Гуманитарная кафедра
|
|
Курс "Человек и общество". Проблемы для дискуссии
Социология
1. Социология как наука: общее и особенное. 2. Общество и личность. 3. Структура и деятельность (что первично - принадлежность к структурам или деятельность индивидов и групп?) 4. Синтез макро- и микроуровней (как совместить макро- и микроподходы). 5. Проблема идеального общества. 6. Проблема значимости исторических систем (система обществ и/или общество): что играет основную роль - общество влияет на систему или наоборот. 7. Необходимость и случайность. 8. Природа социального. 9. Что такое общество? Что такое современное общество? 10. Прогресс. 11. Тенденции развития современного мира. 12. Россия и мир. 13. Россия и мы. 14. Мир и мы. 15. Каким должно быть социологическое образование?
Политология
1. Политология как наука: общее и особенное. 2. Что такое демократия? 3. Сущность тоталитаризма. 4. Идеальный политический режим. 5. Роль личности в политике. 6. Сущность и особенности политической культуры. 7. Достоинства и недостатки федеративного, конфедеративного, унитарного государства. 8. Сущность государства. 9. Происхождение государства. 10. Государство и общество. 11. Гражданское общество. 12. Каким должно быть политологическое образование?
Культурология
1. Культурология как наука (науки): общее и особенное. 2. Массовая и элитарная культура. 3. Глобальная и локальная культура. 4. Взаимодействие культур, заимствования, "особый путь". 5. Роль личности в развитии культуры. 6. Традиции и инновации. 7. Закономерности развития культуры, роль случайности. 8. Особенности современной культуры. 9. Что такое искусство? 10. Особенности современного искусства. 11. Что такое наука? 12. Особенности классической и современной науки. 13. Религия и секуляризм. 14. Возможна ли духовность без религии? 15. Что такое культура?
Психология
1. Психология как наука: общее и особенное. 2. Проблема ментализма. 3. Сознание, разум. 4. Норма и аномалия. 5. Личность и общество. 6. Принципы самореализации и саморегуляции личности. 7. Структура личности, сознательное и бессознательное. 8. Проблема развития интеллектуальных способностей. 9. Историческое развитие психологии человека (исторические типы личности). 10. Что такое человек? 11. Каким должно быть политологическое образование?
Экономика
1. Экономика как наука: общее и особенное. 2. Сущность рынка. 3. Рынок и государство. 4. Принципы экономической политики: кейнсианство или монетаризм? 5. Источники частного и общественного богатства. 6. Экономическое равновесие. 7. Источники и закономерности экономического развития. 8. Роль личности в экономике (что такое предпринимательский талант). 9. Особенности корпоративной культуры. 10. Роль институциональных (неэкономических) факторов. 11. Особенности глобальной экономики, соотношение глобального и локального. 12. Особенности современной экономики. 13. Проблема модернизации, роль исторических факторов в развитии экономики. 14. Каким должно быть экономическое образование?
Этика
1. Природа ценностей. 2. Выбор основных принципов: удовольствие, долг, польза, "общее благо". 3. Глобальная (общечеловеческая) этика и локальные этики. 4. Проблема ответственности. 5. Биоэтика (распространяется ли этика на все живые существа). 6. Идеал и его реализация. 7. Соотношение должного и сущего. 8. Этика и нравы (теоретическая этика и нравственная практика). 9. Обоснование этики (особенности этической аргументации). 10. Каким должно быть этическое образование/воспитание?
Право
1. Сущность права. 2. Источники права. 3. Особенности международного права, его легитиность. 4. Право и мораль. 5. Роль права в развитии общества. 6. Особенности правовой культуры. 7. Происхождение права. 8. Право и права человека. 9. Права индивида и права групп (культурных, этнических, религиозных меньшинств). 10. Унификация права (должно ли существовать общечеловеческое право). 11. Каким должно быть правовое образование?
|