"Нельзя вдвинуть действительность в столь простые категории. Например, мы Французы, мы - Римляне по языку, Греки по цивилизации, Евреи по религии. Факт происхождения, самый важный вначале, постепенно теряет свое значение по мере того, как великие исторические факты, именуемые греческим владычеством, римским владычеством, германским владычеством, христианством, исламом, возрождением, философией и революцией, по мере того, как эти события подобно мельничным жерновам перетирают первобытные разновидности человеческой семьи, заставляя их слиться в более или менее однородные массы".
Э. Ренан |
Идея "Возрождения" прослеживается и при рассмотрении истории географической мысли средневековой Европы. В частности, это можно увидеть, анализируя представления Средневековья о "чужих". Среди всех "чужих" народов, с которыми столкнулась на протяжении средних веков Европа, особое место занимают арабы, монголы и индейцы, которые для подавляющего большинства европейских народов и племен были абсолютно незнакомы. Они появляются совершенно неожиданно. Христианская Европа пытается определить их место в священной и профанной истории, но каждый раз за подсказкой обращается к разной культурной и текстовой базе, что отражает в итоге изменение представления цивилизации в целом о местонахождении "золотого века" как начала цивилизации.
То, что проблема "образ чужого в культуре" привлекла внимание многих специалистов буквально в последние десятилетия, не случайно. Складывается так называемый "единый мир", в рамках которого прежнее представление об иерархии народов и культур просто не работает. А из этого очевидного и простого факта вытекает масса наисложнейших проблем, связанных со взаимоотношениями тех или иных народов, культур, религий в прошлом. Проблемы эти являются и важнейшими, ибо без осознания и осмысления прошлого трудно понять настоящее. Это банальное соображение, к сожалению, для каждого поколения нередко становится откровением. Еще известный французский историк прошлого века Алексис де Токвиль писал, что единственным уроком истории является то, что люди не извлекают из нее уроков.
Стремление и умение "войти" в "чужую" духовную жизнь имеет особое значение и для развития собственной культуры. Существует устойчивое представление, что до конца средневековья "фундаментальная противоположность "своего" и "чужого" имела формы устойчивого противопоставления". Но противопоставление не обязательно означает осуждение иной культуры. Убедительные примеры того связаны с историей средневековой Европы.
Понятно, что история - это "спор без конца", но потомки не должны быть судьями (хотя, чего греха таить, именно в этом качестве чаще всего и выступают), они должны быть скорее правопреемниками людей прошедших поколений. История, по словам нашего известного отечественного историка Арона Яковлевича Гуревича, должна быть диалогом современного человека с теми, которых уже нет, которые уже "далече". Поэтому, прежде, чем выносить суждение по той или иной проблеме, истоки и конец которой теряются в тумане времени, стоит выслушать мнение современников далеких событий.
Встреча двух цивилизаций, кроме того, всегда порождает необходимость, осмысляя неожиданное появление "чужих", связать их со своей собственной историей, найти им "нишу" в освященной традициями и религией цепочке значимых событий. В средние века только так можно было понять феномен иной культуры, попытаться предвидеть возможные последствия этой встречи.
Наконец, стоит обратить внимание и на тот любопытный факт, что мировосприятие тесно связано с мировоззрением. Как бы банально ни звучало подобное утверждение, но поражает в первую очередь именно эволюция мировоззренческой основы этногеографических представлений христианского мира в средние века, в данном случае, некоего "ключа" к тайне "чужих" народов.
Почему именно в средние века? Прежде всего потому, что мнение европейцев о других народах в последние столетия достаточно хорошо известно и, в немалой степени, даже через литературные произведения, предлагаемый же здесь средневековый материал, вероятно, не столь известен. Это не удивительно, ведь от того времени до нас дошли довольно скупые и отрывочные сведения. Они к тому же еще не прошли окончательно через фильтры официальной науки и потому на них почти не обращали внимания писатели и поэты, эти, с позволения сказать, популяризаторы, проводники научных идей в массы. Но главное, думается, в ином - в том, что средневековые люди задавали те же вопросы, которые задаем и мы, а это значит, что мы можем (и должны!) воспользоваться их мнениями и суждениями.
Первым "невиданным доселе" народом, с которым столкнулись европейцы, были арабы, буквально вырвавшиеся подобно дикому зверю (именно так воспринимали все это сами средневековые христиане) на просторы Европы.
Как видим, фактически Европа не видела особой опасности со стороны арабов и в целом, если не считать, разумеется, испанцев, отнеслась к их появлению и дальнейшему существованию непосредственно возле границ христианского мира довольно равнодушно. Можно даже сказать, что они как были, так и остались неизвестным народом для европейцев.
Так как же стали воспринимать мусульманина и араба средневековые европейцы? Кстати, еще Э. Ренан писал, что "интересно было бы написать историю понятий, которые христианские народы составляли себе о Магомете".
В данном случае важно, что на европейско-арабские отношения представления средневековых европейцев об арабах и исламе повлияли безусловно. Они сложны и неоднозначны и, конечно, на них повлияли сложившиеся еще в античности представления о жителях Востока в целом.
Развитие европейской цивилизации шло всегда под определяющим воздействием дихотомии "Восток - Запад". Если индивидуальное сознание определяет свое место в мире в соответствии с принципом "Я и ОН", то массовое сознание противопоставляет МЫ и ОНИ. В истории средиземноморской Европы противопоставление Востока и Запада играло ключевую роль еще в древнейший период. Как минимум, во время Гомера сложились сами понятия "Европа" и "Азия", являющиеся фактически переводом семито-хамитских корней "Эреб" (Запад) и "Асу" (Восток). Средиземноморскую античную цивилизацию позволительно будет назвать "широтной" и ее развитие проиллюстрировать неким движением маятника: из Греции - на запад, из Рима - опять на восток. В средние века начнет складываться "меридиональная" цивилизация, когда Средиземноморье, сократившее до предела свои связи с востоком, начнет ориентироваться на северных "варваров".
Межконтинентальный характер Троянской и греко-персидских войн подчеркивался Гомером в его поэмах "Илиада" и "Одиссея", Эсхилом в "Персах". О взаимоотношениях Азии и Европы как своеобразной "войне миров", по сути, говорит в своих сочинениях и "отец истории" Геродот.
Уже в эпоху античности, таким образом, можно говорить о зарождении в европейском сознании негативного образа "азиата".
