О чём действительно говорил Сталин?

    Перед Вами - запись выступления И.В. Сталина на приеме выпускников военных академий в Кремле 5 мая 1941 года. До начала войны оставалось полтора месяца. Глава правительства обращался к молодым офицерам, которым предстояло сражаться в грядущей войне. Он выступает с 40-минутной речью на торжественном заседании, потом три раза - с репликами на приеме (банкете). Выступления не были опубликованы - была лишь краткая заметка в "Правде". Они вызвали переполох в германском посольстве, обросли слухами и неверными толкованиями. Некоторые сегодняшние авторы (В. Суворов, например) толкуют эти выступления как признак "агрессивных намерений" Сталина.
   Разберитесь сами:
   1) Какой опыт и из каких военных сражений недавних лет предлагает извлечь Сталин?
   2) Как он оценивает причины военного поражения Франции (с 1935 года - союзника СССР в Европе)?
   3) Можно ли из выступления сделать вывод о вероятном противнике в войне? На основании чего? (Не забывайте при этом, что прямо о военном столкновении с Германией Сталин говорить не мог - хотя бы потому, что его связывали заключенные в августе 1939 года договоры о ненападении, о дружбе и границах).
   4) Есть ли в выступлении заряд агрессивности?
   Обратите пристальное внимание на третье выступление Сталина на приеме. Определите его смысл, может быть, скрытый, неочевидный (третье выступление дано также в изложении присутствовавшего на приеме В.А. Малышева). Дайте свое толкование.
   У Вас будет 5 минут.

Из выступления И.В. Сталина на выпуске слушателей академий Красной Армии в Кремле 5 мая 1941 года.

