Гуманитарная кафедра
|
|
Андрей Владимирович Сидерский - самый известный из русскоязычных преподавателей Йоги, профессионально преподает Хатха-Йогу с 1987 года. В настоящее время преподавательская, литературная и производственно-творческая (выпуск тематических видеоматериалов) деятельность А. В. Сидерского, по сути, является одним из главных факторов, определяющих весь ход внедрения и развития Хатха-Йоги на территории стран бывшего СССР.
Подход А. В. Сидерского к практике обучения гимнастике йогов считается одним из самых эффективных. За более чем двадцатилетний период изучения Хатха-Йоги Андрей Сидерский встречался со многими восточными и западными мастерами. Однако наиболее существенным фактором, оказавшим влияние на формирование его практики, сам А. В. Сидерский считает внимательное, предельно осознанное отношение к практике и непрекращающийся ни на мгновение поиск новых, все более эффективных форм и подходов. Благодаря этому сформированный им стиль является одним из наиболее адекватных современным условиям существования человеческого социума.
Разработанные А. В. Сидерским последовательности упражнений, сжатые в короткие, очень компактные, но в то же время поразительно эффективные связки, позволяют за очень короткое время достичь полноценных физических, физиологических и психологических результатов, характерных для практики "настоящей могущественной Хатха-Йоги". При этом распределенная во времени в виде коротких связок практика оптимально встраивается в напряженный ритм жизни современного человека и не требует от него "вырывания" из своего рабочего графика значительных "кусков" времени.
Основные работы А.В. Сидерского по теории и практике йоги: "Третье открытие Силы" (Киев, 2001), "Йога восьми кругов" (Киев, 2001), "Хатха-йога как технология интегрального тренинга" (Киев, 2000).
Андрей Сидерский
Свобода выбора
(Отрывок из книги: Йога восьми кругов)
[...]
В йоге зомбирования нет вообще, и соответственно, нет беспрекословного подчинения приказам и таких явлений, как наркотический бред, стадный экстаз, коллективный психоз и зависимость от ритуалов. Человеку предлагается определенным образом организованный технологический комплекс практик и предоставляется полная свобода выбора. И если человек выбирает Путь, а не отказ от Пути, истинное действие, а не прозябание, то очень скоро сам начинает разбираться, что к чему, и обретает способность творчески вносить в практику изменения, которые делают ее более эффективной лично для него. И железная дисциплина йогина есть не вынужденное следование определенным правилам и традициям, но осознанный выбор образа жизни, основанный на глубоком понимании сущности законов и принципов энергетически оптимальных взаимоотношений человека с Миром и со всем, что есть в Мире, в том числе (и прежде всего) - с самим собой.
Потому не всегда то, что называют йогой, есть йога. Очень часто это слово встречается в наименованиях религиозных систем. В то же время, существует не так уж мало школ, на первый взгляд к йоге никак не относящихся, практика которых - йога чистой воды. Среди них есть как те, которые выглядят вполне магическими, так и те, что весьма смахивают на боевые. Однако в действительности оказывается, что технологии этих школ по своей сути - в значительной мере йогические.
Каков критерий?
Главный критерий прост: никто никому ничего не навязывает, никто никому ничего не должен; единственная истинная ценность - полная свобода осознанного выбора; единственное условие - абсолютная социально-психологическая адекватность практикующего и его соответствие любым, в том числе даже самым высоким требованиям, которые может предъявить к нему социальная, природная и любая другая среда, в которой он обретается; единственный принцип обучения - "не принимай на веру никаких объяснений, просто практикуй, и ты постигнешь все сам".
Итак, йога есть путь абсолютной свободы выбора и полной самодостаточности. "Все свое ношу с собой". Все, что может понадобиться мне для совершенствования своего осознания...
Уверенность в себе, ибо иногда мне не выжить без веры в то, что "я" есть нечто большее, чем просто комок влажной плоти, бесцельно слоняющийся на двух ножках по поверхности крохотного шарика, открытого всем космическим ветрам - тем, что приходят из бездонных глубин Мироздания...
И собственные недостатки, на которые можно всласть поохотиться, ибо временами мне почему-то очень хочется выследить или заманить в капкан какую-нибудь дичь...
И собственных внутренних врагов - свою слабость и свое несовершенство, ибо враг так необходим, когда чувствуешь острую потребность ощутить себя истинным воином...
[...]
Сидерский А.В. Йога восьми кругов. Киев, 2001. С. 56-58.
