Гуманитарная кафедра
|
|
Этот текст, имеющий социально-философское и политическое значение, не обычен. 1 января 1994 г., когда должно было вступить в силу экономическое соглашение о свободе торговли и предпринимательства между США, Канадой и Мексикой, организация, назвавшая себя "Сапатистская Армия Национального Освобождения"(САНО) захватила власть в южномексиканском штате Чьяпас. Его население состоит преимущественно из индейцев. НАФТА позволяла американским кампаниям начать в этом штате добычу полезных ископаемых, что угрожало индейцам потерей Родины. В настоящее время (декабрь 2003 г.) Чъяпас неподконтролен правительственным войскам. Его жители управляются советами старейшин. Один из лидеров САНО называет себя Субкоммманданте Маркос. Об этом человеке известно очень мало. Сам о себе он рассказывал, что он ушел с несколькими друзьями в сельву, чтобы проповедовать индейцам идеи революции... Столкнувшись с древнейшей индейской культурой, он полностью изменился. Он забыл свое прежнее имя, взяв имя погибшего в бою друга, и сейчас он предпочитает не рассказывать о себе, заявляя, что он - "только голос древних мексиканских богов"… по данным мексиканской контрразведки, этот человек 1955 года рождения был профессором философии в одном из университетов Мехико, и действительно около 15 лет назад оставил эту должность и стал жить среди индейцев.
Текст "Семь деталей мировой головоломки" дает представление об идеях, ценностях и образе мыслей т.н. антиглобалистского движения, и, шире - вообще о современном мировом "левом" политическом движении. Этот текст был одним из первых "антиглобалистских текстов", и получил большое распространение. Особенность сапатистов - эффективное использование интернета. Маркос распространяет большое количество статей, стихов, рассказов, философских трактатов через интернет. Этот текст также первоначально был таким образом распространен на испанском языке по мировым средствам массовой информации, переведен на основные языки. Писания Маркоса сочетают запоминающиеся образы, поэзия и четкий анализ процессов внутри современного общества, выражающий определенную позицию. Поэтому его сочинения в последнее время приобретают всю большую популярность именно в качестве социально-философских и критических эссе, самое известное из которых - ниже.
Субкомманданте Маркос (Июнь 1997 г. Горы юго-востока Мексики)
7 деталей мировой головоломки (Неолиберализм в виде головоломки: бесполезное объединение мира, делящее и разрушающее страны)
Для Государства война есть вопрос жизненной важности, это провинция жизни и смерти, путь, ведущий к выживанию или уничтожению. Её углубленное изучение совершенно необходимо.
Сунь-Цзы("Искусство войны")
Нынешняя глобализация, и неолиберализм [1] как всемирная система; всё это следует понимать как новую войну для захвата территорий. Окончание Третьей мировой войны или "холодной войны" не означает того, что мир предолел биполярность и стал стабилен под властью победителя. В результате этой войны, несомненно, был один побеждённый (социалистический лагерь), но трудно сказать, кто оказался победителем. Западная Европа? Соединенные Штаты? Япония? Все они вместе? Дело в том, что поражение "империи зла" (цит. Рейгана и Тэтчер) означало открытие новых рынков без нового хозяина. Поэтому, нужно было начинать борьбу за захват позиций, т.е. завоевать их.
Окончание "холодной войны" поставило международные отношения в новые рамки, в которых новая борьба за эти новые рынки и территории вызвала новую мировую войну, Четвёртую. Это заставило, как и во всех войнах, заново определить роль и место государств. Кроме переопределения государств, мировой порядок вернулся к старым эпохам завоевания Америки, Африки и Океании. Странная эта современность развивается, двигаясь наоборот. Закат ХХ века куда больше похож на дикие предшествовавшие ему столетия, чем на радостное и рациональное будущее из некоторых научно-фантастических романов. Широкие территории, богатства и, главное, квалифицированная рабочая сила мира, где только что закончилась "холодная война", ожидали своего нового хозяина.
Но место для владельца мира есть только одно, а претендентов немало. И для достижения этой цели развязывается новая война, на этот раз, среди тех, кто провозгласил себя "империей добра".
Если Третья мировая война происходила между капитализмом и социализмом (возглавлявшихся соответственно Соединенными Штатами и СССР) и шла на разных сценариях и с различной степенью интенсивности, Четвёртая мировая война ведётся сейчас между крупными финансовыми центрами, и интенсивность её остра и постоянна. С момента окончания Второй мировой войны до 1992 г. в мире было развязано 149 войн. От пещер международного шпионажа до стратосферного пространства так называемой Стратегической Оборонной Инициативы [2], от спущенной с тормозов гонки ядерных вооружений до зверских государственных переворотов в несчастной Латинской Америке, от угрожающих маневров Организации Северо-Атлантического договора до агентов ЦРУ в Боливии времен убийства Че Гевары [3], так неудачно названная, "холодная война" достигла таких высоких температур, что они смогли, наконец, расплавить социалистический лагерь как мировую систему, и ликвидировать его как социальную альтернативу.
Для победителя - капитализма - Третья мировая война стала доказательством благ "тотальной войны" (ведущейся во всех местах и всеми средствами). Однако послевоенный сценарий оказался наделен, как новый театр военных действий, следующими атрибутами: огромные пространства "ничейной земли" (из-за политической, экономической и социальной неразберихи Восточной Европы и СССР), расширяющиеся сверхдержавы (Соединенные Штаты, Западная Европа и Япония), мировой экономический кризис и новая технологическая революция: информатика.
Верховный король капитала, капитал финансовый, начал, таким образом, развитие своей воинственной стратегии по отношению к новому миру и ко всему тому, что оставалось ещё целым от мира старого. Вместе с технологической революцией, подавшей, посредством компьютера, весь мир к их письменным столам и на их полное усмотрение, финансовые рынки навязали планете свои законы и свои понятия. "Глобализация" новой войны есть ни что иное, как глобализация логики финансовых рынков. Государства (и их правительства) из задающих правила игры в экономике перешли в разряд управляемых, вернее, телеуправляемых, по причине осуществления основного принципа финансовой власти: свободного коммерческого обмена. Кроме того, логика рынка овладела всеми аспектами общественной деятельности. Наконец мировая война стала действительно всеобщей!
