Гуманитарная кафедра

   Экклезиаст - значит Проповедник. Это библейский текст, одна из самых поздних частей Ветхого Завета. Книга эта отмечена глубоким пессимизмом. Картина Вселенной, данная здесь, печальная, не оставляет надежды на преобразование бытия. В этом смысле Экклезиаст как бы выпадает из Библии, текстам которой, с их трагическим пафосом и мощью, чужда меланхолия. Но, может быть, это поэтическое напоминание о земном неблагополучии важно как побуждение к действию, к выбору между смирением и борьбой, между безнадежностью и поиском духовного смысла человеческого бытия?
   Напишите небольшое сочинение на тему "Предназначение человека на земле"

Книга Экклезиаста

   Глава 1

Экклезиаст. Бронза. А. Эткало    Слова Проповедующего в собрании, сына Давидова, царя в Иерусалиме:
   Суета сует, - сказал Проповедующий, - суета сует: всё суета.
   Что пользы человеку от всех его трудов, над чем он трудится под солнцем?
   Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек.
   Восходит солнце, и заходит солнце, и на место свое поспешает,
   Чтобы там опять взойти;
   Бежит на юг и кружит на север, кружит, кружит на бегу своем ветер,
   И на круги свои возвращается ветер;
   Бегут все реки в море, - а море не переполнится,
   К месту, куда реки бегут, -
   Туда они продолжают бежать;
   Всё - одна маята, и никто рассказать не умеет, -
   Глядят, не пресытятся очи, слушают, не переполнятся уши.
   Что было, то и будет, и что творилось, то творится,
   И нет ничего нового под солнцем.
   Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
   А уже было оно в веках, что прошли до нас.
   Не помнят о прежнем - так и о том, что будет, -
   О нем не вспомнят те, кто будут позднее.
   Я, Проповедующий, царил над Израилем в Иерусалиме,
   И предал я сердце тому, чтобы мудростью изучить и изведать
   Всё, что делается под небесами:
   Тяжкую задачу дал бог решать сынам человека!
   Видел я все дела, что делаются под солнцем,
   И вот - всё это тщета и ловля ветра:
   Кривое нельзя расправить, и чего нет, нельзя исчислить!
   Сам себе промолвил я так:
   Вот я мудрость свою умножил более всех,
   Кто был до меня над Иерусалимом,
   И много видело сердце мое и мудрости и знанья.
   Так предам же я сердце тому, чтобы мудрость познать,
   Но познать и безумье и глупость, -
   Я узнал, что и это - пустое томленье,
   Ибо от многой мудрости много скорби,
   И умножающий знанье умножает печаль.

   Глава 2

   Я сказал себе: давай испытаю тебя весельем, -
   Познакомься с благом!
   Но вот - это тоже тщета;
   О смехе промолвил я: он безумен,
   И о веселии: что оно творит?
   Попытался я увлечь свою плоть вином,
   И хотя сердце оставалось мудрым,
   Придержаться и глупости, пока не увижу,
   Как лучше поступать сынам человека под небесами
   За считанные дни их жизни?
   Я великие делал дела,
   Я виноградники насаждал, я дома себе строил,
   Я устроил себе цветники и сады, насадил в них дерев плодовых,
   Я устроил себе пруды - орошать из них рощи, растящие деревья,
   
   Приобрел я рабов и наложниц, и были у меня домочадцы,
   А коров и овец приобрел я больше, чем все до меня в Иерусалиме;
   Серебра и золота я тоже собрал и сокровищ от царей и сатрапий,
   Завел я певцов, и певиц, и наслажденье людей - плясунов и плясуний.
   И стал велик я более всех, кто был до меня в Иерусалиме
   (А мудрость осталась со мною),
   Ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им,
   
