Попробуем взглянуть на российский социум (понимая под социумом общество как некоторую систему) - каким он был век назад - в начале ХХ века. Начнем с экономики. Первой особенностью российской экономики была высокая доля иностранного капитала в финансах и промышленности : иностранным собственникам принадлежало 50% банковского капитала, 45% капитала промышленных акционерных обществ. При этом иностранцы (французы, англичане, немцы, бельгийцы) с Россией не церемонились: в условиях самодержавия здесь можно было применять жесточайшие формы эксплуатации и не заботиться об условиях труда и быта рабочих.
Свидетельство С.Ю. Витте: "Экономические отношения России с Западной Европой полностью сравнимы с отношениями колониальных стран с их метрополиями. Россия была и в значительной степени продолжает оставаться колонией для индустриально развитых государств".
Второй особенностью российской экономики была высокая доля государственной собственности в промышленности (государству принадлежало 25% промышленных предприятий, 70% железных дорог.
"Огосударствление" железных дорог прошло при Александре III. Государство выкупало железные дороги у частных компаний. Создавалась единая транспортная система. В 1891-1904 гг. была построена Транссибирскую магистраль.
Третья особенность - сочетание еще не изжитой российской патриархальности с наличием в промышленности и банковской сфере крупных монополистических объединений. Монополии - десятки крупных промышленных, а потом и финансово-промышленных групп, подчиняющих себе целые отрасли промышленности (сахарную, нефтяную, угольную, металлургическую, хлопчатобумажную и т.д.). Монополии, в рассматриваемом контексте, есть проявление передового промышленного и финансового капитализма. Патриархальность - проявление крайней отсталости и хозяйственного примитивизма.
Одно из следствий: в условиях рынка капитализм свободной конкуренции разъедает патриархальность, а монополии "давят" на рынок, ограничивая свободную конкуренцию.
В 1897 году была проведена всеобщая перепись населения. Население Российской империи насчитывало 125,6 млн. чел., в том числе сельскохозяйственное - 97 млн. Рабочий класс концентрировался в городах и промышленных центрах. Ядро его - 3 млн. промышленных рабочих. Крупные промышленные центры : Петербург (2 млн. жителей, самый большой город России), Москва (1,5 млн.), Донбасс, Баку, Урал. В промышленном отношении сильнее других областей была развита Польша (там сосредоточивалось до 20 % российского пролетариата).
Россия оставалась самодержавной страной, парламента не было. Политические партии и профсоюзы были запрещены. Конституционные свободы (слова, печати, собраний, совести и т.д.) отсутствовали. Власти были обеспокоены "рабочим вопросом". Рабочие волнения 90-х годов побудили правительство ограничить рабочий день 11,5 часами. Одновременно категорически запрещались забастовки (стачки): за участие в них полагалось 4 месяца тюрьмы, а "подстрекателям" - до 8 мес. Запрещались также рабочие сходки. Появилось, правда, одно новшество : функции профсоюзов попыталась взять на себя… полиция.
Здесь надо сказать о Сергее Васильевиче Зубатове и связанном с ним понятии "зубатовщина" или "полицейский социализм". В юности Зубатов симпатизировал социализму, а повзрослев, разочаровался в революции и пришел на службу в полицию. Там дослужился до полковника, начальника московского охранного отделения, стал мастером политического сыска. Его основная идея - сделать полицию арбитром в отношениях между рабочими и предпринимателями; Считая, что полиция должна была представлять интересы рабочих, Зубатов был сторонником строгой политики по отношению к неумеренно корыстным предпринимателям. Полицейская опека над рабочими, полицейское регулирование рабочего движения, полицейское руководство рабочим движением, попытка "вертеть" рабочими в интересах укрепления самодержавия - вот что такое "зубатовщина". Людьми Зубатова была организована массовая манифестация московских рабочих 19 февраля 1902 года. 60 тыс. чел. пришли к Кремлю, пели "Боже, царя храни", кричали "ура", бросали шапки в воздух. В Петербурге Зубатов был поставлен во главе особого отдела департамента полиции. Но вскоре царизм отказался от его услуг: заигрывание полиции с рабочими показалось слишком опасным, а рост забастовочного движения не только не останавливало, но даже усиливался. Зубатов был уволен и сослан во Владимир.