Одной из первых потерь в этой новой войне оказался национальный рынок. Как пуля, выстреленная внутри бронированной комнаты, война, начатая неолиберализмом, рикошетит из стороны в сторону и ранит того, кто нажал на курок. Одна из главных опор власти современного капиталистического государства - национальный рынок - уничтожен пушечным выстрелом новой эры мировой финансовой экономики. Международный капитализм пожинает свои жертвы, отменяя национальные капитализмы и истощая власть общественных структур. Удар оказался таким мощным и окончательным, что у государств уже нет силы, необходимой для противостояния действию международных рынков, попирающих интересы граждан и правительств. Аккуратно прибранная витрина, ожидавшаяся, как предполагалось, в качестве наследства после окончания "холодной войны" и наступления "нового мирового порядка" разлетелась вдребезги в результате неолиберального взрыва. В новом мировом порядке нет ни демократии, ни свободы, ни равенства, ни братства [4].
На мировой сцене, сложившейся в результате окончания "холодной войны", видно только новое поле битвы, и на нём, как и на любом поле битвы, царит хаос. Ее Результат - уже не горы дымящихся руин и десятки тысяч прерванных жизней, а ещё один квартал, добавляющийся к одному из торговых мегаполисов нового мирового гипермаркета [5], и рабочая сила, реорганизованная для обслуживания нового мирового рынка труда.
Европейский Союз, один из мегаполисов, образовавшихся в результате неолиберализма, является результатом нынешней Четвёртой мировой войны. В этом случае экономическая глобализация смогла стереть границы между государствами-соперниками, с давних времен враждовавшими между собой, и вынудила их объединиться и создать политический союз. От национальных государств к европейской федерации, экономистский путь неолиберальной войны на так называемом "Старом Континенте" будет полон разрушений и руин, одной из которых окажется европейская цивилизация.
Мегаполисы множатся по всей планете. Пространством их возникновения являются интегрированные торговые зоны. Это происходит в Северной Америке, где Договор о Свободной Торговле в Северной Америке (НАФТА, согласно английской аббревиатуре) [6] между Канадой, Соединенными Штатами и Мексикой - не более чем прелюдия к исполнению старой мечты захватчиков из США: "Америка для американцев" [7]. В Северной Африке уже существует Арабский Магрибский Союз (УМА) [8], включающий в себя Марокко, Алжир, Тунис, Ливию и Мавританию, в Южной Африке, на Ближнем Востоке, на Чёрном море, в Тихоокеанской Азии и т.д., по всей планете взрываются финансовые бомбы и заново завоевываются территории.
Мегаполисы замещают страны? Нет. Точнее, не только. Кроме этого, они включают страны в себя и предопределяют их функции, границы и возможности. Целые страны превращаются в отделы неолиберального мегапредприятия. Неолиберализм действует следующим образом: разрушение/обезлюдение с одной стороны и, с другой, восстановление/реорганизация целых регионов и стран, для того, чтобы открыть новые рынки и модернизировать уже существующие.
Если во времена Третьей мировой войны атомные бомбы выполняли задачу навязания другому своей воли, его запугивания, при Четвёртой мировой конфронтации с финансовыми сверхбомбами происходит уже нечто совершенно иное. Это оружие служит для нападения на территории (государства), уничтожая материальную базу национальной независимости (являющейся этическим, юридическим, политическим, культурным и историческим препятствием на пути экономической глобализации) и вызывает качественное обезлюдение этих территорий. Обезлюдение происходит из-за того, что необходимо избавиться ото всех тех, кто бесполезен для новой рыночной экономики (например, от коренных народов). Но кроме всего этого и одновременно с этим, финансовые центры берутся за восстановление государств и реорганизуют их согласно новой логике мирового рынка (развитые экономические модели подавляют слабые или несуществующие общественные отношения).
Этот эффект Четвёртой мировой войны виден на примере сельской местности. Модернизация села, как того требуют финансовые рынки, пытается решить поставленную перед ней задачу роста продуктивности сельского хозяйства, но реальный её результат - разрушение традиционных общественных и экономических отношений на селе. В итоге - массовый исход из сёл в города. Тем временем, в городах рынки работы всё больше переполняются и "справедливостью", которую ждут те, кто ищет лучших условий жизни, оказывается каждый раз всё более неравное распределение доходов.
В зтой новой мировой войне, современной политики, как организатора национального государства, больше не существует. Политика сегодня - это организатор сугубо экономический и политики - лишь современные администраторы фирм. "Национальные" правительства уполномочены администрировать бизнес в различных регионах мира. Это и есть "новый мировой порядок": превращение всего мира в один единый рынок. Страны являются магазинами его отделов с управляющими в виде правительств, новые региональные экономические и политические альянсы каждый раз всё больше похожи на современное торговое соглашение, чем на политическую федерацию. В гигантском мировом гипермаркете свободно перемещаются товары, но не люди.
И речь не только о материальном разрушении национальных государств, ведь кроме него (и насколько это важно, настолько и малоизучено) происходит разрушение историческое и культурное. Достойное индейское прошлое стран Американского континента, блестящая европейская цивилизация, мудрая история азиатских народов, могучая и богатая древность Африки и Океании, все культуры и исторические процессы создавшие нынешние страны подвержены сегодня атаке со стороны "американского образа жизни". Таким образом, неолиберализм объявляет миру глобальную войну: разрушение стран и национальных групп с тем, чтобы отождествить их с североамериканской капиталистической моделью.
Война. Война мировая. Четвёртая. Самая худшая и самая жестокая. Развязываемая неолиберализмом повсеместно и всеми средствами против человечества.Но как и во всех войнах, здесь есть бои, есть победители и побеждённые, и есть обломки разрушенной этой войной реальности. Чтобы попытаться решить абсурдную головоломку неолиберального мира, необходимы многие детали.
Некоторые из них можно найти среди руин, уже оставленных этой войной на поверхности планеты. Может быть, когда хотя бы семь из этих деталей удастся собрать воедино, мы сможем сохранить надежду на то, что этот мировой конфликт не покончит с самым слабым из противников - с человечеством.
