Вот три свидетельства о пореформенной России.
Л.Н. Толстой (устами своего героя Левина из романа "Анна Каренина"): "У нас теперь все переворотилось и только укладывается; вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России".
И.С. Тургенев: "Новое принималось плохо, старое всякую силу потеряло; неумелый сталкивался с недобросовестным: весь поколебленный быт ходил ходуном, как трясина болотная, и только одно великое слово "свобода" носилось как божий дух над водами".
М. Е. Салтыков-Щедрин: "Нынче старое не вымерло, новое не народилось, а между тем и то и другое дышит".
Разночинцы.
Присмотримся к русскому обществу пореформенной поры. Увидим: в структуре общества появилось новое звено - разночинцы. Разночинцы - это дети крестьян (уже не крестьяне), торговцев (уже не торговцы), мелких чиновников (уже не чиновники), духовенства (отказываются быть священниками - один из них - Н.Г. Чернышевский, отец которого был весьма уважаемым в Саратове священником). Но эти отказываются идти по стопам отцов. Разночинцы - адвокаты, журналисты, учителя, врачи, земские служащие,- люди, профессионально занимающиеся умственным трудом, интеллигенты в первом поколении. Они стали самой отзывчивой, самой резонирующей и неудовлетворенной частью русского общества.
Поначалу общество восприняло долгожданные реформы вполне положительно, а либералы - с восторгом. Быть либералом было и модно, и приятно, а либерализм утвердился на какое-то время как самое влиятельное направление русской общественной мысли.
Само общество было лояльно к самодержцу и самодержавию. В 1862 году торжественно и пышно отпраздновали тысячелетие России ( согласно Летописи, Рюрик пришел княжить в Северо-Западную Русь в 862 году). Это празднование символизировало всенародное единение вокруг царя. Но тогда же, в мае 1862-го, появился первый сигнал неблагополучия -знаменитые петербургские пожары: занималось одновременно в 4-х концах города и - полыхало!.. Обыватели перешептывались: поджигают студенты, "нигилисты", "жидомасоны". Указывали на длинноволосых юношей и на коротковолосых, "стриженых" девушек-"феминисток" - борцов за женское равноправие. С пожарами совпало появление ужасной прокламации ("Молодая Россия", написана группой студентов Московского университета): авторы прокламации призывали к поголовному уничтожению всей царской семьи и к кровавому террору в духе французского 1793 года - текст был распечатан в подпольной типографии и распространялся как раз в момент пожаров - на улицах, в подъездах и даже в Зимнем дворце.
"Своею кровью они заплатят за бедствия народа, за долгий деспотизм, за непонимание современных потребностей. Как очистительная жертва сложит голову весь дом Романовых".
А вот еще прокламация: автор обещает царю казнь - мучительную, торжественную, перед лицом всего освобожденного черного люда, на развалинах государства. Так заявили о себе крайние радикалы, революционеры, сторонники коренных насильственных преобразований.
В январе 1963 года против русского царя восстала Польша -длительное и ожесточенное польское восстание было жестоко подавлено правительственными войсками.
"Нигилисты" - это слово, введенное в оборот И.С. Тургеневым, было у всех на слуху. Дети- нигилисты отрицали все современные порядки и обычаи - ничто из наследия отцов они не считали для себя обязательным, наоборот, они стояли за резкий разрыв с ценностями и традициями отцов.
Наиболее ярким литературным представителем "нигилистов" был кумир русской молодежи 60-х годов Дмитрий Писарев, редактор журнала "Русское слово". Вот что писал Писарев: "Примирения нет. На стороне правительства стоят только негодяи, подкупленные теми деньгами, которые обманом и насилием выжимаются из бедного народа. Династия Романовых и петербургская бюрократия должны погибнуть. То, что мертво и гнило, должно само собой свалиться в могилу; нам остается только дать им последний толчок и забросать грязью их смердящие трупы". Именно за эти строки он провел 4,5 года в Петропавловской крепости.
Первоначальные формы борьбы власти с нигилизмом были забавны. Состоялось, например, высочайшее повеление: отныне запретить мужчинам носить длинные волосы, а женщинам - короткие. Провинившихся тащили в участок.
