Человек и общество.
А. Швейцер.
Прежде, чем читать труды Швейцера, надо "прочесть" его жизнь и задаться вот каким вопросом: что значит для современного мира этот одиночный пример бескорыстного, деятельного гуманизма? И, кстати, одиночен ли этот пример?
В этой статье автор пытается обосновать свою жизненную позицию. Будучи человеком философски энциклопедически образованным, Швейцер испытал, наконец, разочарование в традиционной европейской философии, впрочем, с уважением относясь к ее результатам. Интерес к теоретико-познавательным проблемам, проблемам логики и т.д. он находил закономерным и естественным. Но главный вопрос - отношение человека к миру - Швейцер считал скорее этическим, чем собственно философским вопросом. Этика же обращает свое внимание к морали, нравственности, и выводит систему норм нравственного поведения людей не из отвлеченных рассуждений, а из опыта жизни как таковой. С этой точки зрения, важны рассуждения автора об "элементарном мышлении".
Элементарное мышление понимается им не как примитивное, но как высокое и плодотворное мышление? Почему?
Почему идея благоговения перед жизнь ведет к обновлению элементарного мышления?
Какую роль в обновлении мышления играет мистика, мистический опыт?
Каковы взаимоотношения Швейцера с христианством?
Полезно подытожить высказывания автора о кризисе современного ему человечества. Очевидно, это будет предварительный итог - с начала 30-х годов сменилось несколько поколений, и кризис, о котором говорит Швейцер, получил развитие.
Актуально ли для современного человечества то, о чем пишет Швейцер в конце первой трети ХХ века?
Швейцер А. Из моей жизни и мыслей (эпилог).