   Ни от какой я радости не удерживал сердце:
   Ибо ликовало мое сердце из-за моих трудов, -
   Ведь была мне вся эта доля из-за моих трудов!
   Но оглянулся я на дела, что сделали мои руки,
   И на труды, над чем я трудился, -
   И вот, всё - тщета и ловля ветра,
   И нет в том пользы под солнцем!
   И я оглянулся - посмотреть на мудрость, на безумье и глупость, -
   Ибо что может тот, кто следует царю? То, что делали раньше!
   И увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость,
   Как полезнее свет, чем тьма:
   У мудрого есть глаза, а глупый, бродит во тьме, -
   Но и то я узнал, что единая участь постигнет их всех.
   И подумал я про себя:
   Раз участь глупца и меня постигнет,
   То зачем же я был столь премудрым?
   И сказал я себе, что это тоже - тщета,
   Ибо вместе с глупцом и о мудром вовек не вспомнят,
   Потому что в грядущие дни всё будет давно забыто, -
   Как же это мудрый должен равно с глупцом умирать?
   И возненавидел я жизнь,
   Ибо злом показалось мне дело, что делается под солнцем,
   Ибо всё - тщета и ловля ветра.
   И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем,
   Потому что оставлю его человеку, что будет после,
   И кто знает, мудрый ли он будет или глупый, -
   А будет владеть моими трудами,
   Над чем я трудился, явив себя мудрым под солнцем:
   Это тоже - тщета.
   И обратил я к отчаянью сердце
   Из-за всего труда, над чем я трудился под солнцем, -
   Ибо был человек, чей труд был мудрым, умелым, успешным, -
   А отдаст свою долю тому, кто над ней не трудился, -
   Это - тоже тщета и большое зло.
   Что же остается человеку
   За его труды и томление сердца,
   Над чем он трудится под солнцем?
   Ибо все его дни - печали, и заботы его - это скорби,
   Даже ночью нет сердцу покоя,
   Даже это - тоже тщета.
   Нет человеку блага, кроме как есть и пить -
   Чтобы было ему хорошо от его труда;
   И, однако, я увидел, что и это дано от бога,
   Ибо кто, и поевши, узнает вкус без него?
   Ибо тому, кто благ для него, дает он мудрость, и знанье, и радость,
   А тому, кто согрешает, дает он заботу: копить и сбирать,
   Чтобы отдать тому, кто благ для бога, -
   Это тоже тщета и ловля ветра.

   Глава 3

   Всему свой час, и время всякому делу под небесами:
   Время родиться и время умирать,
   Время насаждать и время вырывать насажденья,
   Время убивать и время исцелять,
   Время разрушать и время строить,
   Время плакать и время смеяться,
   Время рыданью и время пляске,
   Время разбрасывать камни и время складывать камни,
   Время обнимать и время избегать объятий,
   Время отыскивать и время дать потеряться,
   Время хранить и время тратить,
   Время рвать и время сшивать,
   Время молчать и время говорить,
   Время любить и время ненавидеть,
   Время войне и время миру.
   Что пользы творящему в том, над чем он трудится?
   Я понял задачу, которую дал бог решать сынам человека:
   Всё он сделал прекрасным в свой срок,
   Даже вечность вложил им в сердце, -
   Но чтоб дела, творимые богом,
   От начала и до конца не мог постичь человек.
   Я узнал, что блага нет человеку,
   Кроме как есть, и пить, и делать благое в жизни,
   
