В глухую ночь шестого века,
Когда был мир и Рим простерт Перед лицом германских орд, И гот теснил и грабил грека, И грудь земли и мрамор плит Гудели топотом копыт... ...И древний Рим исчез во мгле, Свершилось преосуществленье Всемирной власти на земле: Орлиная разжалась лапа И выпал мир. И принял Папа Державу и престол воздвиг. И новый Рим процвел - велик, И необъятен, как стихия. (Максимилиан Волошин) |
Шестой век н. э. - особый период в истории Европы, своеобразный "перекресток времен". К этому времени фактически распалась Римская империя, которую Р. Гвардини назвал "попыткой полной и всеохватывающей конструкции бытия". Произошло, по выражению Максимилиана Волошина "преосуществленье", но произошло не сразу и не просто.
Первая волна германских племен схлынула, оставив на территории Западной Римской империи несколько так называемых "варварских" королевств: Вандальское (Северная Африка), Весготским (южная Галлия и Испания), Бургундское (юго-восточная Галлия), Франкское (северо-восточная Галлия), Остготское (Италия), семь англо - саксонских королевств. Эти государства ведут войны против остальных германских племен, которые также пытаются обрести в лице Рима "землю обетованную". Вторая волна, на гребне которой находились гунны, с большим трудом была остановлена в битве при Каталаунских полях.
Это было сложнейшее время, когда менялась цивилизационная парадигма и решался целый ряд острейших и важнейших для общества проблем. Их решение уже было немыслимо вне христианства.
К началу средневековья христианство уже около двух столетий было легальной религией Римской империи. Медленно и противоречиво складывался союз церкви и государства, начало чему было положено при Константине Великом. Это кардинально меняло положение церкви, она из "бездомной", "одинокой" и "странствующей" превращалась во влиятельную идеологическую и политическую силу. Складывалась достаточно жесткая ее иерархия. Это был период завершения борьбы христианства за господство в Европе.
Обстановка благоприятствовала этому: всесторонний кризис в Средиземноморье (социальный, экономический, культурный, идеологический, религиозный), не прекращавшиеся внешние нападения, центробежные тенденции в "варварских" государствах, неустойчивое положение почти всех слоев населения. Поэтому идеологическая атмосфера в регионе была все еще благоприятна для разных религий. Верхи общества не расстались до конца со своими симпатиями по отношению к неоплатонизму и неопифагорейской философской системе. На более низком уровне все еще действовали различные восточные культы.
Тем не менее государство уже не делало ставки на религиозный синкретизм, да и у христианства не оставалось конкурентов христианству. В нем четко сформировались космополитическая направленность ("ни еллина, ни иудея", Колосс. 3, 2), демократичность и демонстративная любовь к социальным низам, реально не угрожавшая состоятельным и правящим слоям общества, надклассововсть, отстраненность от властей, связанная с проповедью непротивления и полного подчинения (Петр 11,18; Еф 6, 5; Тит 3, 1; Колосс 3, 22). Однако оставались еще некоторые факторы, мешавшие "огосударствлению" христианства: эсхатология, нерешенность проблемы богатства и неясность отношения к античной культуре. Взаимоотношения церкви и государств были непростыми. Христианские церкви афишировали свою преданность существующему строю, втягивали власти в свои дела, обращались к ним для решения своих внутренних споров. Правители проводили зигзагообразную политику, зависевшую иной раз от личных симпатий или антипатий, конъюнктуры, корыстного желания попользоваться церковным имуществом. Шла борьба и между епископами. Как писал Тертуллиан, "соперничество в епископате - мать расколов".
Активно завершался процесс централизации церкви. Уже на Никейском соборе 325г. в качестве авторитетнейших фигурировали Римская, Александрийская и Антиохийская митрополии. Особое положение занимал иерусалимский епископ. Налицо было два полюса - римская митрополия и коснтантинопольская. Активно шло преследование язычников и еретиков.
К началу средневековья на основе принятого в 325 г. Никейским собором "Символа веры" в основных чертах были завершены формирование христианского канона, завершена доктринальная систематизация, осуществленная на Востоке "отцами церкви" Василием Великим, Григорием Назианзином, Григорием Нисским, а на Западе - Иеронимом Стридонским и в особенности Аврелием Августином, выработаны основные формы культа и литургии. Получило распространение монашество.
