предпосылки для поддержки со стороны индейцев антиправительственных повстанческих движений, и как следствие влечет за собой ответные меры со стороны властей.

            Сложное переплетение экономических, социальных, этнических и религиозных проблем (в т.ч. унаследованных от далекого прошлого) породило конфликт в штате Чиапас, где ситуация приобрела характер открытого вооруженного противостояния правительственных сил и Сапатистской армии национального освобождения. Несмотря на то, что как правительство, так и сапатисты стараются избегать открытых столкновений, наличие в штате достаточно крупного воинского контингента создает дополнительные предпосылки для нарушений прав населения. Армия оказалась

не только неспособной предотвратить многочисленные нарушения прав индейцев со стороны антисапатистских незаконных вооруженных формирований (убийства, избиения, шантаж и запугивание, вытеснение с общинных земель), но зачастую оказывала помощь оружием и организацией боевой подготовки этих криминальных элементов.

            Другой группой населения, подвергающейся дискриминации в различных сферах, являются женщины. Несмотря на формальное равенство, работающие женщины получают более низкую зарплату, чем мужчины. Им труднее получить высшее образование, сделать карьеру. Они становятся первыми жертвами уличного насилия (согласно статистике, 90% всех жертв нападений и насилия являются женщины). Кроме того, в последнее время внимание общественности привлекают многочисленные факты внутрисемейной дискриминации и насилия, которые раньше считались частным делом и не подвергались не только судебному преследованию, но и осуждению со стороны общества. Такое положение выработало устойчивый психологический стереотип у мексиканок: согласно социологическим опросам, 60% из них вырастают с мыслью о том, что насилие является неотъемлемой частью их жизни.

Еще одной группой населения, чьи права постоянно нарушаются, являются мигранты. Традиционно на север в поисках работы и лучшей доли отправлялись тысячи сезонных рабочих, часть которых постепенно оседала в США, благодаря чему

там сформировалась значительная мексиканская диаспора. Ситуация резко изменилась после второй мировой войны, когда в условиях экономического кризиса американские власти запретили въезд в страну дешевой рабочей силы. Однако

в обход этого запрета тысячи «нелегалов» продолжали пересекать границу. В целях пресечения потока мигрантов правительством США в 1994г. была принята программа «Гардиан», в соответствии с которой контроль за ситуацией на границе поручили спецподразделениям. В результате ужесточения методов контроля при попытках нелегально пересечь границу за последние 5 лет погибло 458 мексиканцев и сотни их находятся в тюрьмах на территории США. Большинству из них предъявляется традиционное обвинение в торговле наркотиками (президент США даже употребил термин «наркомиграция»), что грозит не только большим сроком лишения свободы, но и смертной казнью (по данным мексиканской печати, из 82 случаев вынесения смертных приговоров по отношению к иностранцам только за 1998г. 43 случая касались мексиканцев).

            Большинство аналитиков сходятся во мнении, что все эти проблемы имеют социальные корни, связанные с низким уровнем жизни большинства населения

(до 80% населения живет за чертой бедности), с отсутствием четкой программы

со стороны правительства, направленной на коренное изменение ситуации. Усилия правительства направлены, в основном, на затушевывание положения, широко разрекламированные программы по борьбе с бедностью «Прогресо» и «Прокампо», по мнению некоторых мексиканских обозревателей, используются исключительно

в предвыборных целях или, что еще хуже, для незаконного обогащения чиновников.

В этом контексте понятна нервозность, с которой официальное Мехико относится к обсуждению прав человека в стране вообще и к различным «инспекционным поездкам», в частности. Именно так был воспринят визит Верховного комиссара ООН по правам человека М.Робинсон, состоявшийся в ноябре 1999г. Реакция официальных властей носила двойственный характер: накануне визита общая тональность комментариев выражалась в словах: «Нам нечего скрывать». В то же время буквально за несколько дней до прибытия М.Робинсон была произведена замена в руководстве национальной Комиссии по правам человека и Верховному комиссару пришлось обсуждать столь важные и деликатные вопросы с человеком, который едва успел принести присягу. Более того, по информации некоторых журналистов, правительством был даже разработан спец. «сценарий» на весь период ее пребывания в стране. Тем не менее, М.Робинсон смогла встретиться не только с представителями официальных властей, общественных, партийных, религиозных и правозащитных организаций, но и посетить северные районы Мексики, где особенно остро стоит проблема мигрантов, а также штат Чиапас.