   Но даже если кто ест, и пьет, и видит благо в труде,
   То это - божий дар.
   Я узнал: всё, что бог творит, - это будет вовек:
   Нельзя ничего прибавить, и нельзя ничего отнять,
   А сотворил так бог, чтобы его боялись.
   Что было - уже есть, и чему быть - уже было,
   А исчезнувшее бог отыщет.
   И то еще я увидел под солнцем:
   Место суда - а там нечестье,
   Место праведного - а там нечестивый.
   Подумал я про себя:
   Праведного с нечестивым бог рассудит,
   Ибо там есть время для каждой вещи и каждого дела.
   Подумал я про себя:
   Это бог - ради человеков, чтобы их просветить,
   Дабы поняли сами, что они -это скот, и только!
   Ибо участь сынам человека и участь скоту-
   Одна и та же им участь:
   Как тому умирать, так умирать и этим,
   И одно дыханье у всех, и не лучше скота человек;
   Ибо всё-тщета.
   Всё туда же уходит,
   Всё - из праха, и всё возвратится в прах;
   Кто знает, что дух человека возносится ввысь,
   А дух скота - тот вниз уходит, в землю?
   Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам,
   Ибо в этом и доля человека, -
   Ибо кто его приведет - посмотреть, что будет после?

   Глава 4

   И еще я увидел все угнетение, творимое под солнцем:
   Вот слезы угнетенных, - а утешителя нет им,
   И в руке угнетателя - сила, а утешителя нет им!
   И прославил я мертвых, - что умерли давно, -
   Более, чем живых, - что живут поныне;
   Но больше, чем тем н другим, благо тому, кто совсем не жил,
   Кто не видел злого дела, что делается под солнцем.
   Поглядел я на весь труд, - а весь успех работы -
   Зависть человека к другому человеку;
   Это - тоже тщета и ловля ветра:
   Глупец сложит руки, а завистью себя пожирает!
   Лучше покоя на одну ладонь,
   Чем полные горсти тщеты и ловли ветра.
   И еще я увидел тщету под солнцем:
   Есть одинокий, и с ним никого: ни сына, ни брата,
   И нет конца всем его трудам,
   И не сыты его очи богатством:
   "И для кого я тружусь и себя лишаю блага?"
   Вдвоем быть лучше, чем одному,
   Ибо есть им плата добрая за труды их;
   Ибо если упадут - друг друга поднимут;
   Но горе, если один упадет, а чтоб поднять его - нет другого,
   Да и если двое лежат -.тепло им; одному же как согреться?
   И если кто одного одолеет,
   То двое вместе против него устоят;
   И втрое скрученная нить не скоро порвется.
   Лучше бедный мальчик, но умный, чем царь престарелый, но глупый,
   Что уже не умеет понять предостереженья -
   Ибо этот из темницы выйдет царить,
   Ибо тот рожден даже в царственном сане нищим;
   Видел я, как всё живое, всё, что движется под солнцем, -
   Вместе с мальчиком, с тем другим, кто займет его место:
   Нет конца народу, всем, кто был поначалу!
   Но не порадуются ему те, кто будут позже, -
   Ибо это тоже тщета и пустое томленье.

   Глава 5

   Следи, как ступаешь, в дом божий идя:
   Подойти, чтобы слушать, лучше, чем жертвы приносить с глупцами,
   Ибо, сами не зная, творят они зло.
   Не торопись языком и в сердце своем не спеши
   Слово вымолвить, предстоя перед богом:
   Ибо бог - на небесах, а ты - на земле,
   Потому да будут твои речи кратки.
   Ибо возникает мечтанье из множества забот,
   И речь глупца - из множества слов.
   Что ты богу обещал по обету - то исполни неотложно,
   Ибо не жалуют глупцов: обещал - исполни!
   Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить;
   Не давай устам ввести тебя в грех,
   И посланцу не говори, что случилась ошибка:
   На звук твоей речи зачем гневаться богу,
   И дело твоих рук зачем губить?
   Ибо от множества мечтаний - много тщетных слов,
   Ибо бога ты должен бояться.
   Если увидишь в стране угнетение бедных,
   Извращение суда и правды -
   Не удивляйся таким делам:
   Ибо начальник за начальником следит, а за ними - начальство;
   Но польза земли - во всем: и царю служит поле!
   Любящий деньги не насытится деньгами,
   Ни доходом - тот, кто любит копить:
   Это тоже тщета.
   Чем больше добра, тем больше едоков,
   А владельцу какая прибыль? Разве что посмотрит!
   Сладок сон работящего, поел ли мало он или много,
   А сытость богача не даст ему сном забыться:
   Есть злой недуг, - видал я под солнцем, -
   Богатство, хранимое на беду владельцу!
   А пропадет то богатство среди тяжкой заботы, -
   Породивши сына, он тому ничего не оставит,
   Ибо как вышел он наг из утробы материнской,
   Так вернется, чтоб уйти, как пришел,
   И за труд свой в руке унести ничего не сможет.
   И это тоже -злой недуг:
   Одинаково всякий как приходит, так уходит,
   И что пользы ему, что трудился на ветер?
   И все-то дни свои он ест во тьме,
   И много скорбей, и болезни у него, и злобы!
   Вот что я увидел благого:
   Что прекрасно есть, и пить, и видеть благо в своих трудах -
   Над чем кто трудится под солнцем
   