На появление ислама христианское сознание реагировало в том же ключе. Страх перед регулярными военными и идеологическими "наступлениями" с востока обусловил соответствующее отношение и к арабам. В итоге образ "азиата" преображается в образ "неверного".
Арабы практически не были известны европейцам до VII в., когда впервые вторглись в южные провинции Византии. Их знали в Средиземноморье преимущественно как сарацин, т.е. "людей Востока" (от араб. корня аш-шарк). Появление арабов в Сирии, Северной Африке, а впоследствии в Испании и Италии, поэтому было воспринято как еще одно свидетельство извечной борьбы двух миров, Запада и Востока, продолжение Троянской и Греко-Персидских войн. Христианская Европа восприняла пришельцев, кроме того, и как одного из многочисленных врагов, угрожавших христианству со всех сторон и не видела на первых порах особой разницы между ними и "примитивными язычниками" с севера и востока (викингами, славянами и мадьярами). Однако латинские авторы не могли не обратить внимания на монотеизм ислама, т.е. его кардинальное отличие от восточного язычества. Поскольку арабская экспансия быстро выдохлась и в битве при Пуатье (732 г.) Карл Мартелл остановил их продвижение по Европе, жители большинства европейских стран довольно равнодушно встретили их появление на международной арене. Этим и объясняется стремление ученой Европы с 700 по 1100 гг. определить лишь их происхождение и родственную связь с уже известными народами.
Чтобы понять значение и специфику отношения европейцев к арабам, надо обратить внимание на восприятие европейцами истории в целом в период господства христианства. За этот период меняется значение термина "исторические народы". Если в античную эпоху так именовались народы, сыгравшие особую роль в развитии цивилизации (греки, римляне), то теперь под ними начинают понимать уже не только и не столько жителей Римской империи, сколько бывших "варваров". Широкое применение в историографии этого периода получают схема Евсевия - Иеронима и идеи Аврелия Августина, в соответствии с чем "профанная" история понимается как часть истории священной, как ее продолжение и завершение. Периодизация по четырем монархиям, разработанная Евсевием и Иеронимом, основывалась на библейской книге Даниила, освоенной христианской традицией. Если, однако, сам автор этой книги, писавший во время успешной борьбы евреев против монархии Селевкидов, четвертым из последовательных насильнических и угнетательских царств считал эллинистическое государство, то Иероним в своем комментарии последней земной монархией именует Римскую империю. По апокалиптическому видению Даниила гибель четвертой монархии последует за появлением Мессии, а перед пятой произойдет воскресение мертвых.
Перед Аврелием Августином, жившим в период агонии Рима, встала серьезная проблема. Надо было каким-то образом объяснить падение этого четвертого царства, ведь вслед за ним сразу же должно было наступить пятое "вечное" Божье царство. Его буквально засыпали письмами, в которых требовали разъяснения вопросов, связанных с приближением конца мира.
Но церковь не могла принять прежнюю актуальную эсхатологию, ибо это мешало бы складыванию организации. Поэтому было только два выхода: признать, что Рим никогда не был сокрушен или поставить на его место другую монархию. Так уже первое падение Рима в 410 г. поставило целый ряд проблем. Прежде всего, это проблема периодизации "профанной" истории.
Кроме того, земная власть в соответствии с христианским вероучением, была результатом грехопадения. Если ей приписать "конечный" характер, то произойдет подмена религиозной эсхатологии политической. Поэтому-то Августин и заметил, что "те, кто обещают земным царствам вечность, не руководимы истиной". Но обойтись без теории четырех монархий христианская церковь тоже не могла.
Она возникла в Персии примерно в первой половине 2 века до н. э., незадолго до написания кн. Даниила, но именно в его формулировке и через его комментатора Иеронима (IV в. н. э.) эта периодизация стала, по словам немецкого историка Ц. Трибера, "краеугольным камнем исторического мировоззрения на протяжении всего средневековья". Она тесно связана с представлением о прямолинейном прогрессивном движении человечества. По апокалиптическому видению Даниила гибель четвертой монархии последует за появлением Мессии, а перед пятой произойдет воскресение мертвых.
Все известные европейцам народы имеют свое строго определенное место в этом процессе, вплоть до загадочных серов. Неудивительно, что ближайшей своей задачей латинские авторы ставили привязку мусульман к священной истории. "Ключом" к тайне сарацин здесь естественно стала Библия, ибо в то время почти исключительно она помогала объяснить происхождение и предпосылки современных событий, в частности, давала возможность найти следы древнейших упоминаний сарацин в ветхозаветной истории и установить их родство с известными народами и религиями. Она же давала ответ и на вопрос о дальнейшей судьбе мусульман, их месте в предстоящем конце всего сущего.
Неудивительно поэтому, что ближайшей своей задачей после появления арабов у "стен" европейской цивилизации латинские авторы ставили привязку мусульман к священной истории.
Период раннего средневековья (VIII - XI вв.), по меткому замечанию одного английского исследователя (Southern R.W.), можно назвать "Веком невежества".
Среди всех авторов тогдашнего латинского христианского мира, использовавших Библию как высокоэффективный интеллектуальный инструмент для разгадки "тайны" ислама, для нас особенно интересен Беда Достопочтенный (Bede Venerabilis, 674? - 26.V. 735). Именно он, пожалуй, первым попытался осмыслить место арабов и ислама в мире, его выводы стали основой для латинских авторов вплоть до конца XII в. Беда - один из крупнейших писателей, историков и теологов раннего средневековья. Это был, по словам Ольги Антоновны Добиаш - Рождественской, "первый замечательный энциклопедист заальпийского Запада". Для своего времени это был действительно один из самых образованных людей. Он знал латинский, греческий и немного древнееврейский языки. Его перу принадлежат трактаты по истории, философии, теологии, хронологии, математике, орфографии, астрономии, музыке, грамматике и другим наукам того времени, в которых он, по словам И. П. Стрельниковой, собирал "ученость, сложившуюся до него в Европе, и предлагал ее в доступной форме своим соотечественникам". Характерна запись в одной из рукописей XI в.: "Мних Феодор и аббат Адриан научили грамматика Альдхельма, Альдхельм научил Беду, Беда через Эльберта научил Алкуина, тот научил Храбана и Смарагда, тот Теодульфа, за коим следуют Хейрик и Хукбальд, Ремигий, а у последнего - многие суть ученики". Данте включает его в число высших духовных авторитетов и помещает в рай:
"... за ним пылают, продолжая круг,
Исидор, Беда и Рикард с ним рядом,
Не человек с превысшей из наук".