Семь деталей, чтобы нарисовать, раскрасить, вырезать и попытаться собрать воедино, вместе с другими деталями, мировую головоломку. Первая - это двойное накопление, накопление богатства и бедности на двух полюсах мирового сообщества. Вторая - это абсолютная эксплуатация абсолютно всего мира. Третья - кошмар скитающейся части человечества. Четвертая - тошнотворная связь между преступностью и властью. Пятая - насилие государства. Шестая - загадка мегаполитики. Седьмая - мешки сопротивления неолиберализму со стороны человечества.
Деталь 1:Концентрация богатства и распределение бедности
Фигура выстраивается путем рисования денежного знака.
В истории человечества, различные общественные модели оспаривали между собой право сделать абсурд основой мирового порядка. Когда наступит время раздачи премий, неолиберализм наверняка займет привилегированное место, ибо его форма "раздачи" общественных богатств состоит не в чем ином, как в распределении двойного абсурда накопления: накоплении богатств в руках некоторых немногих и накоплении бедности среди миллионов людей.
Несправедливость и неравенство уже стали отличительными чертами современного мира. Планета Земля, третья в Солнечной системе, населена 5 миллиардами человеческих существ. На ней только 500 миллионов человек живут при всех удобствах, тем временем как 4 миллиарда 500 миллионов пребывают в бедности и пытаются выжить.
Двойной абсурд в соотношении между богатыми и бедными: богатых мало, бедных много. Количественная разница преступна, но равновесие между этими крайностями достигается за счет богатства: богатые компенсируют своё количественное меньшинство миллиардами долларов.
Золотые звенья финансовых часов превращаются в тяжёлые цепи для миллионов людей. Реальные заработки большей части трудящихся упали, кроме того, следует учесть сокращение персонала на предприятиях, закрытие фабрик и перемещение производственных центров.
Таким образом, концентрация богатства в немногих руках и распределение бедности среди многих плавно вычерчивает знак современного мирового сообщества: зыбкое равновесие абсурдного неравенства.
Разница, которую необходимо преодолеть между богатыми и бедными, просто чудовищна и, кажется, в этом направлении нет ни малейшего сдвига. Точнее он есть, но в направлении противоположном. Далекое от того, чтобы быть смягченным, не говоря уже ликвидированным, социальное неравенство обостряется, и, прежде всего, в развитых капиталистических странах: в Соединенных Штатах между 1983 и 1989 годом 1% самых богатых североамериканцев обладал 61.6% всей совокупности национального богатства страны. 80% самых бедных североамериканцев [*] могли разделить между собой не более 1.2 % от национального богатства. В Великобритании число бездомных удвоилось, количество детей, которые живут только за счёт социального пособия, увеличилось от 7% в 1979 г. до 26% в 1994 г., число британцев, живущих в бедности (определяемой как получение месячного дохода, составляющего менее половины минимальной зарплаты) возросло с 5 миллионов до 13 миллионов 700 человек, 10% самых бедных потеряли 13% своей покупательной способности, в то время как 10% самых богатых увеличили свое состояние на 65%, и в течение 5 последних лет число миллионеров удвоилось (данные Ле Монд Дипломатик. 4/1997).
Деталь 2: Глобализация эксплуатации
Фигура выстраивается путем рисования треугольника.
Одна из неолиберальных басен заключается в утверждении того, что экономический рост неизбежно приводит к лучшему распределению богатства и к росту занятости. Но это не так. Точно так же, как рост политической власти короля не приносит, как последствие, роста политической власти его вассалов (скорее, наоборот), абсолютизм финансового капитала ни улучшает распределения богатства, ни создаёт потребности в большей работе со стороны общества. Бедность, безработица и тяжёлые условия работы являются его структурными последствиями.
В 60-е и 70-е годы, население, считавшееся бедным (с доходом менее чем 1 доллар в день для удовлетворения самых элементарных потребностей, согласно критериям Мирового Банка) составляло 200 млн. человек. В начале 90-х эта цифра достигала уже 2 млрд. человек. Кроме того, доходы 200 самых важных фирм планеты составляют более четверти доходов мировой зкономики; тем не менее, эти 200 фирм дают работу всего 18.8 млн. человек, т.е. менее чем 0.75% рабочей силы планеты. Всё больше людей бедных и обедневших и всё меньше богатых и обогатившихся - это основные уроки детали 1 неолиберальной головоломки. Для достижения этого абсурда, мировая капиталистическая система "модернизирует" производство, вращение и потребление товаров. Новая технологическая революция (информатика) и новая революция политическая (возникновение мегаполисов на руинах национальных государств) порождают новую социальную "революцию" - это ни что иное, как переупорядочение, реорганизация сил общества и прежде всего силы рабочей.
Экономически активное население (ЭАН) мира превратилось из 1 376 млн. в 1960 г. в 2 374 млн. трудящихся в 1990 г. Больше способных работать, т.е. могущих создавать богатства.
Однако, "новый мировой порядок" перемещает эту новую рабочую силу в географическом и производственном пространстве, кроме этого, он переупорядочивает её место (или отсутствие такового в случае безработных или полузанятых) в своём глобальном экономическом плане.
За последние 20 лет в отраслях занятости мирового населения произошли принципиальные изменения. Занятость в сельскохозяйственном и рыболовном секторе упала с 22% в 1970 г. до 12% в 1990 г., в промышленности с 25% в 1970 г. до 22% в 1990 г., в то время как третий сектор (торговля, транспорт, банки и сфера услуг) вырос от 42% в 1970 г. до 56% в 1990 г. В случае "развивающихся" стран, третий сектор вырос от 40% в 1970 г. до 57% в 1990 г., тем временем, как число населения, занятого в сельскохозяйственном и рыболовном секторе сократилось с 30% в 1970 г. до 15% в 1990 г. Это значит, каждый раз всё большее число трудящихся оказывается направленным на виды деятельности, связанные с повышением продуктивности или ускорением продажи товаров. Тем не менее, неолиберальная "модернизация" куда больше похожа на дикое рождение мировой капиталистической системы, чем на утопическую "рациональность" "Современное" капиталистическое производство продолжает опираться на труд детей, женщин и рабочих-иммигрантов. Из 1 148 млн. детей планеты, по крайней мере 100 млн. живут практически на улице, 200 млн. работают [**], и предвидится, что к 2000 году работающих детей будет уже 400 млн. Кроме того, называется цифра 146 млн. азиатских детей, работающих в производстве автомобильных деталей, игрушек, одежды, продуктов питания, в сфере металлообработки и в химической промышленности. И эта эксплуатация детского труда характерна не только для "развивающихся" стран" 40% английских детей и 20% французских работают, чтобы дополнить доход семьи, или же просто чтобы выжить. Кроме того, место для детей есть и в индустрии развлечений. По подсчетам ООН, каждый год рынок секса пополняется миллионом детей.
