Глава 5. Средневековая Европа и ислам

   Нельзя вдвинуть действительность в столь простые категории. Например, мы Французы, мы - Римляне по языку, Греки по цивилизации, Евреи по религии. Факт происхождения, самый важный вначале, постепенно теряет свое значение, по мере того как великие исторические факты, именуемые греческим владычеством, римским владычеством, германским владычеством, христианством, исламом, возрождением, философией и революцией, по мере того как эти события, подобно мельничным жерновам, перетирают первобытные разновидности человеческой семьи, заставляя их слиться в более или менее однородные массы.
    Э. Ренан

Вторжение арабов в Европу

   Арабские завоевания в целом начались в 633 г. вторжением в Ирак, т. е. в южные районы Сасанидского Ирана. В 634 г. арабы вторгаются в южные пределы Византии. Война с христианским государством началась после длительных колебаний. Еще Мухаммед долго надеялся на возможный союз с "людьми Писания", т. е. с иудеями и христианами. Но для этого последние должны были принять его в качестве носителя последней истины, что в принципе было неприемлемо ни для той, ни для другой религии, ибо автоматически приводило к исчезновению данных конфессий. Преемник Мухаммеда халиф Абу Бекр, приступивший к широкомасштабным экспедициям, не мог не начать войны с Византийской империей, одним из крупнейших препятствий для арабов на пути расширения их территории. К тому же во время войны с Ираном такого могущественного врага нельзя было оставлять у себя в тылу.
   К середине VIII в. арабы подчинили себе территорию Сасанидской империи (пала еще в 651г.), районы Средней Азии (Мавераннахр - "То, что за рекой", т. е. за Аму-Дарьей), Закавказья, долину Инда (Синд). В 751г. состоялась знаменитая битва между мусульманскими и китайскими войсками при Таласе, победу в которой обе стороны, естественно, приписывали себе. Арабская экспансия на востоке остановилась. Но она продолжалась на западе. К 698 г. арабы подошли к Гибралтару.
   Из собственно европейских территорий арабами были захвачены Испания, Сицилия и Италия.
   Испания. Мусульманское вторжение в Испанию началось в начале VIII в. В июле 710 г. небольшой мусульманский отряд в 400 всадников высадился на юге Пиренейского п-ова. Это была разведка боем. Арабы воочию убедились в богатстве и слабости Испании, находившейся под властью вестготов. В следующем, 711 г. началось собственно завоевание Испании. Отряды в 7, 5 тыс. и т. д. появились на юге. Вестготы стремительно откатывались на север. Последний вестготский король Родерик (знаменитый Родриго из испанского фольклора) погиб в бою. К 715 г. основные испанские города были захвачены. Полуостров был превращен в провинцию Арабского халифата. Правда, ее наместник подчинялся не Дамаску, а североафриканскому наместнику в Кайруане (Тунис).
   В середине VIII в. произошла смена династии в арабском халифате. Династия Омейядов (661 - 750) оказалась низложенной и к власти пришли Аббасиды. В 750 г. один омейядский эмир бежал в Испанию, где вскоре и произвел государственный переворот, придя к власти под именем Абд ар-Рахмана I (756 г.). Так был создан Кордовский эмират. В его состав входила не вся территория Испании. К 750г. был потерян Нарбон (юг Галлии), в 801г. освободилась Барселона, свободны от арабского господства остались северные пустынные районы. Фактически у арабов в подчинении были лишь Сарагоса, Толедо, Мерида и другие города.
   Необходимо сказать о том, что из себя представляла так называемая "мусульманская Испания". Может сложиться впечатление, что Испания была прочно покорена арабами и стала арабской и мусульманской. На самом деле это было не так. Во-первых, в ходе арабских завоеваний шло несколько неоднозначных процессов. Это, прежде всего, арабизация, т. е. переселение на завоеванные территории арабских племен. Однако стопроцентной арабизации подверглась лишь Аравия. В остальных районах халифата арабы представляла лишь тот или иной процент населения. Исламизация - тоже не простой процесс. Ислам никогда не навязывался насильно никому, хотя бы уже в силу политических причин. Еще Мухаммед, подчиняя своему влиянию Аравию, ограничивался "выбрасыванием идолов" и не требовал сразу ни от одного и аравийских племен беспрекословного принятия новой религии. Если учесть, что в состав халифата впоследствии попало огромное количество самых разнообразных территорий со своей подчас очень специфической экономикой и культурой, то насильственная исламизация была бы самым эффективным средством самоуничтожения для нового государства. То же самое можно сказать о так называемой мусульманской или арабской культуре, которая таковой была только по названию, а на деле представляла собой гигантский синтез разных культур с преобладанием того или иного местного элемента (иранский, сирийский, коптский и т. п.).