(Рай, песнь 10, 130)
Наиболее значительным произведением Беды является "Церковная история народа англов" (Historia ecclesiastica gentis anglorum) в пяти книгах, которая не потеряла ценности до сих пор, будучи чуть ли не единственным источником по ранней истории Англии. Она была уже закончена Бедой, когда произошла битва при Пуатье 732 г. Беда возвращается к тексту и вносит в соответствующее добавление. О сарацинах здесь он пишет спокойно и равнодушно. Более обстоятелен он в своих библейских комментариях и некоторых трактатах.
Главной идеей сочинений Беды Достопочтенного является идея превосходства христианства над остальными религиями. История для него - это прямолинейный прогрессирующий процесс, у которого одинаково важны начало и конец. В трактатах "О неделе" и "О шести возрастах мира" он дает развернутое историко-философское построение, где история человечества представлена как трудовая неделя, приготовляющая к блаженству вечной субботы.
Шесть возрастов мировой истории соответствуют шести возрастам человека:
№ | история |
человек |
1 | от Адама до потопа | до 7 лет - детство |
2 | от потопа до Авраама | до 14 - юность |
3 | от Авраама до Давида | до 21 - молодость |
4 | от Давида до вавилонского пленения | до 50 - зрелость |
5 | от плена до Рождества Христова | до 70 - старость |
6 | от Христа до конца света | до 100 - дряхлость |
Логическим завершением этой идеи было принятие Бедой счета времени от Рождества Христова, предложенного римским диаконом, папским архивариусом Дионисием Петавиусом (Малым) в 525 г. Дионисий, продолжая работу Кирилла Александрийского по определению срока Пасхи в течении малого индиктиона 153 - 247 гг. Эры Диоклетиана, вместо следующего 248 г. поставил 532 год от Рождества Христова ( или 1285 год ab urbe condita, от основания Рима). Рождество Христово пришлось, таким образом, на 754 год от основания Рима. Новая периодизация на континенте долго не принималась. Если в Англии одна королевская хартия помечена уже 604 г., то первый датированный диплом Карломана относится к 742 г. Окончательно новый счет времени был принят только в 963 г. Роль Беды в его распространении очень велика: он ввел его в свои труды и сделал расчет новых пасхальных таблиц до 1064 г., т.е. на следующий после 532 г. великий индиктион.
Дорога истории представляется ему весьма длинной, ведь мир стар (Mundus senescit - мир стареет) и Беда, подобно Аврелию Августину или Иоахиму Флорскому, ощущает себя близким к пределу времени.
Отдельно он рассматривает симптомы приближения "субботы" (трактаты "О шести возрастах мира", "О неделе"). Шестой трудовой день уже наступил. Сколько лет или веков осталось - не знает никто, но симптомы приближения субботы несомненны. Появляются "христианские государства", в Англии он сам видел "святых царей и святые битвы", где бился "сам Христос". Среди этих признаков и остановка арабской экспансии Карлом Мартеллом.
Если в "Церковной истории" арабы привлекаются лишь в качестве примера и вся информация о них укладывается в одно предложение (отмечается их опустошение и должный отпор, который они получили при Пуатье), то в своих библейских комментариях он пишет об арабах более основательно и более эмоционально. В частности, детально останавливается он на вопросе о происхождении сарацин. Делает это Беда с помощью Библии (Быт 16, 1 - 6 ) и считает их потомками Агари - египетской жены Авраама. Агарь была вывезена из Египта в числе прочих даров, которыми снабдили Авраама египтяне (Быт 12-16). Имя ее означает "бегство", дано оно было либо в соответствии с пророческим предсказанием, либо благодаря последующему воспоминанию о ее двукратном бегстве из дома госпожи своей (Быт 16-6; 21-14). Прошло десять лет с тех пор, как Бог обещал Авраму и Саре многочисленное потомство, а у них все еще не родилось ни одного сына. Сара виноватой считала себя (Быт 16,1-16), потому и предложила мужу Агарь. Она основывалась при этом на обычае эпохи: дети мужа от служанки считались законными детьми и принадлежали мужу и жене (Быт 30-3). Агарь стала как бы женой второго ранга, хотя и была лишь временной наложницей (Быт 25-6). Впоследствии она стала презирать Сару, ибо на Древнем Востоке, особенно у евреев, многодетность была признаком божественного благословения, составляла фамильную гордость (Быт 21-6; 24-60; Исх 23-26; Втор 7-14), а бесплодие считалось несчастьем и бесчестием (Быт 19-31; 30-1;30-23; Лев 20-20; Лк 1-48 и др.). Агарь стала непочтительно обращаться с Сарою, поэтому стала Сара упрекать Аврама и тот в конце концов отдал наложницу жене. От притеснений Сары Агарь вынуждена была бежать в Египет, но в пустыне Сур (в северо-западном углу аравийского полуострова, теперь известна как пустыня Джафар), на пути между Египтом и Ассирией, ее нашел Ангел Господень и велел покориться Саре, предсказав: "вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя: Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на нем; жить будет он пред лицом всех братьев своих" (Быт 16-11,12), потомство его будет великое. Агарь вернулась и родила 86 -летнему Авраму сына. Его имя Измаил означало "слышит Бог": "Он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих" (Быт 16-11,12). Потомство его должно было быть великое.
Эта идентификация проведена была не Бедой, а Евсевием в начале 4 в., а, может быть, и раньше. Непосредственным источником Беды были комментарии на книгу "Бытие" Исидора Севильского. Но Исидор традиционно отождествлял агарян с евреями. Данное отождествление идет от ап. Павла: "Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве" (Гал 4-25; более подробно см. Гал 4-22-26,30). У Авраама было два сына: Исаак от Сары и Измаил от ее рабыни, "но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию" (Гал 4 -22,23). Отсюда, по представлениям средневековых христиан, Исаак как сын свободной женщины был прообразом Христа (его потомки и составили Церковь), а Измаил и его потомки были аллегорией евреев.
Однако более тщательный анализ Библии позволял под потомками Измаила понимать и сарацин:
1. Измаил был в пустыне (Быт 21 - 20-21), имел 12 сыновей, которые стали родоначальниками 12 племен аравийских (Быт 25 - 12-18; 17-20), но ведь и арабы пришли из пустыни.