Тем не менее победившее христианство не имело еще единой доктрины, оно скорее было синкретическим соединением на базе Нового Завета догматов и концепций. Это открывало возможность для самых разнообразных интерпретаций и складывания на этой основе ересей и зачастую противоположных друг другу идеологических схем. Широкое распространение получили тринитарные и христологические споры. Наиболее значительные из них (арианство, несторианство, донатизм, пелагианство, присциллианство, монофизитство) оказали заметное влияние и на судьбу средневекового христианства. Так, например, арианство, отрицавшее один из основных догматов ортодоксальной христианской доктрины о единосущности Бога-отца и Бога-сына, несмотря на неоднократные осуждения на соборах, широко распространилось среди "варварских" народов. На Востоке тринитарно - христологические споры в итоге привели к торжеству православия.
Со времени своего возникновения христианская церковь претендовала на то, чтобы быть вселенской, мировой. Пока же на Западе активно шла латинизация церкви (в самом Риме в христианской среде вплоть до III в. преобладал греческий язык), ускорявшая расхождение восточного и западного направлений в христианстве. По существу это означало разделение церкви на западную и восточную. Собор 451 г. в Халкидоне подтвердил расхождение церквей: всякое первенство (omnis primatus) и особый почет (honor principis) признавались не только за архиепископом Рима, но и за архиепископом "Нового Рима", рукополагающего митрополитов Азии, Понта, Фракии. Так была заложена религиозно-доктринальная основа идеи "трансляции Рима".
Почти все германские народы приняли христианство, но, как правило, не в ортодоксальной форме, провозглашенной на I Вселенском Соборе, а в виде арианства. Исключение составляли франки. Хлодвиг в 496 г. был крещен католическим епископом св. Ремигием. Это предопределит судьбу всей Европы. На протяжении VI века Франкское государство расширит свои владения, присоединит вестготскую Аквитанию (507 г.), а затем и Бургундию (534 г.). Войны императора Юстиниана за восстановление под своей властью территории Римской империи приведут к падению Вандальского королевства в Северной Африке и Остготского королевства в Италии. Таким образом, в течение этого столетия постепенно сформируется новый мировой порядок, произойдет разделение мира на две зоны влияния: Византийской империи и Франкского королевства, Обе эти державы выступят наследниками Римской империи.
Эти процессы сопровождались умиранием античной культуры. Агония Рима и его культуры вызывала ужас у жителей бывшей Империи. Особенно пугало пришествие варваров. Отношение римлян к варварам хорошо выразил своим знаменитым описанием гуннов Аммиан Марцеллин: "Их дикость превосходит всё мыслимое; с помощью железа они испещряют щёки новорожденных глубокими шрамами, чтобы в зародыше уничтожить волосяную растительность, поэтому и старея, они остаются безбородыми и уродливыми, как евнухи. У них коренастое телосложение сильные руки и ноги, широкие затылки; шириной своих плеч они внушают ужас, их скорее можно принять за двуногих животных или за те грубо сделанные, в форме туловищ фигуры, что высекаются на парапетах мостов...".
Монах Сальвиан в середине V века н. э. в своём трактате "О божественном управлении" так описывает варварские племена: "Саксонские люди жестоки, франки коварны, гепиды безжалостны, гунны бесстыдны". Но, по его мнению, даже ужас варварского нашествия - ничто по сравнению с тем, что творится в самой Империи. "Бедные обездолены, вдовы стенают, сироты в презрении, и настолько, что многие из них, даже хорошего происхождения и прекрасно образованные бегут к врагам. Чтобы не погибнуть под тяжестью государственного бремени, они идут искать у варваров римской человечности, поскольку не могут больше сносить варварской бесчеловечности римлян... Римского гражданства, некогда не только очень уважаемого, но и приобретавшегося за очень высокую цену, ныне избегают и боятся, ибо оно не только не ценится, но и вызывает страх...". Всё это сопровождалось чудовищным "падением нравов".
В результате римское государство уже не могло быть предметом поклонения, что явилось одной из причин духовного вакуума, ведь представление о его нравственной силе и несокрушимости было основой нормального функционирования всего комплекса римских идеологических структур. Мышление римлян было, по преимуществу, социальным и с разрушением этого представления происходило формирование индивидуального восприятия на христианской основе. Происходило это не быстро. Достаточно длительным, как и в любом "ренессансе", был период идеологического вакуума, душевной пустоты, исканий. Человек начинает ощущать противоречие с миром и, самое главное, - с собой.
