Эссе. Тема для индивидуального поиска..
Благоговение перед жизнью.

   ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
   
    Альберт Швейцер (1875-1965) был человеком универсальных способностей, дарований и интересов: философ и врач, богослов и музыкант, писатель и общественный деятель. Когда ему исполнился 21 год, он решил, что до 30 лет будет читать проповеди, заниматься музыкой и наукой и одновременно освоит медицинскую специальность. Дальше - непосредственное служение людям. Город Страсбург, где он жил, являлся средоточием европейской культуры.
    Альберт Швейцер писал книги о великом композиторе И.С. Бахе, об искусстве органостроения. Идея служения человечеству овладела им. Как непосредственно служить людям? Воспитывать беспризорных детей? Заняться устройством бродяг и заключенных, выпущенных на свободу?
   Он обдумывал свой вариант. Где-то далеко, в черной Африке, на ее экваториальном юге, не хватало врачей. На свои средства он направляется туда. Его называли "авантюристом милосердия". Селение Ломбарене, где он решил устроить свою больницу, находилось в 300 км. от устья ближайшей реки, и он был единственный врач на 300 км. вокруг. Рядом свирепствовали нищета, болезни, пьянство. Он стал лечить бесплатно. Жалованья тоже не получал. Работая днем и ночью, проводил операции при свете керосиновой лампы. Языка поначалу не знал. Впечатления первых лет были тяжелые: изматывающая влажная жара, равнодушие администрации, невежество и суеверия туземцев. Иногда он срывался, даже впадал в ярость, был груб: тяжесть, взваленная им на плечи, казалась ему неподъемной. "Трагизм положения в том,- писал А. Швейцер,- что интересы культуры и колонизации не совпадают, а, напротив, во многом противоречат друг другу".
   Он считал, что изменить мир можно силой личного примера, и не сдавался . Месяц за месяцем, год за годом, он жил в состоянии непреходящего внутреннего напряжения. Он словно блуждал в лесу и не находил тропинки. Он толкал железную дверь, но она не поддавалась. 13 раз он ездил из Ламбарене в Европу и обратно, привозил лекарства, оборудования, книги, привез даже пианино. По ночам играл Баха.
    Неудовлетворенность мучала его, он искал и не находил. Нужен был руководящий принцип. И вот как-то, когда он плыл на плоту вверх по течению реки Огове, его вдруг осенило: "благоговение перед жизнью".
    Железная дверь поддалась, отыскалась тропинка в густом лесу: "Я пробился к идее, объединяющей и жизнеутверждение, и этику! Теперь я знал, что мировоззрение нравственного утверждения мира и жизни, как и идеалы культуры, теоретически обоснованны".
   В 1923 году вышли в свет две части его философского труда "Культура и этика", в котором он обосновывал главный принцип своего мировоззрения. Книга широко разошлась в Европе и США. Слава его росла и скоро стала сопоставимой со славой Эйнштейна или Фрейда. Нацистский идеолог Й. Геббельс пытался заигрывать с ним, привлечь его на свою сторону. Тщетно. Из джунглей дикой Африки он с презрением смотрел на европейских дикарей. В годы I Мировой войны старая больница в Ламбарене была полностью разрушена. Ему достало мужества начать все сначала. В 1927 году он строит новую, современно оборудованную больницу.
   В Европе и в Африке бушевала II Мировая война. Гибли миллионы людей. Он упорно лечил малярию, вырезал грыжу, развел сад, огород, чинил одежду и обувь. "Приходится напрягать последние силы, чтобы справиться с работой, которую ежедневно требует от нас наше дело. Только бы не захворать, только бы быть в состоянии его продолжать, - вот чем мы постоянно озабочены". "Старик из джунглей" был потрясен атомными бомбардировками японских городов: "Моя обязанность - доказать миру, насколько ценна одна-единственная человеческая жизнь". Ему была присуждена Нобелевская премия мира, и молодежь приветствовала его факельным шествием. Он ввернулся в Ламбарене, там встретил свое 90-летие, там умер, там похоронен. На его могиле стоит простой деревянный крест.

к оглавлению