            По собственному выражению М.Робинсон, действительность, с которой она столкнулась, сильно отличается от той «идиллии», которую пытались изобразить официальные лица (в частности министр иностранных дел Розалия Грин). Верховный комиссар заявила о наличии серьезных проблем в области прав человека в Мексике, а все документы, полученные в ходе поездки, были переданы на рассмотрение специалистов ООН. По мнению М.Робинсон, одной из первых и важнейших мер, которая потребуется от правительства для улучшения положения в области прав человека (помимо доброй воли), должна быть реформа в сфере законодательства, поскольку именно несовершенство правовой базы порождает «главное зло – безнаказанность».

 

Образование.

 

Национальный автономный университет. 20 апреля 1999г., после вступления в силу нового регламента платежей Национального автономного университета (УНАМ), предусматривающего увеличение платы за образование с символических 0,2 песо (0,02 долларов США) до 600 песо (60 долларов США) за семестр, в крупнейшем университете страны началась забастовка, ставшая причиной сильнейшего кризиса в системе высшего образования страны с 1968г. Увеличить плату за обучение ректора Ф. Барнеса побудила нехватка бюджетных средств для нормального функционирования вуза, где учатся и работают 260 тысяч человек. Бастующими студентами, которых поддержали и некоторые левацки настроенные преподаватели,

был образован Генеральный забастовочный совет, выдвинувший список требований к руководству университета. Помимо отмены платы за обучение, а также за оформление документов, пособия и т.д., в списке содержатся некоторые спорные, но приемлемые

как основа для дальнейших переговоров и компромиссов требования. Это – демократизация внутреннего устройства учебного заведения, проведение университетского конгресса для выработки совместных решений, отказ от преследований активистов-стачечников. Вместе с тем есть в списке и сомнительные, если не просто неприемлемые для властей пункты: прием в университет без экзаменов, свободный выбор изучаемой специальности, снятие ограничений на сроки обучения (ранее был установлен максимальный срок в 10 лет, чтобы исключить огромное число «вечных студентов»).

            Следует отметить, что забастовка была поддержана не всеми студентами – против нее выступили, например, многие студенты юридического и медицинского факультетов. Чтобы не допустить продолжения занятий, забастовщики заняли учебные помещения, на подступах к которым стали возводится баррикады. В 1999г. руководство университета безуспешно пыталось договориться с Генеральным забастовочным советом, была сделана серьезная уступка – решено было плату за

образование сделать исключительно добровольной. В свою очередь, бастующие студенты разделились на два лагеря - на «умеренных» и «ультрас», но именно последние, радикально настроенные забастовщики, задавали тон на переговорах с Университетским советом во главе с ректором, заняв радикальную позицию: забастовка не закончится, пока не будут выполнены все требования. Большинство из них было выпущено на свободу. В заключение остается 8 студентов и преподавателей-забастовщиков. С марта 2000г. в университе возобновились занятия.

            Пока еще рано говорить о нормализации обстановки. Продолжаются переговоры с Генеральным забастовочным советом. Вместе с тем не прекращаются провокации со стороны радикально настроенных студентов, которые пытаются срывать занятия на

различных факультетах, время от времени занимают то или иное здание вуза. Властями негласно прорабатывается вопрос о разделении университета на несколько

частей, чтобы сделать его более управляемым и ослабить студенческое движение.