Это ощущение связано, прежде всего, с распадом традиционного комплекса представлений о "мы". Римлянин ощущал себя частью мощного и единого целого - римского социума. "Мы" для него - это, во-первых, граждане римского civitas, а, во-вторых, - Populus Romanus, объединённый общим происхождением и великой историей. Теперь это "мы" начинает ставиться под сомнение, ибо civitas начинает исчезать. Populus Romanus тоже потерял свои прежние очертания в результате наплыва в Рим огромного количества иностранцев и предоставления огромному количеству жителей римского гражданства. Старое "мы" сливается с "они". В результате человек начинает задаваться новым для него вопросом: "Кто я?".
С другой стороны, кризис сознания связан с сакрализацией культуры и общественной жизни. Вопрос о религиозности как обязательном атрибуте духовной жизни человека давно уже обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Дискуссионность его связана с различным пониманием самого явления религиозности и с проблемой причин возникновения религиозного сознания. В отечественной литературе религиозность трактуется как "феномен субъективного мира человека, его психики, его сознания", который реализуется в эмоциональной сфере и характеризуется верой в сверхъестественное. "Сама по себе психика веру не рождает, но под воздействием внешних условий жизни создаются определённые психические состояния, которые благоприятствуют усвоению индивидом религиозных верований из окружающей среды". Таким образом, психические состояния индивида, такие как состояния психической подавленности, горя, одиночества, неудовлетворённости собой, страха (в том числе страха смерти), являются часто предпосылками религиозной веры. Значительную роль играют и социальные факторы: наличие или отсутствие определённых мировоззренческих позиций, непосредственное социальное окружение, условия семейного воспитания, а главное - способность и потребность социальных систем, находящихся в кризисе, "восполнить" несовершенную окружающую действительность за счёт религиозных идей. Всплески религиозности являются следствием кризисных социальных ситуаций.
По мнению некоторых исследователей, человеческая жизнь создает устойчивые психические образования: динамический стереотип (как стойкая система реакций на некоторые раздражители), установки (как специфическое состояние готовности к определенным способам удовлетворения потребностей) и ориетации (как совокупность установок, обусловливающих характер отношений индивида с окружающей действительностью. Разрушение в сознании человека одного из этих образований под влиянием неблагоприятных обстоятельств ведет к перестройке психической деятельности, сопровождающейся отрицательными переживаниями, которые свидетельствуют о конфликте человека с миром и самим собой. Человек осознает суетность и тщетность всего происходящего, ощущает одиночество, отчаянье, страх.
З. Фрейд определяет религию как коллективный невроз, проистекающий из неблагоприятных условий жизни. Источником религиозности, по его мнению, служит беспомощность человека перед силами природы и собственными разрушительными инстинктами, которые он преодолевает по аналогии с детским опытом, полагаясь на отца в образе Бога, восхищаясь им и страшась его. С этой точки зрения, религиозность не является неотъемлемым атрибутом человеческой психики, но она может быть или оправдана, или объяснена наличием в человеческой жизни кризисных ситуаций.
Э. Фромм определяет религию как смысловой ориентир человеческой жизни: "Под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения".
В целом религиозность на протяжении всей истории человечества была внутренне присуща человеческому существованию: индивид не мог жить в конфликте с собой и с миром. Человек должен был найти в этой жизни нишу, в которой он сможет чувствовать себя достаточно комфортно, спокойно воспринимая смысл происходящего вокруг.
Для римлянина такой нишей было государство, служением которому он мог оправдать свою жизнь. Оно обеспечивало своим гражданам как реальную, так и психологическую защиту. Поскольку римское государство рушилось, человек становился беззащитным. Следствием этого был рост религиозности. Когда-то французский историк Жан Эншлен предложил великолепную формулу "Христос победил потому, что потерпел поражение Спартак". Действительно, невозможность изменить условия своего существования усиливала стремление к религии. В конце империи это приняло масштабы невероятные. Ощущение индивидуальной и социальной пустоты, апатии, депрессии ярко отражает "Исповедь" Августина. Вот как Августин описывает это ощущение, говоря о своих занятиях от 19 до 28 лет: "Там была гордость, здесь суеверие, и всюду - пустота". "Я кричал от терзания сердца моего, перед Тобой, Желание моё и света очей моих не было у меня. Ибо он был внутри, а я жил во вне... Мир вещественный не принимал меня так, чтобы я мог сказать: "довольно, хорошо". "Внутри меня был голод по внутренней пище, по Тебе самом, Боже мой... Поэтому не было здоровья в душе моей".
В этой ситуации личность, по выражению Мамардашвилли М., "ставит себя под вопрос" и пытается, "трансцендироваться вовнутрь" (С. Л. Франк). Христианство поддерживает это стремление и призывает возвышаться над собой, "быть по ту сторону самого себя, по ту сторону всякого фактического состояния".