С исчезновением местных и региональных рынков, мелкие и средние производители оказываются безо всякой защиты и без малейшей возможности конкурировать с транснациональными гигантами.
Результат: массовое разорение предприятий. Последствие: миллионы трудящихся без работы. Повторяющийся неолиберальный абсурд: рост производства - не создает рабочих мест, наоборот, он их разрушает. ООН называет этот этап "ростом без занятости".
Но на этом кошмар не заканчивается. Кроме угрозы безработицы, трудящиеся сталкиваются с постоянно ухудшающимися условиями труда. Большая нестабильность занятости, рост продолжительности рабочей недели и ухудшение зарплат - всё это последствия глобализации в целом и развития третьего сектора экономики (роста сектора сферы услуг) в частности. "В подчиненных странах, рабочая сила испытывает многостороннее ухудшение условий: доведенная до крайности текучесть кадров, работа без контракта, нерегулярные и обычно более низкие чем прожиточный минимум зарплаты, унизительные пенсионные "обеспечения", независимая недекларируемая трудовая деятельность, чтобы иметь какой-нибудь дополнительный доход т.е. работа прислугой или подневольный труд якобы защищенных секторов общества, например, детей" (Ален Морис. "Иностранные рабочие, авангард отсталости" в Ле Монд Дипломатик. Январь 1997 г.).
Последствием всего этого становится глобализированная социальная бездна. Реструктурация процессов производства и вращения товаров и перераспределение производительных сил приводят к особому излишку: появлению лишних людей, тех, кто не необходим для "нового мирового порядка", тех, кто не производят, не потребляют, не являются объектами кредитования, в общей сложности, обузы.
Таким образом, "стремительно растет число излишнего населения, которое не только подвержено самой острой нужде, но и не принимается ни в какой учёт, которое совершенно деструктурировано и разрознено, чьё единственное занятие заключается в блуждании по улицам, не имея ни дома, ни работы, ни семьи, ни общественных отношений ( по крайней мере, сколько-нибудь постоянных); блуждание со своим единственным достоянием - картонными коробками или целлофановыми мешками" (Фернандес Дуран, Рамон. "Против Европы капитала и экономической глобализации". Таласа. Мадрид, 1996).
Здесь вы видите изображение пирамиды мировой эксплуатации.
Деталь 3:Миграция, блуждающий кошмар
Чтобы выстроить фигуру 3 надо нарисовать круг.
Ранее мы говорили о возникновении в конце Третьей мировой войны новых территорий, ожидавших своего завоевания (бывшие социалистические страны) и других, которые должны были быть повторно завоеваны "новым мировым порядком". Для достижения этого, финансовые центры развивают тройную стратегию преступления и дикости: разжигают "региональные войны" и "внутренние конфликты", капиталы движутся по новым путям накопления и огромные массы трудящихся перемещаются.
Результатом этой мировой захватнической войны является колоссальное вращение миллионов эмигрантов по всему миру. "Иностранцы" в "мире без границ", который пообещали победители в Третьей мировой войне, миллионы людей, обреченных на преследования ксенофобов, постоянно ухудшающиеся условия работы, потерю культурной идентичности, полицейские репрессии, голод и смерть.
Под разными именами и при некоторых юридических различиях, разделяя между собой нищенское равенство, мигранты, беженцы или перемещённые всего мира являются чужаками" порой терпимыми, порой отвергаемыми. Кошмар эмиграции, каковы бы ни были порождающие её причины, продолжает кружиться и расти на поверхности планеты. Число людей, пребывающих в компетенции Высшей Комиссии Объединённых Наций по Делам Беженцев (ВКОНДБ) резко выросло от немногим более 2 миллионов в 1975 г. до более чем 27 миллионов в году 1995.
После ликвидации национальных границ (для товаров), глобализированный рынок организует мировую экономику: изучение и презентация [9] товаров и услуг, так же как и их вращение и потребление продумываются в межконтинентальном масштабе. Для каждой из частей этого капиталистического процесса "новый мировой порядок" организует перемещение специализированной и неспециализированной рабочей силы туда, где ему это необходимо. Не имея ничего общего со "свободной конкуренцией", столь расхваленной неолиберализмом, рынки занятости всё больше и больше предопределяются миграционными потоками. В случае трудящихся специализированных, хотя их число и невелико в сравнении с общей мировой миграцией, эта "передача мозгов" очень важна для концентрации экономической и информационной власти. Тем не менее, будь то квалифицированные специалисты или же просто рабочие руки, миграционная политика неолиберализма ориентирована куда больше на дестабилизацию международного рынка труда, чем на сдерживание потоков иммиграции.
Четвёртая мировая война своим постоянным процессом разрушения/обезлюдения и восстановления/реорганизации вызывает перемещение миллионов людей. Их участью будут скитания со своим кошмаром за плечами, и для работающих других стран они станут непреходящей угрозой их трудовой стабильности, врагом, используемым для улучшения имиджа хозяев и неизменным поводом для оправдания расистского абсурда, поощряемого неолиберализмом.
Это символ блуждающего кошмара мировой миграции, колесо ужаса, которое вращается по всему миру.
Деталь 4:Мировое финансовое объединение и глобализация коррупции и преступности
Фигура 4 выстраивается путем изображения прямоугольника.
Если вы думаете, что мир преступности это нечто из области загробной жизни и мрака, вы ошибаетесь. Ещё во времена так называемой "холодной войны" организованная преступность приобретала всё более пристойный внешний облик, и не только стала действовать как любое другое современное предприятие, но и начала каждый раз всё глубже проникать в политические и экономические системы национальных государств. С началом Четвёртой мировой войны, внедрением "нового мирового порядка" и последовавшими за ним открытием новых рынков, приватизации, ослаблением контроля над торговлей и международными финансами, организованная преступность тоже "глобализировала" свою деятельность.