            Центр. библиотека г. Мехико. Играет большую роль в культурной жизни страны, обслуживая не только жителей столицы и Федерального округа, но и других штатов Мексики. Она была основана благодаря усилиям выдающегося мексиканского писателя и просветителя Хосе Васконселоса. 30 янв. 1944г. тогдашний президент страны М. Авила выделил ему в этих целях часть здания городской крепости. Библиотека была официально открыта 27 ноября 1946 г. До недавнего времени Центральная библиотека размещалась в одном здании с МВД. В декабре 1987г. правительство издало специальное распоряжение о реконструкции и модернизации здания с тем, что бы оставить в нем исключительно читальные залы, книжные хранилища и вспомогательные службы библиотеки. Первоначально библиотека задумывалась для использования главным образом в научных целях. Однако со временем в ее фонды попали многочисленные частные коллекции, много книг было получено из различных университетов и других учреждений страны. В результате библиотека практически трансформировалась в научное заведение национального значения, а число ее посетителей многократно увеличилось. За последние 10 лет библиотека обслужила 22 млн. читателей. В рабочие дни в ее залах занимается 3-5 тысяч человек, а в выходные дни – около 20 тысяч. В библиотеке хранится 400 тысяч томов. Ее площадь (3 га) разделена на 6 основных помещений: два зала общего пользования, а также залы специальной, справочной, детской литературы и для слепых. Последний предлагает посетителям 800 книг и 200 аудиокассет с записями классических произведений. В библиотеке имеются также отдел периодики и фонд, посвященный Мексике – 50 тыс. экз. книг и журналов. Завершено строительство хранилища древней литературы – с необходимыми климатическими условиями, что позволяет предотвращать преждевременное старение книг.

 

СМИ

 

            Находятся в сильной зависимости от иностранного, главным образом американского, капитала. Появляющаяся в мексиканских газетах информация распространяется в основном зарубежными агентствами ЮПИ, АП, «Рейтер», «Франс Пресс», ЭФЭ, ДПА. Печатный рынок практически находится под контролем американских корпораций. Радио, телевидение, кино, издательская индустрия тесно связаны с «Американ Бродкастинг», «Коламбиа Бродкастинг Систем Инк.», «РСА Корпорэйшн», «Херст», Ридерс Дайджест» и др.

            Радио и телевидение. В стране действуют 920 радио- и 210 телестанций.

«Групо Радио Сентро». Самое крупное объединение. Владеет 9 радиостанциями в столичном Федеральном округе, располагает собственной спутниковой линией связи за пределами страны. Политическая направленность радиопередач правоцентристского толка, близка к позициям Партии национального действия (ПНД).

«Органисасьон Радио Формула». Ведет трансляции на всю территорию страны и на южные Штаты США. Располагает 7 радиостанциями в Федеральном округе. В политическом плане склонна к плюрализму мнений.

«Органисасьон Радио Миль». Имеет 5 радиостанций в Федеральном округе.

«Групо Асир». Владеет 5 радиостанциями. Ранее придерживалась проправительственной ориентации, в последние годы стала более демократичной.

«Радиорама». Обладает самой разветвленной ретрансляционной сетью.

«Телевиса». Самая крупная частная телекомпания, проамериканской ориентации. В последние годы несколько отошла от проправительственных позиций. Владеет 65% телерынка страны.

«ТВ-Ацтека». Частная телекомпания. Ведет жесткую конкурентную борьбу с «Телевисой». Владельцы компании не позволяют создавать внутри нее какие-либо профсоюзы.

Печать. Является одной из наиболее развитых в Латинской Америке.

По официальным данным в стране насчитывается 760 газет и журналов. Многие периодические издания возникли и развивались под воздействием традиций североамериканской журналистики. Этим объясняется их внешняя схожесть. Непременными в газетах и журналах являются многочисленная реклама, разделы объявлений и спорта, светской и полицейской хроники. Отличительной чертой мексиканской прессы является относительно слабое распространение центральных газет в провинции и, вследствие этого, выпуск большого числа провинциальных газет и журналов. Они издаются в каждом достаточно крупном городе. Достаточно развита специализированная пресса.

В столице издаются 20 центр. газет и 10 общественно-политических журналов. Основными являются ежедневные газеты «Эксельсиор», «Универсаль», «Реформа», «Соль де Мехико», «Уно Мае Уно»,«Хорнада», «Пренса», «Финансьеро», «Диа», «Овасьонес», «Кроника» (разовый тираж от 40 до 200 тыс. экз.). Наиболее старые издания – «Универсаль» и «Эксельсиор». Достаточно влиятельные еженедельные малотиражные (35_100 тыс. экз.) общественно-политические журналы «Сьемпре», «Тьемпо» и «Просесо».