   Во-вторых, следует учитывать, что Испания была типичным феодальным государством. Основой такого государства является аграрная экономика, вовсе не нуждающаяся в централизованном государстве, с которым прежде всего, видимо, необходимо связывать господство той или иной культуры или религии. В любом феодальном государстве есть набор самостоятельных культур и нередко разных религий. Так, например, во франкском государстве арианство вестготов и бургундов уживалось с римским христианством франков и галло-римлян. В раннее средневековье также шел процесс медленного синтеза разных культур. Связующими факторами в христианском мире были христианство и латынь. В Испании, где были сильны римский языческий, иберийский и вестготский элементы, ислам и арабский язык были такими же связующими элементами, как латынь и христианство на севере, и не более того. По крайней мере, в первые века господства арабов.
    Практически сразу после появления арабов в Испании начинается реконкиста. В широком смысле это сопротивление продвижению арабов, которое по мере становления феодального общества и обострения земельной проблемы примет более организованные формы "отвоевания" у арабов земель испанскими, а порой и прочими европейскими феодалами. Шла она с трудом. Даже попытка Карла Великого покорить Испанию оказалась безуспешной. Господство арабов на полуострове все более и более укреплялось. Наивысшего могущества оно достигло при Абд ар-Рахмане II (912 - 961), которому была подчинена практически почти вся Испания. Его власть признавали и малые христианские государства, которые пользовались достаточно широкой автономией.
   Однако к 1031г. эмират распался почти на 30 мелких княжеств. Это способствовало усилению контрнаступления христиан. В 1085 г. под их натиском пала древняя столица Испании Толедо. Полностью освободить Испанию в этом столетии европейцам не удалось. На помощь испанским арабам пришли войска мусульманской берберской империи Альморавидов на северо-западе Африки. Экспедиционный корпус берберов в союзе с испанскими арабами нанес поражение христианам в битве при Залакке в 1086 г.
   Альморавиды правили с1090 по 1145 гг. Их сменили Альмохады, находившиеся у власти до 1223 г. Затем начались у них династийные склоки и вскоре они были вынуждены вывести свои войска из Испании.
   Начался решающий этап Реконкисты. В1236 г. была освобождена Кордова, в1248 г. - Севилья. Под властью арабов оставалась лишь Гранада, где правила маленькая, но упрямая династия Насридов. Именно Гранада стала подлинным центром арабской культуры, знаменитым памятником которой является Альгамбра. Только в 1492 г., в год плавания Христофора Колумба в Америку эта территория была включена в состав объединенного королевства Арагона и Кастилии. Так закончится пребывание арабов в Испании. Значительные массы арабского населения вместе с евреями впоследствии будут насильственно выселены из Испании.
   Сицилия и Италия. Впервые арабы появились в Сицилии. Первый их набег состоялся в 692 г., когда были разграблены Сиракузы. Систематические нападения стали возможны только после того, как они построили флот не хуже византийского.
   Завоевание острова связано с событиями IX в. В 800 г. к власти в Тунисе пришла династия Аглабидов. В 827 г. одна из враждующих феодальных группировок в Сицилии позвала их на помощь. Они пришли на помощь и остались. В 831 г. пал город Палермо, около 843 г. - Мессина. Сиракузы держались до 878 г. Весь остров подчинился арабам лишь к 902 г.
   На протяжении всего IX в. они периодически вторгались и в Италию. Видимо, особенно удачными были их экспедиции в Северной Италии, где враждовали между собой ломбардские князья. В 837 г. они осадили Неаполь. В 846 и 849 гг. арабы - угрожают Риму. Даже папа Иоанн VIII (872 - 882) около двух лет должен был платить им дань.
   Есть предположение, что арабы совершали набеги через Альпы на континентальную Европу. В источниках упоминаются нападения неких "сарацин". Но слово это многозначное, о чем будет сказано далее, поэтому трудно понять, кто именуются в данном случае в виду - собственно арабы или другие люди, "не вошедшие в завет". Это могли быть даже какие-либо европейские феодальные отряды.
   В конечном итоге из Италии арабы были изгнаны объединенными усилиями местных феодалов и византийцев. На Сицилии же арабы остались и упрочились. В 909 г. Фатимиды изгнали Аглабидов из Туниса и Сицилия превратилась в фатимидскую провинцию. Их наместник, однако, был почти независим. Кроме того, Фатимидов больше интересовал Восток, чем Европа. В 969 г. они покорили Египет.
   На Сицилии во время пребывания арабов мусульманская культура пустила глубокие корни. Остров стал воротами для торговли с Востоком.
   В первой половине XI в. происходит активизация в Средиземноморье норманнов. Несколько сот норманнов во главе с Робером Гюискаром вторглись на остров и основали Норманское княжество. В 1060 г. его брат Рожер взял Мессину. К 1091 г. весь остров подчинился норманнам. Однако сложившуюся здесь культуру они не трогали, за что и получили прозвище "крещенных султанов Сицилии".