Преступные организации сделали "дух международной кооперации" своим и, ассоциировавшись между собой, участвуют в захвате и реорганизации новых рынков. Касается это не только преступной деятельности, участвуют они и в бизнесе легальном. Организованная преступность инвестирует в легальный бизнес не только с целью "отмывания" грязных денег, но и для того чтобы создать новые капиталы для нелегальной деятельности. Предпочтение при этом отдается торговле роскошной недвижимостью, индустрии развлечений, средствам коммуникации, промышленности, сельскому хозяйству, сфере общественных услуг и банкам.
Али Баба и 40 банкиров? Нет, нечто похуже. Грязные деньги организованной преступности используются коммерческими банками для своей деятельности: ссуд, инвестиций в финансовые рынки, покупки бонов внешней задолженности, приобретения и продажи золота и валюты. "Во многих странах преступные организации превратились в кредиторов государств и, посредством своей деятельности на рынке, влияют на макроэкономическую политику правительств. Минуя ценностные биржи, они инвестируют свои средства в спекулятивные рынки сырья и субпродуктов" (М. Шоссудовски).
Кроме всего этого, для организованной преступности существует и так называемый "налоговый рай" [10]. На земле есть, по крайней мере, 55 таких "райских" мест (одно из них, на Каймановых островах, является пятым в мире банковским центром, и число зарегистрированных там банков и фирм превышает количество жителей). Багамы, Британские Виргинские острова, Бермуды, Мартиника, Вануату, острова Кука, остров Маврикий, Люксембург, Швейцария, Англо-Нормандские острова, Дублин, Монако, Гибралтар, Мальта; идеальные места для связей между организованной преступностью и крупными финансовыми фирмами мира.
Кроме "отмывания" грязных денег, налоговый рай используется для избежания уплаты налогов, эти места - точка контакта между правительственными кругами, предпринимателями и главарями организованной преступности. Использование в финансовой системе новейших технологий обеспечивает быстрый оборот средств и исчезновение следов от нелегальной прибыли. Согласно докладу Организации Объединенных Наций, "вторжение преступных синдикатов было облегчено программами структурного сокращения расходов, которые страны-должники были вынуждены принять в обмен на право доступа к кредитам Международного Валютного Фонда" (ООН. "Глобализация преступности". Нью-Йорк, 1995).
Здесь перед вами прямоугольное зеркало, в котором законность и незаконность обмениваются отражениями.
С какой стороны зеркала преступник?
С какой тот, кто его преследует?
Деталь 5:Законное насилие незаконной власти?
Фигура 5 выстраивается путем изображения пятиугольника.
Государство, в условиях неолиберализма, стремится к самосокращению до "необходимого минимума". В кабаре глобализации перед нами: "шоу" государства, исполняющего "танец на столе" и сбрасывающего с себя последние одежды, пока на нем не останется последнего необходимого элемента - репрессивных сил. Уничтожена его материальная база, аннулированы его возможности суверенитета и независимости, смазаны различия между политическими классами. Национальные государства более или менее быстро превращаются в обыкновенный аппарат "безопасности" мегапредприятий, которые возводит неолиберализм в ходе этой Четвёртой мировой войны.
Вместо того, чтобы направить общественные средства на социальные нужды, государства предпочитают улучшать состав, вооружение и подготовку своих репрессивных сил, с тем чтобы эффективно справиться с задачей, которую политика уже давно перестала выполнять: контроль над обществом.
Репрессивные аппараты современных государств называют себя "профессионалами законного насилия". Но что делать, если насилие уже подчинено законам рынка? Где находится насилие законное и где незаконное? На какую монополию на насилие могут претендовать полуразрушенные национальные государства, если свободная игра спроса и предложения оспаривает у них эту монополию? Разве мы не убедились в детали 4, что отношения между организованной преступностью, правительствами и финансовыми центрами более чем тесны? Разве не очевидно, что организованная преступность владеет целыми армиями, единственным сдерживающим фактором которых является огневая мощь противника? Таким образом, "монополия на насилие" уже не принадлежит национальным государствам. Современный рынок выставил её на продажу.
Определённый сектор мировых интеллектуальных кругов утверждает, что к насилию можно прибегнуть "рациональным" образом, направлять его "выборочно" (есть даже те, кто говорит о "техническом изучении рынка насилия") и применять его с "хирургической" точностью против зол общества. Идеи, наподобие этих, вдохновили недавнюю гонку вооружений в странах Американского Союза: "хирургическое", точное оружие и военные операции как скальпель "нового мирового порядка". Но как управляет современное государство своим "рациональным насилием"? И, вспоминая историю, сколько времени продолжается эта "рациональность"? Время, проходящее от одних выборов до следующих или до переворота (в зависимости от случая)? Сколько случаев государственного насилия, приветствовавшегося в свое время как "рациональное", признаются сегодня как "иррациональное"?
Леди Маргарет Тэтчер, "благодарно" вспоминаемая британским народом, побеспокоилась написать пролог к книге Каспара Вайнберга и Питера Швейцера "Следующая война" (Регнери Паблишинг, Инк. Вашингтон, Д.С. 1996). В этом тексте госпожа Тэтчер делится некоторыми размышлениями о трёх общих чертах между миром "холодной войны" и миром после её окончания. Первая из них в том, что всегда будет достаточно агрессоров, угрожающих "свободному миру". Вторая заключается в необходимости военного превосходства "демократических государств" над возможными агрессорами. И третья общая черта состоит в том, что это военное превосходство должно быть, прежде всего, превосходством технологическим.
В конце пролога, так называемая "железная леди" следующим образом определяет "насильственную рациональность" современных государств: "Война может начаться по множеству различных причин. Но худший вариант обычно случается, если государственные власти считают, что могут достичь своих целей без войны или, по крайней мере, путём ограниченной войны, которая может быть быстро выиграна - и впоследствии этот расчет не оправдывается".
Логично (по крайней мере, в рамках либеральной логики): в настоящее время, власть (т.е. власть финансовая) понимает, что может "достичь свои цели" только путём войны, причём "не ограниченной войны, которая может быть быстро выиграна", а путём войны всеобъемлющей и всеобщей, мировой во всех отношениях. И поэтому весь мир (я хочу сказать "весь-весь") является театром операций этой войны.