Скоро серьезно дали о себе знать студенты. Скончался К.С. Аксаков - один из самых совестливых людей в России. Памятные мероприятия в Петербургском университете были запрещены: опасались "политики". Отмена вызывала студенческие беспорядки, уличные демонстрации, стычки с полицией. Власти применили массовые исключения студентов и закрыли университет до осени.
Тогда у свободолюбивых людей в ходу было выражение "самодержавный произвол". Примеров произвола не мало. Казанский профессор А.П. Щапов устроил панихиду по убиенным в Бездне. Монахи, служившие панихиду, сосланы на Соловки, Щапова арестовали и сослали в Сибирь. Печальна судьба радикального демократа Н. Г. Чернышевского. По доносу его обвинили в написании подстрекающей к бунту прокламации, подвергли унизительной гражданской казни и сослали в кандалах на каторгу - впереди было 20 лет мучений. Но обнаружилось, что неудовлетворенность реформами свойственнна и либералам. Либералов волновало отсутствие настоящего народного представительства в центральной власти.
В первые месяцы крестьянской реформы заикнулись было о народном представительстве тверские либеральные дворяне - они были признаны "горячими головами" - их ожидал курс отрезвления в Петропавловской крепости. В середине 60-х годов московское либеральное дворянство хлопотало перед царем о созыве народных представителей, о привлечении земства к управлению государством. Царь был возмущен: все начинания связаны с самодержавной властью, " Богом мне данной". В частной беседе сказал: "Чего вы хотите? Конституционного образа правления? Даю слово, я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убежден, что это полезно для России. Но я знаю, что сделай я это сегодня, и завтра Россия распадется на куски". Царь в демократию не верил.
Прямо на глазах назревал конфликт между обществом, которое буквально бурлило и было было охвачено нетерпением, жаждой перемен, и властью, которая как бы застыла в неподвижных формах. 4 апреля 1866 года произошло событие, повергщее общество в шок, - первое покушение на царя. Дело было в Петербурге, в Летнем саду. Некий молодой человек, худощавый и светловолосый, стрелял Александру в грудь. Но револьвер дрогнул в его руке. Царь быстро пошел навстречу. Толпа уже била террориста. Тот: "За что? Ведь я для вас же, а вы не понимаете". Александр остановил толпу, глядел на молодого человека глаза в глаза. Тот же вопрос: "За что?". Ответ: "Ваше величество, Вы обидели крестьян". Допросы по 15 часов в сутки, позорная цепь, на которую террорист был посажен в центре столицы - для острастки и для опознания. Выяснилось: Дмитрий Каракозов - из разночинцев, студент-недоучка, полуголодный, перебивавшийся случайными заработками. Мотив (здесь - внимание ! - этот мотив будет потом много раз повторяться): царя-самодержца он считал главным препятствием к улучшению народной жизни. Рассуждал так: убить царя - жизнь станет лучше. Каракозова повесили в тюрьме.
Террорист просил царя о помиловании. Перед повешением ему было передано: "Его величество прощает Вас как христианин, но как государь простить не может. Вы должны готовиться к смерти".
В ответ на выстрел террориста-одиночки правительство предприняло резкие меры ко всему обществу - закрыли радикальные журналы "Современник", "Русское слово", запретили студенческие кружки, землячества, ужесточили полицейский надзор, цензуру.
А тут еще новое дело - коммунисты. Это пришло с Запада и было там, на Западе связано с с началом индустриальной эры, с капитализмом, с появлением массовых отрядов промышленных наемных рабочих (пролетариев). В 1848 году появился "Коммунистический манифест" К. Маркса и Ф. Энгельса. Манифест призывал к революции, к диктатуре пролетариата, к уничтожению частной собственности. И вот на Западе рабочие устремляются к власти. 1871 год - Парижская коммуна: Париж во власти рабочих, горит президентский дворец. Коммуну подавили - только убитых было 30 тысяч. Европа была взбудоражена. В Германии запретили всякую коммунистическая деятельность Ведь на что покушаются коммунисты: на священную частную собственность. Более того, они хотят отдать на слом все современное общество.
Но в России, в отличие от Запада, еще не пережившей стадию промышленного переворота, рабочих до смешного мало, они замордованы, работают по 14 часов в сутки, получают в 4 раза меньше, чем, например, их американские собратья, а первые рабочие организации, появившиеся в 70-е годы , легко разогнаны полицией. В начале 60-х существовали молодежные студенческие коммуны в Петербурге, но едва ли коммунары знали о Марксе, их кумиром был Чернышевский ("Выпьем мы за того, кто "Что делать?" писал…").