   В итоге пределом распространения мусульман в Европе стала Центральная Франция, где в битве при Пуатье в 732г. они были остановлены майордомом франкского Меровингского королевства Карлом Мартеллом (Молотом).
   Если задаться вопросом, почему арабы не захватили всей Европы, то ответ на него будет непростым. С одной стороны, мусульманская экспансия уже явно выдохлась. В состав халифата вошли огромные территории от Гималаев до Атлантики, удержать которые под своей властью было уже трудно. С другой стороны, вряд ли можно говорить, что Европа того времени с ее в целом достаточно примитивной аграрной экономикой представляла большой интерес для развитого в экономическом и культурном планах мусульманского Востока. Периодически арабы еще вторгались в Византию. В 669 и 716-717 гг. они держали в жестокой осаде Константинополь.
   Существовали ли между двумя мирами дипломатические отношения? На появление мусульман Европа ответила замедленной реакцией. Причины этого следует искать в самой цивилизации. Экономической основой ее была аграрная экономика, Европа находилась вдали от развитых цивилизаций. В экономическом плане для арабов она не представляла интереса. Поэтому некоторое время две цивилизации жили параллельно. Только Крестовые походы фактически были актом, свидетельствовавшим об их интенсивных контактах, хотя и специфических.
   Существовали ли между этими мирами дипломатические отношения? Вопрос кажется риторическим, между тем его решение не так просто.
   Существует средневековая легенда о дипломатических отношениях между двумя великими правителями средневековой Евразии - Карлом Великим и Харуном ар-Рашидом. Поскольку основная масса информации о политических и дипломатических контактах дошла до нас в виде разного рода рассказов и легенд, ее свидетельство до сих пор представляется многим исследователям важным и решающим. К числу ее активных сторонников относится и А. Ладинский, автор прекрасной книги о Карле Великом
   Однако эта легенда оспаривалась еще в 30-х гг. XIX в. Несостоятельность ее великолепно показал В. В. Бартольд в работах "Карл Великий и Харун ар-Рашид", "К вопросу о франко-мусульманских отношениях" и др., обратил внимание на ряд важнейших нюансов:
   -В легенде ничего не сообщается об обмене грамотами, а это в те времена было уже обязательно для обоих цивилизаций.
   -В текстах говорится лишь о возвращении посольства франков с Востока, а не о его отправке.
   -Об обмене посольствами совершенно молчат арабы.
   -Легенда ничего не сообщает о халифате. Это принципиально невозможно. Любой купец, дипломат или просто случайно попавший на Восток европеец обязательно собирал и информацию об экономике, политической жизни, культуре, быте, вплоть до стратегической.
   -Как установил В. В. Бартольд, эта легенда не могла появиться в IX в. Он датировал ее XI в., поскольку важнейшей темой этой легенды является разрешение латинским паломникам посещать Гроб Господень. Право Карла на покровительство святых мест признал сам халиф.
   Но дело не только том, что эта легенда является своего рода "фальшивкой", главная задача которой "обосновать" право на паломничество в Иерусалим и не более. Ислам в Европе рассматривался как ересь, территория мусульманских стран воспринималась как царство Антихриста. С Антихристом же никаких договоров и отношений быть не могло. Сатана не заблуждается, а сознательно извращает Истину. На практике, разумеется, многие практические проблемы решались, велись какие-то переговоры, но формально это не фиксировалось.
    Какой характер носили межконфессиональные отношения? Взаимоотношения мусульман и христиан, создавших крупнейшие религиозные системы и церковные организации, обычно рассматривались как враждебные. Между тем, в средние века они были сложными. Ситуация в Испании, действительно, складывается сложная, напоминающая то, что происходило в христианских областях внутри исламского мира. В соответствии с учением Корана христиане находились под покровительством при условии уплаты дани. Они имели своих епископов, священников, церкви, монастыри, многие христиане находились на высоких постах кордовских эмиров. Они входили в религиозно-правовую категорию ахл аз-зимма ("покровительствуемые") - зиммии. Впервые этот термин встречается в посланиях Мохаммеда к арабским племенам (629 - 630) и в девятой суре Корана ("Покаяние", 8,10). И все же "люди Писания" (ахл ал-Китаб) считались "нарушителями закона": "О, обладатели писания! Почему вы облекаете истину ложью и скрываете истину, в то время как вы знаете!" (Коран, 3 "Семейство Имрана" - 71/64). На практике это приводило к тому, что христиане получили предписание носить отличительную одежду или знаки, им запрещалось строить новые храмы, проводить крестные ходы, громко бить в била, помещать свои религиозные символы там, где их могут видеть мусульмане, хулить Аллаха и пророка и т. п. Эти запреты впервые появились в центре халифата. При Язиде II (720 - 724) состоялось первое суровое гонение на христиан: уничтожались кресты, свиньи, сурово взимались подати. С конца VIII в. существовали повседневные ограничения.
