Эссе. Тема для индивидуального поиска..
Цели и средства.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Подумайте о соотношении целей и средств. Вот два примера.
В ХVII веке правил в Индии Шах-Джахан, он был современником Людовика XIV и д'Артаньяна. Когда умерла его любимая жена, он в память о ней велел воздвигнуть на берегу прекрасной реки храм Тадж-Махал - воплощение человеческой мечты о прекрасном. Храм этот стал одним из чудес света. Голод царствовал в правление Шах-Джахана. Контраст между великолепием и пышностью его двора, утонченностью замыслов царя и бедствиями и нищетой его народа вызывал отвращение у современников. Но этот сказочно-красивый храм, воплощенный в мраморе и камне, столь прекрасный и благородно-простой, громадный и вместе с тем грациозно-изящный, вызывающий восхищение и чувство благодарности у потомков,- он остался на века. Стоит ли нам теперь осуждать Шах-Джахана или мы должны быть благодарны ему?
Двинемся дальше в глубь веков, в III век до н.э. В "дыму столетий" - Великая Китайская Стена. Грандиозное сооружение в 5 тысяч километров, такое широкое, что по нему могут мчаться всадники, высокое - где 6, а где и 10 метров высотой. Все силы царства были брошены на сооружение Стены. Жизни миллионов крестьян были средством достижения этой циклопической самоцели. Она стала конечной целью их голодных, холодных, убогих, сумеречных существований. Едва ли Стена действительно была важна для безопасности государства: средневековые стратеги без особого труда преодолевали Стену. Скорее она была важна как гигантский символ величия государства. И сегодня она продолжает оставаться таким символом величия.
Так стоило ли сооружать Стену?