2.В Библии часто встречается имя измаильтян. Братья Иосифа видят караван именно измаильтян (Быт 37-25). Измаильтяне и мадианитяне - это одно и то же (Быт 37-28; Судей 8-24). Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" (I,12; II,4) говорит, что потомки Измаила занимали свою страну от р. Евфрата до Чермного моря. Любопытно, что мусульмане поддерживали эту интерпретацию. В их преданиях подробно рассказывается, что Измаил был старшим сыном Ибрахима от невольницы Хаджар. Из-за вражды и ревности своей жены Сары Ибрахим увел Хаджар и Измаила в Аравию и оставил их одних в безводной пустыне. Мальчика очень мучила жажда, мать искала колодец или оазис. На помощь пришел главный ангел Джибрил, по воле которого там, где Измаил топнул ножкой, забил священный источник Земзем. Ибрахим часто посещал своего сына, именно они вдвоем построили мекканский храм Кааба. По арабской генеалогии от Измаила произошли все североарабские племена. Традиционная его могила располагается возле Каабы.
3. Измаил был диким, необузданным человеком ("рука его на всех"). Это давало возможность и было достаточным для средневековых авторов, чтобы провести параллели между ним и арабами, которые обладали таким же бешеным нравом.
4.
Измаил был исключен из завета (Быт 17 - 20-21), как и сарацины.
Помимо этих способов были и другие, с помощью которых арабов отождествляли с измаильтянами. Беда не первый сделал это, но именно он ввел эту идентификацию в средневековую традицию библейской экзегетики, после него это становится общим местом для латинских авторов. Тем самым Беда дал мусульманам "нишу" в священной истории, привязал их к ней. Он и его последователи доказывали, что мусульмане, будучи "сынами рабы", изъяты из истории спасения.
Вместе с тем эта идентификация подняла и ряд сложных проблем. Почему эти люди именовались сарацинами, если произошли от Агарь, а не Сары? Греческие авторы (Иоанн Дамаскин и др.) связывали это со словами Агарь "Sarra vacuam me dimisit" (Сара отпустила меня пустой). Их мнение не было известно в Европе и латинские авторы давали другое объяснение. Исидор Севильский, например, считал, что либо сарацины ложно объявили себя происходящими от Сары (Sarra geniti), либо названы так из-за своего сирийского происхождения (quasi-Syrigenae).
Удивляет отсутствие злобы по отношению к арабам у Беды и его каролингских последователей. Объясняется это, видимо, тем, что североевропейские авторы обитали далеко от сарацин и от той опасности, которую те представляли. Было множество более близких врагов у стен монастырей, а не на границах христианского мира. Кроме того, в космической борьбе Бога и Сатаны сарацины играли довольно скромную роль. Максимум, что смогли и захотели сделать северные латинские авторы - привязать их к ветхозаветной истории. С тех пор их гораздо больше интересовало, сколько букв "р" в слове "Сарра" (Sarah), чем история, быт и религия этого народа. Для решения этих проблем они и подготовлены были лучше.
Анализом библейских пророчеств с целью понять сущность ислама займутся испанские авторы середины IX в. Очень многие идеи, касающиеся ислама, в период раннего средневековья попадали в континентальную Европу из Испании. Даже Беда, отождествляя сарацин с сыновьями Агари, отталкивался от схемы Исидора Севильского.
Испания первой пострадала от арабского нашествия, неудивительно, что там больше размышляли о новой религии. Здесь сложилась специфическая ситуация. Достижения античной мысли и патристики были мало доступны испанским жителям, тогда как блестящая мусульманская цивилизация, ее высокая культура, синтезировавшая и поднявшая на невиданную высоту достижения подвластных народов, была в их полном распоряжении. Христиан в Испании часто называли мосарабами (Muztarabes - арабизованные). Как писал один из идеологов "мученического" движения в Испании Павел Альбар: "Многие из моих единоверцев читают стихи и сказки арабов, изучают сочинения мусульманских философов и богословов не для того, чтобы их опровергать, а чтобы научиться, как следует выражаться на арабском языке с большей правильностью и изяществом. Где теперь найдется хоть один, кто бы умел читать латинские комментарии на священное писание? Кто среди них изучает евангелия, пророков и апостолов? Увы! Все христианские юноши, которые выделяются своими способностями, знают только язык и литературу арабов, читают и ревностно изучают арабские книги... даже забыли свой язык, и едва найдется один на тысячу, который сумел бы написать приятелю сносное латинское письмо. Наоборот, бесчисленны те, которые умеют выражаться по-арабски в высшей степени солидно и сочиняют стихи на этом языке с большей красотой и искусством, чем сами арабы". Позволю себе еще одну большую цитату из "Истории мусульман Испании" известного голландского исламоведа Рейнхарта Дози: "У тех, которые называли себя тогда христианами, христианство было более на языке, чем на сердце. Потомки римлян наследовали от своих предков их скептицизм; потомки готов так мало интересовались религиозными вопросами, что из ариан они вдруг сделались католиками, как только король их Реккаред подал им в том пример. Богатые прелаты визиготского королевства, отвлекаясь другими заботами, как, например, диспутом с католиками, рассуждениями о догматах и таинствах, государственными делами, преследованием евреев, не могли найти свободного времени "умалиться с малолетними, лепетать с ними первые слова и истины, как отец забавляется, лепеча первые слова с своим детищем", по выражению св. Августина, и если они успевали заставлять принимать христианство, то не сделали ничего, чтобы расположить к нему".
Существовало даже мнение, что завоевание Испании арабами - это Божья кара за нечестивый образ жизни. Галисийский дьякон г. Туи Лука в своем продолжении хроники Исидора Севильского, писал: "Витица (701 - 710) вступил на престол (вестготского государства) еще при жизни своего отца. Но он был весьма порочный и преступный человек, им были посеяны в Испании семена невыразимых и чудовищных пороков; распустив бразды бесстыдства, он предался чувственным наслаждениям, и расположил готов к разврату, роскоши и заносчивости. Забвение великой божественной религии, пренебрежение уврачеванием души ввели в народ вестготский страсть к нападению на чужую собственность, к грабежу и расточительности. Епископы же и служители церкви тяготились общественною службою, ни во что ставили постановление соборов, и, заперев церковные двери, оставляли в пренебрежении святые таинства. Правила святого отца Исидора (Севильского) не уважаются, соборы отвергнуты, святые каноны отменены и уничтожено все, что только было беспорочного. А чтобы против короля не восстала святая церковь, этот чувственный человек приказал епископам, священникам, дьяконам и прочим служителям церкви вступить в брак, и под страхом смерти запретил повиноваться римскому первосвященнику. Это- то и было причиною погибели Испании, как сказано в писании: будет изобиловать несправедливость и охлаждение милосердия многими".