И все же коммунистическое движение на Западе становится одним из центральных вопросов русской общественной жизни. Как к этому относиться? Не то ли самое ждет Россию? Все чувствуют: в России - неблагополучно. Ф. М. Достоевский пишет: "Вся Россия стоит на какой-то окончательной точке, колеблясь над бездной".
Вот Ф. Достоевский. В 40-е годы он, кажется, готов был выйти на улицу с красным знаменем в руках. В конце 50-х воспевал в стихах Александра и грядущие реформы. В 60-е верил в общинный быт, в артель, в ассоциацию, много путешествовал, очень критически отнесся к западному обществу, искал путь к "спасению труда от гнета капитала". Но после 1871 года демонстрирует полное неприятие коммунизма: "Коммунизм в основе своей отрицает все современное общество". Так далеко он не хотел и не мог пойти.
Идеология коммунизма проникает в Россию быстро: в 1872 году на книжных прилавках Петербурга появляется первый иностранный перевод фундаментального труда К Маркса "Капитал"; позже один из экземпляров этого издания окажется в яснополянской библиотеке Л.Н. Толстого, весь испещренный пометками великого писателя. Практика коммунизма проникает в Россию еще быстрее. И эта практика сразу же принимает здесь заговорщические, уродливые формы. Первая русская версия коммунизма связана с именами Михаила Бакунина и Сергей Нечаева.
Михаил Бакунин (1814-1876 гг.) - офицер из дворян, человек фантастической энергии, бунтарь: "Страсть к разрушению есть творческая страсть". За бунтарские речи сослан Николаем в Сибирь. Отсюда совершает побег за границу и становится европейским скитальцем, бродягой. В Европе вступает в организованный К. Марксом Интернационал - всемирное товарищество рабочих. Но они с Марксом - антиподы. Маркс - сторонник диктатуры пролетариата, жестко централизованного рабочего государства. Бакунин - анархист Анархизм (буквально - безвластие) - учение, отрицающее всякую государственность, требующее полного уничтожения государства. Идеал Бакунина - самоуправляющиеся коммуны, свободные объединения земледельцев, рабочих. Вот это сочетание идей безвластия и общинного (отсутствие частной собственности) коллективизма породило русский анархо-коммунизм.
Большевики потом будут чтить Бакунина как всемирного бунтаря-революционера, как богоборца, как горячего противника самодержавия, как коллективиста.
Главным русским практиком анархо-коммунизма стал Сергей Нечаев (1847-1882), сын провинциального мещанина, студент Петербургского университета, человек невероятной энергии и сильной воли. Участвовал в организации студенческих беспорядков. Боясь преследований, бежал в за границу. Там познакомился с Бакуниным, увлек его магнетическим обаянием своей личности. Юноша этот готов немедленно делать революцию в России. Раз так, отлично! Бакунин вручает ему мандат № 1 - удостоверение "русского отдела Всемирного революционного союза",- все, как положено: подпись, печать. Это, конечно, чистейший блеф - нкакого союза в природе не существует, и оба они знают, что не существует. Но с этим мандатом Нечаев возвращается в Россию, курсирует между Петербургом и Москвой, пытается создать организацию. И кое-что у него получается. За ним идут несколько десятков московских студентов. А чем увлек? Идеей заговора с целью повсеместного, беспощадного разрушения, новой и скорой "пугачевщины", мощного народного восстания.
Он читает им "Программу революционных действий": "Полная свобода личности лежит в революции. Только радикальная перестройка нелепых и несправедливых общественных отношений может дать людям истинное счастье. Революция, "истребление гнезда существующей власти". - единственный выход.
Он показывает им "Катехизис революционера" (катехизис - греч.: наставление, поучение). Там сказано: цель оправдывает средства. Революционер-разрушитель должен быть готов на все - на "соединение с разбойничьим миром, с подонками общества". Как раз подонки, антиобщественные элементы и должны быть использованы против современного общества: опираясь на них, легче перевернуть всю государственную пирамиду. И еще одна мысль: во имя революции - все дозволено. Все допустимо: ложь, хитрость, коварство, клевета, шантаж, убийство. Так возникла "нечаевщина" как явление русской жизни. Нечаевщина - это вседозволенность в политической борьбе.