   В считанные дни своей жизни, что дал ему бог, -
   Ибо то его доля.
   Так и всяк человек - кому дал бог добра и богатства,
   И дал ему власть воспользоваться ими,
   И брать свою долю, и радоваться своим трудам, -
   То это есть божий дар:
   Ибо нечего ему вспоминать о днях своей жизни,
   Ибо бог посылает ему ответ в его радости сердца.

   Глава 6

   Есть зло, что я увидел под солнцем, велико оно для людей:
   Человек, кому бог дал добра, и богатства, и почета,
   И все у него есть, чего б душа ни пожелала, -
   Но не дано ему богом власти воспользоваться этим,
   Так что пользуется чужой человек, -
   Это - тщета и злая болезнь.
   Если сотню сынов породит и многие годы пребудет,
   То сколько бы лет ни прожил,
   Но коль душа не насытилась благом
   Или если не было ему погребенья, -
   Я подумал: лучше выкидышу, чем ему.
   Ибо в тщете тот пришел и во тьму уйдет,
   И тьмою его имя сокрыто,
   Даже солнца не знал и не ведал -
   Но тому покойней, чем ему:
   Если 6 даже дважды две тысячи лет он прожил,
   А блага не видел -
   То разве всё не туда же уходит?
   Трудится человек для рта, а сам недоволен:
   Ибо чем превосходит мудрый глупца,
   Чем - бедный, кто умеет лицом к лицу быть с жизнью?
   Лучше зримое очами, чем то, к чему тянется душа,
   Это тоже - тщета и ловля ветра.
   Всё, что было, уже имеет имя,
   И каково оно - известно:
   Человек не может тягаться с сильнейшим, чем он,
   Ибо много есть слов, что множат тщету, -
   И чем от них лучше человеку?
   Ибо кто знает, что есть благо человеку в жизни
   В считанные дни его тщетной жизни?
   А ее он сделал себе сенью,
   Потому что - кто же объявит человеку,
   Что будет после него под солнцем?

   Глава 7

   Лучше доброе имя, чем добрый елей,
   И день смерти лучше дня рождения.
   Лучше пойти в дом плача, чем пойти в дом пира,
   Потому что таков конец для всякого человека,
   И живой это сердцем запомнит.
   Лучше скорбь, чем смех, ибо с худым лицом добреет сердце, -
   Сердце мудрых в доме плача, а сердце глупых в доме веселья.
   Лучше слушать от мудрого порицанье,
   Чем слушать человеку песню глупца,
   Ибо как терниев треск на костре под котлом, так и смех глупца:
   И это - тоже тщета.
   [Лучше бедность, чем неправедная нажива],
   