Ситуация в Испании в то время, действительно, складывается сложная, напоминающая то, что происходило в христианских областях внутри исламского мира. В соответствии с учением Корана христиане находились под покровительством при условии уплаты дани. Они имели своих епископов, священников, церкви, монастыри, многие христиане находились на высоких постах кордовских эмиров. Они входили в религиозно - правовую категорию ахл аз - зимма ("покровительствуемые") - зиммии. Впервые этот термин встречается в посланиях Мохаммеда к арабским племенам (629 - 630г.) и в девятой суре Корана ("Покаяние", 8,10). И все же "люди Писания" (ахл ал - Китаб) считались "нарушителями закона": "О, обладатели писания! Почему вы облекаете истину ложью и скрываете истину, в то время как вы знаете!" (Коран, 3 "Семейство Имрана" - 71/64). На практике это приводило к тому, что христиане получили предписание носить отличительную одежду или знаки, им запрещалось строить новые храмы, проводить крестные ходы, громко бить в била, помещать свои религиозные символы там, где их могут видеть мусульмане, хулить Аллаха и пророка и т. п. Эти запреты впервые появились в центре халифата. При Язиде II (720 - 724) состоялось первое суровое гонение на христиан: уничтожались кресты, свиньи, сурово взимались подати. С конца восьмого века существовали повседневные ограничения.
В Испании мавры очень долгое время были очень веротерпимы. Правительству не нравилось, что христиане переходили в ислам и переставали платить налоги в казну. Автор латинской хроники, написанной в Кордове в 754 г., Исидор Беджский сожалеет о несчастиях Испании и владычество мавров считает владычеством варваров, но ненавидит их не как представителей другой религии, а как людей другого племени. Действительно, "маврами" чаще всего были берберские племенам Северной Африки.
О веротерпимости мавров свидетельствует и то, что евреи, преследуемые в Европе, спасались в Испании. Между тем Карл Великий, войдя в Сарагоссу, приказал разрушить синагоги и мечети. Тот же Р. Дози рассказывает такой анекдот. Кордовский ученый (факих) при встрече с христианином пожелал ему "Да сохранит вам, Господь, долгую жизнь". Когда мусульмане, услышав это, возмутились, он их весьма остроумно успокоил: "Когда я говорю христианину: да сохранит вам Бог долгую жизнь, я желаю, чтобы Господь продлил ему жизнь, и этим дал ему возможность как можно дольше платить подушную подать".
Примерно в середине X в. в г. Компостела был обнаружен древнеримский саркофаг, Вскоре появилась и широко распространилась легенда о том, что в этом саркофаге находятся мощи св. Иакова из Палестины. На этой основе начал складываться культ св. Иакова Компостельского (Сант - Яго де Компостела), в основе которого, возможно, лежало измененное галисийское или иберийское поверье о Небесных Близнецах (Иаков считался близнецом Иисуса). Именно сюда в 951г. прибыл первый французский паломник - епископ с огромной свитой. Потом эта святыня станет объектом особой заботы Клюнийских монахов. Сюда будет проложена "дорога пилигримов" (или camino frances - "французская дорога"). По этой дороге будут уходить в Реконкисту европейские рыцари. Когда Аль-Мансур (Альманзор) в 997г. разграбил этот город, гробницу он все же не тронул.
Однако постепенно ограничительные меры были предприняты и в Испании. Мусульманские правители присвоили себе право созывать соборы, назначать епископов. Если какие-либо епископы не хотели принимать участие в соборах, их заменяли евреями и мусульманами. Известны случаи, когда сан епископа продавался с публичных торгов и попадал к еретикам, неверующим или сластолюбцам, устраивавшим оргии. Однажды произошел такой случай. Многие христиане в Малаге прятались от поголовной подати. Гостегезис (епископ диоцеза) обещал мусульманским чиновникам составить их список и во время ежегодной поездки по диоцезу стал просить прихожан сообщать имена свои и родственников, дабы записать в поминание и молиться о каждом. Так попались многие христиане.
Разрушались многие соборы. Так, в Кордове сохранился только собор св. Винсента. Со временем сюда переселилось множество сирийских арабов, мечети оказались недостаточно вместительны и решили обратить в мечеть и этот собор. Это все же не удалось, но половина собора перешла к сирийским арабам. В 784г. Абдерам I захотел купить вторую половину. После длительных торгов христиане отдали ее за 100 тысяч динаров, но получили разрешение восстановить разрушенные церкви.
К 9 в. многие мусульманские правители Испании предпочитали следовать завету халифа Омара: "Мы должны поедать христиан, и наши потомки должны поедать их потомков до тех пор, пока будет существовать исламизм".
Испанские христиане оказались в крайней изоляции от остального христианского мира и лишены связи с источниками латинской учености. Поездки в Испанию с континента и из Испании были эпизодическими. Это можно проиллюстрировать такими примерами. В 858г. два монаха из монастыря Сен-Жермен де Прэ Изнар и Одилар по поручению Карла Лысого были посланы за останками святого Винсента Сарагосского, чтобы отвезти их в Париж. В пути они узнали, что эти останки уже исчезли (их успели перехватить и вывезти в Беневенто какие-то более ловкие итальянцы). В Барселонской церкви они услышали о гонениях в Кордове, отправились туда и получили мощи других мучеников. Это были останки трех юношей, казненных в 852г. за оскорбительные антиисламские выкрики в мечети. Во время пребывания в Кордове монахи собрали некоторые сведения об исламе и о положении христиан при мусульманском правлении. Франкский император Карл Лысый проявил большой интерес к их информации и отправил их второй раз в Испанию за сбором информации.
Еще показательнее другой пример. Один известный испанский ученый отправился в 848г. в Наварру и привез оттуда книги, которых не было в Кордове. Среди этих "раритетов" были такие книги, как "О граде Божьем" Аврелия Августина, сочинения Вергилия, Горация, Ювенала, в Европе имевшиеся в каждом монастыре!
