В.А. Миндолин. Спецкурс "Личность. Социум. Универсум". 2005-2006 уч.г. .
Тема для самостоятельной проработки.
СОЦИУМ. ИНСТИТУТЫ. УЧРЕЖДЕНИЯ.

   "Но построить общество - это не дом построить. Когда строят дом, то кладут, например, кирпич на положенное ему место, и тот лежит на этом месте достаточно долгое время. А представьте себе кирпичи с сознанием и волей, со способностью перемещаться, менять форму и размеры, уничтожать и порождать новые кирпичи, со стремлением пробиться в верхние этажи здания и вытеснить другие кирпичи".

(А.А. Зиновьев)

   "Я нахожу общим стремлением человечества неизбывное и неутолимое желание власти, кое истощается лишь со смертью".

(Т. Гоббс)

   Социум - это… Сначала попробуем дать определение понятия "социум". Социум (лат. societas общество) есть совокупность некоторых множеств, из которых основными являются экономическое, политическое, социально-иерархическое, культурное. Множества эти существуют в едином пространстве-времени, постоянно взаимодействуя друг с другом. В расчет, таким образом, берутся политические, социальные, экономические и культурные характеристики. Все они должны учитываться в анализе.
   Три института.
Мы обратимся теперь к фундаментальным структурам социума. Латинское слово institutum означает "устройство", "установление". Описывать все институты общества - дело долгое, ведь общество - довольно сложная система. Но детальное описание не является нашей задачей. Размышляя о социуме, выделим в нем три основных института: государство, гражданское общество, церковь. Рассмотрим поочередно каждый из них.
   Государство.
Для того, чтобы лучше понять назначение и сущность первого из этих институтов - государства, попробуем проследить, как исторически развивались взгляды на государство. Еще раз вспомним Платона и его представление о справедливом государстве. Платон считал справедливым такое государство, которое основано на согласии между управляемыми и управляющими. Однако, как достигнуть такого согласия в реальном, а не идеальном государстве? Ответ на этот вопрос предложил мыслитель, который был учеником Платона, подобно тому, как сам Платон был учеником Сократа, - Аристотель (384-322 до н.э.). Интересующая нас книга Аристотеля называется "Политика". Основная идея проста: для того, чтобы обеспечить счастье и благую жизнь сообщества, государство должно учитывать и согласовывать интересы различных групп в этом сообществе. Аристотель называл три рода граждан: очень богатые, очень бедные (неимущие) и средние. Бедные и богатые оказываются в сообществе крайними элементами. Чем больше поляризация между ними, тем вероятнее общественные потрясения. Государство должно усиливать средний элемент и опираться на него.
   Макиавелли. "Государь".
Интерес к институту государства возрос в эпоху Возрождения, возрос неслучайно: именно тогда в Европе формировались национальные государства. Одним из крупнейших мыслителей той эпохи был флорентиец Никколо Макиавелли (1469-1527). Он считал государство образцовым созданием человеческого духа, высшим проявлением жизни. В служении государству Макиавелли видел истинное счастье. Предмет его анализа - власть в государстве. Главное действующее лицо - Государь. Настоящий властитель работает с человеческой массой, как скульптор работает с глиной. Государь в полной мере владеет искусством пользоваться несовершенством человеческой природы для создания совершенного государства. Да, человек красив и мощен! Да, человек призван творить свою жизнь, подобно тому, как Бог сотворил Вселенную. Но человек необуздан и эгоистичен. Для того, чтобы обуздать его, можно и должно использовать все средства. Цель (совершенное государство) оправдывает любые, в том числе и ужасные, шокирующие средства, мораль при этом не имеет значения. И Макиавелли с холодным блеском проводит "инвентаризацию" средств и способов завоевания и удержания власти в государстве.
   Гоббс. "Левиафан".
Вскоре появляется книга англичанина Томаса Гоббса (1588-1679) "Левиафан"- важный шаг к новому пониманию природы государства. У Гоббса государство подобно Левиафану, описанному в библейской книге Иова как грозное морское чудовище, "Зверь зверей". Все люди по природе равны, утверждает Т. Гоббс. Отсюда следует равенство их надежд. Но если два человека стремятся к одной вещи, а обладать ею может только один, то они неизбежно становятся врагами. В природном мире человек становится волком другому человеку, и природа ничего не может с этим поделать. Гоббс так и определяет человеческие отношения: "Человек человеку - волк". Волк, - вот сущность человеческой натуры.