Организованное Нечаевым тайное общество "Народная расправа" было разбито на изолированные друг от друга безгласные пятерки. Никто ни о ком ничего не должен знать, только вождь - Сергей Нечаев. Он свяжет их всех между собой, у него будет безграничная личная власть. Печать, на печати - топор. Страшно? Пока что не очень: похоже на пародию, на игру. Но не торопитесь так думать. Дело пахнет кровью. Члены общества связаны круговой порукой. Один - (только один!) студент усомнился (только усомнился!) в правильности дела разрушения. Он может предать. Его нужно убить. И идут. И убивают. В мрачную ноябрьскую ночь 1869 года происходит почти ритуальное убийство в гроте. Судили убийц уже в 1871 году. Процесс был громкий - на скамье подсудимых оказались 87 человек. На общество этот процесс произвел тягостное впечатление: вот каковы они, революционеры, "наши коммунисты", "красные нигилисты"! Убийцы! Нечаев бежал за границу, выдан, судим, приговорен к высшей мере наказания, помилован Александром и сгноен в одном из равелинов Петропавловской крепости (он умер там от водянки).
Дело Нечаева было первым крупным политическим процессом, стенограмма которого воспроизводилась в прессе. Туда допускалась широкая публика. Ф.М. Достоевский набирался там впечатлений для будущего своего романа "Бесы".Это потрясающий роман - новая версия "Отцов и детей". Отец террориста был либерал - хотел свободы, а сын стал "бесом" - он хочет власти. Вот встает вопрос о том, сколько людей будут готовы к новому порядку общежития. Сколько надо оставить для новой, "братской" жизни? "Бесы" готовы жертвовать миллионами. Будут (уже не в романе, а наяву) такие полубезумные (безумные) головы, которые придут к выводу: "Никого после 25-ти лет" (Петр Ткачев).
Еще одно слово тех лет - народники. Целое общественное течение - народничество -теснит либерализм и скоро становится ведущим общественным течением. Народники - это представители разночинской интеллигенции. Всем им свойствено стремление быстро осчастливить Россию, вывести ее на дорогу прогресса. Их кумир, их надежда, их высший судия и одновременно главный объект их заботы - крестьянский народ - прирожденный общинник. Крестьянство для них - главный носитель справедливости и правды. Народ - их "больная совесть" - большинство из них испытывает "комплекс вины" перед народом. Они готовы отдать всю жизнь за народное дело, пойти во имя народа на какое угодно самопожертвование. Многие из них - горячие сторонники Бакунина. При этом абсолютное большинство народников - отнюдь не нечаевцы, не заговорщики, и кровь пока претит им. Они намерены обратиться не к террору, а к пропаганде, не к заговору, а к народному чувству. Этому учит их один из идеологов народничества - эмигрант Петр Лавров.
С народниками связано явление, которое уникально в мире и никогда ни до этого, ни после больше не повторялось в истории России - массовое "хождение в народ" - весной 1874 года тысячи молодых людей по всей России пошли в народ с пропагандой народной революции - во имя свободы, безвластия, общинности. Против царского единовластия и деспотизма. Они выполняли самую простую и физически трудную работу, устраивали мастерские, пытались учить и воспитывать крестьянских детей и т.д. Они страстно верили во всероссийский крестьянский бунт. И, как оказалось, напрасно. Народ остался глух к их проповедям. Более того, крестьяне связывали молодых ораторов и сдавали полиции. Арестовано было около 4 тысяч человек. Сотни их оказались в тюрьмах, на каторге.
Характерный герой этого времени - Ипполит Мышкин. Этот Мышкин был разночинец, сын писаря, топограф Генштаба. После провала "хождения в народ" он вознамерился вызволить из ссылки Чернышевского. Он прибыл в Вилюйск в мундире жандармского поручика, был, однако, раскрыт, отстреливался, бежал, но - схвачен, закован в кандалы, приговорен к 10-ти годам каторги. Ему предлагали написать прошение о помиловании, он отказался наотрез: просьба о помиловании считалась тогда среди революционеров большим грехопадением. Его называли страстотерпцем революции. Казнен он был по пустяшному поводу - за "бунт в камере" - просто сдали нервы и он запустил тарелкой в надзирателя. Вот что писал брату перед смертью: "Я чист перед собой и перед людьми, я всю свою жизнь отдал на борьбу за счастье трудового народа, из которого мы с тобой вышли. Верю, новые поколения выполнят то, за что мы безуспешно боролись и гибли".
