Эссе. Тема для индивидуального поиска..
Мораль и политика.

   ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
   
   В истории ХХ века громадную роль сыграл нравственный и политический пример вождя народа Индии в его борьбе за национальное освобождение Мохандаса Кармчанда Ганди (1869-1948). Он указал народу Индии путь к свободе и два средства на этом пути: сатьяграха - упорство в истине и ахимса - несокрушимая воля, проявляющаяся прежде всего в ненасилии. Ненасилие - основа его политической философии. Он считал, что культ физического насилия был и продолжает оставаться прямым порождением внутренней дряблости и растерянности человеческого духа.
   Ганди происходил из влиятельной и состоятельной индийской семьи. Учился в Лондоне и был исключительно светским юношей: белоснежная манишка, накрахмаленный галстук с алмазной булавкой, смокинг с белой гвоздикой, атласные перчатки, безупречные манеры. А в старости, когда вся Индия уже шла за ним, худой маленький человечек, обернутый куском материи, по презрительному выражению В.Черчилля, "голый факир". После завоевания независимости он спал на циновке, брошенной на мрамор дворца, а когда индусы и мусульмане схватились в кровавой драке, он объявил голодовку и был на волосок от смерти, но утихомирил схватку. Организатор кампаний гражданского неповиновения, он не раз был брошен англичанами в тюрьмы, свыше 30 лет подвергался преследованиям и гонениям. Но победил. Он был заколот религиозным фанатиком. Две пары сандалий, посох, книги, - все, что осталось после него, никакого капитала, кроме морального. Лев Толстой переписывался с ним, преклоняясь перед его образованностью и нравственными качествами.
   Вот некоторые из высказываний М.К Ганди:
   "Чем больше я размышляю и оглядываюсь на пройденный путь, тем яснее ощущаю свою ограниченность".
   "Имеется много определений Бога. Ибо проявления Его бесчисленны. Они наполняют меня удивлением и благоговейным трепетом и на какой-то момент ошеломляют. Но я поклоняюсь Богу только как Истине. Я еще не нашел Его, но ищу. Я готов в этих поисках пожертвовать всем самым дорогим для меня. Я отдам даже жизнь, если это понадобится".
   "Я не желаю возрождаться, но если мне это суждено, то я желаю возродиться среди отверженных, чтобы разделить их позор и посвятить свой труд их освобождению.".
   "Если бы оставался лишь один выбор - между трусостью и насилием, я рекомендовал бы насилие".
   "Человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин или уважения, или сострадания".
   "Позаботьтесь о средствах, а цель сама о себе позаботится".
   Политика на основе этики - это казалось невероятным. Своей жизнью и деятельностью Ганди доказал эффективность такой политики. Насколько актуально его учение и его практика для ХХ века, который вошел в историю как век массового насилия и аморализма в политике? Для ХХI века?
   

к оглавлению