Острое ощущение конца прежнего мира и жажда "прозрения будущего" были присущи многим выдающимся людям той эпохи. Сочинение Аврелия Августина "О Граде Божием" - мучительный поиск смысла и формы существования человечества, порвавшего с языческим прошлым и устремившегося к Небесному граду. В его "Исповеди" мы встречаем рассуждения о времени, о душе, потерявшей себя. "Последний римлянин" Боэций сетовал на то, что римская свобода погибла, а в "Утешении философией" горевал о нестабильности бытия, государственного устройства, отношений между людьми, самой человеческой жизни.
Естественно, что по мере широкого распространения христианства и сокращения пространства "язычества", на первый план выходила задача выхода из кризиса. Это хорошо выражено в знаменитых призывах Бенедикта Нурсийского: "хватит передвижений", "сложите мечи", "молиться и работать" (ora et labora). Обеспечить реализацию этих задач могло только новое по характеру государство. Оно должно было соединить в своем теле три тенденции, три цели этого времени, отмеченные С. С. Аверинцевым: бюрократия (секулярная традиция), теократия (сакральная традиция) и ксенократия (власть "чужих"). "Варвары" уже стали европейским фактором, их государства существовали реально. Оставалось подвести под их существование культурологическую основу. Такой основой в "лоскутной" в этническом, политическом, экономическом, культурном плане Европе могла быть только идея "империи", но уже не языческой, а христианской. Задача будет сформулирована и решена в трех государственных образованиях - Остготском, Франкском и Оттоновском. Началась эта работа при остготах в Италии.
Возникновение Остготского королевства на территории Апеннинского полуострова (493) создавало новую историческую ситуацию. Варвары впервые стали хозяевами в самом сердце римского мира (римскими императорами варвары бывали и раньше, но теперь их вожди полностью установили свою власть).
Образование и расцвет Остготского государства связан с одним из виднейших исторических деятелей средневековья - Теодорихом Великим (Теодорих Амалий, Teodorico el Amalo, 451 - 526).
Остготы (одно из восточногерманских племен) после долгих переселений к середине V века осели в Паннонии (Венгрия). Их военная знать и дружинники стремились к новым захватам. Теодорих принадлежал к царскому роду Амалов и родился неподалеку от Вены, через два года после смерти Аттилы. Племя делилось в то время на три части, которыми управляли три брата Валамир, Феодемир и Видимир. Они были настолько сильны, что сумели отбить нападение гуннов. Это сделал дядя Теодориха как раз в момент рождения своего племянника.
Родился Теодорих в 451г. Отцом будущего короля был Феодемир, а матерью его любимая наложница Эрелива (Евсевия или Елиена, не готка). Его имя Дитрих было латинизировано как Теодорих..
Когда ему исполнилось восемь лет, отец его отправил в качестве заложника в Константинополь по условиям мирного договора с императором Львом. Готы по этим же условиям получали ежегодную субсидию в триста фунтов золота.
В Константинополе Теодорих продолжал получать военное образование, проводил время в обществе самых образованных людей, посещал школы. Однако к греческому образованию его душа не лежала и в результате он даже подписываться не мог толком. По достижении восемнадцатилетнего возраста был возвращен домой. К этому времени погиб в сражении Валамир, а младший из братьев Видимир ушел с армией в Италию и в Галлию. Королем был избран отец Теодориха.
Теодориху не терпелось показать свою удаль и во главе шеститысячного отряда он пошел на Сингидун (Белград), вернулся с богатой добычей.
Положение остготов в Паннонии к этому времени было тяжелым. Территория оказалась мала и они решили пойти по пути своих предшественников. Объектом своей экспансии они выбрали Византию. Император с большим трудом откупился от них и поручил Теодориху защиту Нижнего Дуная. Теодорих, уже король готов после смерти своего отца, правил на правах федерата Рима.
Тем временем в Италии, где формально правил император Непот, фактическая власть оказалась в руках бывшего секретаря Атиллы, командующего войсками Ореста. В 475г. он произвел государственный переворот и лишил власти Непота, объявив императором своего сына, который по иронии истории получил в честь основателя Рима и основателя империи тронное имя Ромул Август. Он был малолетним, реально правил его отец, но римляне все же презрительно прозвали его Августул (Августишка).
В следующем 476г. воины одного из римских наемников, скорее всего, скира по происхождению, Одоакра (Одовакара) подняли мятеж против императора, ссылаясь на то, что он не выполнил своего обещания дать им треть Италии для расселения. Во время мятежа Орест был убит, аего сын, последний римский император, сослан в Кастель дель Ово (Замок Яйца), где через некоторое время скончался при загадочных обстоятельствах.