Хатха-йога как технология интегрального тренинга
(отрывок из книги)
Принципы психоэнергетической безупречности
Основные принципы безупречности представлены пятью принципами ямы - пятью ограничениями-и пятью принципами ниямы [1]- пятью правилами.
Вот пять ограничений;
1) ахимса - отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку вещей в мире;
2) сатья - отказ от лжи, в первую очередь - от самообмана;
3) астейя - отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит;
3) брахмачарья - сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям, то есть отказ от всего, без чего на пути развития осознания можно обойтись, от любых действий, которые ведут к затратам энергии, не оправданным с точки зрения расширения восприятия;
5) апариграха - отказ от принятия подарков и благодеяний [2] в каких бы то ни было видах и вариантах, полная самодостаточность, готовность всегда рассчитывать только на свои силы.
Вот пять правил:
1) шауча - соблюдение чистоты во всех проявлениях на всех уровнях тела и психики;
2) сантоша - спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;
3) тапас - постоянная упорная тренировка;
4) свадхъяя - устойчивое устремление к повышению уровня осознанности;
5) ишвара-пранидхана - смирение и принятие истинной иерархической структуры Мира, в которой главенствует Дух.
Сочетание пяти ограничений с первым и вторым правилами есть отрешенность. Третье, четвертое и пятое правила - то, чем отрешенность преобразуется в безупречность.
Питание
Пища должна быть не обильной и простой. Продукты, используемые для приготовления пищи,- свежими и, по возможности, максимально натуральными. Целесообразно избегать длительных и многочисленных кулинарных операций. Чем проще - тем лучше. Естественно, без фанатизма, ибо потребление неудобоваримой пищи не есть йогический способ действия [3]. Простота не всегда означает примитивность.
Кроме того, имеет смысл избегать также всевозможных излишеств. Пища слишком соленая, слишком кислая, слишком острая, слишком горячая, слишком холодная и так далее для питания того, кто практикует хатха-йогу, непригодна. Остывшая и разогретая, прокисшая, высохшая, подгнившая и просто не слишком свежая - нездорова и потому ее также следует избегать. Стимуляторы, психотропные вещества, табак, алкоголь - не лучшее, что хатха-йогин [4] может избрать для себя в качестве вызова, последствия принятия которого ему предстоит преодолевать.
Оптимальный подбор продуктов обеспечивается корректно отстроенной достаточно интенсивной тренировочной практикой. Тело само подскажет практикующему, что, когда и как имеет смысл есть. Внимательное и отрешенное отношение к фактическим ощущениям поможет сориентироваться наилучшим образом.
Количество пищи должно быть таким, чтобы примерно через час после еды в животе не было ощущения тяжести, которое мешало бы полноценно тренироваться. Для быстрого и качественного усвоения съеденного имеет смысл обращать внимание на тщательное пережевывание.
Вряд ли целесообразно ограничивать себя диетическими концепциями, сформулированными где-то, когда-то, кем-то, неизвестно для кого, неизвестно в каких условиях. То же самое касается и распорядков питания. Каждый из нас - тот, кто он есть, каким он является в данный конкретный момент времени в данном конкретном месте пространства и в данном конкретном своем состоянии. И потому только он один может сделать целесообразный для себя выбор. Максимально возможный уровень осознанности в каждое мгновение жизни - единственное, что имеет значение.
Возникающий в результате практики асан "внутренний огонь" может привести к чрезмерной сухости органического тела и потере его тканями эластичности. Употребление достаточного количества свежего и чистого прохладного молока возвращает эластичность скованным "внутренним огнем" тканям. Масло из молока коровы способствует сохранению развитой в процессе практики асан "рабочей" мобильности суставов.
Мера важнее всего. Избыток и недостаток равно разрушительны.
Сидерский А.В. Хатха-йога как технология интегрального тренинга. Киев, 2000. С. 133-136.
См. также: Бойко В. С. Йога: искусство коммуникации
Примечания.
[1] Нияма - твердое правило, приказ, требование (санскр.).
[2] Подарки накладывают на нас стереотипы восприятия нас теми, кто их преподносит, в результате благодеяний либо мы чувствуем себя должниками, либо тот, кто нас облагодетельствовал, чувствует, что мы ему чем-то обязаны. Во всех перечисленных случаях возникающие психоэмоциональные "завязки" приводят к бессмысленному расходу энергии и создают "бреши" в броне безупречности.
[3] Образ действия, достойный практикующего хатха-йогу.
[4] Он же - хатха-йог.
|