   По сравнению с французскими просветителями, например, с Ж.-Ж. Руссо, это совершенно другой взгляд на человеческую природу. Ведь Руссо возлагал вину за зло в человеке на социальную среду, а не на природу, на общество - не на самого человека. Гоббс же считает, что именно общество, и только оно одно, может обуздать опасную человеческую природу. Читающий труды Гоббса видит: автора постоянно преследует страх. Это неслучайно: современная ему Англия испытала и революцию, и страшную гражданскую войну. В преддверии смуты Гоббс предлагает решить сверхзадачу - предотвратить опасность всеобщей агрессии, кровавого столкновения миллионов индивидуальных притязаний и воль, войну всех против всех, угрозу гражданской войны.
   Вывод, к которому он приходит, таков: для обуздания животных проявлений человеческой натуры, которая нуждается в строгом контроле, нужен сильный социальный ограничитель. Спасаясь от всеобщей кровавой склоки, люди инстинктивно создают такой ограничитель - государство. Теперь все в порядке. Пусть каждый преследует свой особый интерес, не совпадающий с общим интересом, - теперь есть мощное тело государства. В нем-то как раз и материализуется общий интерес. Создание государства требует от людей, чтобы они поступились частью своих естественных прав, частью своей свободы. Это нормально: ведь в обмен на абсолютную свободу люди получают относительную свободу, при этом - безопасность, гражданский мир. Важно, что Гоббс не ограничивает государство в средствах для достижения этой благой цели - государство может использовать все средства, которые ведут к гражданскому миру.
   Джон Локк. Ограничить государство.
Младший современник Гоббса Джон Локк (1632-1704) дифференцирует функции государства. Но сначала Локк ограничивает их. Государству следует передавать лишь небольшую часть "естественных прав": правосудие, внешние связи, защиту границ. Главная задача государства - защита основных естественных прав человека: свободы слова, свободы веры, но прежде всего - священного права частной собственности. Политическая власть, по Локку, вырастает из соглашения между людьми с целью защиты их собственности от несправедливых посягательств.
   Вопрос о суверене.
Принципиально новой является идея Джона Локка о суверене, т.е. об источнике власти в государстве. Понятие суверена существовало и раньше. Но прежним исследователям, например, Гоббсу, казалось, что суверен возникает независимо от воли людей, как бы автоматически, откуда-то сверху. Утверждение Локка категорично: народ - вот первозданный суверен. Именно народ является единственным источником власти. Этим свои утверждением Локк провозгласил основной принцип демократии. Другими словами, правило демократии состоит в том, что для оценки верности или неверности своих политических суждений и поступков человек прибегает к суждению другого человека, то есть судит о правильности своего поведения, прислушиваясь к советам других. Иначе, по сравнению со своими предшественниками, рассуждает Локк о средствах. Он и средства отдает в руки народа. Если власть не подчиняется народу, народ вправе ниспровергнуть ее всеми средствами.
   Разделение властей.
Для того, чтобы государство не перехватило власть у народа и постоянно действовало в интересах народа, необходимо разделение властей. Идея о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную - еще одна ценная идея Локка. Вероятно, в идеале разделенные ветви власти находятся в состоянии динамического равновесия.
   Правовое государство. Джон Локк является основателем современной теории правового государства. Признаками правового государства являются: гарантированный самим народом суверенитет народа, разделение властей, наконец, не в последнюю очередь, приоритет закона (по сравнению, скажем, с обычаем, политической волей или так называемой "целесообразностью").
   Марксизм и государство.
По-иному рассматривает вопрос о природе государства марксизм. К. Маркс, в принципе, отвергает версию о государстве как выразителе общего интереса. За общий интерес, утверждает он, в любом государстве выдается некоторый частный интерес, именно частный интерес экономически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов или буржуазии). Этому частному интересу и служит государство. При помощи государства экономически господствующий класс господствует также и политически, применяя при этом организованное насилие для ограждения того или другого вида собственности. В.И. Ленин, автор книги "Государство и революция", давал такое определение государства: "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в подчинении одному классу прочие подчиненные классы".
