Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны: Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны; Их протирают, как стекло, И в этом наше ремесло. Д. Самойлов |
Все понятия, а особенно базисные, появившиеся в период складывания личности или цивилизации, претерпевают длительную и очень сложную эволюцию [*]. Они отражают некую характеристику, особенность, черту этой цивилизации или жизни (для личности), и прежде всего на ее определенной стадии развития. Они закрепляются в сознании носителей определенной цивилизации и живут вместе с ней, но каждое новое поколение вкладывает в эти слова уже какой-то свой смысл. В результате кумулятивного эффекта, приобретая от каждого поколения какие-то нюансы, иллюстрации, задачи, они постепенно меняют свое первоначальное значение.
По этим причинам каждое из понятий, проходит как минимум три стадии развития:
1)возникновение и оформление по мере становления некоей реалии;
2)расцвет и наиболее адекватное отражение этой реалии;
3)уход и наполнение уже иным содержанием.
Уже за счет этой эволюции слово неизбежно будет иметь N значений, где N стремится к бесконечности. Так будет до тех пор, пока не уйдет цивилизация, а с ней и само понятие.
В качестве примера и аналогии можно взять научное знание, в развитии которого происходит "трансмутация понятий". По мнению В. С. Библера, "историческое развитие научного понятия представляет собой тождество двух процессов - непрерывного развертывания, углубления того же самого понятия и вместе с тем прерывистого, дискретного превращения понятий, своеобразной "трансмутации" одного понятия (сущность первого порядка) в другое понятие (сущности второго и последующего порядков)".
Сказывается, видимо, и то, что, поскольку переход от трансцендентной мысли к имманентной начался сравнительно недавно, наша новая цивилизация еще не успела окончательно выработать свою собственную номенклатуру понятий и старые понятия зачастую используются как старые меха для нового вина. Но, как остроумно заметил польский мыслитель Лешек Колаковски, если бы люди безоговорочно следовали традиции, они и сейчас обитали бы в пещерах, но если бы человечество совсем порвало с древними обычаями, то нам пришлось бы в эти пещеры вернуться.
Все сказанное можно проиллюстрировать на примере термина "империя", связанного с целым рядом специфических черт социально-политического и культурного развития западноевропейской цивилизации.
Как ни странно, практически никто не задумывался до сих пор о том, что такое "империя" как феномен. К тому же, как правильно заметил В. Л. Махнач, это - "одно из самых десемантизированных понятий в современном языке... Оно утратило прежнее содержание, превратилось в общепринятое наименование нечистой силы".
Л. Б. Алаев мудро заметил: "Прежде всего, тратить интеллектуальные усилия на выработку понятия "империя" есть смысл только в том случае, если мы хотели бы этим термином назвать определенный этап развития государственности (скажем, занимающий на шкале развития место между городом-государством и национальным государством). Если же речь идет npocто о типологии, т.е. о том, стоит ли нам называть то или иное государство империей или не стоит, то ответ на данный вопрос останется вкусовым, употребление термина "империя" факультативным, научно незначимым. Если империя есть глобальное и универсальное для истории народов явление, то понятно, что оно может быть определено лишь в самых общих чертах, с большими допусками, но все же каждая конкретно-историческая империя должна в чем-то существенном совпадать со своим идеальным типом. Какие же черты организации государства необходимы и достаточны для выделения имперского типа?"
Попытаемся далее ответить на этот вопрос.
Как правило, механически переносился на все века и народы римский образец, из которого к тому же фактически брались лишь чисто внешние признаки. Империя - это "монархическое государство, главой которой является император… организация колониального господства отдельных буржуазных государств..." (Советская Историческая энциклопедия); "у римлян высшая государственная власть" или "политическая система, будто бы представляющая собою сочетание принципа народовластия с учреждениями единичного правления… "призрачный конституционализм" (Словарь Брокгауза и Ефрона); "высшая государственная власть, принадлежала одному народу, проявлявшему ее в законодательстве, верховном суде, в решении вопроса о войне и мире" (Малый энциклопедический словарь., 1907); "Государство, которого властелин носит сан императора м. Неограниченного, высшего по сану правителя" (Словарь В. И. Даля); "… наименование некоторых монархических государств, преимущественно крупных... крупная империалистическая колониальная держава с ее владениями" (Юридический словарь).
В последнее время феномен империи начинает привлекать внимание разного рода исследователей, прежде всего публицистов, но и историков и философов также. 9 - 10 сентября 1996 г. состоялся симпозиум Центра сравнительного изучения древних цивилизаций (ИВИ РАН), участники которого хотели определить империю как особый тип государственности. Рим рассматривался как империя par exellence. Были высказаны различные мнения, заслушан ряд интереснейших докладов. В. А. Якобсон выделил четыре признака империи: крупное государство, полиэтническое, нацеленное на внешнюю экспансию, обладающее единообразной административной системой. В других выступлениях и работах, в том числе в работах И. М. Дьяконова, высказывалось также мнение о том, что империя обязательно объединяет локальности разного уровня развития. Она распадается, когда уровни развития ее частей выравниваются. Л. Б. Алаев выделил три варианта имперских идеологий: уникальная ассирийская (все подданные - ассирийцы, единый бог - Ашшур), подобная римской ахеменидская (каждый народ имеет свою культуру и богов, но шахиншах "свой" для всех, при сохранении, однако, привилегий ведущего этноса) и третья, выявленная А. А. Вигасиным на основе эдиктов Ашоки: создание высокопривлекательной духовной конструкции во главе с лидером, совмещающим светскую власть и почти божественные функции, попытки завоевать мир без применения насилия. Л. Б. Алаев предположил, что политизированность и активность масс - признак ранней империи, а равнодушие и апатия - признак империи поздней. На симпозиуме пришли в целом к выводу, что типологически империя возникла в Риме еще в период республики. Типичной империей, по мнению Л. Б. Алаева, является Китай. К римскому варианту он призвал отнестись с изрядной долей осторожности:: "Мне кажется, что римское право настолько уникально по сравнению с другими системами права, а его роль в функционировании государства была столь велика, опять-таки по сравнению с другими государствами, - как мелкими, так и крупными, что Римская империя не может быть принята за точку отсчета, если мы ищем модель всемирно - исторического явления, которое принято называть империей".
