Гуманитарная кафедра

Ананьев Д.А.

Роберт Колз о ценностях, которыми руководствуются американцы

   Нельзя не признать, что за последние 20-30 лет отношение к Америке и американцам в России претерпело радикальные изменения и эволюционировало от полного преклонения (во всяком случае, со стороны очень значительной части общества) до стойкого неприятия. Как представляется, столь крайние проявления симпатии и антипатии, в сущности, объясняются слабым знанием и пониманием американской культуры, национального характера и базовых ценностей, которые присущи американскому обществу. Впрочем, далеко не все американцы сами смогли бы дать четкий ответ на вопрос, какими ценностями они руководствуются, даже если интуитивно понимают, что соответствует "американскому взгляду на вещи", а что - не соответствует.
   Среди немногих исследователей, пытавшихся определить базовые ценности американцев, был Р. Колз, долгое время занимавший должность директора по вопросам повышения квалификации Информационного агентства США, а затем работавший в Международном центре "Меридиан" (г. Вашингтон). В 1950-х гг. Р. Колз вместе со своей супругой жил в Корее, где построил сиротский приют, основал несколько школ, а затем работал в Христианском детском фонде, совершая регулярные поездки по странам Юго-Восточной Азии и Индии. В 1960 г. он вернулся в США, где получил степень магистра гуманитарных наук в Колумбийском университете и доктора философии в Университете Нью-Йорка. Следующим местом работы стал Корпус Мира, его головное отделение в Вашингтоне, где Р. Колз обучал добровольцев, направлявшихся в Корею, Бразилию, Тунис и Ливию.
   Работая в Информационном агентстве США, а затем в центре "Меридиан", Р.Колз обобщил накопленный преподавательский опыт и опубликовал несколько книг и статей, содержавших рекомендации американцам, отправлявшимся за границу, а также иностранцам, прибывшим в США. Своей главной целью Р. Колз считал содействие сближению и взаимопониманию представителей разных культур, что было невозможно без выявления и изучения основных ценностей, которыми руководствуются жители разных стран. Среди прочего, Р.Колз составил перечень и дал характеристику 13 базовых ценностей, присущих его соотечественникам - американцам. Результаты проделанной им работы были вкратце изложены в статье "Ценности, по которым живут американцы", опубликованной в 1984 г. Опыт общения с представителями других культур помог Р.Колзу выявить специфические черты характера и поведения американцев, которые вызывали наиболее острую реакцию и зачастую непонимание со стороны иностранцев. Примеров такого непонимания более чем достаточно. Так, Р. Колз отмечает, что большинство американцев не станут предлагать свою помощь человеку, пытающемуся найти нужный адрес в незнакомом городе, ограничившись рассказом, иногда очень подробным, о том, как можно добраться до места самостоятельно. С точки зрения иностранцев, такое поведение и отношение нельзя назвать дружелюбным, тогда как сами американцы свято верят в то, что любой взрослый человек всегда предпочтет решать свои проблемы самостоятельно и сочтет предложение "проводить или подвезти до места" унизительным. Необходимо также сделать важное замечание о том, что все ценности, перечисленные Р. Колзом, с точки зрения американцев, носят безусловно положительный характер, хотя во многих странах отношение к ним было бы совершенно иным - даже прямо противоположным.
   На 1-е место исследователь поставил стремление американцев к "личному контролю над окружающим миром" (personal control over the environment). Американцы более не верят в судьбу, рок, фатум и с сожалением смотрят на людей, считающих себя фаталистами. С точки зрения американцев, вера в судьбу свидетельствует об отсталости, примитивности, безнадежной наивности, суеверности или даже лени, нежелании проявить инициативу и изменить жизнь к лучшему. Более того, американцы готовы вменить человеку в обязанность изменение окружающего мира, поскольку считают, что для человека нет ничего невозможного. Если бы это было не так, американцы никогда бы не высадились на Луну.
   2. Не менее важна вера американцев в позитивность и желательность любых изменений, в то, что любые изменения - к лучшему. Изменения - это прогресс, развитие, рост, улучшение. В этом американцы заметно отличаются от представителей многих азиатских культур, которые привыкли страшиться изменений и сулят их своим недругам в качестве проклятия. От себя добавим, что события последних лет - например, террористическая атака 11 сентября 2001 г., некоторые ограничения личных прав и свобод, вряд ли воспринимаются американцами позитивно, но они убеждены, что все это - сугубо временные явления.