            Агентства. «Нотисиас Мехиканас» – Нотимекс. Правительственное информационное  агентство, создано в 1968г.

«Информасьонес Мехиканас» – Информекс. Национальное информационное агентство Мексики, АО, основано в 1960г.

В последние годы указанные агентства значительно расширили свои зарубежные корреспондентские сети, но пока не могут конкурировать с крупнейшими западными информационными службами. службами.

 

НАФТА  (NACNO)

 

О торговых противоречиях в рамках Североамериканской зоны свободной торговли. Соглашение о НАФТА способствовало быстрому росту торгово-экономических связей Мексики прежде всего с США, что, однако, привело одновременно к возникновению целого ряда торговых противоречий и споров. Некоторые из них достигли такой остроты, что приобрели политическую окраску.

В основе существующих разногласий, главным образом в сфере сельского хозяйства, лежит недовольство производителей некоторых видов продукции и услуг возросшей конкуренцией со стороны соседей, желание максимально затруднить им выход на внутренний рынок своей страны. Тем более, что многие регионы Мексики и США находятся в одинаковых природно-климатических зонах и объективно являются конкурентами на рынках ряда продовольственных и сельскохозяйственных товаров.

Несмотря на длительные переговоры, предшествовавшие заключению соглашения о НАФТА, не все вопросы были проработаны достаточно тщательно, мексиканцам не удалось в полной мере предусмотреть возможные неблагоприятные последствия для отдельных отраслей своей экономики. США, кроме того, в протекционистских целях

используют фитосанитарные нормы и природоохранительную аргументацию.

Вместе с тем в рамках НАФТА имеется детально разработанный механизм решения возникающих разногласий, изложенный в XI, XIX и XX статьях соглашения. Он представляет собой многоэтапную процедуру, включающую двусторонние правительственные переговоры, обращение в Комиссию по свободе торговли НАФТА, вынесение вопроса на арбитражный суд НАФТА, который создан в рамках договора. Мексиканцы активно используют этот механизм: из 57 претензий, уже рассмотренных

или находящихся в процессе рассмотрения, ими инициировано 18 (все к США). В свою очередь действия Мексики стали предметом разбирательства по 11 делам (США – 8, Канада – 3). Для решения своих споров участники НАФТА прибегают также в отдельных случаях к соответствующим механизмам ВТО. Благодаря энергичной работе в двустороннем формате и умелому использованию указанных механизмов мексиканцам в последние годы удалось решить в свою пользу ряд конфликтных вопросов. Так, в феврале 2000г. окончательно снято эмбарго на поставки в США из Мексики (а также Панамы, Колумбии, Венесуэлы и Коста-Рики) тунца. Удалось доказать, что применяемые этими странами

методы лова тунца не приводят к гибели дельфинов и китов. В 1998г. был снят запрет на ввоз в США авокадо.

По мере расширения двусторонних торговых связей постоянно возникают взаимные обвинения в демпинге. Кроме указанных видов товаров, американцы проводили антидемпинговые расследования в отношении мексиканского цемента, проката, томатов и пр. В свою очередь Мехико протестовал против импорта по заниженным, на его взгляд, ценам металлопроката, стекла и виски из США. В последние годы позиция американской стороны по многим спорным вопросам заметно смягчается, что способствовало благоприятному для Мексики разрешению ряда споров в 1998-99гг.

Не в последнюю очередь такая позиция Вашингтона связана с шагами Мехико по укреплению своих торговых связей с Европой.

            О мексиканских подходах к либерализации мировой торговли. Позиция Мексики в отношении либерализации мировых торговых связей определяется давно сложившимся здесь концептуальным подходом – внешняя торговля имеет ключевое значение для развития национальной экономики. Правительство президента Э.Седильо рассматривало увеличение внешнеторгового оборота (за последние 10 лет вырос в 4 раза, благодаря чему Мексика вышла на 8 место в мире по этому показателю) в качестве одного из главных факторов обеспечения поступательного

роста, а также повышения устойчивости к негативным внешним воздействиям.