   В Испании мавры очень долгое время были очень веротерпимы. Правительству не нравилось, что христиане переходили в ислам и переставали платить налоги в казну. Автор латинской хроники, написанной в Кордове в 754 г., Исидор Беджский сожалеет о несчастиях Испании и владычество мавров считает владычеством варваров, но ненавидит их не как представителей другой религии, а как людей другого племени. Действительно, "маврами" чаще всего были берберские племенам Северной Африки.
   О веротерпимости мавров свидетельствует и то, что евреи, преследуемые в Европе, спасались в Испании. Между тем Карл Великий, войдя в Сарагоссу, приказал разрушить синагоги и мечети. Тот же Р. Дози рассказывает такой анекдот. Кордовский ученый (факих) при встрече с христианином пожелал ему: "Да сохранит вам, Господь, долгую жизнь". Когда мусульмане, услышав это, возмутились, он их весьма остроумно успокоил: "Когда я говорю христианину: да сохранит вам Бог долгую жизнь, я желаю, чтобы Господь продлил ему жизнь, и этим дал ему возможность как можно дольше платить подушную подать".
   Примерно в середине X в. в г. Компостела был обнаружен древнеримский саркофаг, Вскоре появилась и широко распространилась легенда о том, что в этом саркофаге находятся мощи святого Иакова из Палестины. На этой основе начал складываться культ святого Иакова Компостельского (Сант-Яго де Компостела), в основе которого, возможно, лежало измененное галисийское или иберийское поверье о Небесных Близнецах (Иаков считался близнецом Иисуса). Именно сюда в 951 г. прибыл первый французский паломник - епископ с огромной свитой. Потом эта святыня станет объектом особой заботы Клюнийских монахов. Сюда будет проложена "дорога пилигримов" (или camino frances - "французская дорога"). По этой дороге будут уходить в Реконкисту европейские рыцари. Когда Аль-Мансур (Альманзор) в 997 г. разграбил этот город, гробницу он все же не тронул.
   Однако постепенно ограничительные меры были предприняты и в Испании. Мусульманские правители присвоили себе право созывать соборы, назначать епископов. Если какие-либо епископы не хотели принимать участие в соборах, их заменяли евреями и мусульманами. Известны случаи, когда сан епископа продавался с публичных торгов и попадал к еретикам, неверующим или сластолюбцам, устраивавшим оргии. Однажды произошел такой случай. Многие христиане в Малаге прятались от поголовной подати. Гостегезис (епископ диоцеза) обещал мусульманским чиновникам составить их список и во время ежегодной поездки по диоцезу стал просить прихожан сообщать имена свои и родственников, дабы записать в поминание и молиться о каждом. Так попались многие христиане.
   Разрушались многие соборы. В частности, в Испании действовало правило, по которому крест и полумесяц не должны были "видеть" друг друга. Так, в Кордове сохранился только собор святого Винсента. Со временем сюда переселилось множество сирийских арабов, мечети оказались недостаточно вместительны и решили обратить в мечеть и этот собор. Это, однако, не удалось, но половина собора перешла к сирийским арабам. В 784 г. Абдерам I захотел купить вторую половину. После длительных торгов христиане отдали ее за 100 тыс. динаров, но получили разрешение восстановить разрушенные церкви.
   К IX в. многие мусульманские правители Испании предпочитали следовать завету халифа Омара: "Мы должны поедать христиан, и наши потомки должны поедать их потомков до тех пор, пока будет существовать исламизм".
   Испанские христиане оказались в крайней изоляции от остального христианского мира и лишены связи с источниками латинской учености. Поездки в Испанию с континента и из Испании были эпизодическими. Это доказывают следующие примеры. В 858 г. два монаха из монастыря Сен-Жермен де Прэ Изнар и Одилар по поручению Карла Лысого были посланы за останками святого Винсента Сарагосского, для того чтобы отвезти их в Париж. В пути они узнали, что эти останки уже исчезли (их успели перехватить и вывезти в Беневенто какие-то более ловкие итальянцы). В Барселонской церкви они услышали о гонениях в Кордове, отправились туда и получили мощи других мучеников. Это были останки трех юношей, казненных в 852 г. за оскорбительные антиисламские выкрики в мечети. Во время пребывания в Кордове монахи собрали некоторые сведения об исламе и о положении христиан при мусульманском правлении. Франкский император Карл Лысый проявил большой интерес к их информации и отправил их второй раз в Испанию за сбором информации.
   Показателен и такой пример. Один известный испанский ученый отправился в 848 г. в Наварру и привез оттуда книги, которых не было в Кордове. Среди этих "раритетов" были такие книги, как "О граде Божьем" Аврелия Августина, сочинения Вергилия, Горация, Ювенала, в Европе имевшиеся в каждом монастыре!