   3. Контроль над временем. Для большинства американцев принципиальное значение имеет контроль над временем и умение правильно им распорядиться. Американцы придают огромное значение графикам, расписаниям, распорядку дня, и часто отдают им предпочтение, если приходиться выбирать между соблюдением заранее спланированного расписания или поддержанием дружеской беседы, личным общением и т.п. Р. Колз приводит перечень выражений со словом "время", существующих в английском языке, чтобы подчеркнуть, какое значение имеет время в жизни американцев. Справедливости ради, отметим, что и в русском языке существуют эквивалентные выражения - русские тоже стремятся все делать "во время", "экономят" время, "тратят", "теряют" и даже "убивают". Вместе с тем, в своей повседневной жизни американцы действительно демонстрируют куда больше уважения к своему и чужому времени, не уделяют его больше, чем обещали, и не требуют больше, чем им было обещано. С точки зрения американцев, разумное использование времени позволяет больше успеть и большего добиться. Подтверждением тому служит длинный перечень достижений американского общества - прежде всего, в сфере экономики.
   4. Равенство. Концепция равенства у американцев не столь проста. Если представить человеческую жизнь в виде отрезка, то подлинное равенство возможно на его концах - все люди равны в рождении и смерти. Кроме того, все люди в равной степени имеют право на счастье. В середине отрезка реального равенства, безусловно, не существует, но они компенсируют его отсутствие нарочитым пренебрежением к иерархии, статусу, чинам и званиям. В большинстве традиционных обществ ценность социальной иерархии не подвергается сомнению, каждый человек знает с рождения, где "его место". Для американцев такое "знание свого места" представляется чем-то неприемлемым и даже оскорбительным, отсюда их стремление со всеми держаться на равных, что, в свою очередь, может восприниматься как оскорбление представителями многих других культур.
   5. Индивидуализм и право на частную жизнь (privacy). По мнению Р. Колза, американцы, как представители западного мира, не просто демонстрируют индивидуализм, но проявляют его в наиболее крайней форме. Им свойственна вера в уникальность и неповторимость каждого человека, и, как следствие, право каждого человека прожить свою жизнь так, как он считает нужным, право на личное время и пространство, право на уединение, право на личную жизнь. При этом для стороннего наблюдателя такая вера американцев в свою исключительность зачастую и является тем самым общим, что всех их объединяет, а множество "индивидуальных" и неповторимых голосов легко сливаются в общий хор, которым вполне можно управлять и манипулировать.
   6. "Помоги себе сам". Американцы уважительно относятся только к тем людям, которые всего добились сами. "Человек, который сделал себя сам" был и остается образцом для подражания в американском обществе. Р. Колз вновь приводит список слов, существующих в английском языке и начинающихся с префикса "self". Как утверждает автор, в большинстве других языков таких терминов значительно меньше. Справедливости ради заметим, что все приведенные автором английские слова имеют свои соответствия в русском языке, в том числе, "самоуверенность", "самосознание", "самокритика", "самозащита" и т.п. Если следовать логике рассуждений Колза, то и в России люди высоко ценят умение самостоятельно строить свою жизнь.
   7. Конкуренция и свобода предпринимательства. По мнению американцев, конкуренция помогает выявить все лучшее, что есть в человеке. Благодаря конкуренции человек показывает все, на что способен. По этой причине американцев приучают конкурировать друг с другом уже с детства, в семье и в школе. По свидетельству Р. Колза, многие сотрудники Корпуса мира, обучавшие детей в странах Третьего мира, с удивлением обнаружили, что в традиционных обществах конкурентные отношения, тем боле между детьми, не являются нормой, и привычная для американцев модель поведения в школе не работает. Однако, с точки зрения американцев, именно конкуренция и свобода предпринимательской деятельности, вынуждающие человека стремиться к достижению максимального результата, превратили их страну в ведущую экономику мира. Важно отметить, что для американцев вопрос о средствах достижения цели также немаловажен - конкуренция есть правило, и игра идет по правилам, и только поэтому достигается предполагаемый результат. Хаос отнюдь не приветствуется.
   8. Ориентированность на будущее. Американцы не очень интересуются настоящим и мало интересуются прошлым - все их помыслы связаны с будущим, когда, по их твердому убеждению, все будет только лучше. Они не испытывают никакого суеверного страха перед планированием будущего, "загадыванием наперед", что во многих культурах, например, в мусульманских странах, считается чем-то греховным.