По мнению многих местных экспертов, динамизм внешнеторгового сектора во многом способствовал успешному преодолению последствий экономического кризиса 1995г.

Выступая за максимально широкую либерализацию мировой торговли, мексиканцы отмечают, что вступление страны в ГАТТ в 1986г. и подписание ряда соглашений о свободной торговле (прежде всего о НАФТА) позволило им за этот период увеличить экспорт с 21,8 (1986г.) до 130 млрд. долл. США (1999г.)., что позволило, только за последние годы, по официальным данным, создать 1 млн. рабочих мест. Мехико твердо проводит линию на проведение нового раунда глобальных переговоров о свободной торговле, что в полной мере подтвердилось на

III министерской встрече ВТО в Сиэтле (1999г.). Мексиканцы выступили в пользу принятия соответствующего решения, подчеркнув при этом необходимость соблюдения преемственности в отношении соглашений уругвайского раунда, их базисное значение для последующего переговорного процесса в рамках ВТО. Имея опыт участия не только в ВТО, но и в различных двухсторонних и многосторонних соглашениях о свободной торговле, Мехико довольно четко обозначил свою позицию в отношении желательной для них повестки дня «раунда тысячелетия» и генеральных направлений упразднения торговых барьеров.

Следует отметить, что мексиканские подходы выдержаны в прагматическом духе, отражают интересы не только самой Мексики, но и целого ряда развивающихся стран. Было прямо заявлено, что Мехико намерен выступить в роли «умиротворителя» устремлений различных сторон путем создания «коалиций по интересам», способствовать включению в повестку дня переговорного процесса всех категорий промышленных товаров и услуг в противовес попыткам ограничить обсуждение рамками только некоторых секторов, что выгодно одним индустриально развитым странам. Суть мексиканской позиции в отношении направлений дальнейшей либерализации мировой торговли сводится к следующему (часть из этих пунктов была озвучена в Сиэтле, некоторые остались за рамками диалога, но в совокупности они отражают стратегическую линию страны).

            1. В ВТО должен быть рассмотрен принципиальный вопрос о реализации решений, поскольку большинство развивающихся стран испытывает трудности чисто технического плана при воплощении в жизнь договоренностей. Здесь считают, что индустриально развитым государствам необходимо изначально показать готовность учитывать эти проблемы, чтобы не отталкивать развивающиеся от страны от поддержки нового раунда глобальных переговоров.

            2. Их повестка дня должна быть максимально широкой и включать темы, которые согласовывались в ВТО после уругвайского раунда (услуги, сельское хозяйство, ИС). Мексиканцев, в частности, интересует создание многосторонней системы регистрации и определения норм происхождения товаров.

            3. В сфере услуг должен обсуждаться весь спектр позиций (считается, что область профессиональных услуг – одна из тех, где Мексика имеет определенные преимущества).

            4. Государственное субсидирование сельскохозяйственной продукции однозначно следует устранить (в том числе непрямую поддержку производителя, как это делается в США). Такая позиция обусловлена тем, что Мексика располагает весьма ограниченными собственными

возможностями государственной поддержки АПК страны.

            5. Обсуждение темы промтоваров должно вестись интегрально, т.е. по всем группам без исключений, а все согласования следует проводить за столом переговоров, без предварительной подготовки.

            6. Пока нет необходимости настаивать на скором включении в переговоры относительно новых для ВТО вопросов об инвестициях и конкуренции. Вместе с тем в случае достижения большинством государств консенсуса по этим вопросам Мексика

будет готова к их предметному рассмотрению.

            7. Последовательную поддержку находит тема об открытости государственных закупок. Мексиканское законодательство в значительной степени отвечает этим требованиям, что позитивно сказывается на эффективности предприятий госсектора.

            8. В вопросе создания благоприятных условий для торговли особое значение имеют анализ и обсуждение таких позиций, как бюрократические барьеры и роль таможенных органов в целях создания единых правил, которые бы унифицировали и облегчали тамож. процедуры.