Между тем, термин "империя" возник в определенной социально-экономической и культурно-идеологической (не этнической!) ситуации и именно тогда приобрел свое "корневое" значение. Ситуация обусловлена "уходом", вернее, трансформацией полисной системы в рамках формирующегося регионального государства. Переход этот осуществлялся в разных регионах Евразии несинхронно. В Средиземноморье он пришелся на первые века новой эры. Таким образом, период римской империи - это и есть период трансформации полисной системы. Сама полисная система связана с существованием так называемых городов - государств. Классическим примером является древнегреческий полис. В Италии это был civitas, в Древнем Египте - ном. Он состоял из городского поселения и земледельческой округи (хоры). Вместе с полноправными гражданами здесь жили свободные, но неполноправные жители (метеки-чужеземцы), периэки (потомки захваченного греками коренного населения), вольноотпущенники, а также рабы.
На примере именно Римской империи мы видим, что одним из первых оснований для будущего синтетического представления об империи формируется понятие "мира" (pax). Слово это происходит от глагола pacisci (договариваться, условливаться, приходить к соглашению) и имеет несколько значений, очень важных в данном случае: мир, покой, спокойствие.
Отсюда Pax Romana понимается как часть мира, где наведен порядок, куда распространен один, универсальный, единый образец.
Подобные идеи мы встречаем, собственно говоря, в любой цивилизации. Русская община называлась "миром". Греки область своего обитания связывали с космосом, в отличие от других областей, где господствовал хаос. У мусульман есть деление на "область веры" и "область войны", т. е. область порядка и истины и область беспорядка и отсутствия истины.
В это же время начинает применяться и термин "imperium", отражающий регулятивную функцию государственного образования. В переводе с латинского языка он означает буквально приказ, приказание.
Этапы его эволюции таковы:
По происхождению он связан с римской семьей. Первоначально империумом обозначалась совокупность прав хозяина дома над членами своей семьи.
Затем он постепенно перешел в военную сферу и стал означать командование каким-либо отрядом. Это неудивительно, первые римские отряды составлялись по семейно-родовому принципу.
По мере развития италийско - римского общества так стала называться высшая и неделимая распорядительная власть рэксов (rex - от regere, править, управлять), т. е. первых гражданских правителей.
В период Республики империум включал в себя командование войском с некоторыми привилегиями (например, право на триумф). Стали постепенно различаться империумы магистратов, консулов, частных лиц, наместников в провинциях и т. д.
При Октавиане Августе значение слова было значительно расширено и стало основой и гарантией власти принцепса.
Imperium Romanum стало означать Римскую империю, которая к концу республиканского периода стала охватывать весь тогдашний мир (orbis terrarum).
На эволюцию понятия "империум" повлияла и идея смешанного государственного устройства, которая начала разрабатываться еще древнегреческими философами. Архит Тарентский (IV в. до н. э.) считал, что наилучшее государственное устройство должно состоять из сочетания всех политических форм. Для Платона идеальной являлась такая форма правления, в которой "сливаются" все виды правлений, ибо "материнские" формы несовершенны: монархия - олицетворение неумеренной власти, демократия - неумеренной свободы. Полибий приложил эти идеи к действительности: по его мнению, военные успехи Рима обусловлены именно его наилучшим государственным устройством. В средние века Фома Аквинский идеальной формой правления, вслед за Аристотелем и Цицероном, считал смешанную из "чистых форм", при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преобладание надлежащих заслуг, народ служит гарантией мира и согласия. Право государства должно быть санкционировано знатью и народом.
Сама "вечность" Рима связана с его интегрирующей и регулирующей ролью в пределах ойкумены. Так, Клавдиан из Александрии свидетельствует об этом: "Это мать, а не госпожа: она дала имя граждан тем, кого подчинила; узами любви она соединила отдаленные пределы земли. Благодаря водворенному ею миру, иностранец всюду находит родину. Мы можем путешествовать, не опасаясь; для нас шутка посетить Фулу, проникнуть в самые отдаленные страны, пойти напиться по своему усмотрению из Роны или Оронта. Она соединила все народы в один". Цицерон прославлял двойное гражданство - каждый "иммигрант" имел право, оставаясь гражданином страны, в которой он появился на свет, стать и гражданином Рима.
Постоянной обязанностью Рима было установление дружбы между народами.
Симмах из Рима ставит в заслугу Риму объединение под своей властью всего рода человеческого. Рим - это genetrix hominum (мать людей), ибо он объединил под своей властью людей всего мира.
Иероним был уверен, что падение "вечного города" поведет за собой по этим причинам гибель всего мира и конец земного существования людей: "Покорен город, который покорил всю вселенную...Погас светоч мира и с падением одного города погибло все человечество" (in una urbe totus orbis interiit). Поэтому-то, по его мнению, и близко время Антихриста.