   Современные взгляды на государство
многообразны. Интересно определение немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), который рассматривает государство как монополизацию законной силы на территории. В западной, в частности, американской литературе преобладают описательные определения государства. Государство может рассматриваться как аппарат для извлечения из общества ресурсов на военные цели, или шире: государство использует извлекаемые из общества ресурсы "для создания и поддержки силовых и административных организаций". Одно из определений: государство есть "набор административных, политических и военных организаций, возглавляемых и координируемых исполнительной властью".
   Государство и человек.
На протяжении истории цивилизации существовало противостояние двух тенденций в вопросе о государстве. Одна из них: государство первично, оно чеканит человека, вбирает его в себя, поглощает его, подчиняет себе всю его жизнь. Еще Аристотель подчеркивал, что государство первично по отношению к человеку, а тот является лишь функцией государства. В истории нередки случаи, когда государство доводило надзор за поведением людей до предела, в частности, управление экономикой становилось одной из решающих прерогатив и функций государственной власти. В предельном своем виде эта тенденция усиления государства выражается в стремлении разрушить всякие автономные, независимо от государства сложившиеся связи между людьми и объединениями людей. Другая, противоборствующая, тенденция: человек первичен, он стремится ограничить функции государства, расширить пространство частной жизни, не дать погасить свои права и свободы, развивать способность народа к самоорганизации.
   Исторические примеры проявления первой тенденции многочисленны: Месопотамия ХХII - ХХI вв. до н. э., государство Чингисхана и чингизидов, империя арабов, азиатские деспотии, сталинское сверхгосударство 30-50-х годов ХХ века, фашистский тоталитаризм. Всякое действие сверху в подобных системах пронзает социальную массу, как нож масло.
   В своем образцовом виде тоталитарное государство желает контролировать не только то, что делают люди, но и то, что они думают…
   Вторая тенденция пробивала себе путь в истории прежде всего Европы и Северной Америки - через буржуазные и демократические революции, через развитие парламентаризма и парламентских систем (расширение избирательного права, все более последовательное разделение властей и т.д.). Развитие этой второй тенденции и привело к формированию современного правового государства.
   Политическая власть.
Итак, государство осуществляет публичную, политическую власть. Но сводима ли власть только к государству? Или, иначе: только ли государство осуществляет власть? Наиболее очевиден механизм прямой политической власти: государственный аппарат, вооруженные силы, полиция и т.д. Попробуем, однако, посмотреть на это понятие с более широких позиций. В широком смысле слова власть - это право и возможность распоряжаться людьми, подчинять их своей воле.
   ХХ веке степень контролируемости человеческих объединений возрастала, и чем дальше, тем больше. Современные промышленно-финансовые группы способны контролировать и направлять поведение больших людских массивов. Они имеют большие возможности для подкупа чиновников. Существует циркуляция людей между аппаратами крупных промышленных и финансовых корпораций и аппаратом государственной власти. Происходит сращивание политической, экономической и информационной властей. По сути дела, основным источником власти служат деньги.
   Очевидно, что экономически влиятельные группы стремятся иметь свое политическое представительство в парламенте. Эти крупные группы осуществляют покупку влияния, в частности, через взносы на избирательные кампании. Таким образом, хозяева экономики стремятся проводить своих представителей в органы государственной власти, лоббировать там свои интересы. Не задавят ли эти группы все остальное общество, подчинив себе, в конечном счете, государство?
   Постоянно возрастает объем сфер, занятых воздействием на сознание людей. Многие из этих сфер обслуживают идеологию, то есть формирование массового сознания в режиме наибольшего благоприятствования сложившемуся типу общества, так, чтобы массовое сознание функционировало в связи с другими элементами общества как часть единого механизма. В современном обществе велико влияние на поведение людей СМИ, особенно электронных. Влияние на СМИ осуществляется со стороны государственной власти, с одной стороны, промышленных и финансовых групп, - с другой.
   Как высказалась одна французская газета, "телевидение захватывает власть"…
   Но помощью телевидения и других СМИ экономические элиты получают возможность влиять на общество в своих интересах.
   Повсюду усиливаются попытки манипулирования поведением больших масс людей со стороны узких групп. Осуществляется "промывание мозгов" совершенствуются технологии воздействия на психику людей. В связи с этим обостряется проблема ограничения демократии. Равенство прав - необходимая вещь. Но едва ли этого достаточно для полноценной демократии. Если человек имеет право на что-то, из этого не следует, что он имеет это что-то. Большое значение имеют материальные и финансовые или административные ресурсы. Демократия, по определению, есть господство большинства. Но доступ к этим ресурсам облегчен именно для меньшинства. Немалое значение имеет общая и политическая культура. Уровень ее выше у экономических и политических элит.