В 1917, узнав об отречении царя, он пустит себе пулю в лоб.
На рубеже ХIХ-ХХ веков стало нарастать предощущение каких-то крупных, может быть, роковых событий в жизни России. К.Н. Леонтьев: "Мы прожили много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела". В.С. Соловьев: "Нелепо было бы верить в окончательную победу темных сил в человечестве, но ближайшее будущее готовит нам такие испытания, каких еще не знала история". А. Блок: "Двадцатый век… Еще бездомней,/ Еще страшнее жизни мгла./ (Еще чернее и огромней/ Тень Люциферова крыла.). Было ли положение России катастрофическим? Нет, в общем и целом это была среднеразвитая по тем временам страна, показывающая хороший темп роста. Откуда же это растущее ощущение предстоящей катастрофы? По-видимому, российский социум оказался не готов к тому, чтобы выдержать напор тех социальных энергий, которые одновременно и вдруг начали нарастать в нем.
Энергия социально-классовая, развиваемая пролетариатом и крестьянством.
Начнем с крестьянства. Положение крестьян было трудным. Некоторые американские исследователи (Ричард Пайпс) считают, что после 1861 года положение русского крестьянства ухудшилось, и что в начале ХХ века крестьяне были беднее, чем 100 лет назад.
Крестьяне жили на грани голода: каждый второй-третий год в России оказывался неурожайным, каждый пятый - голодным, каждые 10 лет страну поражал сильный голод. Главной проболемой было крестьянское малоземелье. Численность крестьянского населения возросла за пореформенные десятилетия на 40 млн. чел., площадь земли в расчете на одну крестьянскую душу сократилась вдвое. Особенно сильный земельный голод крестьяне испытывали в европейской части России. Безземелье было основной причиной постоянного крестьянского недоедания. Даже в урожайные годы редко какое хозяйство дотягивало до Рождества (25 декабря ст.ст.). Осложняющие обстоятельства: высокий экспорт хлеба в Европу по низким ценам - так изыскивались средства для развития промышленности ("Недоедим, но вывезем"); налоговая политка властей (налоги, выкупные платежи забирали до 2/3 дохода крестьянского хозяйства); бескультурье, беспомощность самая низкая в Европе производительность труда в сельском хозяйстве.
Вывод крестьяне делали такой: "Мы в петле". Нарастало крестьянское ожесточение. В начале века восстали Харьковщина, Полтавщина, Центральная Грузия. Прежде всего крестьяне шли против помещиков. Понятно, почему : хотя земельная собственность дворян сократилась во второй половине ХIХ века на 30%, все же 30 тысяч наиболее богатых помещиков имели земли столько, сколько 13 млн. наиболее бедных крестьянcких хозяйств. В деревню на подавление крестьянских бунтов было брошено 200 тысяч войска.
Крестьянство не было социально единым. Вот что писал об этом С. Витте (в 1904 году в Записке по крестьянскому делу): "В общинной среде происходит дифференциация: большинство беднеет, а самая незначительная часть богатеет путем хищнической эксплуатации земли и своих сообщинников". Он имел в виду кулаческий паразитизм, в частности, ростовщичество.
Совершенно не удовлетворены были своим положением рабочие.
Для них разорительны были штрафы: в 1904 году на каждых сто рабочих было наложено 230 штрафов.
Рабочих раздражала невероятно сильная дифференциация доходов. Вот пример. Один из хозяев Ярославской мануфактуры тратил на семью (только личное потребление) 200 тыс. руб. в год. Зарплата рабочего на этом предприятии в среднем составляла 140 руб. в год. То есть в день в среднем предприниматель тратил в четыре раза больше, чем рабочий получал за год.
В музее города Иваново есть фотография "Куваевские спальни". Огромный зал. Ровными рядами, впритык друг к другу стоят железные кровати, на которых лежат рабочие в одежде, в сапогах. Больше всего эта ночлежка похожа на лагерь зэков. А снимали фотографы, приглашенные самим фабрикантом - чтобы видно было, как он заботится о людях - рабочих заманивали так, прельщали. В это же время некий фабрикант разъезжал по городу в ладье на колесах с музыкантами, с щедро накрытыми столами. Дикость и бескультурье и неумеренность, и хамство, и несправедливость, и элементарная дурь,- все было. Отсюда - неприязнь, а потом и ненависть рабочих.