Таким образом, видно, что "корневое" значение и назначение термина - регулирование различных отношений. Это - отношения между этносами, членами соседской территориальной общины. Если в родовой общине отношения ее членов регулировались с помощью выработанной тысячелетиями или даже в чем-то заимствованной из животного царства поло-возрастной иерархией (все обозначения "родства", т. е. дед, отец, сын, внук, мать, тесть etc. обязательно имели функциональную нагрузку), то теперь нужна была другая система. Она тоже должна была быть иерархична (традиционное общество в принципе не приемлет идею равенства, эта идея появляется только в мозгу горожанина эпохи процесса первоначального накопления капитала) и пользоваться терминами родства, наполняя их, по сути, иным содержанием. Вспомним античную или средневековую дипломатию: могут быть "братские" отношения между государями, но могут быть и отношения типа отец - сын, отец - внук и даже дед - внук.
Профессор В. Пешль оспаривает широко распространенную точку зрения на Рим как на своего рода империалистическую державу, попиравшую, по мнению Гегеля, подчиненные народы и разрушившую "сердце мира". Он показывает, что в основе римской государственности и внешней политики лежало твердое соблюдение моральных принципов (fides, dignitas, honor, auctoritas), выработанных еще древней сельской общиной, понимавшихся не столько юридически, сколько нравственно.
Ученый сравнивает греческое и римское политическое мышление и приходит к выводу, что у греков не было понятий, точно соответствующих римским fides и auctoritas, вызывающих восхищение Полибия. и приводит знаменитые слова Гете: "Греки были друзьями свободы. Да! Но каждый только своей собственной. Поэтому в каждом греке сидел тиран, ждавший лишь благоприятных условий, чтобы проявиться". Ненависть окружающих народов грекам была безразлична, римляне же считали, что власть должна быть основана на благе подданных. Римское примитивное крестьянское государство (Bauernstaat), став мировым, не потеряло своего исконного своеобразия. Поэтому, по его мнению, стал возможен и римский классицизм в эпоху Августа, первый классицизм в истории мирового искусства, когда новое создавалось с ориентацией на старые образцы и само становилось образцом (Вергилий. Гораций). Стремление великих классиков века Августа дать в своих произведениях синтез всех достижений предшествующей культуры в ее самых существенных чертах, позволило им создать особый художественный прием, который ученый вслед за Гете называет Griff nach dem Ganzen, т. е. отражение в каждой детали целого, показ единства мира.
Далее, это - отношения между языками, культурами, экономиками, организация совместной экспансии или обороны, распределение продуктов, добычи, рабов и т. д. Основная причина возникновения и формирования имперской системы в Средиземноморье кроется в трансформации полисной системы (системы городов-государств) в сложное в идеале, если уж не в итоге, централизованное государство (unum quod non est pars - единство, не имеющее частей - лат.). По мнению А. Головатенко, в любом централизованном государстве заложен имперский потенциал. Условия этого - "осмысленные, оформленные и открыто провозглашенные притязания власти на универсальность и одновременно на уникальность, на вечность и непогрешимость". "Лоскутки" (различные этносы, социальные группы, экономики, языки, культуры, религии etc.) "сшивались" в пестротканое полотно империи. "Коммунальная квартира" постепенно превращалась в единую "семью", члены которой вступали во все более и более тесные связи друг с другом. Этот процесс, в частности, достаточно хорошо изучен на материале истории философии и религии. Синтетический характер философии того времени выразился в ее сакрализации и формировании синтетических вариантов философии (гностицизм, неопифагореизм, неоплатонизм), религии (христианство, манихейство, ислам), языков (вульгарная латынь), ересей.
Своеобразное "обоснование" новой политики виделось в библейской Книге Пророка Наума (3, 16-18): "Купцов у тебя стало более, нежели звезд на небе; но эта саранча рассеется и улетит. Князья твои - как саранча, и военачальники твои - как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, - и не узнаешь места, где они были. Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его".
Становление этой политики происходило постепенно.
Уже в период расцвета греческого мира видна новая тенденция - к интеграции, диктовавшаяся необходимостью преодолеть хаос, который создавало в политической жизни Греции существование множества небольших независимых государств. Были испробованы разные способы создать сильное государство: политические союзы -симмахии, исополитии (взаимное предоставление гражданских прав двумя или более независимыми городами-государствами), симполитии (совместное гражданство нескольких городов), федерации. Более удачной оказалась идея гегемонии сильного государства в союзе или федерации городов-государств, которая привела к формированию Спартанского союза, Афинской державы, а затем и единой Италии под главенством Рима.
В Греции объединение не приняло формы большого города-государства с автономными подразделениями. В Риме же произошел переход от союза, федерации и подчинения к инкорпорации.
Важнейшей вехой на этом пути, безусловно, была держава Александра Македонского. Филипп Македонский первым разработал программу принудительной федерации или лиги всех греческих городов-государств под главенством Македонии. После завоевания Александром Персидской империи начинает претворяться в жизнь идея нового мирового государства, основанного на эллинизации областей, входивших в бывшую Персидскую империю и управляемого одним человеком, который в силу своего божественного происхождения стоял бы и над азиатами, и над греками. Большую роль в новом мире должна была играть, по мнению М. И. Ростовцева, концепция "равновесия сил". Внешне воспроизводилась ситуация политической раздробленности прежних греческих городов-государств, но фактически складывался прообраз будущей цивилизации нового типа, распространявшийся уже и на Египет, и на значительную часть Ближнего Востока. Здесь стоит привести меткое замечание Ж. Дэрозеля: "Александр Македонский создал сообщество; эллинизм наполнил его. Но это сообщество не корреспондируется с Европой. Европа оставалась чисто географическим понятием, и из географии Александр не пытался выводить какой-либо исторической философии. Пространство и люди - вот чем он хотел обладать". Римская империя будет строиться уже иначе: не столько через завоевание, как "империя" Александра, сколько через долгий ряд войн, заканчивавшихся аннексией. Основной заботой римской власти станет не только аннексия, но и ассимиляция.