Одоакр не занял императорский престол и не выдвинул на него какую-либо свою креатуру. По его настоянию сенат принял постановление о воссоединении Западной и Восточной империй, о том, что Западной Римской империи не нужен больше свой особый император, и знаки императорского достоинства были отосланы императору Зенону в Константинополь.
Именно это обстоятельство породило парадоксальную ситуацию. Античные авторы рассматривали это событие как гибель Западной Римской империи, для средневековых же людей Рим не пал, а был транслирован на восток, в Византию. В связи с этим появилась так называемая "теория трансляции Римской империи". В течении всего средневековья "Рим" "транслировался" несколько раз:
номер трансляции |
"Западный" вариант |
"Восточный" вариант |
||
1 | 476г. | Константинополь | 476г. | Константинополь |
2 | 800г. | Каролингская империя | 1453г. | Москва ("Москва - третий Рим, а четвертому не быти") |
3 | 962г. | Священная Римская империя | x | x |
4 | Эпоха Возрождения | "Пятый" или истинный Рим гуманистов | x | x |
Haec tibi dictabam morbis opressus acerbi,
Corpore quos fragili patior tristique senecta; Nam dum praecipiti labuntur tempora cursu, Nunc ad olympiadis ter senos venimus annos. [1] Omnia praetereunt, fugit irreparabile tempus [2]: Vive, vale, laetus tristisque memento senectae. |
Это диктую тебе болезнию лютой томимый,
Слабое сердце мое старостью удручено; Все ускоряя свой бег, колеблется быстрое время: К трижды шестой подхожу олимпиаде моей (т. е. к 72 годам), В прошлое все исчезает, бежит невозвратное время: Юноша, вспомни порой старости скорбной года. |
Постепенно начинает формироваться срединная линия в отношении к античной культуре. Один из вариантов решения этой проблемы представлен в сочинениях Василия Кесарийского (330-379). Он рассматривает изучение античных поэтов, историков, философов как необходимый этап образования, подготавливающий к восприятию христианства. Не отрицая эстетической значимости литературных произведений, Василий рекомендует организовывать их изучение таким образом, чтобы оно служило воспитанию нравственности, очищению разума и души. Василий показывает на многочисленных примерах из античных авторов, как они учат презрению к богатству и славе, умению спокойно переносить оскорбления и обуздывать гнев, обретению выносливости и скромности в образе жизни. В своем сочинении "О том, какую пользу могут получить молодые люди из языческих книг" он пишет: "мы не будем хвалить поэтов, если они злословят, насмехаются, изображают прелюбодеяния или пьянство, но мы будем заимствовать у них те места, где они восхваляли добродетель и порицали порок. И если мы целомудренны, мы соберём из этих сочинений то, что нам близко и соответствует истине, а остальное пропустим". Любопытны его разъяснения к поэме Гомера: "от одного человека, глубоко изучившего мысли поэта, слышал я, что все поэмы Гомера есть похвалы добродетели. Подходящий пример для этого место, где Гомер описал как Одиссей спасся нагим от кораблекрушения, как и царица, хотя её следовало ощутить стыд при виде голого человека, но она прониклась к нему уважением -ведь поэт изобразил его украшенным добродетелью вместо одежды. В этом месте поэт говорит почти что в полный голос: надо стараться достичь добродетели, люди! Ведь если человек попал в бурю, добродетель выплывает вместе с ним, а если он на суше окажется голым, она сделает его более честным. Вот что такое добродетель".
Активно начинает использоваться и античная система образования, строившаяся на идеях рациональности и гражданственности, примата общественного начала, развития личности и знания как добродетели. Основой педагогики оставалась полисная идеология, т. е. идеология коллектива равных граждан, связанных общими обязанностями по отношению к государству. Культура полиса была больше устной, чем письменной, поэтому в центре образовательного процесса ставились искусство красноречия (риторика) и искусство правильного сочетания слов (по форме - грамматика, по содержанию - диалектика, т.е. логика и философия) В позднем Риме существовали три этапа обучения, выражавшиеся в наличии трех видов школ: школа литераторов (или "грамматиков"), обучавшая начальным навыкам письма, чтения и счета; школа собственно грамматиков и школа риторов, обучавшие риторике, диалектике и философии.