   Роль торговли в христианско-мусульманских отношениях? Торговые контакты в Средиземноморье были всегда очень активны. "Левантийская" торговля, т. е. торговля с Ближним Востоком, имела принципиальное значение для Европы. Халифат был отлаженной экономической структурой с налаженными торговыми связями. В его состав входили экономически развитые районы. Европейцы всегда стремились поддерживать экономические связи с Востоком максимально эффективными. В рамках средневековой аграрной цивилизации, основанной на локальной экономике, потребность во внешней торговле стала снижаться. Это обстоятельство явилось камнем преткновения для известной теории Анри Пиренна ("тезис Пиренна"). Бельгийский историк, задумавшись о причинах складывания средневековой цивилизации, пришел к выводу, что вторжения "варваров" принципиального значения не имели и экономическая и общественная жизнь Западной Европы после падения Западной Римской империи все еще протекала в ритмах античного мира. Лишь арабские завоевания изменили направление хозяйства Средиземноморья. Военные корабли арабов нарушили торговое судоходство по Средиземному морю. В результате Западная Европа замкнулась в себе и на первое место в экономической и политической сфере внезапно выдвинулись Северная Галлия и Германия. Именно с этого времени начал формироваться облик западноевропейской феодальной цивилизации. На первое место выходит уже земля, а не торговля. "Поэтому совершенно справедливо сказать, что Карл Великий был бы немыслим без Мухаммада".
   Эта теория не была поддержана специалистами, которые привели ряд резонных контраргументов. Генезис феодализма объяснялся не только спадом торгового судоходства. С экономической точки зрения, роль Средиземноморья в V - VI вв. была не столь велика, чтобы поддерживать преемственность античной цивилизации. Упадок средиземноморской торговли прослеживается уже с III в. Но для ближневосточной торговли упадка не было. Кроме того, мало изученной оставалась экономическая политика арабов. Устранение арабами Сасанидского иранского государства к середине VII в. и существование близких по вере соседей (Византия) привели к емкому внутреннему рынку. Западная Европа была далеко расположена от этого торгового перекрестка, да и как торговый контрагент мало интересовала халифат.
   Тем не менее именно арабы часто были инициаторами торговли с Европой. К 800 г. их флот преобладал в Средиземноморье. Однако характер европейско-мусульманской торговли часто менялся.
   Большую роль в этой торговле играли итальянцы. Амальфи, Венеция проложили пути и в Тунис, Египет, Сирию. Затем Пиза и Генуя вытеснили Амальфи, ибо занимали более выгодное положение на торговых путях. Активны были и магрибинские евреи. На какое-то время арабы уходят на второй план.
   Но к 1000 г. положение меняется. Растет шиитская Фатимидская династия (с 909 г.). В 969 г. Фатимиды завоевали Египет и вскоре основали Каир. Молодое государство оказалось отделено от остального Востока стеной суннитских государств. Стремясь пробиться на восточные рынки, Фатимиды нуждались в корабельном лесе, готовых судах, железе. Они начинают зазывать итальянских купцов в Египет. Таким образом, некоторое время Европа находилась в положении колонии, ибо из нее выкачивались сырье и рабы. Особенно много поставляли рабов из славянских земель (Slave - Slav = славянин). Взамен Европа получает потребительские товары.
   Однако к XI в. славяне приняли христианство и этот источник рабской силы иссяк. Изменилось положение и в Персидском заливе, где восстали карматы и захватили Бахрейн, там стало опасно плавать. Товары с Дальнего Востока и из Южной Азии шли в Йемен, а оттуда легко поступали в Египет. Центральная Азия оказалась перекрыта тюрками и караваны сворачивали в Египет и Триполи. Потребность в "услугах" Европы резко сократилась.
   Тем не менее торговля с арабами имела большое значение для всей Европы. Арабы разрабатывали полезные ископаемые в Испании: высоко ценились железо, медь, киноварь (ради ртути), золото, серебро, свинец, олово, драгоценные и полудрагоценные камни. Многое из этого вывозилось в халифат. Изобилие сельскохозяйственных продуктов и полезных ископаемых использовалось испанскими арабами для развития так называемой "изящной" жизни. Развивались различные ремесла, которые производили предметы роскоши на внутренний рынок и вывоз: тонкие ткани, льняные изделия, шелка, меха.
   "Мусульманская культура" и ее влияние на средневековую культуру христианской Западной Европы? В ходе арабских завоеваний на новых территориях шли три процесса: исламизация, арабизация и складывание мусульманской культуры. Исламизация и арабизация на всех территориях, кроме Аравии, никогда не достигала 100%. Не исключение и европейские земли.