И вот тут, после провала "хождения в народ" возникает у революционных народников проблема выбора. Еще подставить щеку или ответить ударом на удар? Или, иначе (и короче): пропаганда или террор? В 1876 году народническая молодежь создает в Петербурге организацию "Земля и воля". Ее программа - в ее названии. Землевольцы хотят передать всю землю крестьянам, разделить ее между крестьянами поровну. Организация - конспиративная: они уже научены горьким опытом "хождения в народ" и последовавшего вслед за тем правительственного террора. А что касается средств борьбы, то они еще не решили. Их ответ таков: пропаганда и террор. И революционный террор начинает нарастать.
Вот член "Земли и воли" 26-летняя Вера Засулич стреляет в петербургского градоначальника (Ф. Трепова) прямо в его кабинете. Тот ранен. Оказывается, молодая женщина так решила вступиться за честь арестованного студента, которого градоначальник велел высечь за непочтительное поведение. Когда террористка была в тюрьме, царь специально приезжал посмотреть на нее. Суд присяжных - и оправдание. Толпа молодежи на руках выносит молодую женщину из зала судебных заседаний. Правительство, в нарушение закона, вынуждено отправить ее в ссылку без всякого нового суда - административным порядком.
Вот террорист средь бела дня закалывает в столице шефа императорских жандармов и безнаказанно скрывается. Вот в Харькове застрелен генерал-губернатор - убийца арестован, повесился в тюрьме. Еще одно покушение на нового шефа жандармов: стреляют прямо в окно кареты.
2 апреля 1879 года сельский учитель Александр Соловьев выходит на Дворцовой площади с револьвером на царя. Учитель повешен при публичном (80 тысяч человек) стечении народа.
Вопрос об отношении к террору взрывает организацию "Земля и воля" изнутри. В конце лета 1879 года именно в зависимости от ответа на этот вопрос "Земля и воля" раскалывается на: 1) "Черный передел" - пропаганда, просвещение; 2) "Народная воля" - террор - бомба, кинжал и револьвер. Народовольцы рассуждали так: реформы бесплодны, плодотворна только революция. Революция - болезненная, но необходимая операция. Ведь Англия, Франция и другие передовые нации прошли через это. Отсюда продиктованный нетерпением вывод: не латать гнилую общественную постройку, а спалить ее. Единичным выстрелом или взрывом можно вызвать всенародный революционный взрыв, подобно тому, как зажженая спичка, брошенная в пороховой погреб, может сразу взорвать целую крепость. Нужен только запал для взрывного устройства, им станут жизни революционеров.
В сентябре 1881 года в Женеве в газете "Набат" была опубликована статья идеолога народнического террора П.Н. Ткачева с характерным названием "Терроризм как единственное средство нравственного и общественного возрождения России". Логика этой статьи такова. Положение страны рассматривается как тяжелейшее, невыносимое: бедность, нищета, хищничество, грабеж, лицемерие- повсюду абсолютное зло.
Кто виноват во всех страданиях и несчастьях? Виновата самодержавная власть "царя-батюшки" - палача, тирана,- абсолютного чудовища. Эта власть может вызывать лишь чувства ненависти и ненагодования. Почему же подданные пресмыкаются перед нею? Мотив один - "чисто скотский" страх , связанный с инстинктом самосохранения. Этот ужасный, всесильный и всемогущий страх обезличивает человека. Он и есть опора самодержавной власти. Исчезни страх - и самодержавное государство не просуществует и дня.
Что делать? Освободить русского человека от страха. Как уничтожить страх? Очень просто - ослабить самодержавную власть путем террора, ударов по отдельным личностям, воплощающим правительственную власть. Террор ведет к ослаблению власти, падению ее авторитета, нагоняет на нее панику, расстраивает ее функции, разрушает иллюзию неприкосновенности самодержавия.
Освобожденный от страха, русский человек-холоп, человек-раб нравственно возродится, переродится в гражданина, сделается способным к борьбе за свои права.