    Товарищи, разрешите мне от имени Советского правительства и Коммунистической партии поздравить вас с завершением учебы и пожелать успеха в вашей работе.
    Товарищи, вы покинули армию 3-4 года тому назад, теперь вернетесь в ее ряды и не узнаете армии. Красная Армия уже не та, что была несколько лет тому назад.
    А) Что представляла из себя Красная Армия 3-4 года тому назад?
    Основным родом войск была пехота. Она была вооружена винтовкой, которая после каждого выстрела перевооружалась, ручными и станковыми пулеметами, гаубицей и пушкой, имевшей начальную скорость до 900 метров в секунду.
    Самолеты имели скорость 400-500 км. в час.
    Танки имели тонкую броню, противостоящую пушке 37 мм.
    Наша дивизия насчитывала бойцов до 18 тыс. человек, но это не было еще показателем ее силы.
    Б) Чем стала Красная Армия в настоящее время?
    Мы перестроили нашу армию, вооружили ее современной техникой. Но надо прежде всего сказать, что многие товарищи преувеличивают значение событий у озера Хасан и Халкин-Гола, с точки зрения военного опыта. Здесь мы имели дело не с современной армией, а с армией устаревшей. Не сказать вам всего этого, значит обмануть вас.
    Конечно, Хасан и Халкин-Гол сыграли свою положительную роль. Их положительная роль заключается в том, что в первом и во втором случае мы японцев побили. Но настоящий опыт в переустройстве нашей армии мы извлекли из русско-финской войны и из современной войны на Западе.
    Я говорил, что мы имеем современную армию, вооруженную новейшей техникой. Что представляет из себя наша армия теперь?
    Раньше существовало 120 дивизий в Красной Армии. Теперь у нас в составе армии 300 дивизий. Сами дивизии стали несколько меньше, более подвижные. Раньше насчитывалось 18-20 000 человек в дивизии. Теперь стало 15 000 человек.
    Из общего числа дивизий - 1/3 часть механизированные дивизии. Об этом не говорят, но это вы должны знать. Из 100 дивизий - 2/3 танковые, а 1/3 - моторизованные. Армия в текущем году будет иметь 500 000 тракторов, грузовиков.
    Наши танки изменили свой облик. Раньше все были тонкостенные. Теперь этого недостаточно. Теперь требуется броня в 3-4 раза толще.
    Есть у нас танки первой линии, которые будут рвать фронт. Есть танки 2-3 линии - это танки сопровождения пехоты.
    Увеличилась огневая мощь танков.
    Об артиллерии.
    Раньше было большое увлечение гаубицами. Современная война внесла поправку и подняла роль пушек. Борьба с укреплениями и танками противника требует стрельбы прямой наводкой и большой начальной скорости полета снаряда - до 1000 и свыше метров в секунду.
    Большая роль отводится в нашей армии пушечной артиллерии.
   Авиация.
   Раньше скорость авиации считалась идеальной 400-450 км в час. Теперь это уже отстало. Мы имеем в достаточном количестве и выпускаем в достаточном количестве самолеты, дающие скорость 600-650 км в час. Это самолеты первой линии. В случае войны эти самолеты будут использованы в первую очередь. Они расчистят дорогу и для наших относительно устаревших самолетов И-15, И-16, И-153 (Чайка) и СБ. Если бы мы пустили в первую очередь эти машины, их бы били.
   Можно иметь хороший начальствующий состав, но если не иметь современной военной техники, можно проиграть войну. Раньше не уделяли внимания такой дешевой артиллерии, но ценному роду оружия, как минометы. Пренебрегали ими. Теперь мы имеем на вооружении современные минометы различных калибров.
   Не было раньше самокатных частей. Теперь мы их создали - эту моторизованную кавалерию, и они у нас в достаточном количестве.
   Чтобы управлять всей этой новой техникой - новой армией, нужны командные кадры, которые в совершенстве знают современное военное искусство.
   Вот такие изменения происходят в организации Красной Армии. Когда вы придете в части Красной Армии, вы увидите происшедшие изменения.
   Я бы не говорил об этом, но наши школы и академии отстают от современной армии.
   а) Наши военно-учебные заведения отстают от роста Красной Армии.
   Здесь выступал докладчик т. Смирнов и говорил о выпускниках, об обучении их на военном опыте. Я с ним не согласен. Наши школы еще отстают от армии.
   Обучаются они еще на старой технике. Вот мне говорили, что в Артиллерийской академии обучают еще на 3-дюймовой пушке. Так тов. артиллеристы? (обращается к артиллеристам). Школа отстала от армии. Военно-воздушная академия обучает еще на старых машинах И-15, И-16, И-153, СБ. Обучать на старой технике нельзя. Обучать на старой технике - это значит выпускать отстающих людей.
   Этому отставанию способствуют также программы. Ведь чтобы обучать армию новому и по-новому, надо изменить программу, но для этого надо много работать. Куда легче учить по старым программам, меньше забот и хлопот. Наша школа должна и может перестроить свое обучение командных кадров на новой технике и использовать опыт современной войны.
   Наши школы отстают, это отставание закономерное. Его нужно ликвидировать.
   Вы придете в армию, там увидите новинки. Чтобы облегчить вам дело, я рассказал о реорганизации нашей армии.
   Почему Франция потерпела поражение, а Германия побеждает? Действительно ли германская армия непобедима?
   Вы приедете в части из столицы. Вам красноармейцы и командиры зададут вопросы, что происходит сейчас. Вы учились в академиях, вы были там ближе к начальству, расскажите, что творится вокруг? Почему побеждена Франция? Почему Англия терпит поражение, а Германия побеждает? Действительно ли германская армия непобедима? Надо командиру не только командовать, приказывать, этого мало. Надо уметь беседовать с бойцами. Разъяснять им происходящие события, говорить с ними по душам. Наши великие полководцы всегда были тесно связаны с солдатами. Надо действовать по-суворовски.