   Что такое "мусульманская культура"? Так же, как и так называемая христианская культура, это культура синкретическая. В ней большую роль играют местные культуры. Слово "мусульманская" говорит лишь о том, что роль "арматуры" ее играет ислам. Как европейская культура "стоит на двух ногах" (латинский язык и христианство), так и мусульманская базируется на исламе как форме культуры и арабском языке как механизме консервации и трансляции культуры.
   В послевоенный период в европейских странах широкое распространение получила, как сказано выше, "покаянная" литература, представители которой настаивают на том, что вклад мусульманской культуры в становление и развитие европейской цивилизации был недооценен. Р. Генон писал: "Исламское влияние было в средние века столь значительным, что ни один из ярых противников Востока не смог бы отрицать его силу".
   Но была ли вообще в отношениях между двумя великими цивилизациями ситуация учителя и ученика? Нет, можно говорить о взаимовлиянии их, обмене достижениями и опытом.
   Приведем примеры заимствования и в то же время творческого осмысления арабского наследия.
   Кораблестроение. Арабы использовали опыт Индийского океана, где был широко распространен треугольный парус, названный впоследствии "латинским". Именно арабы первые использовали его на Средиземном море. Раньше здесь использовались, в основном, карраки с квадратным парусом, которые двигались лишь по ветру. Европейские корабельщики заимствовали треугольный парус, сочетали его с квадратным и в итоге создали трансокеанское судно. Наибольший прогресс был достигнут в 1440 - 1490 гг. благодаря испанским и португальским корабельщикам. Позднее увеличивалось число мачт, парусов, стали использовать смешанную оснастку (квадратный парус для фок-мачты (передней), а треугольный для грот-мачты (второй) и бизань (задней).
   Компас. Подробности его изобретения неясны. Главным являлось не изобретение принципа, а создание механизма! В Европе первое свидетельство о компасе относится к 1100 г. н. э.: его видели у каких-то иностранцев (возможно, арабов). Показывал сосуд с плавающим бруском и Роджер Бэкон. Упоминается готовый компас в 1187 и 1206 гг. В арабской литературе информация относится к 1220 г.
   В 1302 г. итальянский купец из Амальфи Флавио Джойа, усовершенствовав, создал наконец этот механизм. Он насадил стрелку на иглу, приспособил циферблат с делениями.
   Именно европейцы создали современный вариант карты, в итоге получив идею глобуса. Морские карты (портоланы) создали генуэзцы на основе мусульманских карт и книг. От арабов взяли и более точные географические сведения о разных районах мира. Была добавлена информация о тех областях, которые хорошо знали сами европейцы. Они имели свою информацию о европейских странах и Америке.
   Сицилийский король Рожер II (1130 - 1154) и его сын Вильгельм I (1154 - 1166) имели свои точные сведения об Индии, Китае и северной части Африки. Под их покровительством ал-Идриси из Кордовы (1100 - 1166) создал полное описание известного мусульманам мира. Он изучил труды предшественников, опираясь на расспросы путешественников и свои впечатления от путешествий по Азии и Европе до Англии. Он создал серию из 70 карт (10 по каждому из 7 "климатов"), добавил сопроводительное описание. Европейцы впервые соединили всю информацию о море и суше и создали глобус.
   Сельское хозяйство арабы не любили, но добились больших успехов. Даже в Испании они много делали для его развития. Там было мало осадков (кроме севера) и без орошения большинство видов земледелия невозможны. Система орошения существовала и раньше, при римлянах и вестготах. Арабы расширили и усовершенствовали его на основе ближневосточного опыта по распределению и сбережению воды, доказательством чего являются широкий круг испанской лексики из арабского языка и сходство между формой водяных колес в Испании и марокканских, ближневосточных. Развитие ирригации привело к широкому распространению влаголюбивых культур: сахарный тростник, рис, апельсины, лимоны, баклажаны, артишоки, хлопок.
   Под влиянием арабов усовершенствовались и многие европейские ремесла. В гончарном деле стало осуществляться изготовление изразцов. Но в Европе все же оставался акцент на железе. Во второй половине IX в. в Кордове был открыт секрет производства хрусталя. Мусульманская Испания славилась своей чеканкой и была конкурентом Византии (особенно по золоту, серебру, ювелирным изделиям). Культивировалась резьба по слоновой кости и дереву.
   Огромную роль в распространении восточного влияния Медины и Багдада сыграл музыкант и певец Зирйаб (Кордова, с 822 г. до смерти в 857 г.). В молодости он пел и играл в Багдаде перед Харун ар-Рашидом (786 - 809). Омейяды сманили его в Кордову. Зирйаб поднял уровень инструментального и вокального исполнения, стал законодателем вкусов. Ему даже приписывают определение последовательности подачи кушаний на пирах: супы - первые мясные блюда - птица с пряностями - сдобное печенье. Это переняли европейцы. Добавил он и новое: восточные специи и сахар (до этого подавался лишь мед). Привез много кулинарных рецептов. По его инициативе стали использовать стеклянные изделия вместо золотых и серебряных кубков.
