Эссе. Тема для индивидуального поиска..
Макиавеллизм в политике.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Извлечения из книги Макиавелли "Государь":
"В душе государь всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла".
"Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первого часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя". "Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе".
"Нет способа надежно овладеть городом иначе, как подвергнув его разрушению. Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит". "Уместно заметить, что людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести".
"Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли. Нрав людей не постоянен, и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно".
"Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше". "Самое же главное для государя - вести себя с подданными так, чтобы никакое событие - ни дурное, ни хорошее - не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью".
"Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда бояться и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх". Важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных. "Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидная причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества".
"Не будет ли для государя благоразумнее примириться со славой скупого правителя. В наши дни лишь те совершили великие дела, кто прослыл скупым, остальные сошли неприметно". Если ты на пути к власти, щедрость необходима. Если ты достиг власти, щедрость вредна.
"Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам, и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить".
"Всем в мире правят судьба и Бог. Иной раз и я склоняюсь к общему мнению, задумываясь о происходящем. И однако ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям". При этом "натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна - женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать, - таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело".
Как соотносятся мораль и политика? Рекомендации Макиавелли: не верны вообще, верны лишь для его времени или верны во все времена?