   Вас спрсят - где причины, почему Европа перевернулась, почему Франция потерпела поражение, почему Германия побеждает? Почему у Германии оказалась лучше армия? Это факт - что у Германии оказалась лучше армия и по технике и по организации. Чем объяснить?
   Ленин говорил, что разбитые армии хорошо учатся. Эта мысль Ленина относится и к нациям. Разбитые нации хорошо учатся. Немецкая армия, будучи разбитой в 1918 г., хорошо училась.
   Германцы критически пересмотрели причины своего разгрома и нашли пути, чтобы лучше организовать свою армию, подготовить ее и вооружить.
   Военная мысль германской армии двигалась вперед. Армия вооружалась новейшей техникой. Обучалась новым приемам ведения войны.
   Вообще имеется две стороны в этом вопросе.
   Мало иметь хорошую технику, организацию, надо иметь больше союзников.
   Именно потому, что разбитые армии хорошо учатся - Германия учла опыт прошлого.
   В 1870 г. немцы разбили французов. Почему? Потому что дрались на одном фронте.
   Немцы потерпели поражение в 1916-1917 гг. Почему? Потому что дрались на два фронта.
   Почему французы ничего не учли из прошлой войны 1914-18 года?
   Ленин учит: партии и государства гибнут, если закрывают глаза на недочеты, увлекаются своими успехами, почивают на лаврах, страдают от головокружения от успехов.
   У французов закружилась голова от побед, от самодовольства. Французы прозевали и потеряли своих союзников. Франция почила на успехах. Военная мысль в ее армии не двигалась вперед. Осталась на уровне 1918 г. Об армии не было заботы и ей не было моральной поддержки. Появилась новая мораль, разлагающая армию. К военным относились пренебрежительно. На командиров стали смотреть как на неудачников, на последних людей, которые, не имея фабрик и заводов, банков, магазинов, вынуждены были идти в армию. За военных даже девушки замуж не выходили. Только при таком пренебрежительном отношении к армии могло случиться, что военный аппарат оказался в руках Гамеленов и Айронсайдов [1], которые мало что понимали в военном деле. Такое же было отношение к военным в Англии. Армия должна пользоваться исключительной заботой и любовью народа и правительства,- в этом величайшая моральная сила армии. Армию нужно лелеять. Когда в стране появляется такая мораль, не будет крепкой и боеспособной армии. Так случилось и с Францией.
   Чтобы готовиться хорошо к войне - это не только нужно иметь современную армию, но надо войну подготовить политически.
   Что значит политически подготовить войну? Политически подготовить войну - это значит иметь в достаточном количестве надежных союзников и нейтральных стран. Германия, начиная войну, с этой задачей справилась, а Англия и Франция не справились с этой задачей.
   Вот в чем политические и военные причины поражения Франции и побед Германии.
   Действительно ли германская армия непобедима?
   Нет. В мире нет и не было непобедимых армий. Есть армии лучшие, хорошие и слабые. Германия начала войну и шла первый период под лозунгами освобождения от гнета Версальского мира [2]. Этот лозунг был популярен, встречал поддержку и сочувствие всех обиженных Версалем. Сейчас обстановка изменилась.
   Сейчас германская армия идет с другими лозунгами. Она сменила лозунги освобождения от Версаля на захватнические.
   Германская армия не будет иметь успеха под лозунгами захватнической завоевательной войны. Эти лозунги опасные.
   Наполеон I, пока он вел войну под лозунгами освобождения от крепостничества, он встречал поддержку, имел союзников, имел успех.
   Когда Наполеон I перешел к завоевательным войнам, у него нашлось много врагов, и он потерпел поражение.
   Поскольку германская армия ведет войну под лозунгом покорения других стран, подчинения других народов Германии, такая перемена лозунгов не приведет к победе.
   С точки зрения военной, в германской армии ничего особенного нет и в танках, и в артиллерии, и в авиации.
   Значительная часть германской армии теряет свой пыл, имевшийся в начале войны.
   Кроме того, в германской армии появилось хвастовство, самодовольство, зазнайство. Военная мысль не идет вперед, военная техника отстает не только от нашей, но Германию в отношении авиации начинает обгонять Америка.
   Как могло случиться, что Германия одерживает победы?
   1. Это удалось Германии потому, что ее разбитая армия училась, перестроилась, пересмотрела старые ценности.
   2. Случилось это потому, что Англия и Франция, имея успех в прошлой войне, не искали новых путей, не учились. Французская армия была господствующей армией на континенте.
   Вот почему до известного момента Германия шла в гору.
   Но Германия уже воюет под флагом покорения других народов.
   Поскольку старый лозунг против Версаля объединял недовольных Версалем, новый лозунг Германии - разъединяет.
   В смысле дальнейшего военного роста германская армия потеряла вкус к дальнейшему улучшению военной техники. Немцы считают, что их армия самая идеальная, самая хорошая, самая непобедимая. Это неверно.
   Армию необходимо изо дня в день совершенствовать.
   Любой политик, любой деятель, допускающий чувство самодовольства, может оказаться перед неожиданностью, как оказалась Франция перед катастрофой.
   Еще раз поздравляю вас и желаю успеха.