Таким образом, можно прийти к выводу, что если спор о "монополии на насилие" происходит не в рамках рыночных законов, а ставится под сомнение снизу, мировая власть "обнаруживает" в этом вызов "потенциального агрессора". В этом заключается один из вызовов (один из наименее изученных и наиболее "осуждаемых", среди многих других), брошенный индейцами Сапатистской Армии Национального Освобождения (САНО), которые восстали с оружием в руках против неолиберализма и ради человечества.
Это символ североамериканской военной мощи, пятиугольник (пентагон).
Новая "мировая полиция" претендует на то, чтобы "национальные" армии и полиции были просто "корпусом безопасности", гарантирующими "порядок и прогресс" в неолиберальных мегаполисах.
Деталь 6:Мегаполитика и карлики
Фигура 6 выстраивается путем изображения ругательства.
Как мы уже сказали раньше, национальные государства сегодня подвержены нападению со стороны финансовых центров и "вынуждены" раствориться внутри мегаполисов. Но неолиберализм не только ведёт свою войну "объединяя" страны и регионы. Его стратегия разрушения/обезлюдения и восстановления/упорядочения приводит к одной или же многим трещинам внутри государств. Нынешняя мировая динамика разрушения целостности национальных государств является последствием политики, тоже мировой, сознающей что может больше утвердить свою власть и создать оптимальные условия для своего воспроизводства только на руинах национальных государств.
Если у кого-нибудь остаются сомнения по поводу нашего определения этого процесса глобализации как мировой войны, он может отбросить их, подсчитав количество конфликтов, возникших или же вызванных в результате распада некоторых государств. Чехословакия, Югославия, СССР - показатели глубины этих кризисов, разбивающих вдребезги не только политическую и экономическую базу государств, но и их общественные структуры. Словения, Хорватия и Босния, как и нынешняя война внутри Российской Федерации с Чечнёй в качестве сценария, нам показывают не только трагическую участь социалистического лагеря, павшего в смертельные объятия "свободного мира"; во всём мире в различном масштабе и с разной степенью интенсивности повторяется этот процесс национального расчленения. Сепаратистские тенденции присутствуют в Испанском государстве (Страна Басков, Каталония и Галисия), в Италии (Падуа), в Бельгии (Фландрия), во Франции (Корсика), в Соединённом Королевстве (Шотландия и Уэльс) и в Канаде (Квебек). И ещё немало примеров в других странах мира.
Ранее мы указали на процесс возникновения мегаполисов, сейчас говорим о расчленении стран. Оба процесса протекают в результате разрушения национальных государств. Речь идёт о двух параллельных, независимых друг от друга процессах? Две стороны процесса глобализации? Симптомы надвигающегося мегакризиса? Не более чем просто изолированные явления?
Мы считаем, что речь идет о противоречии, характерном для процесса глобализации, одной из эссенций [11] неолиберальной модели. Уничтожение границ для торговли, универсальность телекоммуникаций, суперавтострады информатики, повсеместное присутствие финансовых центров, международные договора об экономическом объединении, и вообще весь процесс глобализации, ликвидируя национальные государства, приводит к расчленению внутренних рынков. Они не исчезают и не растворяются в рынках международных, а лишь укрепляют свою расчленённость и умножаются.
Звучит противоречиво, но глобализация создает расчленённый мир, переполненый осколками, изолированными один от другого и нередко находящимися в состоянии взаимной конфронтации. Мир, состоящий из замкнутых ячеек, едва связанных между собой зыбкими экономическими мостами. Мир разбитых зеркал, отражающих бесполезное мировое единение неолиберальной головоломки.
Но неолиберализм, претендуя объединить мир, не только расчленяет его, кроме этого он создает политико-экономический центр, который руководит этой войной. И поскольку, как мы отмечали раньше, финансовые центры навязывают свой закон (закон рынка) странам и группам стран, нам необходимо заново определить границы и горизонты политики, т.е. политической деятельности. Поэтому имеет смысл говорить о мегаполитике [12]. И именно на этом уровне определяется "мировой порядок".
Когда мы говорим "мегаполитика", мы не имеем в виду число тех, кто является её действующими лицами. Их, находящихся в этой "мегасфере", мало, слишком мало. Мегаполитика охватывает политики национальные, т.е. подчиняет их своему единственному направлению, представляющим мировые интересы (которые обычно противоположны интересам национальным) и чья логика является исключительно рыночной, т.е. логикой экономической прибыли.
Исходя из этого экономистского (и преступного) критерия принимаются решения по поводу войн, кредитов, покупки и продажи товаров, дипломатических признаний, торговых блокад, политических поддержек, законов миграции, государственных переворотов, репрессий, выборов, международных политических объединений, международных политических разрывов, инвестиций, т.е., по вопросам выживания целых стран.
Мировая власть финансовых центров настолько велика, что они могут легко закрывать глаза на политическую окраску сил, находящихся у власти в той или иной стране, в случае если им гарантировано, что экономическая программа (т.е. данная часть, соответствующая мировой экономической мегапрограмме) останется без изменений. Мировая власть может терпимо относиться к любому правительству в любой части планеты, при условии непринятия этим правительством мер, противоречащих планам мировых финансовых центров. Но ни в коем случае не потерпит она укрепления альтернативы экономической, политической и общественной организации. Политики национальные, для мегаполитики, создаются карликами, которые должны исправно следовать диктату финансового гиганта. И будет так до тех пор, пока карлики не восстанут.
Здесь перед вами фигура, представляющая "мегаполитику". Вы поймёте бесполезность попыток поисков её рациональности и ещё то что, если размотать этот клубок, абсолютно ничего не прояснится.
Деталь 7: Мешки сопротивления
Фигура 7 выстраивается путем изображения мешка.
"Для начала, очень прошу тебя не путать Сопротивление с политической оппозицией. Оппозиция противостоит не власти, а правительству, и её полная и окончательная форма выражения - оппозиционная политическая партия; в то же время как сопротивление по определению (сейчас, наконец, да!) не может быть партией: смысл его существования не в том, чтобы в свою очередь править, а в том, чтобы сопротивляться" (Томас Сеговия. Книга обвинений. Мехико, 1996).
Кажущаяся безотказность машины глобализации сталкивается с глухим неподчинением реальности. В то время как неолиберализм развивает свою мировую войну, по всей планете возникают группы несогласных, очаги неподчинения. Империя финансовых бирж сталкивается с противостоянием мешков сопротивления.