В Петербурге рабочий протест вылился в уличные схватки рабочих с полицией ("Обуховская оборона" в мае 1901 года), в Ростове-на-Дону - в мощную рабочую стачку (в ноябре 1902 года), в Златоусте в марте 1903 были десятки убитых, сотни раненых.
Энергия национальная. Россия - многонациональная страна (165 народов). Русские в империи составляли 43% населения. 17% - украинцы, 6% - поляки, 5% - белорусы, 4% - евреи. Самодержавное государство притесняло так называемых "инородцев", вообще нерусские народы. Национальные притеснения касались всех, но, судя по эмиграции начала века (1,5 млн. чел. в Северную и Южную Америку и Канаду ), больше всего поляков, евреев, армян, украинцев. В начале века по ряду городов прокатились еврейские погромы - убитых считали на сотни.
Усиливались религиозные движения, энергетически очень мощные. Уже в начале 60-х годов ХIХ века численность религиозных диссидентов (инакомыслящих : старообрядцев и сектантов) составляла около 10 млн. чел.; в начале ХХ века к религиозным диссидентам относится каждый пятый, а потом и каждый третий взрослый. Многие люди чувствовали себя стесненными в вере.
Стесненными (в свободе совести) чувствовали себя и атеисты - их становилось все больше, особенно в городах. Лишь под воздействием первой русской революции царь издал Манифест о веротерпимости и свободе перехода из православия в другие религии.
Энергия молодежи. Уникальной особенностью пореформенной России было то, что в ней произошел исключительно мощный демографический взрыв. Справочник, изданный по итогам переписи 1897 года, отмечает, что Россия бедна стариками и исключительно богата детьми и подростками (38,9% населения при средней продолжительности жизни 33 года). В 1900 году 43% населения России было моложе 20-ти лет. В архаической сословной империи молодежь имела недостаточно шансов реализовать себя в жизни.
Промышленный кризис начала века разорил свыше 3 тысяч предприятий и выбросил на улицу сотни тысяч рабочих, прежде всего молодых. 23 млн. чел. избыточного населения в деревне (аграрное перенаселение) - это почти исключительно крестьянская молодежь. Нередко молодые люди превращались в босяков, бродяг (сотни тысяч по России). Все более активно, несмотря на полицейский режим в вузах, раскачивало государство студенческая молодежь - невиданное явление - всероссийская студенческая стачка ( 1899 год), 25 тысяч участников. Реакция властей : массовые исключения из университетов, ссылки в Сибирь, отдача студентов в солдаты.
Женщины. Энергия женского протеста была очень сильной. В России начала века женщины были исключительно активны в левых (революционных) партиях. Примером такой активности была революционная биография М.А. Спиридоновой.
М.А. Спиридонова из тамбовских дворян, в революционном движении с 16 лет, Будучи членом боевой организации эсеров, стреляла в чиновника, обвиненного эсерами в жестокостях по отношению к крестьянам. В тюрьме казаки надругались над нею. "Если убьют,- писала она,- умру спокойно и с хорошим чувством в душе". Смертную казнь ей заменили бессрочной каторгой. Спиридонова пользовалась широким сочувствием в России.
В 1894 году умер Александр III. Новый царь (Николай II) сразу же заявил : "Пусть все знают, что я буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как это делал мой покойный родитель". Надежды на либерализацию режима он назвал "бессмысленными мечтаниями". В первые 10 лет своего царствования он ни сделал и шага в направлении реформирования страны.
Среди студентов начала ХХ века провели анкету. Один из вопросов в ней: какой русский писатель имеет на вас наибольшее моральное влияние? Ответ был почти единодушен : Л.Н Толстой. Между тем, Толстой в 1901 году решением Святейшего Синода отлучен от церкви и предан анафеме (церковному проклятию). О чем болела его душа? Он сам написал об этом царю Николаю II.
Любезный брат,
Такое обращение я счел наиболее уместным потому, что обращаюсь к вам в этом письме не столько как к царю, сколько как к человеку-брату.