   Под влиянием мусульманской культуры европейцы усовершенствовали музыкальные инструменты. Особенно популярны были песни под аккомпанемент лютни, флейты и т. д. Для ритма использовались барабан, тамбурин.
   Известны в Европе были многие арабские сочинения по теории музыки: некоторые основаны на греческих авторах, другие - оригинальны. Несколько арабских музыкальных сочинений переведены на латинский и древнееврейский языки.
   Севилья славилась своим производством музыкальных инструментов. Арабские слова, связанные с музыкой, сохранились в испанском языке: гитара - кытар, литавры - ат-табал.
   В Европе была распространена полифония. После развития феодального города и городской экономики появилась потребность в новой музыке. Европейские менестрели распространяли музыкальную практику арабов, их манеру пения и игры.
   Книги были одной из сторон "красивой жизни". Арабы бумагу заимствовали из Китая: в середине VIII в. несколько китайских пленных ремесленников купили свободу за этот секрет. Она оказалась дешевле египетского папируса. Около 800 г. в Багдаде была построена первая бумажная мельница. Через Сирию и Северную Африку секрет бумаги проник в Испанию. В XII в. французские паломники из Компостелы принесли с собой несколько листков как диковинку. Но Рожер II Сицилийский использовал бумагу еще в 1090 г. В Италии и Германии бумажные мельницы появились лишь в XIV в.
   Стиль "красивой жизни" был распространен в основном в городах. Вот как описывает хроника Фра Салимбене "красивую жизнь" на арабский манер в Пизе: "Бродя с нашими корзинами в поисках подаяния, мы случайно зашли в один двор. Над нашими головами был густой свод из виноградных лоз. Зелень была такой приятной на ощупь, а тень давала сладостный отдых. Там были леопарды и много диковинных заморских зверей... И еще были там юноши и девы в расцвете молодости, богато одетые и непринужденные в обхождении, у них в руках были скрипки, виолы, цитры и другие инструменты, на которых они играли разные мелодии, красиво жестикулируя. Никто не шевелился, не говорил - все в молчании слушали. А песня была столь необычна и восхитительна и словами, и многоголосьем, и манерой исполнения, что наполняла сердце радостью. С нами никто не заговаривал, мы тоже не произносили ни слова, а музыка голосов и инструментов все продолжалась, пока мы стояли там, и мы пробыли там долгое время и не знали как уйти. Я не ведаю - одному богу известно, откуда снизошло это чудное видение, ибо никогда раньше я не видывал ничего подобного, да и потом не доводилось".
   В испанском языке сохранилось много слов о городском управлении, контроле над торговлей (алькальд, альменда), названия мер, весов, чиновников. Муниципальная практика основывалась на принципах Ближнего Востока.
   В области науки и философии тоже заметно использование арабского опыта и наследия. Арабы завоевали Ирак, Сирию и Египет, там культивировались греческие науки и философия. Последователи Александрийской школы перебрались в Сирию, а оттуда около 900 г. в Багдад, где активно участвовали в философских спорах с мусульманами. В Гундишапуре существовала христианская несторианская школа, она славилась преподаванием медицины. Отсюда вышел придворный медик Харуна ар-Рашида и другие лейб-медики. Существовала она более 100 лет. Ал-Мамун (813 - 833) организовал специальное учреждение Байт ал-хикма (Дом мудрости). В IX - X в. отсюда шел обильный поток переводов, пока не перевели все интересное. Много переводов было осуществлено с сирийского языка. Согласно легенде, с греческого языка начал переводить несторианин из Хиры Хунайн ибн Исхак (809 - 873). Он был эрудитом, но особенно интересовался медициной. Собирал рукописи в Византии, был придворным врачом ал-Мутаваккила (847 - 861), преподавал медицину в Багдаде. Вокруг него сложилась целая группа переводчиков. В качестве первых греческих сочинений для перевода были избраны сочинения по астрономии и математике. Широко была распространена вера в астрологию. Большую известность получил ал-Хваризми (европ. - Алгорисмус, от сюда "алгоритм"). Он сделал для ал-Мамуна "Синд-Хинд" (свод нескольких индийских астрономических таблиц), составил описание мира на основе "Географии" Птолемея.
   Происхождение так называемых арабских цифр туманно. Арабы называли их индийскими, но нигде не делали ссылок на индийские сочинения, сами же продолжали греческую шестиричную систему. Индийская система распространилась лишь в арифметике.