Но на основе контакта с восточными философскими и педагогическими системами образования создавались синкретические варианты новых представлений. На первый план выходит культура сакрального текста. Это находит отражение уже в ближневосточной педагогике иудаизма. Связью с Богом наполнены здесь все ситуации обучения. Семейный мир начинает мыслиться преградой хаосу беспорядка и порока, "мир... поднимается на высоту храма, а храм "опускается" на уровень дома и школы". Высшим назначением педагогики становится воспитание и совершенствование ума, ориентация личности на постоянное учение и поиск мудрости в Священном тексте и в Боге. "Человек который не учится пренебрегает Богом". "Свят мудрец достигший высот божественной науки". Тот же, "кто не учится - на смерть обречён". ( Авот 1, 13). Человек иудаизма и христианства - это "человек учащийся" (Homo studios). Первым учителем в средние века является Иисус Христос. "Воспитание есть подражание учителей и учеников Христу". Христианская педагогика, чтобы воспитать хорошего человека, не говорила ребенку: "Будь хорошим, будь нравственным", она говорила: "Возлюби Бога и ближнего как самого себя", ибо Бог является центром и смыслом мироздания. Именно соединение ближневосточной педагогики с греческой философской образованностью прежде всего повлияло на становление раннехристианской культуры и педагогики.
На первых порах христиане в силу широко распространенных эсхатологических настроений считали лишним учить детей мирским знаниям. Но с расширением христианских общин, изменением их социального состава христиане оказались перед необходимостью открытия церковных школ. Первоначально это были школы для тех, кто готовился к крещению (катехуменов), куда поступали люди уже получившие светское образование. Именно в них был разработан ключевой для всего Средневековья катехетический (вопросно - ответный) метод обучения.
И все же за этот период новая школа еще не сложилась. "Варварские" общества не были готовы в полной мере к восприятию античной культуры. Сказывалось отношение большинства христиан к античной культуре, которое отразил Тертуллиан: "Что есть общего у философа с христианином... у ученика Греции с учеником Неба? У того, кто стремится к славе, с тем, кто ищет вечной жизни? У того, кто гоняется за словами, с тем, кто совершает дела? У того, кто разрушает вещи, с тем, кто их создает? У того, кто благоприятствует заблуждениям, с тем, кто им враждебен? У извратителя истины с ее восстановителем? У ее похитителя с ее стражем? Что общего между Афинами и Иерусалимом, между Академией и церковью, между еретиками и христианами?.. Нам после Христа не нужна никакая любознательность; после Евангелия не нужно никакого исследования". "Философы - патриархи еретиков... Философия - исчадие демонов. Нет такой ереси, которая своим происхождением не была бы обязана философии!".
Большую роль в ассимиляции античной культуры сыграл Тертуллиан. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился между 155 и 165 гг. н. э. в Карфагене, в семье проконсульского центуриона. О его жизни известно довольно мало. В молодости не принимал христианство и вёл свободный образ жизни. Получил хорошее образование. Был адвокатом в Риме. Вернувшись в Карфаген, обратился в христианство (между 185 и 197гг.). После 200г. порвал с церковью, став последователем Монтана. В конце жизни отошёл и от монтанистов и основал собственную секту. Умер после 220г.
Тертуллиан - чрезвычайно яркая фигура в истории патристики. Его неукротимый, страстный и пылкий темперамент проступает в каждой строчке его произведений. Такие люди, как Тертуллиан, "на всякую уступку смотрят... как на слабость, и вместо того, чтобы избегать затруднений, сами создают их... они как бы гордятся, оскорбляя общественное мнение, охотно принимают позы атлетов и при всяком случае вступают в борьбу". Его произведения "отмечены печатью смятенного христианского духа". Тертуллиан был практически первым крупным латинским апологетом, заложившим в своих сочинениях основные элементы западного богословия. "Как Оригена у греков, так и его у латинян, конечно, следует считать первым среди наших... Ведь всю философию, все философские школы... все их учения, всё разнообразие взглядов и пристрастий он охватил своим на удивление обширным умом", пишет о нём в V веке монах Викентий Леринский (Наставление 18). Именно его апологетическая деятельность была наиболее серьезной попыткой систематизации христианства в данный период, в значительной мере, на рациональной основе.