            9. Практически единственными направлением, на котором мексиканцы проявляют консерватизм и неуступчивость, является включение в повестку дня переговоров вопросов трудовых отношений, охраны окружающей среды и участия неправительственных организаций (НПО) в работе комиссий ВТО на стадии принятия решений. Такая позиция аргументируется опасениями, что несовершенство трудового законодательства и законов об охране окружающей среды в развивающихся странах будет использоваться индустриально развитыми государствами в протекционистских целях и в качестве доп. рычагов давления. С этим мексиканцы уже столкнулись в НАФТА. Вопрос о повышении роли НПО, как здесь считают, также навязывается развитыми странами, с тем чтобы использовать контролируемые ими общественные структуры (Международная амнистия, Гринпис и др.) для проведения выгодных западным государствам протекционистских решений. Допуская привлечение НПО к обсуждению многосторонних коммерческих соглашений на предварительных этапах, мексиканцы категорически отвергают их участие на стадии принятия окончательных

решений, а также в работе арбитражных комиссий.

            Оценивая результаты встречи в Сиэтле, Э.Седильо, министр торговли и промышленного развития Э.Бланко подчеркивали, что не считают прошедший форум ВТО провальным. Причину того, что в Сиэтле так и не удалось достичь соглашения о запуске «раунда тысячелетия», мексиканские руководители

видят, прежде всего, в отсутствии необходимого времени и должной заинтересованности партнеров. В официальных оценках превалирует спокойная тональность, призывы к дальнейшей работе в направлении глобальной либерализации мировой торговли. Ориентация на взаимное открытие рынков остается для Мехико незыблемым приоритетом.

            Комментарии иного рода появились в СМИ, которые делают акцент на противоречиях между развитыми и развивающимися странами. По оценке экспертов, дальнейшее игнорирование интересов стран, относящихся к категории «развивающихся рынков», может привести к тупиковой ситуации, когда даже уже достигнутые договоренности будут поставлены под угрозу. Высказываются мнения, что ВТО действительно нуждается в реформировании, поскольку существующий механизм согласования и принятия решении при таком количестве участников теряет свою эффективность. В прессе более активно дискутируется тема «социальной цены», которую приходится платить за все более глубокое интегрирование национальной экономики в мировую систему, правила игры в которой определяются развитыми государствами.

            На ближайшую перспективу линия на поддержку макс. либерализации мировой торговли будет оставаться в Мексике доминирующей. После выборов 2000г. новая администрация вряд ли будет заинтересована в перемене курса. Вместе с тем, учитывая возникшие сложности и медленные темпы развития многосторонне переговорного процесса, мексиканцы, несомненно, будут расширять практику заключения двусторонних соглашений о свободной торговле (помимо недавно подписанного с ЕС, готовятся соответствующие документы с Гондурасом, Гватемалой, и Сальвадором, продолжается проработка соглашения с Израилем).

            Позиция Мексики на переговорах по МАЗСТ.  В рамках традиционного курса на укрепление многостороннего сотрудничества в западном полушарии и содействия процессам либерализации международной торговли Мехико активно поддержал выдвинутую США в 1994г. инициативу создания Межамамериканской  зоны свободной торговли (МАЗСТ). Администрация Э.Седильо исходила из того, что участие в будущем крупнейшем в мире общем рынке с совокупным ВВП в 8,5 трлн. долл. США и населением в 800 млн. чел. даст серьезный импульс росту национальной экономики, позволит усилить внешнеэкономические позиции страны и, в конечном счете, на более выгодных условиях встроиться в процесс глобализации. Кроме того, МАЗСТ здесь рассматривают как важнейшую платформу дальнейшей комплексной континентальной интеграции. Вместе с тем, мексиканцы сознают, что согласование позиций 34 государств с различным уровнем экономического развития по проблеме свободной торговли – процесс сложный и длительный. В этой связи, разделяя общее стремление участников завершить переговоры к 2005г. и желая закрепить движение к намеченной цели, мексиканская сторона выступает за досрочное поэтапное снятие существующих на континенте торговых барьеров.