Да, мешков. Мешков всех размеров, разного цвета, различных форм. Их единственная схожесть - в сопротивлении "новому мировому порядку" и преступлению против человечества, которое несёт в себе неолиберальная война.
В попытке навязать свою экономическую, политическую, социальную и культурную модель, неолиберализм претендует на то, чтобы подчинить себе миллионы людей и избавиться от всех тех, кому нет места в его новом разделении мира. Но выходит так, что эти "заменимые" восстают и сопротивляются власти, стремящейся их уничтожить. Женщины, дети, старики, молодёжь, коренные народы, экологисты, гомосексуалисты, лесбиянки, трудящиеся и все те, кто не только "является лишним", но и "мешает" мировому порядку и прогрессу, восстают, организовываются и борются. Признавая себя равными и разными, исключённые из "современности" начинают плести ткань своего сопротивления процессу разрушения/обезлюдения и восстановления/реорганизации, который развивает в своей мировой войне неолиберализм.
Например, в Мексике, так называемая "Программа интегрального развития Истмо де Теуантепек" ставит задачу строительства современного международного центра складирования и сбыта товаров. Зона развития включает в себя промышленный комплекс, на котором рафинируется третья часть мексиканской нефти-сырца и вырабатывается 88% нефтехимических продуктов. Трансокеанические транспортные пути будут состоять из автострад, водной трассы, используя природные возможности зоны (реку Коацакоалькос), и железнодорожной линии (за строительство которой отвечает пять фирм, четыре американских и одна канадская). Проект состоит в создании стратегической зоны, приносящей постоянный доход. Два миллиона местных жителей станут грузчиками, персоналом, контролирующим доступ, или уличными торговцами. Кроме того, на юго-востоке Мексики, в Лакандонской сельве, начинает осуществляться "Программа Регионального Поддерживаемого Развития Лакандонской сельвы". Её реальная задача заключается в передаче капиталу индейских земель, которые кроме своего богатства человеческим достоинством и историей, обладают ещё щедрыми нефтяными и урановыми месторождениями.
Одним из предcказуемых результатов этих проектов станет расчленение Мексики (отделение юго-востока от остальной части страны). Кроме этого, и поскольку речь идет о войнах, одной из целей перечисленных проектов является ликвидация повстанческого движения. Эти проекты - часть клещей призванных удушить антинеолиберальное восстание, начатое в 1994 году. Объект операции: восставшие индейцы Сапатистской Армии Национального Освобождения (САНО).
Сапатисты считают, что перед лицом угрозы глобализации необходима защита государства, и что попытки разделить Мексику происходят не от справедливых требований автономии для индейских народов, а от правящих кругов. САНО и лучшие силы национального индейского движения хотят не отделения индейских народов от Мексики, а признания в качестве части страны, имеющей свои особенности. И не только этого, ещё они хотят для всей Мексики демократии, свободы и справедливости. Но не только в горах юго-востока Мексики идет сопротивление и борьба против неолиберализма. В других частях Мексики, в Латинской Америке, в Соединенных Штатах и в Канаде, в Европе Масстрихского соглашения, в Африке, в Азии и в Океании множатся мешки сопротивления. У каждого из них своя собственная история, свои различия, свои схожести, свои требования, своя борьба, свои достижения. И если у человечества есть ещё надежды выжить, стать лучше, надежды эти находятся в мешках, которые создают исключённые, излишние, ненужные.
Это модель мешка сопротивления, но не обращайте на него особого внимания. Существует столько моделей, сколько есть сопротивлений и сколько миров есть в мире. Так что, изобразите ту модель, которая вам больше нравится.
В этом деле мешков и сопротивлений богатство заключается в многообразии.
Существуют, и в этом не может быть никаких сомнений, ещё много других деталей мировой головоломки. Например, средства информации, культура, экологическое загрязнение, пандемии. Здесь мы хотели показать только общие черты семи из них.
Но и этих семи достаточно, чтобы вы, после их изображения, раскраски и вырезания, обнаружили, что невозможно собрать их в единое целое. И в этом проблема мира, который глобализация попыталась переделать: детали не совпадают. И поэтому, и по многим другим причинам, для которых нет места в этом тексте, необходимо сделать новый мир. Мир, в котором будет место для многих миров, место для всех миров!
P.S., где рассказаны мечты, в которых гнездится любовь. Со мной рядом отдыхает море. Давно оно разделило печали, сомнения и немалые мечты, но сейчас спит со мной горячая ночь сельвы. Я смотрю на её взлохмаченную во сне пшеницу и опять поражаюсь тому, что она всегда такая же: тёплая, свежая и близкая. Но волна удушья, подкатившая к горлу, поднимает меня на ноги, берёт мою руку и вкладывает в неё перо, чтобы вернуть в сегодняшний день, как столько лет назад, Старика Антонио [13].
Я попросил Старика Антонио, чтобы он проводил меня разведать реку вниз по течению. Из еды у нас с собой было только немного кукурузной муки. Часами мы следуем вдоль капризного русла, тем временем как голод и жара становятся всё сильнее. Всю вторую половину дня мы проводим, преследуя стадо диких свиней. Когда удалось к ним приблизиться, уже почти стемнело, но огромный горный кабан вдруг отделяется от группы и атакует нас. Я блистаю всеми своими военными знаниями, бросаю оружие и вскарабкиваюсь на ближайшее дерево. Старик Антонио, вместо того чтобы броситься бежать, со своей обычной невозмутимостью отступает за заросли камыша. Громадный кабан со всей своей мощью проносится совсем рядом, но оказывается запутавшимся среди лиан и колючих кустарников. До того как он успевает освободиться, Старик Антонио поднимает свой старый карабин и одним выстрелом в голову решает на этот день вопрос ужина.
Уже глубокой ночью, закончив чистить свою современную автоматическую винтовку (М-16, калибр 5.56 мм, переключатель частоты, эффективная дальность выстрела 460 метров, не считая телескопического прицела, штатива и магазина с 90 патронами), сажусь писать мой походный дневник, и опуская подробности происшедшего, отмечаю: "Столкнулись с кабаном и А. пристрелил его. Высота 350 м.н.у.м. Дождя не было".