   Гражданское общество.
Впервые понятие "гражданское общество" применил Джон Локк, и оно означало "народ". Чтобы правильно понять категорию "гражданское общество", нужно, прежде всего, увидеть различие между общим и частным, между государством (в нем представлено общее) и пространством частных жизней. В этом пространстве люди преследуют свои собственные интересы. Спонтанно возникают интересы и возникают объединения людей на базе этих интересов - профессиональных, национальных, культурных и т.д.
   Что первично - народ или государство? У Локка народ как гражданское общество задает форму государства и может ее менять. Но народ структурирован - это не один серый монолит, не какая-то аморфная масса. Народ состоит из разных социальных групп (буржуазия, землевладельцы, фермеры, батраки, наемные рабочие, работники сферы услуг, интеллектуалы), из классов (больших социальных групп, солидарных в своих интересах). В народе существуют экономические и социальные отношения господства и подчинения, переплетение экономических, социальных и культурных зависимостей.
   Гражданское общество - автономное общественное образование, не совпадающее с государством… Живые и автономные очаги культуры, общественного действия.
   Когда мы говорим о гражданском обществе, то здесь главный объект внимания - человеческие объединения. Они многочисленны и разнообразны. Простой и важный вид человеческого объединения - семья. Семья, несомненно, часть гражданского общества. Или возьмем профессиональные и культурные группы: трудовые коллективы, разного рода союзы (профессиональные, молодежные, женские, творческие). Или общественные объединения и движения (например, экологические). Или просто группы родственников, молодежные компании, любительские общества, спортивные команды, клубы по интересам, криминальные банды, религиозные общины, - их интересы тоже многообразны и различны. Далее, национальные отношения и национальные интересы - и соответственно национальные объединения и движения. Везде и всегда мы видим сложное переплетение интересов. Противоречия и конфликты между интересами как раз и создают формы развития общества, определяют характер его развития. Получается, что и мафия, и ку-клукс-клан, и спортивные клубы, так же, как и политические партии, образовательные фонды, потребительские ассоциации, группы лоббирования и группы милосердия и религиозные секты, правозащитные организации, экономические объединения и т.д., - все это составные части гражданского общества…
   Итак, гражданское общество - это не государство, но оно формирует государство. В социуме оно присутствует в экономическом, социально-иерархическом, культурном множествах, частично в политическом множестве, но в государстве его нет. Гражданское общество как целое складывается из каких-то групп людей, из частей, каждая из которых имеет свои особые, частные интересы. Ключевое слово для определения гражданского общества - интерес.
   Задание. Попробуйте самостоятельно дать определение гражданского общества.

   Определение государства.
С другой стороны, государство присутствует именно в политическом множестве. Оно не есть гражданское общество, но оно связано с гражданским образом, причем не только прямой (происхождение), но и обратной связью, т.е. оно влияет на гражданское общество. Эту обратную связь важно ввести в определение. Три замечания были бы здесь уместны. Во-первых, государство не слуга, а хозяин, хотя многие силы гражданского общества стремятся сделать его слугой. Главный государственный интерес - сохранение данного социума как единого целого, забота об этом целом, его охрана от внешних посягательств, от дезинтеграции изнутри. Во-вторых, государство - охранник частных интересов, его роль - забота об этих особых, частных интересах, их примирение, обеспечение такого состояния, чтобы не было вражды между частями. Ведь интересы частей могут совпадать, могут разниться, могут быть противоположными, конфликтными, даже непримиримыми. В - третьих, государство охраняет и самое себя, оно является некоторой самодовлеющей частью социума. Оно, в известной мере, существует для самого себя. Оно использует другие части как сферу и орудие своего собственного бытия. Ключевое слово для определения государства - интерес.
   Задание. Дайте определение государства.

   Государство. Тренд.
Чем сложнее гражданское общество, тем сложнее государство, наоборот, чем проще ГО, тем примитивнее государство. Государство может входить в противоречие с гражданским обществом, покушаясь на пространство частной жизни граждан, на их автономные объединения. Одно из таких автономных объединений - семья. Пушкин заплатил жизнью за эту "автономность" - чтобы никто не вмешивался в его сокровенную жизнь - ни царь, ни церковь, ни свет. Для Пушкина гражданское общество есть гражданское достоинство. Сто лет спустя после смерти Пушкина, при Сталине, притязания государства возросли многократно. Семья буквально расщеплялась государственным топором. Миллионы детей публично отрекались от отцов, объявленных "врагами народа".