            Так, в Мехико с удовлетворением оценивают лоббированное и местной дипломатией решение V Совещания министров торговли стран Западного полушария, членов НАФТА (Торонто, ноябрь. 1999г.) о значительном  упрощении с 1 января 2000г. взаимных таможенных процедур. По мнению министерства торговли Мексики, указанная мера приведет к увеличению товарооборота в формате создаваемой МАЗСТ, а также повысит заинтересованность предпринимательских кругов государств континента в этом проекте. Последнее здесь считают особенно важным ввиду начинающихся согласовании текста Межамариканского соглашения о свободной торговле.

В контексте подготовки соглашения мексиканцы выступают сторонниками весьма широкой либерализации торговых отношений. В частности, они настаивают на необходимости жесткого регулирования применения антидемпинговых и антимонопольных мер, призывая исключить тем самым возможность установления необоснованных препятствий для свободного товарообмена. Такая позиция, очевидно, диктуется в первую очередь стремлением обеспечить интересы

экспортно-ориентированных отраслей мексиканской промышленности.

            В области торговли сельскохозяйственной продукцией Мехико активно поддерживает идеи ликвидации в МАЗСТ государственных субсидий, нетарифных барьеров, адекватного с точки зрения свободы торговли упорядочения санитарных и фитосанитарных норм. Уже на I этапе либерализации мексиканцы рассчитывают увеличить свой сельскохозяйственный экспорт в страны полушария на 6-10%. Заметный акцент в переговорах по МАЗСТ местные представители делают на задаче предотвращения свободного проникновения на американский общий рынок товаров из-за его пределов (чему способствует законодательство и торгово-экономическая практика ряда государств региона, например Панамы). В этих целях мексиканцы проявляют активность в выработке единых норм определения происхождения товаров, а также дальнейших шагов по повышению транспарентности таможенного регулирования.

Разделяя в целом настрой политического руководства на достижение реальных результатов в процессе создания МАЗСТ, торгово-предпринимательские круги Мексики, вместе с тем, более скептично оценивают перспективы продвижения

к конечной цели ускоренными темпами. Здесь обращают внимание на ряд серьезных нестыковок в подходах государств-участников к различным аспектам континентального режима свободной торговли. Это – соотношение между будущим Межамериканским соглашением о свободной торговле и аналогичными субрегиональными соглашениями (их насчитывается более 30), законодательные ограничения в ряде стран, в т.ч. и в самой Мексике, на иностранные капиталовложения в «стратегические» сектора экономики, «асимметрия» и неодинаковая степень открытости национальных хозяйственных комплексов. Сохраняются также расхождения относительно сроков либерализации торговли малыми государствами Центральной Америки и Карибского бассейна, нетарифных ограничений. Кроме того, во многих странах (в т.ч. в самой Мексике на уровне общественности и неправительственных организаций) существуют опасения насчет возможных негативных социально-экономических последствий введения в действие механизма МАЗСТ.

            С учетом этих факторов, а также в связи с тем, что внешняя торговля Мексики и так уже в значительной степени либерализирована, мексиканская сторона

не форсирует переговорный процесс. Здесь заинтересованы в гармоничном сочетании параметров МАЗСТ с уже действующими в регионе режимами свободной торговли, преодолении сохраняющихся разногласий на основе взаимоприемлемого

удовлетворения интересов и озабоченностей экономически относительно менее развитых партнеров в Латинской Америке. Мексиканцы рассчитывают придать больший запас прочности конструкции МАЗСТ. Наряду с Аргентиной и Бразилией Мексика в значительной степени уравновешивает повышенную активность Вашингтона вокруг этого проекта.

Однако стратегическая цель мексиканцев – завершить создание МАЗСТ в намеченные сроки – остается неизменной. Показательно, что они добились избрания Мехико местом проведения заключительного этапа переговоров по МАЗСТ в феврале 2003г. Это, как здесь ожидают, даст Мексике возможность в максимальной степени реализовать свои подходы к континентальному режиму свободной торговли.

к оглавлению 

Rambler's Top100