I. Организационно-методический раздел
1.1. Курс ''Человек и общество'' является обязательной общей гуманитарной дисциплиной
1.2. Цели и задачи курса.
Дисциплина ''Человек и общество'' предназначена для уча-щихся 11 классов специализированного учебно-научного центра при Новосибирском государственном университете. Основной целью освоения дисциплины является знание учащимися некоторых концепций современного обществоведения, воспитание патриотизма и фор-мирование гражданской позиции. Для достижения поставленной цели формулируются следующие задачи курса: на основе изучения источников и литературы добиться знания некоторых концепций современного обществоведения, уяснения общности и особенностей разви-тия мировой цивилизации.
1.3. Требования к уровню освоения содержания курса.
По окончании изучения ''Человек и общество'' учащийся должен
- иметь представление о некоторых концепциях современного обществоведения;
- уметь анализировать источники и литературу, сопоставлять различные взгляды и оценки явлений общественной жизни, формулировать вопросы и аргументированно на них отвечать, участвовать в дискуссии, конспектировать, готовить сообщения и рефераты и выступать с ними перед аудиторией, вырабатывать и отстаивать личную точку зрения по разным проблемам курса.
1.4. Формы контроля.
Итоговый контроль. Контроль усвоения курса ''Человек и общество'' осуществляется в соответствии с учебным планом.
Текущий контроль. В течение занятий учащиеся систематически выступают на занятиях, по отдельным темам пишут контрольные работы и итоговое эссе по курсу. Выполнение этих видов работ является обязательным для всех учащихся, а результаты текущего контроля служат основанием для получения итоговой оценки по курсу.
II. Содержание дисциплины.
ТЕМА 1. Человек. Природа. Общество. Человек как часть мира в мифологических представлениях, человек - венец природы. Человек в религиозных концепциях. Зависимость человека от природы и общества в древности, новое и новейшее время. Общество как социальный организм. (Термины и понятия: общество) (2 часа).
ТЕМА 2. Индивид и личность. Человек как ''один из людей''. Индивид как представитель общества. Человек как активный участник социальных процес-сов. Ролевые функции человека в древности, новое и новейшее время. (Термины и понятия: личность, самопознание, творчество) (2 часа).
ТЕМА 3. Смысл человеческой жизни. Человек как продолжатель рода. Человек - покоритель природы. Общественный долг и индивидуальные потребности. Религиозные и философские представления о смысле жизни. (Термины и понятия: самореализация личности) (2 часа).
ТЕМА 4. Материально-производственная и духовная деятельность. Зависимость материально-производственной деятельности от исторически обусловленных типов общества. Мотивы деятельности. Преобразование природы и общества. Творческая активность. Познание и самопознание. Духовные ценности. (Термины и понятия: исторические типы человеческих обществ, мифологическая и научная картина мира, научное и художественное творчество) (2 часа).
ТЕМА 5. Государство. Политические и общественные учреждения и институты. Представления о государстве в древности, средние века и новое время. Государство - машина управления и принуждения. Исторические типы государства. Механизмы управления и принуждения. (Термины и понятия: государство) (2 часа).
ТЕМА 6. Цивилизация. Исторический процесс. Представления об историческом прогрессе в древности, средние века и новое время. Идея историчности человеческого развития. Объективная обусловленность исторического процесса. Западная и восточная цивилизация. (Термины и понятия: цивилизация, исторический процесс) (2 часа).
ТЕМА 7. Социально-политическая деятельность человека. Общественные и политические институты и их роль в жизни общества. Историческая обусловленность социально-политической деятельности человека. Свобода и необходимость в социально-политической деятельности. Социальные отношения. (Термины и понятия: политические институты) (2 часа).
ТЕМА 8. Культура. Что такое культура. Материальная и духовная культура. Культурные ценности и традиция. Традиционная культура. Диалог культур. (Термины и понятия: культура, культурные ценности, диалог культур) (2 часа).
ТЕМА 9. Роль религии в жизни человека и общества. Религия в древнем и современном обществе. Исторические типы религиозных представлений. Роль религии в жизни общества. Религиозное мировоззрение, религиозные организации и институты. Латентные функции религии. (Термины и понятия: религия, религиозные институты) (2 часа).
ТЕМА 10. Современное общество и человек. Современный этап общественно-экономического развития. Глобализация. Роль экономики и научно-технического прогресса в современном обществе. Человек в системе современных экономических и общественно-политических отношений. (Термины и понятия: глобализация) (2 часа).
Программа составлена
канд. ист. наук, доц.
В.Г.Кокоулиным