В этих условиях на полуострове складывается группа христиан, вставших с целью протеста против засилия ислама на путь мученичества. Это было не столько антимусульманское движение, сколько движение против благодушия христиан. Во главе были епископ Толедо Евлогий (умер в мученичестве в 859г.) и мирянин Павел Альбар. Они обвиняли христиан в трусости и поддержке врагов веры. Евлогий и Альбар разрабатывали своего рода "теологию мученичества" и призывали своих единоверцев открыто исповедать христианство перед мечетями, сознательно идя на смерть.
Евлогий был кордовским священником, после бурно проведенной молодости потами и бдениями укротил свою плоть. Стремление к мученичеству подавило все его страсти. Именно он, видимо, и начал кампанию неповиновения мусульманским властям. Однажды, как сообщает современник, кордовский кади (судья) принял христианского монаха Исаака. Бывший секретарь одного из арабских вельмож захотел перейти в ислам. Когда кади предложил произнести формулу исповедания веры, тот вдруг стал бранить ислам. Судья решил, что тот пьян или сошел с ума и долго не решался приговорить его к смерти. Все же Исааку пришлось 5 июня 851 г. принять казнь. На эшафоте он хвалил Христа и проклинал Мохаммеда.
Его пример стал заразителен. Многие стремились попасть в зал суда, чтобы выкрикивать оскорбительные выкрики. Судья даже пытался притворяться глухим, чтобы не приговаривать к смерти. За первые два месяца состоялось 11 казней.
Евлогий торжествовал, но очень многие христиане порицали этих мучеников. Евлогий и Альбар обвиняли их в трусости. В испанской церкви царило возбуждение. Абдерам II созвал церковный собор и требовал осудить самоубийц. Но христиане воспротивились, ибо эти "хулиганы" были уже причислены к мученикам. Все же христианам с тех не разрешалось являться в зал суда без вызова.
Волнения в испанской церкви продолжались до 859г. Окончательно оно прекратилось к концу 9 века.
Павел Альбар написал полемическое сочинение "Indiculus Luminosus" ("Светлый перечень) и "Жизнь Евлогия", в которых отстаивал мысль о том, что господство ислама - подготовка к окончательному приходу Антихриста. Доказательства Альбар и нашел в Библии, в книге Даниила.
Здесь нужно учесть еще одно обстоятельство. Средневековые люди считали, что продолжают жить в рамках Римской империи. Но к 9 в. в европейской латинской литературе уже мелькает мысль об окончательной гибели Римской империи. В Испании, ставшей жертвой арабской экспансии, эта мысль стала практически общим местом. Поэтому П. Альбар истолковывает кн. Даниила в соответствии с событиями, происходящими вокруг него. Слова Даниила "четвертый зверь будет четвертое царство на земле, которое будет отличаться от всех царств и уничтожит всю землю, и задавит ее, и разнесет на куски" (7-23) он понимает традиционно, считая, что речь идет о Римской империи. "А десять рогов значат, что из этого царства восстанут 10 царей...": имеются в виду варвары, разрушившие Римскую империю. "... и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей" ( 7-24): Альбар увидел здесь самого Мухаммеда. "И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и законы" (7-25): в этой фразе автор увидел аналогию с Кораном и мусульманским календарем. Но самой интересной является его трактовка конца 25-го стиха в переводе Вульгаты: "et tradentur in manu eius usque ad tempus, et tempora, et dimidium temporis ( и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени)". Он интерпретирует это место в том смысле, что ислам будет процветать 3,5 периода по 70 лет каждый, т. е. 245 лет. Писал книгу Альбар в 854 г. , а начало мусульманской эры относится к 622 г. (год хиджры, т. е. переселения Мухаммеда в Медину), следовательно, конец совсем близок. Альбар, возможно, даже начинал мусульманскую эру с 618 г. "Подтверждала" правоту Альбара и история: в 852г. умирает эмир Кордовы Абд-ар-Рахман III и ему наследует Мухаммед I - "человек - проклятие нашего времени". Совпадение этих имен могло вдохновить и более осторожного ученого, чем Павел Альбар. Неудивительно, что многие испанские христиане легко поверили Альбару.
В это же время еп. Евлогий нашел в одном из наваррских монастырей около Памплоны жизнеописание Мухаммеда, созданное на основе византийской традиции. В нем, в частности, говорилось, что Мухаммед умер в 666 году испанской эры. Это было, разумеется, воспринято как еще одно подтверждение апокалиптической роли мусульманского пророка. Любопытно также, что жизнь Мухаммеда в этом сочинении рисуется как жизнь Христа "наоборот". Если Христос, в частности, вознесся на небо, то глазам единомышленников пророка предстали не ангелы, а собаки, которые стали терзать труп. Легенда эта впоследствии будет очень популярна среди латинских авторов. Матвей Парижский (13в.) писал, что Магомет наелся и напился до бесчувствия, заснул на куче навоза, набежавшее стадо свиней задушило его до смерти, поэтому, мол, арабы не любят свинину.
Итак, и в Испании, как в континентальной Европе, христианские авторы мало знали и понимали ислам, хотя находились практически в центре этой культуры. Первая причина этого совершенно очевидна - нежелание знать, игнорирование. Эта позиция позднее четко будет обозначена хронистом Гвибертом Ножанским : "можно спокойно говорить ложь о том, степень ложности чего превышает самое большое вообразимое зло".
Второй причиной является плохое знакомство с мусульманской литературой, в силу чего христиане предпочитали черпать информацию из скупого и недостоверного сочинения о Мухаммеде и, конечно же, прежде всего из Библии, чем из Корана. Сыграла свою роль и "Выдумка равинов": "Магомет, лже - пророк, был кардиналом, и с досады, что его не избрали папою, он сделался еретиком".