   9. Ориентированность на действие/работу. Любимая фраза американцев: "Не стой на месте! Делай что-нибудь!". Смысл жизни для американцев заключается в постоянном труде. Даже отдых они планируют с той лишь целью, чтобы восстановить силы, необходимые для эффективной трудовой деятельности. Среди американцев огромное количество "трудоголиков", готовых "сгореть на работе" и не любящих отрываться от нее даже по вечерам и в официальные выходные. При знакомстве их не столько интересуют личные качества человека, сколько место его работы и характер его деятельности. Данное качество не является исключительно "американским" - во всем мире известно трудолюбие, например, немцев, китайцев, корейцев, японцев. Как представляется, это, действительно, в большой степени обусловлено культурными особенностями, в частности, традиционной этикой (например, конфуцианской или, как в случае, с американцами - протестантской). С точки зрения американцев, бездействие или бездельничанье греховно. Более того, в американском обществе сохраняется уважительное, даже почтительное отношение к физическому труду.
   10. Неформальность (informality). Как уже отмечалось, американцы стараются быть очень неформальными в общении, видя в этом проявление равенства, изначально присущего всем людям. По этой причине боссы многих крупных корпораций требуют от своих подчиненных обращаться к ним по имени. Только в Америке президент может настаивать на том, чтобы его называли "Джимми" или "Билл", как это делали Джеймс Картер и Уильям Клинтон. Стремление к неформальности особенно ярко проявляется в отношении американцев к одежде. В большинстве случаев предпочтение отдается майкам, джинсам и кроссовкам. Все остальное - пиджаки, брюки, платья, даже нарядные свитера - надевается по особо торжественному поводу. При этом нельзя сказать, что американцы в полном смысле безразличны к одежде - они обязательно обратят внимание на тех, кто, с их точки зрения, одевается слишком формально.
   11. Прямота, открытость, честность. С неформальным отношением к общению напрямую связано и другое качество американцев - прямота и открытость в изложении своих взглядов. Американцы не любят говорить намеками и не позволяют это делать другим. Если кто-то, по их мнению, излагает свои мысли слишком туманно, они не постесняются поинтересоваться, что все-таки он имеет в виду и даже могут предложить ему варианты ответа на выбор. Молчание или уход от прямого ответа будет истолкован как проявление скрытности, и такой человек никогда не будет пользоваться доверием.
   12. Практичность и эффективность. Американцы слывут в высшей степени реалистичными и практичными людьми, для которых самого главное - насколько эффективно то или иное решение или действие. Практическая сторона любого дела интересует американцев гораздо больше, чем, скажем, эстетическая или эмоциональная. Любимые вопросы американцев: "Что я буду с этого иметь?", "Смогу ли я на этом заработать?" и "Окупит ли это затраты?". При этом американцы совершенно не боятся действовать методом проб и ошибок.
   13. Материализм/стяжательство. Американцы уделяют первостепенное внимание материальной стороне жизни, при этом для них важно не только умение зарабатывать деньги, но и умение их тратить. Американцы приобретают огромное количество вещей, стараются обзавестись собственным домом, несколькими автомобилями, комплектами бытовой техники, и, учитывая их любовь к переменам, никогда не останавливаются на достигнутом, избавляясь от старых вещей и приобретая новые. Зачастую они оправдывают свою страсть к приобретательству тем, что тем самым "поддерживают американскую экономику и американских производителей", хотя значительная часть приобретаемых ими товаров ввозится из других стран - например, из Китая или Японии.
   Конечно, любое из этих качеств или ценностей может присутствовать и в других культурах, тем более, может быть свойственно отдельным людям, живущим в самых разных странах, но их сочетание в американском обществе, действительно, нельзя не признать уникальным. К сожалению, самобытность американского общества не всегда осознается и принимается во внимание - не только в мире, но и в самой Америке. Многое из американского опыта может быть усвоено и воспроизведено в других странах, но очень трудно создать точную копию американского общества - "вторую Америку". Как представляется, именно эту мысль стремился донести до читателей Р.Колз, составлявший список "ценностей, по которым живут американцы".
   

Текст Р. Колза:
www.uri.edu/mind/VALUES2.pdf(15.01.2008)

Rambler's Top100