1-е выступление товарища Сталина на приеме.

   Разрешите поднять тост за наши руководящие кадры академий, за начальников, за преподавателей, за ликвидацию отставания в деле изучения современной материальной части.
   Почему образовалось отставание? Потому, во-первых, что преподавателям легче преподавать уже знакомую старую технику. Чтобы учить слушателей на новой материальной части, надо ее знать и изучить самими преподавателями. Надо переучиваться. В академиях учат на старых программах. В этом первая причина. Вторая причина в том, что наши снабжающие органы в армии не дают новую технику в школы и академии. Эту новую технику необходимо дать нашим слушателям для изучения, для ликвидации отставания наших школ и академий.

2-е выступление товарища Сталина на приеме.

   За здоровье артиллеристов! Артиллерия - самый важный род войск. Артиллерия - бог современной войны. Артиллерия имеется во всех родах войск: в пехоте, в танках, на самолетах.
   За здоровье танкистов! Танки - ездящая, защищенная броней, артиллерия. Артиллерию можно на танках довести до 130 мм.
   За здоровье авиаторов! Существует авиация двух родов. Авиация дальнего действия, это авиация налета по тылам, авиация для партизанских действий, авиация диверсии, но она не имеет большого значения. Решающее значение имеет авиация ближнего боя, которая недооценивалась, которая была в загоне. Речь идет об авиации, непосредственно взаимодействующей с артиллерией, с танками, с пехотой. Речь идет об авиации истребительной, штурмовой, пикирующей.
   За здоровье конников!
   Мы их немного сократили, но и сейчас роль кавалерии исключительно велика и у нас ее не мало.
   Роль кавалерии в современной войне исключительно велика. Она будет развивать успех после прорыва фронта. Она будет преследовать отходящие части противника, вклиниваться в прорыв. В частности, она обязана, преследуя отходящие части артиллерии, не дать возможность выбрать новые огневые позиции и на них остановиться.
   За здоровье наших связистов, за здоровье наших славных пехотинцев!
   Я не называл пехоту здесь. Пехота современная - это люди, одетые в бронь, это самокатчики, танкисты.
   О значении самозарядной винтовки.
   Один боец с самозарядной винтовкой равен 3 бойцам, вооруженным обыкновенной винтовкой.

3-е выступление товарища Сталина на приеме.

   Выступает генерал-майор танковых войск.
   Провозглашает тост за мирную сталинскую внешнюю политику.
   Товарищ Сталин - Разрешите внести поправку.
   Мирная политика обеспечивала мир нашей стране. Мирная политика дело хорошее. Мы до поры, до времени проводили линию на оборону - до тех пор, пока не перевооружили нашу армию, не снабдили армию современными средствами борьбы.
   А теперь, когда мы нашу армию реконструировали, насытили техникой для современного боя, когда мы стали сильны - теперь надо перейти от обороны к наступлению.
   "Проводя оборону нашей страны, мы обязаны действовать наступательным образом. От обороны перейти к военной политике наступательных действий. Нам необходимо перестроить наше воспитание, нашу пропаганду, агитацию, нашу печать в наступательном духе. Красная Армия есть современная армия, а современная армия - армия наступательная.

Из дневника заместителя председателя Совета Народных Комиссаров СССР В.А. Малышева.

   Дальше товарищ Сталин говорил о внешней политике:
   "До сих пор мы проводили мирную, оборонительную политику и в этом духе воспитывали нашу армию. Правда, проводя мирную политику, мы кое-что заработали! (здесь т. Сталин намекнул на Зап. Украину и Белоруссию и Бессарабию). Но сейчас положение должно быть изменено. У нас есть сильная и хорошо вооруженная армия".
   И далее… "хорошая оборона - это значит нужно наступать. Наступление - это самая лучшая оборона".
   Мы теперь должны вести мирную, оборонную политику с наступлением. Мы теперь должны переучивать свою армию и своих командиров. Воспитывать их в духе наступления".

Цит. по кн.: О.В. Вишлев. Накануне 22 июня 1941 года. М., 2001. С. 176-184.


   Примечания:
   [1] Гамелен М.Г. - главком французскими сухопутными силами в 1939-1940 гг. Айронсайд У.Э. - главком вооруженными силами Великобритании в 1938-1940 гг.
   [2] Версальский мир - Версальский мирный договор 1919 г., завершивший Первую Мировую войну. Продиктован державами-победительницами (США, Великобританией, Францией и др.) побежденной Германии. От Германии отторгались немалые территории. Сухопутная армия Германии сводилась к минимуму в 100 тыс. чел. Германия обязывалась платить большие репарации и т.д. "Версаль" является, по мнению многих историков, бомбой замедленного действия, взорвавшей мир через 20 лет.

к оглавлению