Фанатизм стимулировал поиски доказательств своих взглядов, хотя и невежественных, а не стремление узнать и понять учение Мухаммеда. Этот "период невежества" будет продолжаться до Крестовых походов. Один из ученейших людей северной части Европы, современник Альбара Пасхасий Радбертус, обсуждая в своих обширных комментариях к Евангелию от Матфея проблему "последнего дня", упоминает сарацин, но уже не для того, чтобы доказать, будто они являются воплощением Антихриста, а чтобы продемонстрировать пределы триумфального шествия Слова Божьего. Он уверен, что предсказание Матфея "И проповедовано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец"(24-14) сбывается: проповедники пронесли "благую весть" не только до западных островов (Британия и Ирландия), но и до сарацин, которые отвергли его. Радульф Глабер в "Истории своего времени в пяти книгах" описывает эпизод из жизни клюнийского аббата Майолуса (972г.). Тот был взят в плен сарацинами, случайно уронил Библию и один из арабов наступил на нее ногой, но "оскорблением пророков" возмутились остальные сарацины. Глабер добавляет, что сарацины верят, будто ветхозаветные пророчества воплотились в Мухаммеде и выводят его происхождение от Измаила подобно генеалогии Христа в начале Евангелия от Матфея.
На примере интерпретаций Беды Достопочтенного и испанских авторов видно, что раннесредневековая литература по исламу создавалась преимущественно теологами, информация отбиралась предвзято, факты сознательно или бессознательно искажались. Преобладали религиозно-идеологические мотивы, ибо надо было найти религиозное обоснование исламу и его основателю.
На складывание образа ислама в средневековом европейском сознании оказала свое влияние и литература созданная в Сирии. Сирийцы, несмотря на длительное господство иноземцев, сохранили свой язык и культуру от чрезмерного влияния греко-римской культуры и явились передаточным звеном между греческой цивилизацией и арабским миром. Сирийцы всегда были известны своим свободомыслием, у них существовало множество богословских школ и ересей, что не нравилось Константинополю. Экспансия мусульман в Сирии не встретила особого сопротивления со стороны местного населения. Мусульмане не заставляли принимать ислам, сохранили местную административную систему и греческий язык в качестве официального, старались использовать христиан у себя на службе (советники, наставники, учителя, художники, поэты и т. п.).
Восточно-христианская интерпретация мусульманского вероучения связана с именем Иоанна Дамаскина. Он родился в Дамаске, в христианской семье около 675г. Приблизительная дата смерти - 50-е гг. VIII в. Иоанн получил прекрасное образование - его учителем был Косьма Сицилийский, купленный на рынке в качестве учителя. Преподавая "не только по книгам сарацин, но и по книгам греков", он научил юного Иоанна риторике, физике, математике, музыке, астрономии, теологии, познакомил с Кораном и хадисами. В немалой степени благодаря своему образованию Иоанн, после смерти отца смог занять высокий государственный пост при дворе. Но неожиданно он принимает решение оставить государственную службу и принять сан священника. Возможно, это было связано с его неприятием иконоборческой политики византийского императора Льва III Исавра. В 734 г. он был рукоположен и с тех пор активно боролся против иконоборчества, манихейства, несторианства и других ересей.
Иоанн Дамаскин - последний из великих отцов церкви на Востоке и первый схоласт, был автором ряда сочинений, из которых для данной темы особое значение имеет "Спор сарацина и христианина" и "Источник знания" (734).
Последнее состоит из трех частей:
Ключевые слова Арабы. Сарацины. Беда достопочтенный. Иоанн Дамаскин. Р. Бэкон. Исламская проблема. Монголы. Легенда о государстве "пресвитера Иоанна". Америка. Атлантида. Платон. Васко де Кирога.
Контрольные вопросы
-Что влияло на эволюцию образа мусульманина в средние века?
-Каково решение Бедой Достопочтенным проблемы "сарацинов"?
-Что такое "период невежества"?
-В чем специфика восточно-христианской интерпретации мусульманского вероучения?
-В чем причины изменения отношения к исламу в 13веке?
-Что стало "ключом" к монгольской проблеме?
-Как решил "монгольскую проблему" Р. Бэкон?
-Как повлияла культура Возрождения на восприятие европейцами индейцев?
-Какое значение при этом придавалось Платону и легенде об Атлантиде?
-Для чего и почему создавались "общины святой Веры" в Америке?
Список литературы
Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью //Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. Т.1,2. М., 1951.
Афанасьев В.Л. Бартоломе де Лас Касас и его время // Бартоломе де Лас Касас.М.,1966.
Бартоломе де Лас Касас. История Индий.М.,1968.
Бартольд В. В. Сочинения. Т. 6. М., 1966.
Батунский М.А. Развитие представлений об исламе в западноевропейской средневековой общественной мысли (XI - XIV вв.). // Народы Азии и Африки. 1971. № 4.
Бейкер Дж. История географических представлений и исследований. М.,1950.
Бобкова М.С. Жизнь и деятельность Жана Бодена в контексте культурных, религиозных и правовых течений во Франции 16 века//Возрождение: гуманизм, образование, искусство, Иваново, 1994.
Богаевский Б. Л. Атлантида и атлантская культура// Новый Восток. 1926. № 15.
Богусловский В.М. Монтень и философия культуры //История философии и вопросы культуры.М.,1975.
Большаков В.П. Монтень-великий гуманист эпохи Возрождения.М.,1983.
Брюсов В. Собрание сочинений. Т. 7. М., 1975.
Брюсов В. Я. Учителя учителей //Летопись. 1917. № 9-12.
Бургете А.Р. Эразмианство - идеологический фактор испанского Возрождения // Идеи Возрождения и философия Нового Времени.М.,1986.
Бэкон Ф. Сочинения. Т.2. М.: Мысль, 1978.
Валлич Э.И. Первый русский перевод "Утопии" // Томас Мор. 1478-1978. М., 1981.
Верн Ж. История великих путешествий. Кн. 1. Открытие земли. М.: Терра - Terra, 1993.
Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца 18 века.М.,1975.
Габриэли Ф. Данте и ислам // Арабская средневековая культура и литература. М.,1978.
Галанопулос А. Г., Бэкон Э. Атлантида. За легендой - истина. М., 1983.
Галленкамп Ч. Майя, загадка исчезнувшей цивилизации.М.,1966.
Генон Р. Влияние исламской цивилизации на Европу // Вопросы философии. 1991. № 4.
Грецкий С. Историко-философский процесс средневековья//Памир.1990. № 5. С. 179-192.
Григулевич И.Р. Крест и меч.М.,1977.
Григулевич И.Р. Бартоломе де Лас Касас-обличитель колониализма//Бартоломе де Лас Касас.М.,1966.
Грюнебаум Г. Э., фон. Классический ислам. Очерк истории. 600 - 1258. М., 1986.
Гуляев В.И. По следам конкистадоров.М.,1976.