Рим строил политическое, а не национальное единство Италии и всего Средиземноморья, подчиняя себе одну за другой эллинистические державы и сводя их статус сначала к вынужденному союзу, затем к вассалитету и, наконец, к положению своеобразных римских "доминионов".
На примере классической Римской империи и средневековых имперских образований (Каролингская империя, Священная Римская империя, Византия) можно выделить целый ряд признаков империи как государства.
Прежде всего это монархическая форма правления - важнейший внешний отличительный признак. Для средневекового человека это имеет сакральное происхождение и значение. В империи использовалась старая, языческая идея божественного правителя, сакрального властелина, lex animata in terris ("Живой закон на земле" - лат.). Монарх был центром притяжения для преображающей, воинственной верности (fides), воплощением мужского, героического начала. Ему в какой-то мере противостоял церковный принцип духовной кастрации, "жреческой" истины, лунный духовный полюс.
Не случайно феномен империи оформляется в первые века новой эры. Это было время первых вселенских соборов, появления латинской "Вульгаты", Никейского символа веры, патристики, т. е. время оформления христианства., когда, по меткому наблюдению С. Аверинцева, оформились две великие силы, поддерживавшие порядок на тонущем "Титанике" Западной Римской империи - цезаризм (империя) и христианство. Это хорошо видно и в стихах византийской поэтессы IX в. Кассии:
Когда Август на земле воцарился,
истребляется народов многовластие;
Когда Бог от Пречистой воплотился,
упраздняется кумиров многобожие.
Единому царству дольнему
страны служат;
В единого Бога горнего
люди верят.
Исчисляются народы волею Кесаря;
Знаменуются святые именем Господа.
Это было и время домината, т. е. активного вмешательства римских правителей в общественную и экономическую жизнь государства, что не могло не быть примером уже для Каролингов.
Следует отметить, что это также время окончательного оформления двух основ средневековой цивилизации - христианства и "вульгарной", т. е. общеупотребительной, латыни. Религия - набор базисных, культурообразующих идей, а язык - форма их выражения и трансляции.
Византийский хронист IX в. Георгий Амартол писал: "Начало с божией помощью христианской державы". Речь идет именно о реализации августинова Града Божьего на земле.
Для империй характерна специфическая экономика, в которой решающая роль принадлежит сельскому хозяйству.
Вторым после земледелия "средством" решения экономических и социальных проблем является насилие, роль которого в империях значительно повышается. Оно выражается в захвате соседних территорий, добычи, угоне людей, набегах, войне как обязательной форме решения всех проблем, праве силы и сильного. Большая роль насилия - классическая особенность традиционного общества, где насилие помогает решать, прежде всего, экономические задачи.
Для империй характерна пестрота экономик, языков, культур. Среди последних - клерикальная, феодальная, городская, крестьянская как культура "безмолвствующего большинства", этнические, иноземные, носителями которых были арабы, славяне, викинги, древние, в том числе греческая, римская, еврейско-иудейская и др. Все это из внешнего хаоса постепенно и обязательно выстраивается в иерархию.
Империя - государственное образование, выходящее за пределы узкоэтнического или традиционно-государственного пространства. На последнем особо настаивал Г. П. Федотов: "нельзя сказать, что Империя есть государство, вышедшее за национальные границы, потому что национальное государство (если связать национальность с языком) явление довольно редкое в истории. Может быть, правильное определение было бы: Империя - это экспансия за пределы длительно устойчивых границ, перерастание сложившегося, исторически оформленного организма. Историки давно говорят о Египетской Империи для эпохи азиатских завоеваний Рамесидов, о Вавилонско-Ассирийской и Персидской Империях - в их расширении за пределы Междуречья и Ирана до берегов Средиземного моря. Рим превращается в Империю, когда выходит из границ Италии; европейские державы - когда приобретают обширные колониальные владения за океаном. Выход государства, даже непрерывно растущего, из его привычной геополитической сферы есть тот момент, когда количество переходит в качество: рождается не новая провинция, но Империя, с ее особым универсальным политическим самосознанием".
Римская империя принесла с собою относительный гражданский мир и существенное ослабление внешней агрессии. Эксплуатация провинций принимает более организованный и менее хищнический характер. Многие императоры поощряли городское строительство и заботились о развитии культурной жизни провинций, системы дорог, введении единой имперской денежной единицы. Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники, развития ремесел, подъем экономической жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множество новых городских центров.
В империях существует "этажность" общества. Основным видом богатства является земля и на смену принципу землевладения приходит принцип землепользования. При достаточно большой широте прав на землю феодалы времен средневековых империй всегда могли быть лишены ее. Отсюда система вассально - ленной зависимости, бенефиции или условные пожалования, система кутюмов (обычаев), которые регулировали отношения между сюзеренами и вассалами, общиной и замком и т. д.
Для империй обязательна определенность ("замкнутость") региона, основанная на этно-культурной близости, политико-экономической целесообразности, близости или идентичности социального развития. Пространство империи обязательно ограничено горами, морями, варварами, цивилизациями, этнокультурной близостью, уже сложившимися экономическими связями, возможностями "метрополии", ее людскими или военными ресурсами, ибо без насилия территорию не удержать, и др.
Георг Зиммель писал, что империи не могут быть сколь угодно большими: "Не географический охват в столько - то кв. миль образует великое царство, это совершают те психологические силы, которые из некоторого срединного пункта политически удерживают вместе жителей такой географической области".