   Философия. Латинские переводы Платона и Аристотеля делались не с греческих оригиналов, а с арабских переводов, к ним добавлялись комментарии Аверроэса, Авиценны и др. Схоластика традиционно делилась на мусульманскую, иудейскую и христианскую. Мусульманская часто была истоком остальных. Особенно известен латинский (парижский) аверроизм, возникшим под влиянием арабского мыслителя Инб Рошда (Аверроэса).
   Литература. Испанский ориенталист Мигель Асин Паласиос написал исследование о мусульманском влиянии на Данте и выяснил, что многие символы и выражения взяты последним у мусульманских эзотериков (Мухиддин абн-Араби). Итальянский писатель Луиджи Валли доказал, что не только у Данте подобное встречается. Многие его современники и соотечественники были членами тайной организации "Fidei d'Amore". Данте был одним из ее руководителей. Характер этой организации не совсем понятен, но, видимо, таких было немало.
   В мавританской Испании происходило смешение культур в итоге. На северо-западе больше были распространены группы христиан, с вестготских времен они были самостоятельны, здесь была распространена преимущественно христианская культура и наблюдалось лишь некоторое влияние мусульманской культуры. В большей части Испании сложилась более однородная испано-арабская культура, которая постепенно распространялась на северо-запад. Арабский язык был общим, хотя в быту использовался романский диалект с арабской лексикой. Широко было распространено увлечение арабской поэзией. Распространению испано-арабской культуры способствовала Реконкиста: некоторые христианские правители переселяли в северные освобожденные районы мосарабов (в марках). Многие мусульмане оставались жить при христианах. Толедо стал типичным мусульманским городом, но был отвоеван в 1085 г., впоследствии играл важную роль в распространении мусульманской культуры.
   Таким образом, Европа испытывала двойное влияние - со стороны Византии и арабов. Вклад арабов в западноевропейскую цивилизацию несомненно был, но он сводился, как правило, к некоторому улучшению материальной базы, приданию жизни утонченности и изысканности. Большинство европейских народов не осознавали арабский или мусульманский характер перенимаемых новшеств. "Красивая жизнь" и ее литература стимулировали в какой-то мере и поэтический гений романских народов. Однако арабские надписи на тканях часто воспринимались просто как геометрический орнамент. На картине Джотто "Воскрешение Лазаря" куфические письмена видны даже на повязке на плече Иисуса. Фламандские и итальянские живописцы XIV - XV вв. рисовали арабские ковры под ногами христианских святых и Девы Марии, не придавая значения их "мусульманскому" происхождению.

разделитель

Ключевые слова. Халифат. Арабизация. Исламизация. Мусульманская культура. Реконкиста. Дихотомия "Восток - Запад". Сарацины. Беда Достопочтенный. Иоанн Дамаскин. Коран. Библия. Исламская проблема в средние века.
   
   Контрольные вопросы
   -Когда и почему началось арабское вторжение в Европу?
   -Что такое реконкиста?
   -Существовали ли между двумя мирами дипломатические отношения?
   -Какой характер носили межконфессиональные отношения?
   -Какова роль торговли в христианско - мусульманских отношениях?
   -Что такое "мусульманская культура" и какое влияние она оказывала на средневековую культуру христианской Западной Европы?
   
   Список литературы
   Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. М., 1951. Т. 1, 2.
   Бартольд В. В. Сочинения. М., 1966. Т. 6.
   Батунский М. А. Развитие представлений об исламе в западноевропейской средневековой общественной мысли (XI - XIV вв.) // Народы Азии и Африки.1971.№ 4.
   Грецкий С. Историко-философский процесс средневековья // Памир. 1990. № 5. С. 179 - 192.
   Грюнебаум Г. Э., фон. Классический ислам. Очерк истории. 600 - 1258. М., 1986.
   Дози Р. История мусульманства в Испании. СПб., 1906.
   Журавский А. В. Христианство и ислам. М.: Наука,1990.
   Крачковский И. Ю. Арабская культура в Испании. М., Л., 1937.
   Кудрявцев А. Е. Испания в средние века. Л., 1937.
   Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. Общий обзор. М., 1967.
   Лучицкая С.И. Араб глазами франка (Конфессиональный аспект восприятия мусульманской культуры) // Одиссей. Человек в истории.1993. М.: Наука, 1994.
   Лучицкая С. И. Образ Мухаммада в зеркале латинской хронистики XII - XIII вв. //Одиссей. Человек в истории. 1994. М.: Наука, 1994.
   Пиков Г. Г. Библия и представления европейцев VIII - XII вв. об исламе и арабах // Традиции и инновации в истории культуры: Межвуз. Сб. науч. тр. Новосибирск, 1995. С. 52 - 63.
   Ренан Э. Исторические и религиозные этюды. Магомет и происхождение исмаилизма. СПб., 1901.
   Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М.: Наука,1976.
   Уотт У. М., Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976,
   Southern R.W. Western Views of Islam in the Middle Ages. Harvard, 1962.

к оглавлению