   Современное государство усложняется и усиливается: в развитых странах до 1/5 граждан работают непосредственно на государство. Оно к тому же разрастается, иногда даже кажется, что сверх всякой меры. Одна из основных тем современной западной либеральной публицистики - тема беспокойства в связи с растущим вмешательством государства в частную жизнь граждан. Но это только часть истины. Есть и вторая часть. Транснациональные компании больше не мыслят категориями отдельных национальных государств - они все более действуют поверх государств. С экономической точки зрения, национальное государство все более теряет силу.
   Гражданское общество. Тренд.
На примере развитых стран можно проследить изменения в характере развития гражданского общества на протяжении ХХ века. В первой половине века в связи с мощным развитием машинной индустрии непрерывно возрастали численность и влияние рабочего класса. Индустриальные рабочие были хорошо организованы в профсоюзы, в политические партии. Возрастало их влияние на ход выборов, на законодательство. Их влияние в массовых уличных политических действиях было решающим.
   Во второй половине ХХ века, в связи с изменениями в сфере производства товаров и услуг, численность и влияние рабочего класса снижается (в развитых странах даже в сфере промышленности рабочие сегодня составляют не более одной трети всех занятых), зато возрастают численность и значение средних слоев (в них входит часть рабочих).
   Увеличивается численность маргинальных слоев и групп. В целом возрастает многообразие гражданского общества, мозаичность и динамичность действующих в нем групп и объединений. В середине ХХ века в США насчитывалось примерно 200 000 некоммерческих добровольных организаций, сегодня их более 1 миллиона, не считая групп общения по электронной почте, число которых растет.
   Церковь.
Третий институт социума - церковь. Ее социальная значимость определяется заложенным в ней механизмом сохранения и воспроизводства предшествующего духовного опыта и традиций социума. Всякий социум, как и человек, нуждается в идентичности. Свою культурную идентичность он обретает через этот механизм.
   Государство и церковь.
Исторически церковь активно взаимодействует с государством. При этом история Востока демонстрирует ускоренный рост государства за счет церкви. Уже в Х веке византийский император превратил церковь в государственное ведомство. Подобная традиция преобладала со времен Петра I в российской истории.
   На Западе духовная власть сравнительно долго доминировала над светской, была сильнее королевского авторитета и военной мощи императоров. Хрестоматийный пример известен под названием Каносса, и связан с единоборством папы Григория УII и германского императора Генриха IУ. В 1076 г. Генрих IУ вынужден был явиться на покаяние к папе и несколько дней смиренно стоять перед ним на коленях в грязи. В итоге за церковью все более утверждалась светская власть, а папы сосредоточивали в своих руках финансовое, военное и политическое влияние. Папский престол превращался в военно-политическую силу, государство становилось инструментом церкви. Наконец, папская тиара (трехярусная корона) стала восприниматься как знак царского достоинства ("папоцезаризм").
   Потом духовная власть потеряла это свое преобладание над светской, попала в полную зависимость от государства, стала идеологически и политически обслуживать государство ("цезарепапизм"). От воли императоров и князей долгое время зависела судьба церкви. В конце концов, церковь все же сохранила на Западе известную самостоятельность.
   Церковь и гражданское общество.
Церковь связана и с гражданским обществом. В книге Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" показано, как новые религиозные представления возникали под влиянием бурно развивавшихся рыночных отношений и, в свою очередь, влияли на них.
   Вернемся к определениям.
Определения могут быть, например, такими: гражданское общество - совокупность некоторых обусловленными интересами автономных объединений, независимых от государства. Государство - всеобщий, властный регулятор интересов.
   Интегральное понятие.
Интегральным понятием, позволяющим выявить связи и противоречия между государством, гражданским обществом и церковью, является все то же понятие интереса. Гражданское общество полагает интересы, оно является их источником. Государство регулирует конфликтующие интересы. Церковь выражает нечто, выходящее за пределы интересов, так сказать, "предельную заинтересованность". Помимо вопросов "как живешь?" и "чем живешь?" есть еще и экзистенциальный вопрос: "Для чего живешь?". Ответ на него как раз и показывает "предельную заинтересованность".

к оглавлению