Империи активно используют появившееся еще в античности противопоставление своего мира и чужого. Это характерно и для цивилизаций в целом, но в империях, собственно, это и есть "имперская идея".
Оформляется это в дихотомии: космос - хаос, долы - веси. Град, полис, цивитас, ном противопоставляются другим аналогичным образованиям. Очень часто это закрепляется в традицию и существует достаточно долго. Ряд авторов (А. Филиппов, А. Шютц) и в современных цивилизациях выделяют Umwelt (окружающий мир) и Mitwelt (совместный мир). В английском переводе это выглядит более впечатляюще: Umwelt - domain of directly experienced social reality (область непосредственного опыта социальной реальности); face - to - face (лицом - к лицу - ситуация). Mitwelt - world of contemporaries (мир современников).
Для империй неизбежна и даже обострена необходимость сопротивления культурному и военному натиску извне (арабы, викинги, славяне, монголы, турки). Имперская идея подразумевает бескомпромиссную борьбу с конкурентами (Европа и Византия, Восток и Запад).
Именно в империях формируются народности как переходная от племени к нации форма этноса.
Существующий и нарастающий недостаток свободных земель заставляет империи налаживать экономические связи между различными своими регионами, решая таким образом проблему продовольственного и товарного дефицита.
Именно в империях действуют мощные импульсы к складыванию единого универсального права, синкретических философских систем, единой и "агрессивной", т. е. нацеленной на весь мир, религии. Обязательными характеристиками этой религии будут "всемирность" ("католичность", "кафоличность") и "православие". Например, западные варианты "имперской идеи" поддерживают римско-латинские "претензии" на всемирность, ибо: христианство является универсальной синтетической религией; в христианстве содержится "агрессивная" идея "благой вести", четко выраженная в словах И. Христа "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк 16,15); в Западной церкви явный акцент приходится на всемирность (католичность, от лат. сatholica - совокупность, всеобщий, всеохватывающий, вселенная); окружающий мир предстает в виде "стен" (мусульманской, славянской, варварской) или естественно - географических преград (океан, пустыни, моря). Противопоставление МЫ - ОНИ на заре европейской цивилизации привело к появлению негативного образа "азиата". Но этот образ легко, а зачастую и просто обязательно переходил в образ "нехристя", неевропейца, у которого в качестве обязательных характеристик являются примитивность, стремление к разрушению. Это касалось не только "примитивных" народов, но (может быть, еще в большей степени) и представителей других развитых цивилизаций.
В империи складываются универсальные представления.
В воззрениях многих философов, историков и писателей Римской империи и средневековья можно найти элементы самых различных этических систем. Римские императоры дозволяли развитие практически всех этих направлений и в условиях "лоскутного" государства они вступали во взаимодействие. Христианство пыталось связать воедино моральные императивы (чаще всего ассоциировавшиеся с "заповедями") и счастье как движение к истине и обретение своего "места" в земной юдоли.
Именно империи делают историю "нравственной". Отсюда классическое латинское выражение "Historia est magistra vitae" (История - учительница жизни). Цицерон в трактате "Об ораторе" (II, 9, 36) подробно это разъясняет и связывает с практической жизнью людей: "Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae, magistra vitae, nuntia vetustatis, qua voce alia nisi oratoris immortalitati commendatur?" ("А история - свидетель времен, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины - в чем, как не в речи оратора, находит бессмертие?"). Historia - в переводе с латинского означает исследование как постижение истины, знание как совокупность и энциклопедия. В империях к тому же существует единая картина истории.
Римская империя впервые предложила идею объединения (Integratio - буквально: восстановление, возобновление, происходит от Integer - полный, цельный, ненарушенный). Идет процесс интеграции разрозненных "лоскутков" (государств, племен, экономик, языков, культур), соединения и восстановления единства. Имперское мышление пользуется телесными метафорами, понимает территорию как corpus, т. е. живое тело. Представление о единой Европе сформировалось в Средиземноморье довольно рано. Если кельты предложили идею сосуществования племен, то античные римляне, средневековые императоры и византийские правители стремились вернуться к некоей исходной целостности, своеобразному золотому веку, космосу, а для этого преодолеть хаос, раскол, схизму и т. п. Осмысливалось все это как объединение родственных по происхождению народов. Недаром крупнейший исследователь имперской истории Г. Бауэрсок категорически утверждал: "Римляне не практиковали романизации и не имели соответствующего выражения… Концепция романизации исходит из простой модели, в соответствии с которой одна культура либо вытесняется другой, либо подвергается под ее воздействием необратимым изменениям. Эта модель сложилась на опыте испанцев и французов в Новом Свете, британцев в Северной Америке и в Индии, бельгийцев в Африке, голландцев - в Восточной Азии и русских - в Советском Союзе. Но она совершенно не соответствует Оттоманской, Габсбургской и Римской империям, у которых власть не связана с насильственным насаждением своей культуры. Секрет долговечности этих трех великих империй заключался в знании того, что для укрепления опоры власти правителя следует не стеснять, а, наоборот, мобилизовывать местные традиции. У римлян не было представления о политике романизации, и они никогда не пытались проводить подобную политику. Современный термин "романизация" не имеет эквивалентов у римлян и греков. Прагматичные римляне стремились не к осуществлению какой-либо цивилизаторской миссии, а к сохранению своих владений и обеспечению их нормальной жизнедеятельности. Благодаря свойственной Риму открытости по отношению к другим народам и культурам римская граница никогда не походила на железный занавес или Берлинскую стену… Современные исследования, в которых широко используются эпиграфические и папирологические данные, а также просопографический метод, позволяют увидеть в империи не просто жесткую систему диктаторского контроля, но живой организм, растущий, развивающийся и адаптирующийся. Именно в наше постимпериалистическое время можно было выявить и оценить по заслугам тот факт, что в Римской империи местные традиции выживали и развивались не вопреки общей (например, греческой в ее восточной половине) культуре, но в ней, благодаря ей и внутри нее". А. Тойнби даже писал об особой имперской "психологии мира": "Универсальное государство (т. е. империя.- П. Г.) устанавливается основоположниками и воспринимается подданными как панацея от бед смутного времени. Изначальное предназначение этого учреждения - установить и затем поддерживать всеобщее согласие".