Дози Р. История мусульманства в Испании. СПб., 1906.
Донелли И. Атлантида: мир до потопа. Самара, 1998.
Дроздова Т. Н., Юркина Э. Т. В поисках образа Атлантиды. М.: Стройиздат, 1992.
Жиров Н.Ф. Атлантида. Основные проблемы атлантологии. М.: Мысль, 1964.
Журавлев О.В. Правовая мысль и этика в эпоху конкисты// Культуры Старого и Нового Света в их взаимодействии. М.,1991.
Журавский А.В. Христианство и ислам. М.: Наука, 1990.
Зайдлер Л. Атлантида. М.: Мир, 1966.
Инка Гарсиласо де ла Вега. Историягосударства инков.,Л.1974.
История Испании.М.,1993.
Каптерева Т.П. Искусство Испании.М.,1989.
Кастри А. де. Ислам и христианство в эпоху завоеваний и владычества арабов. Пг., 1915.
Кнорозов Ю.В. Пантеон древних майя.М.,1964.
Коган-Бернштейн Ф.А. Экономические взгляды Бодена//Средние века.Вып.2.М.,1946.
Кошеленко Г. А. Градостроительная структура "идеального" полиса ( по Платону и Аристотелю) //Вестник древней истории. 1975. № 1.
Крачковский И. Ю. Арабская культура в Испании. М., Л., 1937.
Кудрявцев А. Е. Испания в средние века. Л., 1937.
Культуры Нового и Старого Света в 16-18 веках в их взаимодействии.М.,1991.
Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. Общий обзор. М., 1967.
Лоренцсон В.Н. Идея совершенства природы человека у гуманистов эпохи возрождения и принцип природосообразного воспитания // История и теория педагогики. Т.24.М., 1960.
Лосев А. Ф. Историческое время и культура классической Греции
Лучицкая С.И. Араб глазами франка (Конфессиональный аспект восприятия мусульманской культуры) //Одиссей. Человек в истории.1993. М.:Наука,1994.
Лучицкая С.И. Образ Мухаммада в зеркале латинской хронистики XII - XIII вв. //Одиссей. Человек в истории.1994. М.:Наука,1994.
Магидович И.П. История открытия и исследования Центральной и Южной Америки.М.,1965.
Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т.1,2. М.1982.
Матузова В.И. Английские средневековые источники IX - XIIIв. Тексты. Перевод. Комментарий. М.: Наука, 1979.
Мережковский Д. Атлантида - Европа. Тайна Запада. М.: Русская книга, 1992.
Монтавес, Педро Мартинес. Ислам и христианство в экономике позднего средневековья. М.,1970.
Монтень М. Опыты. Кн.1. М.: Терра, 1991.
Мордвинцев В.Ф. Васко де Кирога и "Утопия" Томаса Мора// Томас Мор. 1478-1978. М., 1981.
Мордвинцев В.Ф. "Правила и ордонансы Васко де Кироги и "Утопия"//История социалистических учений. М., 1989.
Мордвинцев В.Ф. Васко де Кирога - епископ утопии // Три каравеллы на горизонте. М., 1991.
Мордвинцев В.Ф. Европейская утопия и Новый Свет // Три каравеллы на горизонте.М.,1991.
Непомнящий Н. Последние из атлантов. М., 1992.
Осиновский И.Н. Томас Мор в истории гуманизма // Томас Мор. Коммунистические идеалы. М., 1981.
Панченко Д. В. Платон и Атлантида. ,: Наука, 1990.
Паркс Г. История Мексики.М.,1949.
Петри Э.Ю. Христофор Колумб .Б.м., б. г.
Пиков Г. Г. Библия и представления европейцев VIII - XII вв. об исламе и арабах //Традиции и инновации в истории культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1995. С. 52 - 63.
Пиков Г.Г. Беда Достопочтенный об арабах и исламе // VII Арсеньевские чтения. Тезисы докладов региональной научной конференции по проблемам истории, археологии и краеведения. Уссурийск, 1994.
Пиков Г.Г. О восприятии монголов европейцами в XIII веке //История мировой культуры и методы ее преподавания. Тезисы докладов международной конференции. Новосибирск: НГПУ,1995.
Пиков Г.Г. О восприятии Нового Света европейцами в ХVI - XVII вв. // История мировой культуры и методы ее преподавания. Тезисы докладов международной конференции. Новосибирск: НГПУ,1995.
Письма Америго Веспуччи // Бригантина. М., 1971.
Плавскин З.И. Конкиста и гуманистические утопии Золотого века в Испании// Проблема национального самосознания и литература Латинской Америки колониальной эпохи.М.,1987.
Плавскин З.И. Томас Мор в Испании// Томас Мор. 1478-1978. М., 1981.
Путешествия Христофора Колумба.М.,1961.
Райт Дж. К. Географические представления в эпоху Крестовых походов. Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. М.: Наука, 1988.
Резанов И. А. Атлантида: фантазия или реальность. М.: Наука, 1976.
Ренан Э. Исторические и религиозные этюды. Магомет и происхождение исмаилизма. СП б., 1901.
Ренан Э. Ислам и наука. СПб., 1883.
Сенека Люций Анней. Трагедии. М., Л., Academia,1933.
Смирнов А.А. Средневековая литература Испании Л.,1969.
Тарле Е.В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени // Тарле Е.В. Соч, М., 1957. Т.1.
Томас Мор. Утопия.М., 1947.
Уинсор Дж. Христофор Колумб и открытие Америки. Спб., 1893.
Уокоп Р. Затонувшие материки и тайны исчезнувших племен. М.: Мир, 1966.
Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу. М.: Наука, 1976.
Уотт У. М., Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976,
Харитонович Д.Э. Первозданная природа глазами человека эпохи Возрождения // Природа в культуре Возрождения.М.,1991.
Хенниг Р. Неведомые земли. Т.1-4. М-Л.,1961-1963.
Хулио Ле-Риверенд. Историческое значение деятельности Бартоломе де Лас Касас // Бартоломе де Лас Касас.М.,1966.
Чиколини Л.С. Социальная утопия как явление общественной мысли в переходную от феодализма к капитализму эпоху // История социалистических учений. М., 1986.
Щербаков В. Все об Атлантиде. М., 1990.
Щербаков В. И. Где искать Атлантиду? М., 1990.
Southern R.W. Western Views of Islam in the Middle Ages. Harvard, 1962.