Возникшая в августе 1879 года революционная террористическая организация "Народная воля" была немногочисленной и глубоко законспирированной. Организация имела собственную контрразведку, ее человек (Н. Клеточников) проник в самые недра царского сыска, выявляя провокаторов, предупреждая товарищей о планах полиции. В организации - исключительно молодежь. Обычный возраст революционера в те годы - 17-19 лет, в крайнем случае - 21, 23-25-летних считали стариками. Вот эти-то люди и объявили настоящую войну самодержавному государству и самому царю. Их девизом стали слова: "Теперь или никогда !".
Народовольцы ставят в порядок дня политический террор, политические убийства и прежде всего - цареубийство. Они начинают травить царя как зайца на псовой охоте. В ноябре 1879 года они организовали взрыв царского поезда под Москвой. Царь остался жив. В феврале 1880-го - страшный взрыв в Зимнем дворце. Организатор - 24-летний народоволец Степан Халтурин, тайком пронесший туда во время ремонта 4 пуда динамита. Свыше полусотни убитых и раненых. Царь уцелел чудом. Террор нарастал. И никто не мог предположить, что дело идет о нескольких десятках, от силы - нескольких сотнях людей. Но людей невиданной воли и полного самоотречения.
Правительство приняло вызов. В ряде губерний власти ввели военное положение. Дела о терроре были срочно изъяты из ведения судов присяжных и теперь решались в особом порядке. За принадлежность к терроористической организации полагалась смерть. Известен случай, когда повесили 20-летнего студента Киевского университета - только за то, что при обыске у него нашли прокламацию "Народной воли".
Россия двигалась к диктатуре. Появился и потенциальный диктатор - М.Т. Лорис- Меликов. Лорис-Меликов - это был 53-летний армянин. Он прославился в русско-турецкой войне, эффективно организовал ликвидацию эпидемии чумы на Волге, был дельным генерал-губернатором в Харькове. "Нужно,- говорил он царю,- обеспечить единство власти. Для этого вся власть должна быть сосредоточена в руках одного человека, пользующегося доверием Вашего величества". Царь положил руку ему на плечо: "Ты будешь этим человеком". Лорис стал шефом жандармов и главой чрезвычайного органа со "сверхполномочиями" - Верховной распорядительной комиссии, а после ее ликвидации - Министром внутренних дел империи. Это был умный человек. Он понимал, что если Россия хочет мирного развития, нужен диалог власти с обществом. Но время было упущено: общество было страшно напугано, взбудоражено, возбуждено, дезориентировано. В принципе, у власти могло оказаться не мало внутренних сторонников. Но она не сумела осуществить их "кристаллизацию". Речи Лорис-Меликова о "силе любви", о "диктатуре сердца", об общественном доверии звучали в пустоте. Возник какой-то вакуум. С одной стороны, царь. С другой, "Народная воля". И , казалось, более не было никого.
Военный министр Д.А. Милютин (в Дневнике): "Вся Россия в осадном положении".
Лорис-Меликов ( в письме наследнику): "Фанатизм их (террористов) превосходит всякое вероятие; ложные учения, которыми они проникнуты, способны довести их до полного самопожертвования и даже своего рода мученичества".
Наследник - будущий император Александр III (в Дневнике): "Странное чувство овладело нами. Мы испытываем маразм власти".
В феврале 1881 года отменены все празднования , связанные с 25-летием царствования и 20-летием Манифеста об освобождении крестьян. Дворники круглосуточно дежурят у ворот каждого дома. Перлюстрируются сотни тысяч писем. Хор на Западе постоянно повторяет: "Русский царь - военнопленный революции".
Пытаясь заручиться поддержкой общества, Лорис-Меликов предлагает созвать в столице несколько комитетов из выборных людей - представителей губернских земств и городских дум - для обсуждения насущных вопросов жизни России: о крестьянском хозяйстве, о провинциальном управлении, о продовольственном снабжении и финансах. Этот проект либералы впоследствии окрестили "Конституцией Лорис-Меликова". Сказано, однако, слишком громко. Намечались лишь совещательные комиссии при самодержце. Лишь абстрактно говоря, созыв таких комиссий мог быть шагом к центральному народному представительству, началом конституции. Царь подписал соответствующее решение 1 марта 1881 года, за три часа до… своей смерти.