В силу этого империя воспринимается как центр "orbis terrarum". Так трактуется не только классическая Римская империя, но и различные средневековые имперские образования. По мнению Григория Турского, Византия - это мировая держава, имеющая свои интересы во всех концах христианского мира и способная "побуждать" (inpellentibus missis imperiabilus) местных правителей подчиняться имперским требованиям. Византийский император, каролингские правители зачастую именуются "отцами", которые проявляют "отеческую заботу" о всех народах и людях. Император как бы воспитывает своих сыновей - правителей подвластных территорий и готовит их к самостоятельной жизни.
В Римской империи разрабатывается самое универсальное на сегодняшний день на планете право. Ius - правопорядок, установленный людьми. Это основное понятие римского права. В этом смысле право отличается от религии (fas), нравов (mos), обычая (consuetudo), бесправия как любого действия, противоречащее праву (iniuria). Римское право было приспособлено к мировому обороту, так как Рим активно поддерживал торгово-экономические и политические отношения с соседними странами. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических конструкций в сфере частного права. Таким образом, римское право прошло строгую техническую школу.
Важным достоинством рассматриваемой системы права является ее дуализм, т. е. одновременное существование сугубо национального ius civile и интернационального ius gentium. Именно в праве народов римское право соприкасалось с правовыми достижениями других государств. Таким способом происходило постепенное формирование тех существенных и общих элементов, которые составляют основу всякого права. К тому же в римском праве такие элементы были развиты и доведены до абстракции, как нигде, что дало возможность их повсеместного применения в современном мире с учетом национального своеобразия отдельных стран. Поэтому многие авторы сходятся на том, что универсальность и мировое господство римского права кроются в преодолении национальной замкнутости.
Medium - одно из самых сложных понятий в средневековом латинском языке. В связи с ним появляется и становится со временем широко популярным термин "средние века". На латинском языке он звучит как medium aevum. Слово medium здесь означает не просто средний, а находящийся посредине между культурой "до грехопадения" и культурой, вернувшейся в первобытное состояние; следовательно, речь идет о пустом периоде. Если культура была не истинна, то можно говорить, что ее не было.
Термин "medium", однако, имеет и другие значения, которые особенно важны при рассмотрении истории любой империи и среди них:
1) срединный, центральный;
2) существенный, сущностный;
3) беспристрастный, нейтральный;
4) общий, общественный;
5) посредничающий, выступающий посредником.
На основании этих значений можно справедливо предполагать, что уже итальянские гуманисты, не считая, разумеется, самих римлян, придавали большое значение посреднической, регулирующей, объединяющей роли государства. Следует отметить, что это и есть один из важнейших признаков империи. На этой же основе вырастает любое современное понимание государства. Как писал Камиль Мусин, "империю можно считать состоявшейся ровно в той мере, в которой "побежденные народы" отказываются от понимания себя именно как побежденных, предпочитая присоединиться к победителям. Римская история недаром началась с похищения сабинянок: это был прообраз будущих отношений между римлянами и провинциалами". Средства для этого были разнообразны. Конфуций говорил, что народ можно заставить подчиняться, но нельзя заставить понять, почему. Империя и пытается заставить каждого разделить мировоззрение и философию элиты - насаждая идеологию, "цивилизуя" отсталые народы, поднимая права местной аристократии до уровня имперской элиты и т. п., вплоть до военного подавления "непонимания".
Именно в рамках Римской империи оформляются синкретические варианты философских направлений и течений, т. е. собственно Philosophia. Большого развития достигнут сакральные учения, но империя - это и время широкого распространения научных представлений, которые пытаются решать общефилософские проблемы (происхождение, устройство мира, формы и методы и познания, место человека в мире, обществе и т. д.). Широкое распространение науки в имперский период отнюдь не случайно, ведь интерес к научному познанию мира практически до XIX в., вызывался чаще всего кризисом каких-либо религиозных концепций. Кроме того, питательной средой для науки была общественная практика: требовались светски образованные люди.
В рамках Римской империи происходит переход от локальных культов, философских систем, этнических вариантов верований к единой, общеимперской религии и на этой основе появляется представление об универсальной, обязательной для всех системе религиозно-философских представлений (Religio). Яркое отражение это нашло в знаменитом "Миланском эдикте" 313 г. императоров-союзников Константина и Лициния. Здесь был впервые опущен термин "государственные боги" и фактически устранено многобожие. Было введено понятие "deus summus" (высшее божество). Это было "божество, царящее в небе", "божество, сидящее на небесном троне", безличное, абстрактное. Не Митра, не Юпитер, не Яхве!
