Эссе. Тема для индивидуального поиска..
Киберпространство.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Киберпространство и виртуальная реальность - модные словечки современной культуры. Слово "киберпространство" придумал писатель-фантаст Уильям Гиббсон, оно впервые появилось в его книге "Невромания". Гиббсон определяет киберпространство как поле коллективных галлюцинаций, высшее проявление всей суммы данных, существующих в глобальной компьютерной сети.
Впечатляющей способностью киберпространства является полная имитация реальности. Виртуальная реальность - не является ли она заменителем привычной реальности, уносящим человека в безграничные электронные миры? Реальность может теперь передаваться на расстояние. Возникает эффект присутствия. Вы надеваете зрительные шлемы, наушники, сенсорные перчатки - и окружающий виртуальный мир предстает настолько реальным, образы, прикосновения и звуки настолько "настоящими", что это резко усиливает телесные возможности человека. Становится возможным полное погружение человеческих чувств в мир электроники. Личность испытывает прямое воздействие проецируемой реальности и начинает взаимодействовать с ней.
В хите братьев Вачовский - фильме "Матрица" (1999) - фантазм расширяется до размеров сообщества. Материальная реальность, которую мы все видим и ощущаем, является виртуальной, порождаемой и управляемой гигантским мегакомпьютером, к которому все мы присоединены. Когда герой пробуждается к реальной действительности, он видит пустынный пейзаж, изобилующий сожжеными руинами, - это то, что осталось от Чикаго после глобальной войны. Морфеус, лидер сопротивления, произносит ироническое приветствие: "Добро пожаловать в пустыню реального".
Можно ли всю жизнь прожить в киберпространстве? Каковы области применения виртуальной реальности? Разгул всепланетного хакерства? Хирургия на расстоянии? Бомбометание? Виртуальные покупки? Виртуальная реконструкция историческизх событий? Наблюдение молекул в процессе изменения? Прогулки по инопланетным ландшафтам прямо из школьного класса?
Как влияет кибепространство на современную военную психологию? "Современное военное дело, - писал когда-то К. Лоренц, - с его безличными методами умерщвления, ведущегося с возрастающих дистанций, искореняет наше инстинктивное нежелание умерщвлять, поскольку устраняет буквально все факторы, стимулирующие запрет на убийство. Тот, кто сбрасывает бомбы с бомбардировщика, нажимая на соответствующие кнопки, не получает ровным счетом никакого сигнала, который позволил бы почувствовать последствия своих действий.". Но теперь кнопки можно нажимать на экране дисплея, перед нажимающим возникает рисованный мир. Ну что ж, он, как ребенок, начинает черкать там каракули. В 1991 году в ходе операции "Буря в пустыне" американцы и их союзники, между прочим, убили 100 тысяч иракцев, не испытывая при этом ни малейшего "комплекса вины". Сейчас готовятся к новой подобной операции.
Что из всего этого следует, если иметь в виду нервную систему и социальный кругозор пользователя? Не запутается ли человек во всемирной паутине (WWW)? Возможен ли компьютерный "властелин мира"? Некоторые критики утверждают, что виртуальная реальность, киберпространство и Internet приведут к воспитанию поколения, состоящего из людей, внутренняя жизнь которых будет замкнута в самой себе, поколения аутического (отстраненного от внешнего мира). Другие настроены оптимистически. Они говорят: все будет наоборот, потому что в киберпространстве нет места предрассудкам.