1 марта 1881 года царь поехал на развод лейб-гвардии Измайловского полка. Жена и Лорис просили его не ездить. Он отвечал: "А почему же не поехать? Не сидеть же мне затворником во дворце". Он вдруг засмеялся. Когда Александру было 23 года, парижская гадалка предсказала ему, что он переживет 7 покушений: в запасе оставалось еще 2.
Было 13. 45.
По набережной Екатерининского канала рысаки неслись, как бешеные.
Но там есть одно место, где карета неизбежно замедляет ход: при повороте с Инженерной улицы на канал у Михайловского тетра. Здесь стояли метальщики, смертники, русские камикадзе.
Метальщики стояли один от другого на расстоянии 30 шагов.
Взрыв! Рысаки убиты. Убит наповал казак. Жутко кричит мальчишка-разносчик, из горла которого фонтанчиком бьет кровь.
- Кто таков?
- Хорош.
Начала собираться толпа. Александр пошел прочь от толпы, прямо по направлению ко второму метальщику - тот стоял в 30 шагах от места первого взрыва. Человек, к которому царь приближался, показался ему подозрительным: человек не снял шапки. В руках у него был … пасхальный кулич.
Александр шел навстречу. Он всегда шел навстречу. Это было мужество особого рода - не раздумывая, идти навстречу опасности. Как-то на охоте медведь смял подручного. Не размышляя ни секунды, царь бросился спасать его. Это была схватка с медведем в упор. Он так же шел навстречу Каракозову (4 апреля 1866 года). Он пошел навстречу "бомбисту" и сейчас.
Человек с пасхальным куличем поднял руки. Он высоко поднял руки и бросил кулич между царем и собой.
Метальщик этот погиб мгновенно.
А царь был еще жив.
Совершенно седой, он бессильно сидел у решетки канала.
Одежда его была сожжена, ноги раздроблены.
Его увезли в Зимний дворец. В 15. 35. он умер.
Смерть Александра была трагедией. Сущность трагедии - в понимании исторически назревших и справедливых требований и в нехватке сил для их решения.
Одна из оценок его личности принадлежит активному противнику самодержавия А.И. Герцену: "Мы имеем дело… с мощным деятелем, открывшим новую эру для России". В России были цари, прозывавшиеся великими (Петр, Екатерина), был Грозный-царь, был Николай Палкин. Этот вошел в историю как царь-Освободитель. Его можно сравнить с американским президентом Линкольном. Они были современниками. Один отменил рабство негров, другой крепостное рабство. Оба были убиты. Если сравнить его с Петром, то, возможно, предпринятая им вспашка российской почвы, окажется глубже петровской. Но тот "рукой железной Россию поднял на дыбы", а этот сознательно сбросил поводья в надежде, что полетит "птица-тройка".
3 апреля 1881 года на Семеновском плацу в присутствии боле чем ста тысяч людей были повешены организаторы покушения, среди них Андрей Желябов, человек большой внутренней силы и крепкой уверенности в себе ("История движется страшно медленно, надо ее подталкивать"), его подруга Софья Перовская, аристократка, дочь петербургского губернатора (она непосредственно руководила покушением; она не сразу стала террористкой, а долго учительствовала и врачевала по деревням, надеялась на просвещение); тремя годами позже в Петропавловской крепости умер лидер "Народной воли" Александр Михайлов.
Чего же они хотели, в конце-концов? Политические требования "Народной воли" были изложены в письме к новому царю от 10 марта 1881 года.
Вот они, эти требования:
1) Общая амнистия всем политическим заключенным
2) Созыв представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни и переделки их сообразно с народными желаниями.
3) На время выборов - полная свобода печати, слова, сходок, избирательных программ.
Вот то, чего они хотели.
Террор народовольцев, по-видимому, был одним из аргументов, подтолкнувшим власть к созыву Всероссийского земства, по сути дела, заставившим ее сделать первый шаг к конституции.
Но именно в тот день, когда царь подписал документ об этом созыве, он был убит.
Народовольцам этого было мало, они действовали по правилу: все или ничего!
В противном случае ЦК "Народной воли" угрожал террористической революцией. Но в это время сама организация уже пребывала в состоянии агонии. Силы "Народной воли", как оказалось, были уже исчерпаны.