Именно во времена евразийских империй возникают мировые религии. Слово "мировые" пришло к нам из глубины веков и кардинально отличается по своему значению от современного: оно означает, что был, во-первых установлен мир между различными народами и племенами, воевавшими друг с другом, ибо в тех условиях только насилие могло помочь решить их экономические и демографические проблемы, во-вторых объединен весь видимый мир, до "культурного" горизонта, т. е. до тех пределов, за которыми начинаются чужие культуры и народы, а скорее, просто чужие цивилизации. Разумеется, большую роль сыграло и христианство, своими универсалистскими, уравнительными идеями укреплявшее идею обязательной для всех людей веры и государственности.
С таким пониманием религии связан и существующий в империях жесткий идеологический надзор. Некоторые исследователи подчеркивают наличие некоего конфликта между империей и церковью как двумя вселенскими силами, претендующими на руководство обществом и миром. На деле их отношения сложнее. Христианская Церковь претендует на большее, чем быть просто "церковью", христиане воспринимают себя как особый народ - Народ Божий, tertium genus (третий народ), противопоставляя себя эллинам и иудеям. Церковь в период империи действительно уже не просто "собрание людей" или добровольное религиозное объединение. Она провозглашала себя, по сути, особым, отдельным государством. Но и Римская империя в действительности являлась чем-то бoльшим, чем простое государство. После реформ Августа Рим заговорил о себе как о Граде вечном (Urbs aeterna) и Граде последнем. Здесь явно проявлялись эсхатологичесие настроения времен империи, но одновременно такие претензии были связаны с представлениями о достижении вершины возможного развития человечества, "конце истории". Рим как "единый Космополис" Ойкумены предлагал "мир" (Pax Romana) и "справедливость" всем людям и народам, находившимся под его господством. Как писал Э. Баркер, "империя была, по существу, политико-экклезиастическим институтом, не только государством, но и церковью. Иначе она оказалась бы чужда представлениям людей античности". Сама верность государству в античности воспринималась как своего рода религиозное поклонение. В Римской империи развит был культ Кесаря. Целью императорского правления обычно провозглашалось "спасение" и императоров именовали "спасителями". Императоры средних веков (Юстиниан, Карл Великий) старались быть "христианскими правителями", "охранять" веру и Церковь законами и "мечом". Кроме того, считалось, что для императора решать религиозные вопросы без согласия церкви было ultra vires - вне закона. Церковь была достаточно сильна, чтобы сопротивляться, если понадобится, империи. Разумеется, иногда в средние века церковь пыталась встать над империей, достаточно вспомнить слова папы Иннокентия III, занимавшего папский престол в конце XII - начале XIII в.: "Подобно тому, как бог - создатель вселенной установил два великих светила в тверди небесной: большее, дабы днем руководило, меньшее - ночью, так и в тверди церкви вселенской он установил два великих достоинства - большее, дабы, подобно дням, душами руководило, и меньшее, которое, подобно ночам, руководило бы телами; таковы папское полновластие (auctoritas) и королевское могущество (potestas). И затем, так же, как луна свет свой получает от cолнца, она же меньше и количественно и качественно, но одинакова по положению и действию, так и королевское могущество от папского полновластия получает сияние своего достоинства". Но это противостояние было обусловлено целым рядом специфических для этой эпохи факторов.
Складывается представление об Universum. Как синоним часто использовалось выражение summa rerum (можно перевести как совершенство вещей, совокупность, суть происходящего, мир как целое). В связи с этим означает мировое целое, мир, вселенную. Отсюда следует и одно из значений империи как сущности мира, его формы, объединяющей частности.
Можно говорить, что в имперский период формируются и представления об универсальных понятиях.
Literatura - в переводе означает написанное, запечатленное (т. е. попавшее на скрижали истории), образованность, ученость. Фактически речь идет о складывании универсальной и единой для всех подборки текстов, их "канонизации". Развивается представление о литературе как "человековeдении" и "человековедeнии", нравственном ее предназначении.
Socium - в переводе с латинского означает общий, совместный, союзный,
Aera - система летоисчисления, принятая до сих пор. Слово является аббревиатурой выражения ab exordio regni Augusti - "от начала царствования Божественного". Гораций писал: "Юпитер, громы мечущий, - верим мы - царит на небе: здесь на земле к богам причтется Август". В империях складывается единое летоисчисление.
В империях складывается новое понимание свободы (Libertas). В родовом обществе свободным считался человек, который был свободен от несовершенства, чего-то добился (отличился на охоте, например) и получил всеобщее признание. Ему разрешалось пренебрегать некоторыми запретами. От общих запретов освобождался выбранный вождь, жрец и т. д. У них были свои запреты, в рамках их круга, но в глазах всего племени они считались свободными. Такое понимание свободы стимулировало доблесть, физическое совершенствование и т. д. Таким образом, идея самосовершенствования и идея гармоничного развития опирались на такое понимание свободы, при котором максимальную пользу получал коллектив в целом. Поскольку происходит разрыв родовых связей, начинают формироваться "соседские" коллективы, неизменно будет меняться и понимание свободы. Этот процесс пройдет через несколько этапов:
1) свобода от отцовской власти;
2) свобода от услужения;
3) возможность действовать по собственному усмотрению (разумеется, в рамках запретов, установленных законом), т. е. право начинать свой собственный ряд событий;
4) свобода римского гражданина как апогей развития личной свободы. Он может действовать, как ему заблагорассудится, но он никогда не сделает чего-то вредного для общества;
5) отсюда - свобода государства действовать по своему усмотрению для установления "истинной" свободы и "истинного" порядка (т. е. соответствующих "истине").
Таким образом, государство добивалось необходимой гибкости в проведении своей достаточно жесткой политики по установлению единого порядка (универсума), но отдельный человек получал некий "люфт" для своего поведения.