Когда мы ждем пока сварится мясо, я говорю Старику Антонио, что соответствующая мне часть кабана пригодится для праздника, который готовится в лагере. "Праздник?" - переспрашивает он, раздувая пламя костра. "Да", говорю, "Не важно когда, всегда найдётся что-нибудь, чтобы праздновать". После этого продолжаю о том, что мне кажется блестящей диссертацией об историческом календаре и праздниках сапатистов. Старик Антонио слушает молча и, предполагая, что всё это его не интересует, я укладываюсь спать.
В полусне вижу, как Старик Антонио берет мой блокнот и что-то в нём записывает. Утром, после завтрака, делим мясо и каждый возвращается своей дорогой. Вернувшись в наш лагерь, я докладываю о результатах руководству и показываю мой дневник, где отражены все события. "Это не твой почерк", говорят мне, показывая страницу дневника. Там, после моих отметок последнего дня, вижу написанное большими буквами Стариком Антонио:
"Если у тебя не может быть одновременно и разума и силы, всегда выбирай разум и позволь, чтобы у врага была сила. Во многих боях может побеждать сила, но во всей борьбе всегда побеждает разум. Власть имущие никогда не смогут извлечь разума из своей силы, но мы всегда сможем извлечь силу из разума".
И ниже, очень мелкими буквами: "С праздником".
Стоит ли говорить, что аппетит у меня пропал. Праздник, как обычно, прошел очень весело. "Странница с косой" находилась, к счастью, пока очень далеко от "хит-парада" сапатистов.
Комментарии переводчика:
[*]. Здесь Маркос не уточняет, какую часть населения США составляют "самые бедные североамериканцы". Эта цифра, поэтому, достаточно относительна.
[**]. По данным Мировой Организации Труда, в начале 1999 г. число работающих детей (возраст от 5 до 14 лет), составляло более 250 миллионов, причем около 70% из них - в опасных или вредных для здоровья условиях.
Комментарии:
[1]. Понятие "неолиберализм" используют для обозначения совокупности правовых норм, экономических отношений, политических "правил игры" и типов государственного устройства, которая навязывается крупнейшими странами и "глобализмом" другим странам и их народам в собственных интересах. Ее идеологией является либеральная идеология "равных возможностей для всех", свободного рынка, прав человека, а в последние годы - обеспечения безопасности" и борьбы с терроризмом. НЕ имеет прямого отношения к классическому либерализму.
[2]. Стратегическая Оборонная Инициатива (СОИ) -проект создания совершенной системы защиты от ракетной атаки, при котором в околоземном пространстве размещается большое количество перехватчиков ракет - лазерных пушек, атомных противоракет и т.п. Стал известен как "проект звездных войн". Разработан в США в начале 1980-х годов, в связи с распадом СССР и всеобщим возмущением не был реализован.
[3]. Эрнесто "Че" Гевара де ла Серна, революционер, национальный герой Респубики Куба, один из ближайших сподвижников Фиделя Кастро, руководил партизанским отрядом, который тайно проник на территорию Боливии, чтобы вызвать там социальную революцию. Этот план не удался, отряд был разбит, раненный Че попал в плен и был расстрелян по приказу агента ЦРУ. Позже этот человек, ошеломленный силой духа Че Гевары, ушел из ЦРУ и написал книгу о Че, встречу с которым он считал самым важным событием своей жизни.
[4]. Подразумевается лозунг Великой Французской Революции -"Свобода, равенство, братство!"
[5]. Гипермаркет -"сверхсупермаркет", гигантский торговый комплекс, в котором можно купить абсолютно все. Гипермаркеты появились в богатейший городах мира в 1980-х годах как дальнейшее развитие идеи торгового комплекса - серии магазинов под одной крышей, совмещенных с парикмахерскими, закусочными и т.д.
[6]. НАФТА - экономическое соглашение, по которому предприниматели стран Северной Америки - США, Канады и Мексики - получали право равного доступа к ресурсам каждой из этих стран. Фактически, внутренние рынки Мексики и Канады оказывались открытыми для экспансии фирм США. Должно было вступить в силу в 1995 г.; полностью не осуществлено до настоящего времени.
[7]. "Америка для американцев" - лозунг т.н. "Доктрины Монро" (1832), согласно которой США должны иметь преимущественное право участвовать во внутренних и внешних конфликтах стран Американского континента, помогать им, оказывать военное покровительство и т.д., короче - доминировать в этом регионе.
[8]. Арабско-Магрибский Союз - Одна из влиятельных международных организаций, активно вияющая на мировые цены на нефть.
[9]. Под "презентацией" подразумевается представление товаров и услуг в наилучшем виде, привлекающем внимание и вызывающем стремление их приобрести.
[10]. "Налоговый рай" -льготный режим налогообложения (вплоть до полной отмены налогов), вводимый правительствами некоторых стран (как правило -маленьких и находящихся на островах) для привлечения иностранных фирм, развития международного предпринимательства и т.д.
[11]. Эссенция (лат.essentia) - сущность, основное содержание чего-либо, то, без чего вещь перестает быть самой собой.
[12]. Вводя понятие "мегаполитика", Маркос подразумевает политические решения и проекты, затрагивающие весь мир, т.е. не сводимые к отношениям между странами или в рамках какого-либо большого региона (например, Европы). Пример "мегаполитики" - резолюции ООН.
[13]. Старик Антонио - реально существовавший персонаж, индеец-цоциль, проживавший в одной из общин Лакандонской сельвы, который сыграл решающую роль в становлении нынешней личности Маркоса. Его гид и наставник в первые годы пребывания в горах. С его помощью Маркосу пришлось преодолеть множество идеологических и культурных стереотипов и приблизиться к неизвестной ему ранее реальности мира индейских общин Лакандонской сельвы, с их мировосприятием, историей, системой ценностей, социальными отношениями и богатейшей мифологией, столь отличными от нашей иудейско-христианской культуры. Старик Антонио появляется в большинстве литературных произведений Маркоса, как носитель мудрости и гуманизма коренных народов, неизвестных "цивилизованному миру" других культур и цивилизаций человечества, подлежащих сегодня уничтожению по причине их бесполезности для нынешней рыночной глобализации (прим. О. Ясинского)
Перевод: О. Ясинский (Сантьяго, Чили)
Адаптация и примечания: М. Ю. Немцев (Новосибирск, ФМШ)
|