Мне не хотелось бы умереть, не сказав вам того, что я думаю о вашей теперешней деятельности и о том, какою она могла бы быть, какое большое благо она могла бы принести миллионам людей и вам и какое большое зло она может принести людям и вам, если будет продолжаться в том же направлении, в котором идет теперь.
Треть России находится в положении усиленной охраны, то есть вне закона. Армия полицейских все увеличивается. Тюрьмы, места ссылки и каторги переполнены, сверх сотен тысяч уголовных, политическими, к которым причисляют теперь и рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещений, до которых она не доходила в худшее время 40-х годов. Религиозные генения никогда не были столь часты и жестоки, как теперь. Везде в городах и фабричных центрах сосредоточены войска и высылаются с боевыми патронами против народа. Во многих местах уже были братоубийственные кровопролития, и везде готовятся и неизбежно будут новые и еще более жестокие.
И как результат всей этой напряженной и жестокой деятельности правительства, земледельческий народ - те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России,- нищает с каждым годом, так что голод стал нормальным явлением.
И причина всего этого, до очевидности ясная, одна: та, что помощники ваши уверяют вас, что , останавливая всякое движение жизни в народе, они этим обеспечивают благоденствие этого народа и ваше спокойствие и безопасность. Понятно, что люди, которым выгоден такой порядок вещей, могут и должны уверять вас в этом; но удивительно, как вы, свободный, ни в чем не нуждающийся человек, и человек разумный и добрый, можете верить им и, следуя их ужасным советам, делать или допускать делать столько зла…
Ведь вы не можете не знать того, что с тех пор, как нам известна жизнь людей, формы жизни этой, как экономические и общественные, так религиозные и политические, постоянно изменялись, переходя от более грубых, жестоких и неразумных к более мягким, человечным и разумным.
Ваши советники говорят вам, что русскому народу как было свойственно когда-то православие и самодержавие, так оно свойственно ему и теперь и будет свойственно до конца дней. Но ведь это неправда. Самодержавие… если и было свойственно русскому народу, когда народ этот еще верил, что царь - непогрешимый земной бог и сам один управляет народом, то далеко не свойственно ему теперь. Цари могут быть и бывали и изверги и безумцы, как Иоанн IУ или Павел, а во-вторых, то, что какой бы он ни был хороший, никак не может управлять сам 130-миллионным народом, а управляют народом приближенные царя, заботящиеся больше всего о своем положении, а не о благе народа.
Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещается общим этому миру просвещением. И потому поддерживать эту форму правления можно только посредством всякого насилия: усиленной охраны, административных ссылок, казней, религиозных гонений, запрещения книг, газет, извращения воспитания и вообще всякого рода дурных и жестоких дел.
И таковы были до сих пор дела вашего царствования…
Единственное средство в наше время, чтобы действительно управлять народом, только в том, чтобы, став во главе движения народа от зла к добру, от мрака к свету, вести его к достижению ближайших к этому движению целей. Для того же, чтобы быть в состоянии сделать это, нужно прежде всего дать народу высказать свои желания и нужды и, выслушав эти желания и нужды, исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинству его, массе рабочего народа.
И те желания, которые выскажет теперь русский народ, если ему будет дана возможность это сделать, по моему мнению, будут следующие:
Прежде всего рабочий народ скажет, что желает избавиться от тех исключительных законов, которые ставят его в положение пария, не пользующегося правами всех остальных граждан; потом скажет, что он хочет свободы передвижения, свободы обучения и свободы исповедания веры, свойственной его духовным потребностям; и главное, весь 100-миллионный народ в один голос скажет, что он желает свободы пользования землей, то есть уничтожения права земельной собственности.
Во всяком случае, первое дело, которое теперь предстоит правительству, это уничтожение того гнета, который мешает народу высказать свои желания и нужды. Нельзя же делать добро человеку, которому мы завяжем рот, чтобы не слыхать того, что он желает для своего блага. Только узнав желания и нужды всего народа, можно управлять народом и сделать ему добро.
Простите меня, если я нечаянно оскорбил или огорчил вас тем, что написал в этом письме. Руководило мною только желание блага русскому народу и вам. Я сделал то, что считал своим долгом.
16 января
Лев Толстой.
1902.
Николай не ответил.