Средневековое христианство воспримет эту гибкость:
1) Основная масса людей - люди плотские - carnales (плотские люди, у гностиков - гилики, от гиле - материя). Они практически приравниваются к язычникам.
2) Есть "достаточное" христианство. Можно соблюдать десять заповедей, подавать милостыню, ходить на исповедь и т. п., иметь "веру" - и ты попадешь на небо. В какой-то степени это тоже идет от гностиков (психики - люди, обладающие верой и уже потому попадающие на небо).
3) Есть "монашеский путь спасения", идеал которого обосновал Аврелий Августин.
4) Есть белое духовенство.
Три последних категории объединялись вначале словом "клир" (от греч. "клерос" - наследие). Оно тоже эволюционировало. Сначала все христиане именовались "уделом божьим" среди язычников (церковь, пастыри и стадо). С III в. н. э. clerici (spirituales, духовные) - это только служащие при церкви, в отличии от людей стада (laicus). Еще апостол Павел, ссылаясь на учреждение левитов, которые "совершают богослужение, вкушают священную пищу, служат алтарю и научаются от алтаря", заявил, что и в Новом завете Господь установил, чтобы те, кто проповедует Евангелие, жили от благовествования (1 Кор 9, 4 - 14; 2 Кор 11,9).
Появится и духовная иерархия, представители которой осуществляли внешние заботы об алтаре, преподавали Слово Божье, совершали таинства, заведовали "духовными делами" пасомых. Декрет Грациана (XII в.) перечисляет девять священных чинов (ordines sacri). Иерархия будет расширяться, но "девять чинов" останутся основными.
Складывается новое понимание человека (Individuum - то, что не делится, неделимый, связано с греч. - атом). Он становится низшей единицей (т. е. частью общества, единицей измерения, права и т. д.) и в то же время стал отделен окончательно от животного мира. Римляне уже не связывают свое происхождение с каким-то тотемным животным. По этой причине тоже происходит переход к пониманию богов как антропоморфных и духовных существ, а затем произойдет отрыв от антропоморфности к "чистой" духовности.
Впервые появляется и такое понятие, как Termin (terminus).
Этапы эволюции:
1) вначале означал пограничный камень, межевой знак. Отсюда Термин - римский бог границ и межей;
2) границы, пределы;
3) окончание, конец, конечная цель.
Отсюда это слово предполагает выбор одного значения из куста значений, которое становится общеупотребительным и обязательным для всех, определяя границы действия понятия. Далее будет происходит энциклопедизация этих понятий (Тора - Танах - деятельность апостолов Павла и Петра - апологетика - патристика - "последние римляне" Боэций, Кассиодор, Исидор и др. - энхиридионы, энциклопедии - суммы). Это повлияет на новое понимание закона, который пусть и кажется неправильным для одного человека, но понимание его происходит только на уровне коллектива (dura lex, sed lex). Всеобщность закона позволяет человеку освободиться от "совести". Именно это, видимо, имел в виду Христос, когда противопоставил свое "царство" миру и говорил о восстановлении "закона" (новая культура начинает с противопоставления прав отдельного человека правам коллектива).
Среди других особенностей имперского государства можно назватьследующие:
- использование традиции в качестве регулирующего фактора;
- специфику культуры (сакральность, этажность, школьность, эмоциональность, рецептурность, примат веры, а не разума, эсхатологичность, регулярность "Возрождений", "абсурдность", представление о "конце истории");
- амбивалентность ("двуличность") сознания;
-определение легитимности существования государства и общества с помощью ссылок на древность.
На основании этого можно предпринять попытку определить следующие функции империи:
Ключевые слова. Империя. Монархическая форма правления. Этика. История. Интеграция. Право. Medium. Философия. Religio. Universum. Литература. Свобода. Индивид. Проблема падения античного общества. "Жизненное пространство". "Великое переселение народов". Теория трансляции Римской империи. Возрождение.
Контрольные вопросы
- Каково "корневое" значение термина "империя"?
- Каковы основные признаки империи?
- Почему монархическая форма правления является важнейшим признаком империи как государства?
- Каковы функции империи?
- Каковы причины падения Римской империи?
- В чем специфика средневекового права?
- Каковы специфические черты средневековой религии?
- В чем уникальность средневековой культуры?
- Как связаны с империями "Возрождения"?
- Что такое "Каролингское Возрождение"?
- Когда и почему началось изменение термина "империя"?
- Почему идея империи жива до сих пор?
Список литературы
Алаев Л. Б. Империи и имперские идеологии в древности // Восток. 1997. №1.
Баглай В. Е. Древнеацтекское государство: структура власти и управления // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995.
Бауэрсок Г. Римская империя в постимпериалистической перспективе //Вестник древней истории. 1997. №4.
Вулих Н. В. Феномен Рима в интерпретации В. Пёшля // Там же. 1996. №4.
Головатенко А. Имперская идея: истоки и приметы // Головатенко А. История России. М., 1995.
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Махнач В. Империи в мировой истории // http://www.russ.ru/antolog/inoe
Пиков Г. Г. Исторические термины и историческая действительность (Империя как феномен европейской истории) // Гуманитарное образование в Сибири. Новосибирск, 2000. С. 103 - 121.
Федотов Г. П. Судьба империй. Империй призрачных орлы…// http://www.yabloko.ru/Publ/Articles/fedot-1.html.
Филиппов А. Cмысл империи: к социологии политического пространства // http:\\www/ rus/ ru\antolog\inoe
Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопр. философии, 1990. № 3.
Чубарьян А. О. Европейская идея в истории. М., 1987.
[*] Понятие в данном случае трактуется как отражение той или иной характеристики предмета или, что реже, его сущности в человеческом мышлении.