   Ибо лихва превращает мудреца в безумца,
   А подачка разрушает сердце.
   Лучше конец дела, чем начало дела,
   Лучше терпение, чем гордыня:
   Не спеши скорбеть, ибо скорбь обитает в груди глупцов,
   Не говори: "Как случилось, что прежние дни были лучше этих?",
   Ибо не от мудрости ты спросил об этом.
   Наравне с наследием мудрость - благо,
   Даже лучше она для видящего солнце:
   Ибо под сенью мудрости - под серебряной сенью
   А польза знания: мудрость знающему жизнь продлевает.
   Посмотри на деяния бога,
   Ибо кто может расправить, что он искривил?
   В день благой будь блажен, а в день худой - пойми:
   Бог наравне с тем днем и этот создал,
   Чтобы после себя человек не нашел ничего.
   Всякое я видел в мои тщетные дни:
   Есть праведник, гибнущий в праведности своей,
   И есть нечестивец, долговечный в своем нечестье:
   Не очень будь праведным и не слишком мудрым -
   Зачем тебе ужасаться?
   Не очень будь нечестивым и не будь глупцом -
   Зачем тебе умирать до срока?
   Благо, если ты придержишься одного
   И от другого не отпустишь руку, -
   Но боящийся бога от всего уйдет.
   Только вот это я нашел: что сделал бог человека прямым
   Они же ищут многих ухищрений.

   Глава 8

   Кто подобен мудрецу, кто знает толкование слова:
   "Мудрость человека просветлит его лик,
   И переменится дерзость его лика"?
   По мне - приказ царя соблюдай,
   Но только ради клятвы перед богом;
   Не спеши от него идти, при деле злом не присутствуй,
   Ибо всё, что желает, творит он,
   Потому что царское слово властно,
   И кто ему скажет: "Что творишь ты?",
   Мудрость поможет мудрому лучше,
   Чем в городе десять могучих,
   Ибо праведника нет на земле такого,
   Чтобы благо творил и не погрешил бы.
   И не все, что говорят, принимай ты к сердцу,
   Чтоб не слышать, как клянет тебя раб твой, -
   Ибо сколько раз было - твое сердце знает,
   Что и сам ты тоже клял других.
   Мудростью поверял я всё это,
   Думал: "Стану мудрым", - а она от меня далека.
   Далеко то, что было, и глубоко, -
   Глубоко - кто его отыщет?
   Старался я и сердце мое
   Узнавать, и разведывать, и разыскивать замысел и премудрость, -
   Чтоб узнать, что нечестие - глупость, а глупость - безумье.
   А горше смерти нахожу я женщину, потому что она - ловушка
   И сердце ее - тенета, и руки ее - узы;
   Кто благ для бога, ее избежит, а согрешающий попадется.
   Вот это постиг я, - сказал Проповедовавший в собрании, -
   Мало-помалу замысел постигая;
   Что еще искала душа моя, чего не нашел я?
   Мужа - одного из тысячи нашел я,
   Потому что бога он не боялся
   Бывает на земле и такая тщета:
   Есть праведники, а дана им участь в меру деяния нечестивцев,
   И есть нечестивцы, а дана ям участь в меру деяния добрых, -
   Я подумал, что это тоже - тщета;
   И восхвалил я радость, потому что блага нет человеку под солнцем,
   Кроме как есть, и пить, и веселиться,
   И да последует это за трудами дней его жизни,
   Которые дал ему бог под солнцем.
   Когда склонил я сердце мудрость познать
   И увидеть заботу, что создана под солнцем
   (Ибо ни днем, ни ночью сна не знают очи),
   То увидел я всё дело бога:
   Что не может человек найти суть дела, что делается под солнцем,-
   Сколько б ни трудился искать человек - не найдет;
   И если даже скажет мудрец, что сумеет, - не найдет.