Отец церкви Иероним (340 - 420гг.) был "мужем трех языков". Он так и не сумел преодолеть в себе "цицеронианца" и страстного поклонника языческих авторов. Ссылки на "нашего Туллия", "нашего Горация", "нашего Вергилия" нередки в его сочинениях, приводя к парадоксальным выводам. Ученик известного римского грамматика Элия Доната, Иероним отдавал предпочтение филологическим изысканиям перед философскими. Владея еврейским и греческим языками, он осуществил труд, который сыграл неоценимую роль в истории западной церкви. Он предпринял переделку существовавшего до него перевода Библии на латинский язык (Итала), сделал новый перевод Ветхого завета и исправил перевод Нового завета. Латинский вариант Библии (Вульгата) стала архетипическим текстом средневековой западной церкви. Кроме самого перевода Иероним создал ряд сочинений, толкующих Священное Писание. В них довольно отчетливо прослеживаются античная основа его образования, они изобилуют ссылками на античных авторов. Перу Иеронима принадлежит и ряд исторических сочинений, в том числе и дополненный перевод всемирной истории Евсевия Кесарийского, обработанный таким образом, чтобы синтезировать библейские концепции и представления языческих авторов. Иероним, в котором Эразм Роттердамский видел не "отца церкви", а предтечу гуманистов, известен не только своим переводом "Вульгаты", но и широчайшей эрудицией в сферах античной культуры. "Муж трех языков", он прямо заявил: "Я - философ, ритор, грамматик и диалектик, иудей, грек и латинянин".
Довольно рано появилась тенденция к систематизации знания. Еще в 4в. Амвросий Феодосий Макробий писал своему сыну: "Для того, чтобы дать тебе совершенное образование, я предпочитаю компендии многосложным рассуждениям". Основным содержанием культурной работы на Западе в это время является жесткий отбор, результаты которого станут определяющими для последующих времен. Апогей придется на вторую половину 5 - 6вв. и будет связан с именами Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского.
Большую роль в систематизации остатков античной культуры сыграл Марциан Капелла. Он родился в Карфагене в Северной Африке. Этот регион в 3-5вв. был центром римской образованности и стал, по словам В. И. Уколовой, "питомником риторических и философских дарований, расцветших как на языческой, так и на христианской ниве". Здесь родились и работали неоплатоники Плотин и Порфирий, апологеты Тертуллиан и Лактанций, философы Макробий и Аврелий Августин. Деятельность Капеллы приходится на первую половину Vв.
Для нужд позднеантичной школы написал учебник, который станет одним из самых популярных у средневековых школяров. В этом филологическом трактате " О браке Меркурия и Филологии", написанном около 430 года, он, использовав античные источники, дал обзор и систему античного знания, следуя в основном за Варроном ("Disciplinarum libri"), Квинтиллианом ("Наставления") и Плинием Старшим, сведя его в семь дисциплин ("семь свободных искусств"), которые и будут впоследствии изучаться в средневековой школе и университетах. Своему сочинению Капелла придает соответствующую времени аллегорическую форму. Причудливые аллегории и суммирующее содержание пришлись по вкусу средневековому читателю. Его сочинение представляет собою преподанное в стихах и прозе дидактическое наставление в науках и посвящено сыну ритора. В данном случае он явно подражал Цицерону, который адресовал свой трактат "Об обязанностях" своему сыну Марку. Написан трактаn в жанре enkyklios paideja. Это был традиционный для греческой и особенно римской культуры жанр руководств по обучению определенному кругу знаний.
Сюжет сочинения "театрализован". В роскошном дворце Юпитера на Млечном Пути - волнение. Покровитель "ratio" (практического знания) Меркурий решил вступить в брак. Однако его сватовство к Софии (Мудрость) и Психее (Душа) заканчиваются отказом из-за "несходства характеров" и особенно противоположного "духовного настроя". Бог света и разума Аполлон обращает внимание жениха на прекрасную деву Филологию. Эта дева обладает незаурядными умом, эрудицией и красотой и олицетворяет гуманитарное знание. Боги собираются на совет. Здесь представлены Фортуна, Здоровья, Благосклонность, аллегорические добродетели. Дебаты были долгими и бурными, но закончились одобрением брака. Сам Юпитер в пышных стихах одобряет этот союз. Приготовлениями к свадьбе руководит мать Филологии Фронезис (Рассудок). Невеста все же колеблется и ищет подтверждения правильности выбора в небесной и числовой символике. В конце концов она находит в мистике чисел подтверждение и дает свое согласие.
Невеста появляется перед женихом и гостями, ее окружают музы. Каждая из них одаривает новобрачную особыми достоинствами и способностями, обращаясь к ней в стихах. В разговор вступают Благоразумие (Prudentia), Справедливость (Iustitia) и др. Своей благосклонностью одаряют невесту хариты. Затем все хором воспевают невесту.
Появляется женщина царственного вида - Афанасия (Athanasia - Бессмертие), которая должна ввести Филологию в круг богов, но прежде требует от нее очищения. Очищение происходит в буквальном смысле, когда из груди невесты через уста извергается целая библиотека различных сочинений. Ее поддерживают добродетели Труд, Скромность, Согласие, Благочестие. Она пьет из предложенного ей Апофеозой, матерью Афанасии, кубка бессмертия и возносится во дворец Юпитера.