   Глава 9

   Ибо это всё я запомнил в сердце,
   Дабы это всё объяснить, -
   Что праведные и мудрые и дела их - в руке у бога:
   Человек не знает, что предстоит -
   Любовь или ненависть? Всё возможно;
   Всё, как всем: одна участь праведному и нечестивцу,
   Благому и чистому - и нечистому;
   Приносящему жертвы - и тому, кто не приносит жертвы,
   Как благому - так и грешному,
   Как клянущемуся всуе - так и боящемуся клятвы;
   Это - беда во всем, что делается под солнцем,
   Ибо участь для всех одна;
   Потому-то осмеливаются люди на зло,
   И пока они живы, в их сердцах - безумье, -
   А после этого - к мертвым.
   Ибо тому, кто сопричислен ко всему живому, есть надежда,
   Ибо живой собаке лучше, чем мертвому льву;
   Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают,
   И нет им более платы, ибо память о них исчезла,
   А любовь их, и ненависть их, и зависть - это сгинуло давно,
   И доли нет им более в мире,
   Во всем, что делается под солнцем.
   Так ешь же в радости хлеб твой и с легким сердцем пей вино,
   Ибо бог уже давно предрешил твои деянья.
   Во всякое время да будут белы твои одежды,
   И пусть не оскудевает на голове твоей умащенье;
   Наслаждайся жизнью с женщиной, которую любишь,
   Все дни твоей тщетной жизни,
   Потому что дал тебе он под солнцем
   Все твои тщетные дни,
   Ибо это - твоя доля в жизни и в твоих трудах
   Над которыми сам ты трудишься под солнцем.
   Всё, что готова рука твоя делать, - в меру сил твоих делай,
   Ибо нет ни дела, ни замысла, ни мудрости, ни знанья
   В преисподней, куда ты уходишь.
   И еще довелось мне увидеть под солнцем,
   Что не быстрым удача в беге, не храбрым - в битве
   И не мудрым - хлеб, не разумным - богатство
   И не сведущим благословенье,
   Но срок и случай постигает их всех;
   Ибо так и человек не знает срока,
   Как рыбы, захваченные злою сетью,
   И как птицы, попавшие в сидок, -
   Как они, в злой час уловляются сыны человеков,
   Когда он внезапно их настигнет.
   Также ту я видел мудрость под солнцем,
   И велика она мне показалась:
   Небольшой городок, и людей в нем мало,
   А вышел против него великий царь,
   И осадил его, и воздвиг великие осадные валы, -
   Но нашелся в нем мудрый бедный человек,
   И он умел избавить город мудростью своею, -
   Но никто не вспомнил того бедного человека.
   И я подумал: лучше мудрость, чем храбрость,
   Но мудрость бедного презирают и не слушают его речей:
   Речи мудрого в спокойствии слышнее,
   Нежели крик начальника глупцов;
   Блага в мудрости больше, чем в орудиях войны, -
   Но один согрешающий погубят много блага.

   Глава 10

   От подыхающих мух смердит и бродит елей умащенья,
   Немного глупости перевесит почет и мудрость.
   Думы мудрого дельны, а думы глупого бездельны,
   И даже на пути, которым глупец идет, ему не хватает смысла,
   А он говорит о каждом: "Вот глупец!"
   Если прогневится на тебя начальник - не покидай своего места,
   Ибо уступчивость прекращает большие грехи.
   Есть зло, - видал я под солнцем, -
   Что от имеющего власть исходит заблужденье:
   Поставлена глупость на высокие посты,
   А достойные внизу пребывают.
   Видел я рабов на конях
   И князей, шагавших пешком, как рабы!
   Копающий яму в нее упадет,
   И сносящего стенку укусит змея.
   Разбивающий камни о них ушибется,
   И колющему дрова от них угроза.
   Если затупело железо, - не заточив лезвие, только силы потратишь:
   Польза-мудростью преуспеет!
   "Если прежде заклинания змея укусит, то в болтунах уже пользы нет,
   Речи мудрого - благостыня, а уста глупца его же и поглотят:
   Начало речей его - глупость,
   И конец речей его - злое безумье, -
   А глупец все множит слова.
   Не знает человек, что будет,
   И о том, что случится после, кто ему объявит?
   Труды глупца его утомят,
   Потому что не знает он дороги в город!
   Горе тебе, страна, чей царь - невольник
   И чьи князья пируют спозаранку,
   Блаженна ты, страна, чей царь - свободный
   И чьи князья едят в положенное время,
   Для укрепления мужества, а не для пьянства.
   
   От ленивых рук обрушится остов дома,
   И кто опускает руки, у того протекает крыша;
   Для того чтоб смеяться, ставят хлеб на столы,
   И увеселяет жизнь вино;
   А деньги всё разрешают.
   Даже в мыслях не кляни царя,
   И в спальном покое не кляни богатых,
   Ибо птицы небесные перенесут твою речь,
   И пернатые объявят дело.

   Глава 11

   Посылай свой хлеб по водам,
   Ибо спустя много дней ты его найдешь,
   Давай доли семи и даже восьми,
   Ибо ты не знаешь, какая беда на земле может статься:
   Если наполнятся тучи, то на землю дождь они проливают,
   И если упало дерево, - на юг ли, на север, -
   То дерево - там, куда оно упало.
   Следящий за ветром не будет сеять,
   И глядящий на тучи не будет жать:
   Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье
   И кости откуда в беременной утробе,
   Так не знаешь ты дел бога, создающего всё.
   Сей семена с утра и руке до вечера не давай отдохнуть,
   Ибо ты не знаешь, что удастся - то или это,
   Или то и другое равно хорошо.
   И сладок свет, и благо очам - видеть солнце,
   Ибо если много дней человек проживет,
   То да радуется каждому из них --
   И помнит о днях темноты, ибо тех будет больше:
   Всё, что наступит, - тщета.
   Радуйся, юноша, молодости своей,
   И в дни юности твоей да будет сердцу благо;
   И ходи по путям, куда влечет тебя сердце,
   И по зримым твоими очами,
   
   И знай, что за всё это бог призовет тебя к суду;
   Но скорбь отвергни от сердца
   И худое отведи от плоти,
   Ибо молодость и черные волосы - тщета.

   Глава 12

   И о своем создателе помни с юных дней,
   Еще до поры, как настанут дни худые
   И приблизятся годы, о которых ты скажешь: "Я их не хочу", -
   До поры, как затмится солнце,
   И свет, и луна, и звезды,
   И после дождя будут снова тучи, -
   В день, когда трясущимися станут обходящие дом,
   И скрючатся твои бойцы,
   И будут мельничихи праздны, ибо станет их мало,
   И потускнеют глядящие в окошки,
   И запрутся на улицу двери,
   Как затихнет голос зернотерок,
   И еле слышен станет голос птиц,
   И поющие девушки притихнут;
   Малого холмика станешь бояться,
   И препоны будут на дороге,
   И цветы миндаля опадут,
   И наестся саранча,
   И осыплется каперс желанья -
   Ибо уходит человек в свой вечный дом,
   И наемные плакальщики на улице кружат;
   До поры, как порвется серебряный шнур,
   И расколется золотая чаша,
   И разобьется кувшин у ключа,
   И сломается ворот у колодца.
   И прах возвратится в землю, которою он был,
   И возвратится дыхание к богу, который его дал.
   Суета сует, - сказал Проповедовавший в собрании, - всё суета.
   А сверх того, что был мудрым Проповедующий, он еще учил
   народ знанию, и взвешивал, и исследовал, и складывал многие притчи.
   Искал Проповедующий, как найти слова дельные и написанные верно,
   слова истины.
   Слова у мудрых - как стрекало погонщика,
   И как вбитые гвозди - у собирателей пословиц:
   От единого пастыря даны.
   А кроме них, мой сын, остерегись:
   Много книг составлять - конца не будет,
   И много читать - утомительно для плоти.
   Послушаем всему заключенье:
   Бога бойся, храни его заветы,
   Ибо это каждому подобает,
   Ибо всякое дело бог призовет к суду

П.С.Таранов "Анатомия мудрости". Симферополь. 1997.

Rambler's Top100