Аполлон дает Филологии в помощь семь служанок. Это и есть Septem Artes Liberales (Семь свободных искусств): - грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия,музыка. Каждая из них излагает сущность своего предмета.
Начинает Грамматика. Она есть основа всех наук. Такое значение ей придавали в свое время Платон (диалог "Филеб"), Цицерон, Тацит, Сервий. После пышного славословия этой науке излагаются задачи, которая она ставит. Грамматика включает четыре части: literae, Literaturae, Literatus, Literate. Первая - то, что изучается. Вторая - та, что использует первую, т. е. первоначальное обучение письму. Третья - обретение настоящей грамотности. Четвертая - постижение истинного смысла написанного. Буквы имею двойственную природу: они природны при произнесении и искусственны при написании. Капелла подробно говорит, как надо их произносить, рассматривает построение слогов, их связь в слове, ударения, длинные и краткие слоги. Излагаются основы склонения имен существительных, говорится о природе глаголов, наречий, причастий, предлогов.
Говоря о диалектике, Капелла отмечает заслуги в этой области Аристотеля, Сократа, Платона, Варрона, стоиков, особенно Хризиппа и Карнеада. Диалектикой руководствуется сам Юпитер, чтобы правильно судить. Она призвана научить порядку слов, соответствующему вещам. Капелла рассматривает такие категории, как субстанция, качество, количество, соответствие, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Диалектика очень важна для правильного построения утверждения и отрицания, т. е. для ведения диспута. Две другие задачи диалектики связаны с правильностью построения предложения и суждения, наилучшего выражения своих мыслей. Наконец, без нее нельзя построить общую концепцию.
Риторика завершает изложение того цикла, который позднее будет выделен Боэцием и назван тривиумом. Эта наука была очень важна для устной греко-римской культуры, предписывала, как следует говорить, а после Цицерона, и как следует писать. В качестве задачи этого искуства Капелла выдвигает умение говорить к месту и убедительно. Если античный ритор имел дело с конкретными делами (causae) и общими вопросами (quaestiones), Капелла больше говорит о второй группе, тем самым придавая большее значение умозрительным и абстрактным спорам. Рассматриваются пять частей разработки речи:
inventio - определение предмета,
dispositio - выработка структуры речи,
elocutio - словесное выражение,
memoria - запоминание,
pronuntiatio - произнесение.
В соответствии со школьной традицией он разделяет речь на несколько основных частей:
txordium - вступление,
narratio - изложение,
tractatio - развитие темы, которое делится на
Ключевые слова: Возрождение. Остготское Возрождение. Теория трансляции Римской империи. Теодорих. Боэций. Кассиодор. Августин. Марциан Капелла. Семь свободных искусств. Античная культура.
Контрольные вопросы
-Каковы причины роста религиозности в римском обществе в первые века н. э.?
-Какое значение для истории Италии имело возникновение Остготского государства?
-Что такое "Остготское Возрождение"?
-Кто такие "последние римляне"?
-Что происходило в это время с античной культурой?
-Каков вклад Боэция в средневековую культуру?
-Какое развитие получила идея "Рима" в правление Теодориха?
-Что такое "теория трансляции Римской империи"?
Список литературы
Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью //Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976.
Антология педагогической мысли христианского средневековья. М., 1994. Т. 1.
Бликштейн Л.С. Материалы к изучению педагогического наследия выдающихся мыслителей раннего и развитого средневековья.// Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. Вып.1.ч.1. М., 1989.
Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М.: Наука, 1990.
Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.
Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М.: Наука, 1972.
Корсунский А. Р. К дискуссии об "Эдикте Теодориха" //Европа в средние века: экономика, политика, культура. М., 1972.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.
Ронин В. К. Франки, вестготы, лангобарды в VI - VIIIвв.: политические аспекты самосознания //Одиссей. 1989. М., 1989.
Социально-политическое развитие стран Пиренейского полуострова при феодализме. М., 1985.
Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М.: Наука, 1989.
Уколова В. И. Марциан Капелла и средневековая школа //Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987.
Уколова В. И. Поздний Рим: пять портретов. М.: Наука, 1992.
Уколова В. И. Человек, связующий времена //Метаморфозы Европы. М.: Наука, 1993.
[1] ad olympiadis ter senos... annos - т.е. к 72 годам.
[2] fugit irreparebile tempus - цитата из Вергилия (Георгики III, 284).